Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регулирование заработной платы локальными нормативными актами в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях



2016-09-17 428 Обсуждений (0)
Регулирование заработной платы локальными нормативными актами в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях 0.00 из 5.00 0 оценок




Заработная плата бюджетников — действенный механизм, стимулирующий эффективность труда. С 1 декабря 2008 года взамен 18-разрядной единой тарифной сетки (ЕТС) введена в действие новая система оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ). Реформа направлена на повышение заработной платы бюджетникам.

Новая оплата труда бюджетников охватывает работников медицинских и образовательных учреждений, работников федеральных государственных учреждений, которые входят в систему министерств и ведомств.

Зарплата бюджетников с 1 декабря 2008 года состоит из оклада, компенсационных надбавок за особые условия труда (у кого они есть), и стимулирующих надбавок (премий). При этом зарплата бюджетников на 70% формируется из оклада и на 30% из надбавок. Размер оклада меняться не может. Именно стимулирующие выплаты, а также доплата за дополнительную работу в бюджетном учреждении «сыграют» на повышение заработной платы бюджетникам. Новая оплата труда бюджетников должна стимулировать работников на более качественное выполнение своих обязанностей. Новая оплата труда бюджетников устанавливает чёткую дифференциацию по качеству труда и старательности конкретного работника. Новая зарплата бюджетников ориентирует специалистов совершенствовать знания. Критериев оценки качества работы персонала – много, поэтому чтобы заработать повышение зарплаты, бюджетникам придется приложить усилия.

В первую очередь от НСОТ выиграли мало оплачиваемые работники: зарплата бюджетников этой категории увеличилась в два с половиной раза.

Зарплаты российским бюджетникам в 2015 году будут повышены (проиндексированы) на уровень инфляции.

В 2015-м, как и следующем 2016 году осуществлять индексацию предлагают не с 1 января, а с 1 октября 2015-2016 годов, причем на уровень роста потребительских цен, именно об этом и говорится в подготовленном ведомством докладе.

Как понятно из доклада - повышения зарплат в 2015 году в России не будет, только индексация на уровень инфляции. Замораживание заработных плат бюджетным работникам, государственным служащим и военным, проводится в рамках оптимизации расходов бюджета, который предложило министерство финансов России.

По расчетам министра финансов РФ Силуанова, отказавшись от индексации (повышения) зарплат бюджетникам и государственным служащим, позволит сэкономить федеральному бюджету порядка ста миллиардов рублей.

В данных условиях темп роста (среднегодовой) реальной заработной платы бюджетных работников и государственных служащих бюджетной сферы в период 2015-2016 годов будут снижены, с ранее планируемого повышения зарплаты на 7,6 %, до 2,7 %, об этом говорится в документе. Такой же вариант индексации предлагается и для военнослужащих, их денежного довольствия.

Это означает то, что в 2015 году, всем этим категориям работников (бюджетникам, госслужащим, военным, учителям, медикам...), стоит ожидать повышения заработной платы всего на 2,7 %, не считая индексации...

Зарплата в бюджетной сфере должна обеспечиваться за счет средств от приносящей доход деятельности. Планируя бюджет на соответствующий год, учреждение должно предусмотреть средства и на повышение зарплаты бюджетникам — стимулирующие выплаты. Новые правила предусматривают повышение зарплаты бюджетникам в форме стимулирующих выплат и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.

Отражение операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету обеспечивает бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Правила ведения учета установлены Инструкцией по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н. Организация бюджетного учета предполагает полное отражение всех операций в балансе учреждения.

Новая оплата труда бюджетников имеет не только положительные стороны, но и негативные аспекты. Новая оплата труда бюджетников ставит сотрудников в зависимость от субъективных оценок со стороны руководителей. К тому же в связи с кризисом разовое повышение зарплат бюджетникам не гарантирует, что и дальше оплата труда бюджетников будет возрастать.

Чтобы заработная плата бюджетникам не снизилась, Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 было установлено, что заработная плата бюджетников, переходящих на новую систему оплаты труда, не может быть ниже выплачиваемой ранее. Постановление обязывает работодателя согласовать положение об оплате труда с трудовым коллективом или профсоюзом. Только в этом случае новая заработная плата бюджетникам будет выплачиваться правомерно.

В бюджетном учреждении повышение зарплаты бюджетникам привязано к специфическим характеристикам, свойственным для отрасли. Так, например, в области культуры и искусства повышение зарплаты бюджетникам зависит от наличия у работника научной степени, от выслуги лет.

Формы и системы оплаты труда в бюджетной сфере

Оплата труда – главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его денежных доходов. Тот, кто нанимает работника, обязан компенсировать ему затраты труда, расходование рабочей силы денежной выплатой в виде заработной платы.

В зависимости от исходного принципа, закладываемого в основу определения величины заработной платы отдельного работника, различают две основные формы оплаты труда:

- повременная (простая повременная; повременно-премиальная);

- сдельная (прямая сдельная; сдельно-премиальная).

В бюджетной сфере в основном используется повременная форма оплаты труда.

Сдельная форма оплаты труда основывается на установлении заработной платы в зависимости от объема (количества) выполненной работы, оказанных услуг за определенный период времени (чаще всего – за месяц). Достоинство сдельной формы оплаты труда состоит в том, что величина заработной платы непосредственно связана с количеством затраченного труда, измеренным в виде объема выполненной работы. Однако в бюджетной сфере часто трудно измерить объем выполненных работ и услуг в натуральном исчислении. К тому же, если выполненная работа носит групповой, коллективный характер, приходится либо выделять долю объема работ или услуг, выполненных каждым работником, либо исчислять сдельную заработную плату в расчете на весь коллектив, а затем делить ее между членами коллектива в соответствии с мерой их участия в труде.

При повременных формах оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Повременной форме оплаты труда принадлежит ведущее место в бюджетной сфере, финансируемой из средств федерального, регионального и местных бюджетов. Это достаточно простая и удобная форма, но и ее применение порождает ряд проблем. Если величина отработанного времени строго соответствует нормативно установленной для данной категории работников, то произведение этого времени на тарифную ставку представляет должностной оклад. Тарифные месячные оклады могут устанавливаться непосредственно и представлять тем самым месячную тарифную ставку.

В общем случае тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной системы оплаты труда (повременной системы, основанной на единых тарифах). Тарифная сетка представляет совокупность разделенных по разрядам оплаты труда тарифных ставок (месячных окладов) и тарифных коэффициентов, представляющих отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда. Размеры тарифных коэффициентов тарифной сетки относительно устойчивы, тогда как тарифные ставки постоянно меняются. Обычно такое изменение происходит в сторону повышения ставок в целях индексации доходов, т.е. учета в доходах фактора инфляции, вызывающего снижение реальных доходов в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги. Повышение тарифных ставок призвано компенсировать рост цен и обусловленных ими расходов работников бюджетной сферы. В то же время повышение тарифных ставок происходит по мере появления в стране бюджетных возможностей увеличения заработной платы работникам бюджетной сферы, которая в России чрезвычайно низка в сравнении с экономически развитыми странами.

Минимальная тарифная ставка в тарифной сетке примерно соответствует существующему, законодательно закрепленному во всех странах минимальному размеру оплаты труда, величина которого также периодически пересматривается в сторону повышения. Следует, однако, иметь в виду, что в России минимальный размер оплаты труда представляет собой не столько наименьший тарифный оклад, сколько счетную единицу, используемую для определения величины пособий, выплат, штрафов, денежных санкций, назначаемых в объемах МРОТ (минимального размера оплаты труда). Тарифная сетка представляет собой средство дифференциации величины оплаты труда работников в зависимости от их квалификации и квалификационного уровня выполняемых ими работ, характеризуемого тарифным разрядом.

Тарифно-повременную систему оплаты труда называют также простой повременной, так как она включает только тарифную часть заработной платы, зависящую от величины отработанного времени и тарифных ставок (окладов). Простая повременная система наиболее применима к оплате труда специалистов и служащих, но и в этом случае она далеко не исчерпывает каналы оплаты труда, не учитывает ряд возможностей дополнительных выплат сверх тарифной части оплаты. Наряду с простой повременной оплатой труда, известна повременно-премиальная оплата труда, в которой, кроме тарифного оклада, работник получает дополнительное денежное вознаграждение в виде премий за достижение количественных и качественных результатов, показателей. Премия может устанавливаться руководством бюджетной организации в абсолютном исчислении либо в процентах к тарифному окладу.

Повременная форма оплаты труда в любой из ее разновидностей несовершенна в том отношении, что она базируется не на конкретных результатах труда, а на отработанном времени, которое определяется по табелю, т.е. по факту присутствия на работе (иногда удается получить отметку в табеле, не присутствуя на рабочем месте и не будучи в командировке, служебном отъезде). Система не мобильна в том отношении, что тарифный разряд устанавливается по прошлым результатам и не подлежит динамичному пересмотру. Само установление разряда обладает рядом условностей, что не позволяет считать его объективным в достаточно полном смысле слова. Вдобавок уровень тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы в России настолько низок, что без его существенного дополнения заработная плата неспособна выполнять не только стимулирующую роль, но и компенсационную и воспроизводственную функции.

Cдельно-премиальная система предусматривает увеличение расценок или всей суммы заработной платы за высокое качество работы, экономное расходование материалов и энергии, применение прогрессивных методов труда, бережное отношение к оборудованию, оказание дополнительных услуг. Но наряду с премиями может применяться механизм депремирования в виде штрафов за нарушение правил, низкое качество работы, нанесение материального ущерба.

По мере вхождения страны в рыночные отношения целесообразно переходить к смешанной форме оплаты труда, сочетающей признаки и свойства повременной и сдельной системы. Одновременно необходимо модернизировать повременную систему в направлении достижения большей вариантности тарифной части оплаты и дополнения тарифной части весомой нетарифной составляющей, отражающей текущую результативность работы. При многофакторной системе весь трудовой процесс подразделяется на ряд параметров, сгруппированных в определенном порядке, количество которых неограниченно и не стандартизировано.

Эти параметры могут быть представлены в следующем виде:

- профессиональная подготовка (образование, квалификационная категория, стаж);

- умственные способности (умение ответить на вопросы теста и решить задачу в нестандартной ситуации);

- физические требования (возраст, фактор здоровья, выработка в единицу времени);

- степень ответственности (за оборудование, за материалы, за соблюдение технологий, за персонал);

- условия труда (нормальные, осложненные) и степень риска;

- субъективные личностные оценки работника руководителем (качество работы, рациональное использование материалов, бережное отношение к оборудованию, максимальное использование рабочего времени, надежность, сотрудничество, общее поведение, возможность выдвижения и т. д.).

Дополнительные выплаты работникам в бюджетной сфере

Для того, чтобы компенсировать неблагоприятное воздействие на здоровье работника вредных производственных факторов, работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени и т.п. устанавливаются особые правила оплаты труда при отклонении от нормальных условий.

Основные случаи отклонения от нормальных условий труда:

- выполнение работ, требующих различных уровней квалификации,

- совмещение профессий,

- работа в сверхурочное время, ночное время, в праздничные дни,

- работа в тяжелых условиях труда.

Данный перечень не является исчерпывающим. Необходимо отметить, что закон предусматривает в каждом из указанных случаев повышенную оплату труда: устанавливается либо специальная доплата, например доплата за совмещение профессий (должностей), либо повышение тарифных ставок (должностных окладов), в частности, при работе в тяжелых условиях труда.

Районные коэффициенты устанавливаются для работающих в местностях с тяжелыми климатическими условиями и призваны компенсировать дополнительные затраты, связанные с проживанием в неблагоприятном для здоровья климате. Размер районного коэффициента колеблется от 1,1 до 2,0 и показывает, во сколько раз должна быть увеличена зарплата работника в северных районах для того, чтобы обеспечить ему приемлемый уровень жизни, сравнимый с уровнем жизни работника равной квалификации, проживающего в нормальных природно - климатических условиях.

Для многих категорий работников бюджетной сферы введены специальные надбавки. Например, надбавки, установленные для профессоров и доцентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, доплаты за классные чины для работников налоговой службы, надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне и др.

Отдельные правила оплаты труда некоторых категорий работников бюджетной сферы

Некоторые категории работников бюджетной сферы оплачиваются по специально установленным правилам.

Так, государственные служащие в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы РФ"[17] получают должностной оклад, надбавки за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет и премии по результатам работы. По особым правилам оплачиваются также судьи и прокуроры.

Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

- государственная гражданская служба,

- вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Государственная гражданская служба (ГГС) подразделяется на федеральную и ГГС субъекта РФ.

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. А также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

7) военная служба.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, месячных и иных дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом РФ.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством РФ в соответствии с настоящим пунктом.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Денежное содержание сотрудника правоохранительных органов состоит из должностного оклада по штатной должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, стоимость продовольственного пайка, а также дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся:

а) ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада;

б) премии по результатам работы (размер премий не ограничивается).

Работникам отдельных органов производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, а также выплачивается материальная помощь.

В настоящее время в России сложилась ситуация, когда средняя заработная плата работников бюджетного сектора экономики по крайней мере в три раза ниже, чем у работников частного сектора экономики.

Если позволяет возраст и здоровье, то работники таких отраслей государственного сектора экономики, как здравоохранение, образование (в большей степени это касается высшего образования), культуры и искусства, находят себе работу по специальности в негосударственном секторе. Это приводит к тому, что на государственных предприятиях происходит отток рабочей силы. Ярким примером этому служат школы, больницы, поликлиники – в них острая нехватка молодых учителей, врачей. Персонал этих учреждений вынужден работать на нескольких ставках, также после достижения пенсионного возраста.

Экспертные оценки показывают, что для создания материальных стимулов к труду в научной отрасли государственного сектора экономики необходимо четырёхкратное повышение средней заработной платы. Добиться единой покупательной способности тарифных ставок первого разряда в отраслях бюджетной сферы можно путем их дифференциации по регионам не через районные коэффициенты, а через соответствующее соотношение с региональным прожиточным минимумом трудоспособного человека. Нижняя граница этого соотношения должна устанавливаться государством, которая затем в зависимости от возможностей региональных бюджетов может быть увеличена.

Однако пока идет процесс регулирования механизма функционирования рынка труда и системы социального партнерства, важно, чтобы государство, используя экономические рычаги, обеспечивало приемлемый для поддержания физической активности работников минимальный уровень оплаты труда, экономически и социально обоснованные пределы соотношения в заработной плате по отраслям, регионам, предприятиям и категориям персонала.

Оплата труда в коммерческих организациях должна выполняться в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации и условиями трудового договора. Порядок установления заработной платы регламентируется статьей 135 ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Для организации оплаты труда на коммерческом предприятии необходимо:

- определить форму и систему основных выплат;

- разработать критерии и указать размеры дополнительных выплат;

- выстроить систему должностных окладов;

- обосновать критерии премирования.

Размер зарплаты в коммерческой организации не ограничивается какими-либо максимальными пределами. Сумма вознаграждения, которое полагается работнику, зависит от количества и качества его работы и определяется работодателем.

Как упоминалось выше, при расчете зарплаты в коммерческих организациях выделяют два вида выплат: основные и дополнительные. Основные выплаты полагаются сотруднику за отработанное время или качество и количество сделанной работы (в зависимости от формы оплаты, которая может быть повременной или сдельно-прогрессивной).

К основным выплатам также относятся доплаты за работу сверхурочно и в праздничные дни, вынужденные простои по вине работодателя, премиальные надбавки и тому подобное.

Дополнительные выплаты назначаются в следующих случаях:

- отпуск;

- исполнение общественных и государственных обязанностей;

- перерывы в работе для кормления ребенка;

- увольнение в связи с ликвидацией организации или плановым сокращением штата, а также по ряду других причин.

Для расчета заработной платы необходимо оценить качество и определить количество затраченного труда. Для этого учитываются три основных фактора:

- тарифная система, установленная на предприятии;

- нормы труда и выработки;

- формы оплаты.

Тарифная система формируется в соответствии с квалификацией сотрудников и условий их работы. Под нормами труда подразумевается количество изготовленной продукции или выполненных процедур за единицу времени. Нормы выработки — это число натуральных единиц продукции/процедур, которое должно быть получено за единицу времени.

Форму оплаты руководство коммерческого предприятия определяет самостоятельно. В зависимости от характера работы, для разных категорий сотрудников она может различаться (к примеру, рабочие могут получать сдельную плату, руководители — повременную).

Кроме того, руководство коммерческого предприятия самостоятельно определяет тарифную систему, установленную на предприятии и нормы труда и выработки.

 

 



2016-09-17 428 Обсуждений (0)
Регулирование заработной платы локальными нормативными актами в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регулирование заработной платы локальными нормативными актами в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)