Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Асные звуки под ударением



2016-09-17 354 Обсуждений (0)
Асные звуки под ударением 0.00 из 5.00 0 оценок




Что такое орфоэпическая норма?

Для понимания этого нужно объяснить, что такое орфоэпия.

Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых влитературном языке, в состав которых входят собственно правила произношения (отдельных звуков, звукосочетаний и слов) , а также правила ударения. Орфоэпия – это и раздел фонетики, изучающий нормативное произношение.

 

Конкретные правила орфоэпии многочисленны, но они могут быть сведены в небольшое количество групп:

· а) в области произношения гласных;

· б) нормы произношения согласных и их сочетаний;

· в) произносительные нормы отдельных грамматических форм;

· г) особенности произношения заимствованных слов.

Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов.

 

Но она может варьироваться, об этом подробнее, добавить. Отсюда:

Нормы литературного произношения — это и устойчивое, и развивающееся явление, они направлены как в прошлое, так и в будущее языка. Это значит, что в каждый данный момент в этих нормах есть то, что связывает сегодняшнее произношение с произношением, свойственным прошлым эпохам развития литературного языка, и есть то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителей языка, как результат действия внутренних законов развития языковой системы.

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

· норма 1-й степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

· норма 2-й степени — нейтральная, допускает равнозначные варианты;

· норма 3-й степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

 

Орфоэпические нормы весьма важны в речевой деятельности, поскольку неверное произношение или ударение отвлекают внимание от смысла высказывания, затрудняют понимание, а часто просто производят неприятное впечатление на слушающего.

Орфоэпические и другие нормы помогают языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь, она ограничивает возможности употребления. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение). Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление. Она не зависит от воли и желания отдельных носителей языка. Развитие общества, изменение социальных условий жизни, возникновение новых традиций, совершенствование взаимоотношений между людьми, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному переосмыслению и изменению норм произношения. Орфоэпическая норма одна из самых изменчивых, подвижных. Носители языка должны чутко реагировать на ее изменения и своевременно корректировать речь.

 

 

Далее идут случаи нарушения. Их стоит вывести из следующих правил:

Надо написать, что я их собрал и рассортировал по схеме правил орфоэпии.

· а) в области произношения гласных;

· б) нормы произношения согласных и их сочетаний;

· в) произносительные нормы отдельных грамматических форм;

· г) особенности произношения заимствованных слов.

 

асные звуки под ударением.

· На месте букв а и я под ударением произносится гласный [а]: поляна – по[л’а’]на, лопата – ло[па’]та. В данном случае необходимо выделить глагол запрячь (перепрячь, распрячь, подпрячь). Он в образцовой речи произносится: запречь – зап[рэ ]чь, а в прошедшем времени: запрег – зап[ро ]г.

· Гласный [э] звучит под ударением на месте букв э и е: эра – [э ]ра, женщина – [жэ ]нщина.

· Под ударением на месте букв о и е произносится гласный [о]: рев – [ро ]в; вор – в[о ]р.?

· В живой разговорной речи часто встречаются подмены ударного [э] звуком [о], что недопустимо. Такого рода ошибки часты в следующих словах: атле т, афе ра, блеф, бытие (но житье-бытье) , всплеск, гололе дица (но гололед) , гренаде р, двух-трех-пятидне вный (но дневка) , зе в, иноплеме нник (и иноплеменный, но разноплеменный) , леска, опека (и подопечный) , оседлость (и оседлый) , передержка, преемник, склеп, слежка, современник (и современный, современность) , хребет, шедевр; лемешный, местоименный, недоуменный (и недоуменно) , отве рстый, попере чный, равнобедренный, смятенный, ячменный; избег (прош. вр. глагола избегнуть) , пригре зиться (но гре зы) , се к (прош. вр. глагола се чь ; то же в прош. вр. глаголов отче чь, подсе чь, рассе чь, усе чь, вы сечь).

· Сложности возникают при выборе ударных [э], [о] в сложных словах. В основном сложные слова произносятся с однимударением, обычно находящимся ближе к концу слова. Поэтому первое слово, входящее в состав сложного, утрачивает самостоятельное ударение, артикуляция ударного гласного в нем ослабляется, и качество гласного меняется – вместо [о] звучит редуцированный. Например: всеобъе’млющий (ср.: человек всеобъемлющих знаний – человек, все объемлющий своим взором) ; зернобобовый (ср.: зерна – бобы) ; если же это слово многосложное и имеет побочное ударение, то [о] сохраняется в составе сложного слова: черносмородиновое (варенье), хотя в более коротких словах первая часть черно– произносится с редуцированным [э]: чернозем, черносли в. Сохраняется [о] и в составе числительных трех-, четырех–, входящих в сложные слова: трехступенчатый, четырехэтажный.

· В некоторых словах происходит подмена ударного [о] на [э]: безнадежный, блеклый, издевка, наемник, околесица, осетр, ременный, решетчатый, сметка, тенета и др.

· Необходимо обращать внимание на некоторые причастные формы, различающиеся ударным гласным и имеющие разные значения: исте кший (год) – истекший (кровью), оглаше нный (кричит как оглашенный) – оглашенный (приказ).

· Гласный [ы] звучит после [ж, ш, ц] на месте буквы и: [жы ]вность, [шы ]шка, [цы ]фра.



2016-09-17 354 Обсуждений (0)
Асные звуки под ударением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Асные звуки под ударением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)