Методические рекомендации
1. Не забудьте, что воспитательное мероприятие должно быть увлекательным. 2. Помните о направленности мероприятия. 3. Не забывайте, что интерес всегда проявляется через деятельность, пусть ваши студенты будут активны во время мероприятия. 4. По окончании воспитательного мероприятия выясните мнение студентов о нем. 5. При планировании воспитательного мероприятия придерживайтесь структуры, представленной в таблице.
Литература: 1. Данилъченко В.М., Шумейко А.А. Формирование индивидуального стиля деятельности в системе педагогического образования / Под ред. А.А.Шумейко.— Комсомольск-на-Амуре, 1995. 2. Каптерев П. Ф. Нравственно-волевыесвойства учителя // Избр- пед. соч.— М., 1982. 3. Радианов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование.—СПб., 1996. 4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя,— М., 1995. 5. Чепляева Л.А. Формирование гностической профессиональной деятельности учителя: Автореф. докт. дис. — М-, 1997.
ЗАНЯТИЕ №3 ТЕМА: Технологическое обеспечение коллективной творческой деятельности учащихся. ЦЕЛЬ: отработка умения проведения коллективных творческих дел. ФОРМА: семинар – игра.
План: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Изучите литературу из списка, составьте конспект по следующим вопросам: - педагогические принципы, положенные в основу технологии КТД; - цель и сущность КТД; - основные условия, которые необходимо соблюдать при проведении КТД; - структура КТД, возможности рассмотрения ее как «педагогического конструктора». 2. Каковы особенности применения технологии КТД в современных условиях?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Разделитесь на микрогруппы до 5 человек и разработайте коллективное творческое дело. 2. Деловая игра Первый этап: Предварительная беседа (Какое КТД Вас заинтересовало? В каком КТД Вы с удовольствием участвовали бы сами?). Второй этап: Презентация своих проектов. Третий этап: Подведение итогов, коллективный анализ и оценка работы студентов во время игры. Литература: 1. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990. 2. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 1989. 3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985. 4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1987. 5. С. Соловейчик. Воспитание по Иванову. – М., 1989. 6. Караковский В.А. Теория и практика воспитания: коммунарская методика // Педагогика. – 1988. - № 5-6, 9, 12. - 1989.- №4. 7. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. – 1994. - №1.
ЗАНЯТИЕ №4 ТЕМА:Творческое решение педагогических задач. ЦЕЛЬ: Отработка методики анализа учебно-воспитательных ситуаций и творческого решения педагогических задач. ФОРМА: практикум
План: 1. Повторение из курса «Педагогика» методики анализа учебно-воспитательных ситуаций, методики решения педагогической задачи и формулировка правил творческого подхода к решению педагогических задач. 2. Подбор педагогических ситуаций для анализа и решения педагогических задач. 3. Моделирование педагогических ситуаций: методы (анализ педагогических ситуаций, педагогическое проектирование, педагогические игры); типы ситуаций (стандартные, критические, экстремальные); модификация анализа конкретных ситуаций (ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-упражнение и др.), особенности их анализа.
Эвристическая обучающая программа анализа педагогической ситуации: 1. Характеристика общественно-воспитательной среды. · Где происходит действие? · Дайте оценку воспитательной направленности среды. · Дайте оценку уровня воспитанности группы и отдельного учащегося. 2. Выявление объектов и субъектов воспитания (ОВ и СВ). · Назовите ОВ и СВ. · Дайте характеристику ОВ и СВ (их качества и мотивы поведения). 3. Характеристика воспитательных отношений (ОВ и СВ) в данной педагогической ситуации. Дайте характеристику взаимоотношениям: · коллектива и его членов, · воспитателя и коллектива, · членов коллектива. 4. Конкретизация воспитательных целей. · Сформулируйте конкретные задачи воспитания. 5. Анализ методов и приемов педагогического воздействия. · Укажите комплект используемых методов и приемов педагогического воздействия и целесообразность их применения. 6. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач. 7. Решение педагогических задач · Какие методы и приемы выбрал СВ? · Какие виды деятельности и средства использовал? · Какие организационные формы? · Какие решения выбрал СВ по отношению к действиям ОВ? · Какое решение принял СВ по отношению к своим действиям? 8. Анализ организаторской деятельности воспитателя. 9. Общие оценки результатов педагогического воздействия. · Достигло ли цели педагогическое воздействие и в какой мере? · Какая методика была удачно использована воспитателем? · Какие были допущены ошибки? · Каких знаний и умений, навыков не хватает воспитателю? · Какой опыт следует учесть в дальнейшей работе? Литература: 1. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха. – М., 1991.
ЗАНЯТИЕ № 5 ТЕМА: Технология педагогического воздействия. ЦЕЛЬ: уяснить сущность методов педагогического воздействия, их взаимосвязь и взаимодействие с методами воспитания, усвоить требования к применению методов и приемов педагогического воздействия. ФОРМА: круглый стол
План: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Ознакомившись с теорией вопроса, проанализируйте сущность, взаимосвязь и взаимодействие в системе работы педагога методов воспитания и методов педагогического воздействия в гуманистической парадигме педагогики. 2. Кратко охарактеризуйте роль и место методов и приемов педагогического воздействия в воспитательном процессе. 3. В чем сущность условий эффективности применения методов и приемов педагогического воздействия? ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Объединившись в микрогруппы, подготовьте сообщение по одному из нижеуказанных вопросов, раскрыв сущность соответствующей педагогической технологии и предложите всей группе по 1-2 тренинга-задания, которые могут развить соответствующее профессиональное умение педагогов. - технология этико-половой дифференциации детей в педагогическом общении; - технология создания ситуаций общения; - технология педагогического требования; - технология информативно-речевого воздействия.
Литература: 1. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогическом технологиям – М., 1998. 2. Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий – М., 1997. 3. Белкин А.С. Ситуации успеха – М., 1991. 4. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия – М., 1972. 5. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна, - М., 1989. 6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1992.
ЗАНЯТИЕ №6 ТЕМА: Проектирование эвристической игры-беседы у старшеклассников. ЦЕЛЬ: познакомить с механизмом проведения эвристической игры-беседы, стимулировать когнитивные проявления студентов, способствовать усвоению ими способов организации учебной деятельности средствами педагогической эвристики. ФОРМА: практикум
План: 1. Ознакомление студентов с методическими рекомендациями по проведению эвристической беседы. 2. Знакомство с темой игры-беседы «В городской больнице». В больницу, специализирующуюся по трансплантации донорского сердца, после длительного перерыва поступает донорское сердце. На очереди по его пересадке находятся 5 человек: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака и приближающийся к завершению этой работы; 16-летняя беременная девушка с больным сердцем; молодая женщина, пользующаяся исключительной любовью сотрудников больницы; врач той же больницы; учительница, мать двоих детей, только что похоронившая мужа, погибшего в автомобильной катастрофе. У всех ситуация критическая, осталось жить не больше месяца. Вопрос: кому отдать предпочтение? Методические рекомендации: Этапы эвристической деятельности. 1. Подготовительный: · изучение и анализ научно-методической литературы, отбор фактического материала в периодической печати; · вычленение вопроса для решения создавшейся проблемы; · предварительное разделение участников по принципу свободного выбора в «рабочие группы». 2. Информационный: · целевая установка; · сообщение проблемной ситуации; · определение временного ценза в проведении игры; · конкретизация и отбор версий каждой из рабочих групп; · определение функциональных обязанностей группы «экспертов»; · знакомство с правилами иалгоритмом решения эвристической задачи. 3. Аналитический: · выработка идей, отработка стратегии и тактикиаргументации собственных доводов участниками; · выбор и ведение переговоров с оппонентами (каждая группа выбирает одного-двух оппонентов). 4. Заключение.
Работа группы экспертов
Первая группа дает анализ и оценку деятельности участников игры. Вопросы: 1. Кто в малых группах был лидером и почему? 2. Какие из рабочих групп нашли более весомый довод и правильный подход к решению проблемы? Вторая группа экспертов дает анализ и оценку эвристической игре-беседе как методу обучения. Вопросы: 1. Какова учебная цель эвристической игры-беседы? 2. В чем особенности методики ее проведения? 3. Выделите методы педагогической эвристики, используемые участниками в ходе игры. 4. На каком уровне учебной деятельности осуществляется эвристический поиск (идентификации, репродукции, трансформации и т.д.)? 5. Какие функции мышления наиболее ярко были выражены у участников в процессе поиска решения (дедукция, индукция)? 6. Какой тип эвристической задачи был положен в основу данной игры-беседы: задачи нестереотипного воспроизведения заученных действий; задачи, требующие модификации заученных действий в изменившихся условиях; задачи на поиск новых, еще не известных способов действия? 7. Какие характеристики эвристической деятельности здесь присутствовали (правило предпочтения, редукция, аналогия, обобщение, суперпозиция и др.)? Алгоритм решения эвристической задачи: 1. Нужноясно понять: Что известно? Что неизвестно? В чем состоит условие? 2. Составитьплан. 3. Собрать данные; подумать,встречалась ли такая задача ранее. 4. Что полезного можно извлечь из полученных данных? Все ли они могут быть использованы для аргументации? Правила-афоризмы к решению: 1. «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает». 2. «Где есть желание, найдется путь». 3. «Усердие — мать удачи». 4. «Мудрый начинает с конца, глупый кончает в начале». 5. «Делай как можешь, если нельзя сделать как хочешь». 6. «Мудрый создает себе больше возможностей, чем ему предоставит случай». Литература: 1. Каптерев П. Ф. О формах педагогического метода // Избр. пед. соч. — М., 1982. — С. 576—577 (об эвристическом методе). 2. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. — М., 1995. 3. Троицкий Д. А. Применение современных эвристических методов в учебном процессе // Среднее специальное образование.-1989.-№ 12.
ЗАНЯТИЕ №7 ТЕМА: Технология организации работы с родителями. ЦЕЛЬ: усвоение методики проведения разнообразных форм работы с родителями, отработка организаторских, коммуникативных умений студентов. ФОРМА: практикум.
Подготовительная работа: Подготовить лекцию (20 мин) для родителей учащихся конкретного возраста на актуальную тему (в лекции четко сформулировать цель, вопросы, составить список литературы для родителей) с учетом следующих требований: - актуальность, научная глубина, практическая направленность темы лекции; - образность, наличие яркого иллюстративного материала.
План: 1. Обсуждение тем и планов подготовленных лекций. 2. Выбор двух наиболее понравившихся тем и планов лекций. 3. Чтение лекций. 4. Обсуждение, анализ и оценка их в соответствии с вышеуказанными требованиями. 5. Коллективный анализ занятия.
Литература: 1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1985. 2. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями – М., 1980. 3. Макаренко А.С. Книга для родителей / Педагогические сочинения: В 8-ми Т. – М., 1958. Т.5. – С. 237-250. 4. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986. 5. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988. 6. Арнаутова Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? – М., 1996. 7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996. 8. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994. 9. Хоменко И.А. Философско-психологическая модель взаимодействия детей и родителей – СПб., 1995. 10.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика – 1999.-№4. 11.Фридман Л.М. Школа и родители // Классный руководитель. – 1998. - №5.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |