Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ



2016-09-16 393 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




№ п/п Наименование этапов. Время (ориентировочное) Методические рекомендации.
Организационный момент, целевая установка занятия. 5 мин. 1. Проверить внешний вид студентов. 2. Проверить санитарное состояние кабинета. 3. Отметить присутствующих на занятии студентов.
Мотивация учебно-практической деятельности студентов. 5 мин. 1. Сообщить тему занятия. 2. Определить цели занятия и план работы.  
Контроль исходного уровня знаний студентов. 25 мин.   Студентам предлагается ответить на вопросы по данной теме (приложение № 1).
Теоретическая часть. Объяснение нового материала. 25 мин. Преподаватель указывает, на какие моменты необходимо обратить особое внимание (приложение №2).
Практическая работа студентов. 80 мин. 1. Работа в парах (проведение проб). 2. Индивидуальная работа (анализ полученных результатов).
Осмысление и систематизация полученных знаний, умений и навыков. 10 мин. Каждому студенту предлагается тестовый контроль (приложение № 3). В каждом варианте 10 тестовых заданий различной структуры (задание с выбором одного или нескольких правильных ответов). Преподаватель оценивает результаты ответов по следующим критериям: “5”- до 2 ошибок; “4”- 3-4 ошибки; “3”-5-6 ошибок; “2”- более 6 ошибок.  
Подведение итогов занятия. 10 мин. Преподаватель проводит анализ работы студентов на занятии. Оценки студентов комментируются. В заключении, преподаватель дает студентам задания к следующему занятию.
  ВСЕГО: 160 мин.  

 

 

Основным фактором, определяющим социальные и экологические условия жизни человека, является трудовая деятельность. С физиологической точки зрения труд – это процесс индивидуального расходования мозговой, психической и мускульной энергии.

Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности определяет работоспособность.

Она может быть обусловлена степенью подготовленности человека к данной деятельности, его физическим и интеллектуальным развитием, возрастом и состоянием здоровья. Работоспособность неодинакова у разных людей и зависит от многих внутренних и внешних причин: возраста, состояния здоровья, физической силы, выносливости, тренированности, условий режима труда и отдыха и т.п.

Индивидуальные факторы работоспособности – это физиологические, психологические и физические возможности, которые могут быть врожденными и приобретенными.

В наши дни деятельность человека характеризуется многими факторами, способствующими накоплению утомления: однообразность трудовых операций, статичность рабочих поз, повышение уровня эмоционального напряжения вплоть до стрессовых состояний и т.п. Однако человек от рождения имеет мощные физиологические механизмы устойчивости к действию различных отрицательных факторов. В процессе жизнедеятельности организм непрерывно адаптируется к условиям внешней среды и к характеру деятельности с использованием меняющихся возможностей основных физиологических систем. Иными словами функциональные возможности человека напрямую зависят отего здоровья – состояния равновесия между требованиями среды и силами организма.

В практике врачебного контроля спортивной медицины, а также педагогической деятельности для определения уровней различных компонентов физической работоспособности широкое распространение получили так называемые функциональные пробы или тесты.

Для изучения функционального состояния систем организма его исследуют в состоянии покоя и в условиях проведения различных функциональных проб или тестов. Пробы позволяют оценивать функциональное состояние организма в целом, а так же уровень общей физической работоспособности.

Тестирование дает возможность уточнить правильность назначения двигательного режима и его эффективность, а также позволяет выявить начальные признаки сердечной и легочной недостаточности.

 

Функциональные пробы начали применяться еще в начале ХХ века. В нашей стране первой функциональной пробой, применявшейся для исследования физкультурников, была так называемая проба Государственного центрального института физической культуры, разработанная Д.Ф.Шабашовым и А.П.Егоровым в 1925 году. При проведении ее испытуемый выполнял 60 подскоков на месте. Реакция организма изучалась по данным сердечной деятельности. В 30-е годы начали применяться функциональные многомоментные пробы, в которых испытуемые выполняли различную по интенсивности и по характеру мышечную работу – трехмоментная функциональная проба, предложенная С.П.Летуновым в 1937 году.

Функциональные пробы характеризуют деятельность как отдельно взятой системы, так и организма в целом. В соответствии с этим основными задачами тестирования являются:

1) изучение адаптации организма к тем или иным воздействиям;

2) изучение восстановительных процессов после прекращения воздействия.

Различают следующие виды воздействий, используемых при тестировании:

а) физическая нагрузка;

б) изменение положения тела в пространстве;

в) изменение газового состава вдыхаемого воздуха и другие.

Наиболее часто используется физическая нагрузка. Формы ее выполнения многообразны. Это, прежде всего простейшие формы, не требующие специальной аппаратуры: приседания (проба Мартине), подскоки (проба ГЦИФК), бег на месте (проба Летунова) и др. В настоящее время получили распространение пробы, в которых в качестве физической нагрузки используется восхождение с определенной частотой на ступеньку определенной высоты (степ тесты).

При массовом обследовании лиц молодого и среднего возраста можно применять пробу с бегом на месте или приседаниями. В отношении слабо подготовленных лиц иногда приходится ограничиваться ортостатической пробой, при обследовании практически здоровых – можно использовать модели нагрузок без интервалов отдыха.

Для объективной оценки результатов тестирования, необходимо, чтобы получаемая информация выражалась в количественных физических величинах. Для этого наиболее целесообразно применять медицинские измерительные приборы.

При отсутствии электрокардиографа ЧСС определяется по числу пульсовых ударов за 10 сек. (полученная величина умножается на 6) – таким образом, рассчитывается ЧСС за 1 мин. Однако этот прием может давать существенные ошибки, особенно при физической нагрузке с выраженной тахикардией. Поэтому боле целесообразно определять время, затрачиваемое на 30 пульсовых ударов, а затем пересчитывать эти данные на 1 мин.

Весьма ответственно измерение АД при физической нагрузке. Звуковой метод Короткова в этих условиях завышает максимальное давление и может занижать минимальное. При измерении минимального АД необходимо иметь в виду, что метод Короткова характеризуется 4 фазами звуковых явлений. По мере понижения давления в манжете сначала выслушиваются громкие тоны (1 фаза), затем шумы (2 фаза), затем вновь звуки приобретают характер тонов (3 фаза), и, наконец, звучность тонов уменьшается, они переходят в шумы (4 фаза), которые вскоре полностью исчезают. Начало 1 фазы соответствует максимальному АД, а начало 4 фазы – минимальному. Поэтому при нагрузке за минимальное АД следует принимать шумы 4 фазы, а не полное исчезновение звуковых явлений.

При проведении функциональных проб большое значение имеет субъективное отношение испытуемого к самой процедуре. Особенно важна мотивация при проведении максимальных тестов. При выполнении нагрузки в виде 15-секундного бега на месте в максимальном темпе, от желания испытуемого, его настроения и других мотивационных факторов зависит развитие предельной для него интенсивности.

К числу общих требований к проведению функциональных проб относят, прежде всего, обеспечение нормального микроклимата в помещении для тестирования. Помещение должно быть хорошо проветриваемым, температура в нем должна поддерживаться на уровне комфорта.

Непосредственно в процессе проведения функциональной пробы необходимо вести протокол тестирования. Перед началом тестирования испытуемому должна быть дана подробная инструкция об его проведении.

Контрольное тестирование следует проводить не чаще одного раза в 3 мес. Содержание тестов не должно меняться в течение годового цикла занятий.

 

Приложение № 1

Контрольные вопросы:  
Дайте определение понятия работоспособность человека. Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности.
Дайте определение понятия здоровья. Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека».
3. Дайте определение физической работоспособности. Уровень развития мышечной силы, развития различных видов моторики, развития функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие выносливости и способность к кратковременному –развитию мощности.
4. Что такое функциональная проба? Нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния органа, системы или организма в целом.
Перечислите известные вам функциональные пробы. Проба Руфье, тест Купера, проба Мартине, Штанге, Генчи и т.д.
Перечислите известные вам методы комплексной оценки функционального состояния организма в целом. Методики Белова, Апанасенко.
7.    
8.    

Приложение № 2

Проба С.П. Летунова.

Проба предназначена для оценки адаптации организма человека к скоростной работе и к работе на выносливость.

Проба складывается из трех нагрузок: первая – 20 приседаний, выполняемых за 30 с, вторая (выполняется через 3 мин. после первой) – 15-секундный бег на месте в максимальном темпе; третья (выполняется через 4 минуты) – трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.

До и после окончания каждой нагрузки у испытуемого регистрируется восстановление ЧСС (по 10 секундным интервалам) и АД. Эти данные регистрируются на протяжении всего периода отдыха между нагрузками (2-3 раза).

Оценка результатов пробы С.П.Летунова не количественная, а качественная. Она ведется путем изучения так называемых типов реакций.

У хорошо тренированных спортсменов чаще всего отмечается нормотонический тип реакции на пробу. Она выражается в том, что под влиянием каждой нагрузки отмечается в различной степени выраженное учащение пульса, на все виды нагрузок повышается максимальное и понижается минимальное АД. Важным критерием нормотонической реакции является быстрое восстановление ЧСС и АД до уровня покоя. Замедление восстановления этих показателей сердечной деятельности говорит о недостаточной физической подготовленности испытуемого.

Атипические типы реакций:

- гипертонический тип характеризуется главным образом резким повышением максимального АД до 180-200 мм рт. ст.; минимальное либо не изменяется, либо повышается. Пульсовая реакция - с замедленным восстановление ЧСС до исходного уровня. Гипертонический тип реакции связывается с явлениями переутомления или перетренированности. Он также может быть признаком предгипертонического состояния;

- гипотонический тип характеризуется незначительным повышением максимального АД, в ответ на нагрузку сопровождающимся резким учащением пульса. Восстановление ЧСС и АД замедленно. Эти изменения связаны с тем, что увеличение минутного объема обеспечивается главным образом учащением сердцебиений, в то время как увеличение систолического объема невелико. Этот тип реакции рассматривается как неблагоприятный;

- дистонический тип характеризуется снижением минимального АД, которое после 2-ой и 3-ей нагрузок становится равным нулю («феномен бесконечного тона»). Максимальное АД в этих случаях повышается до 180-200 мм рт. ст.. «Феномен бесконечного тона» вероятнее всего имеет методическое происхождение. Дело в том, что тоны Короткова, выслушиваемые при измерении АД, возникают в связи с тем, что в крови, текущей через суженную манжеткой артерию, образуются «вихри» (турбулентное течение жидкости). Как только просвет сосуда становится нормальным, кровоток в нем нормализуется; «звучание» артерии прекращается. При физической нагрузке, когда резко увеличивается объемная скорость кровотока, турбулентное течение может возникать в нормальном по диаметру сосуде. Поэтому, если выслушивать с помощью фонендоскопа «звучание» артерий в области локтевого сгиба непосредственно при нагрузке, то звуковой феномен будет закономерно обнаруживаться при любой достаточно интенсивной работе. Таким образом «феномен бесконечного тона» является нормальным явлением для условий нагрузки и самого начала восстановительного периода. Как негативный признак он рассматривается лишь в случаях, когда «звучание» артерий наблюдается в течении нескольких минут после прекращения нагрузки;

- реакция со ступенчатым подъемом максимального АД характеризуется тем, что максимальное АД, которое обычно снижается в восстановительном периоде, у некоторых испытуемых повышается на 2-ой – 3-ей минутах по сравнению с величиной на 1-ой минуте восстановления. Такого типа реакция чаще всего наблюдается после 15-секундного бега. Она связана с ухудшением функционального состояния организма. Вместе с тем она может быть показателем инерционности систем, регулирующих кровообращение.

Время, исследов после нагрузки, с До нагрузки После 20 приседаний После 15-секундного бега После 3 –минутного бега
минуты минуты минуты
1-я 2-я 3-я 1-я 2-я 3-я 4-я 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
    - - -   - - -     - - - - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -   - - -    
АД 120 140 - 175 155 135 125 180 160 140 125 125

Проба Штанге

Заключается в следующем: испытуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживает дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40-55 секунд, физкультурники – на 60-90 секунд и дольше.

Оценивается проба следующим образом:

МУЖЧИНЫ   ЖЕНЩИНЫ
  больше 50 сек от 40 до 50 сек от 30 до 40 сек ниже 30 сек   отлично хорошо удовлетворительно плохо   больше 40 сек от 28 до 40 сек от 16 до 28 сек ниже 16 сек

Если задержка дыхания длится только 10 - 15 сек, то это указывает на недостаточность кровообращения и снижение функции внешнего дыхания.

Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе.

Испытуемому предлагают задержать дыхание после полного выдоха. Удовлетворительной эта проба считается, если задержка дыхания составила не менее 20 с.



2016-09-16 393 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)