Тема: Методы регуляции психоэмоционального состояния.
Методы релаксации в процессе занятий
Физическими упражнениями и спортом
Цель: Приобретение знаний, умений и навыков психофизической саморегуляции.
Задачи:
1. Рассмотреть основы психосоматического подхода.
2.Способствовать формированию активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
3.Способствовать развитию навыков психоэмоциональной саморегуляции.
План занятия:
1. Фундаментальные принципы психосоматического подхода.
1.1. Психофизиологические особенности конституциональных типов.
1.2. Астенические и стенические эмоции.
2. Релаксация как исходный этап психотренинга.
2.1. Смена напряжения и расслабления.
2.2. Словесный метод (аутогенная тренировка).
3. Самообладание.
3.1. Тренировка волевого внимания (техника медитации).
3.2. Метод преобразования энергии отрицательных эмоций.
4. Самопрограммирование.
4.1. Формулы самовнушения.
5. Условия, обеспечивающие успешность психотренинга.
Литература:
1. К.В.Динейка. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – М.: ФиС, 1986.
2. Ф.Александер. Психосоматическая медицина // – Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2000.
После изучения данной темы студент должен:
знать:
1. Основные типы психофизиологических реакций организма человека на стресс-факторы
2. Основные приемы достижения релаксации
уметь:
1. Проводить комплекс психофизической тренировки
2. Применять методы психотренинга.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ
№
п/п
| Наименование этапов.
| Время
(ориентировочное)
| Методические рекомендации.
|
| Организационный момент, целевая установка занятия.
| 5 мин.
| 4. Проверить внешний вид студентов.
5. Проверить санитарное состояние кабинета.
6. Отметить присутствующих на занятии студентов.
|
| Мотивация учебно-практической деятельности студентов.
| 10 мин.
| 3. Сообщить тему занятия.
4. Определить цели занятия и план работы.
|
| Контроль исходного уровня знаний студентов.
| 25 мин.
| Студентам предлагается ответить на вопросы по данной теме (приложение № 1).
|
| Теоретическая часть. Объяснение нового материала.
| 50 мин.
| Преподаватель указывает, на какие моменты необходимо обратить особое внимание (приложение №2).
|
| Практическая работа студентов.
| 40 мин.
| 3. Работа в группе.
4. Индивидуальная работа.
|
| Осмысление и систематизация полученных знаний, умений и навыков.
| 20 мин.
| Каждому студенту предлагается тестовый контроль (приложение № 3). В каждом варианте 10 тестовых заданий различной структуры (задание с выбором одного или нескольких правильных ответов). Преподаватель оценивает результаты ответов по следующим критериям: “5”- до 2 ошибок; “4”- 3-4 ошибки; “3”-5-6 ошибок; “2”- более 6 ошибок.
|
| Подведение итогов занятия.
| 10 мин.
| Преподаватель проводит анализ работы студентов на занятии. Оценки студентов комментируются.
В заключении, преподаватель дает студентам задания к следующему занятию.
|
| ВСЕГО:
| 160 мин.
|
|
Приложение № 1
Контрольные вопросы:
| |
1. Дайте определение понятия здоровья.
| Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека».
|
2. Что является основным и необходимым условием формирования, сохранения и укрепления здоровья человека?
|
Собственные усилия человека, его активная позиция в отношении собственного здоровья.
|
3. Расскажите о факторах, влияющих на здоровье человека.
| Здоровье человека зависит от:
5. окружающей среды (природная – воздух, вода, почва; социальная – условия жизни и культура) на 25 %
6. генетической предрасположенности на 20%
7. здравоохранения на 8-10%
8. образа жизни на 50%.
|
4. Что такое образ жизни человека?
| Образ жизни человека – это индивидуальный стиль жизнедеятельности, обеспечивающий человеку желаемое качество жизни.
|
Что является физиологической основой полноценного функционирования живого организма?
|
Поддержание постоянства внутренней среды организма, гомеостатического равновесия.
|
Какая функциональная система и посредством чего регулирует жизнедеятельностьорганизма при внешних воздействиях?
| Центральная нервная система, сменой процессов возбуждения и торможения, передачей нервного импульса от рецепторов в головной мозг.
|
Какая функциональная система и посредством чего регулирует работу внутренних органов организма?
| Вегетативная нервная система, гуморальными факторами.
|
Каким образом происходит преобразование нервного импульса в гуморальный?
| В гипоталамусе релизинг-факторы стимулируют или тормозят выработку тропных гормонов гипофиза. При стресс-реакции стимулируется выработка адренокортикотропного гормона, который в свою очередь способствует высвобождению адреналина надпочечниками.
|
Какие физиологические функции затрагиваются психологическими воздействиями?
| Вегетативные реакции на эмоциональные состояния, которые можно разделить на две категории:
- симпатические влияния (подготовка к борьбе или бегству)
- парасимпатические влияния (анаболические процессы)
|
Что лежит в основе невротических расстройств вегетативных функций?
| Нарушение гармонии между внешней ситуацией и внутренними вегетативными процессами. Н-р: при преобладании симпатических влияний агрессивные импульсы человеком сознательно тормозятся и соответствующее поведение (борьба или бегство) не доводится до завершения, но физиологически организм находится в постоянном состоянии готовности (тахикардия, рост АД, расширение кровеносных сосудов в скелетных мышцах, возросшая мобилизация углеводов и усиленный обмен веществ. Если это случается неоднократно, кардиальные симптомы становятся хроническими.
|
Приложение № 2
«Подчините себе ваши страсти, и их сила станет
вашей силой, их величие – вашей красотой».
А.Франс.