Тема 2. Происхождение человека и становление первобытного общества: эпоха праобщины
Вопросы для самоподготовки 1. Предмет, задачи и значение истории первобытного общества. 2. Источники первобытной истории. 3. Хронология и периодизация истории первобытного общества. 4. Критерии и движущие силы антропогенеза. 5. Австралопитековые и вопрос о прародине человечества. 6. Древнейшие гоминиды (Homo erectus: питекантроп, синантроп) и их трудовая деятельность. 7. Древние гоминиды (неандерталец) и его трудовая деятельность. 8. Праобщина. Ее характеристика. 9. Возникновение мышления и речи. Зарождение идеологических воззрений. 10. Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного вида. 11. Заселение неантропом Америки, Австралии и Океании. Расогенез. 12. Эпоха присваивающего хозяйства. Развитие производительных сил и материальной культуры в эпохи верхнего палеолита и мезолита. 13. Брак и семья в раннеродовой общине. 14. Социально-экономические отношения, половозрастная и общинно-родовая организация раннепервобытной общины. 15. Эпоха производящего хозяйства. Новые производственные достижения в эпоху неолита. Первое крупное общественное разделение труда. 16.Социально-экономические отношения, половозрастное разделение труда в позднеродовой общине. 17. Общинно-родовая организация, брак и семья в позднеродовой общине. 18. Организация власти и нормы социальной регуляции в родовой общине. 19.Рациональные знания и духовная культура родовой общины. 20. Развитие производящих и присваивающих форм хозяйства в эпоху разложения первобытно-общинного строя. Интенсификация обмена. Второе и третье крупные общественные разделения труда. 21. Становление частной собственности, зарождение эксплуатации и общественных классов (классогенез). 22. Складывание государства и права (политогенез). 23. Переворот в положении полов. Обособление семьи и его социальные последствия в эпоху разложения первобытно-общинного строя. 24. Трансформация общинно-родоплеменной организации в эпоху разложения первобытно-общинного строя. 25. Развитие полезных знаний и духовная культура эпохи разложения первобытно-общинного строя. 26. Первобытная периферия и цивилизация.
Программа курса "История первобытного общества" Введение Предмет, задачи и значение истории первобытного общества. Особенности предмета первобытной истории, его временные рамки Задачи первобытной истории: исследование в исторической динамике (становление, развитие и трансформации) проблем антропогенеза, хозяйственной деятельности, материальной культуры, социальных отношений, семьи и брака, общественной организации, этнических и языковых процессов, остатков первобытности в классовых обществах, взаимоотношение цивилизаций и первобытной периферии. Познавательное, мировоззренческое и практическое значение изучения исторического опыта древнейших этапов человеческой истории. Периодизация и хронология первобытной истории. От взглядов античных авторов (Тит Лукреций Кар) и мыслителей Нового времени (Кондорсе, Тюрго, Фергюссон) до новейших исследований. Периодизация первобытной истории Л.Г. Морганом и ее дальнейшая разработка Ф. Энгельсом. Современные взгляды российских и зарубежных ученых на периодизацию первобытного общества и критерии периодизации. Значение для первобытной истории археологической, палеоантропологической, геологической, палеоклиматической периодизаций. Корреляция их с исторической периодизацией. Абсолютная и относительная хронология истории первобытного общества. Тема 1. Источниковедение истории первобытного общества Источниковедение первобытной истории. Понятие исторического источника. Виды и особенности исторических источников для реконструкции первобытной эпохи: археологические, этнографические, антропологические, лингвистические, археоботанические, археозоологические, данные других естественнонаучных дисциплин. Значение письменных источников для изучения истории первобытного общества. Роль информатики в реконструкции первобытных процессов. Особенности синтетической реконструкции первобытной истории. Тема 2. Происхождение человека и становление первобытного общества: эпоха праобщины Возникновение человека. Критерии человека: христианская и научные (А. Гумбольд, Ч. Дарвин, А. де Катрфаж, А.П. Павлов, В.И. Вернадский) доктрины. Место человека в животном мире и биологической систематике (К. Линней, Ч. Дарвин, Т. Гексли, К. Фогт, современные точки зрения). Место высших обезьян в эволюционном процессе: проконсул, дриопитековые и рамапитековые обезьяны, обладающие бипедией (сахелантроп, орорин, ардипитек и др.). Гоминидная триада и отличия человека от обезьян, выработанные в ходе социальной эволюции. Движущие силы процесса антропогенеза. Работа Ф. Энгельса "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Австралопитековые, находки в Африке (Р. Дарт, экспедиции Лики и др.: зинджантроп, Homo habilis, австралопитек афарский ("Люси"), человек с озера Рудольф, дманиский человек и др.). Их виды и морфологические характеристики. Галечные орудия (олдувайская индустрия): чопперы, чоппинги, отщепы, остеодонтокератическая индустрия. Примитивные навесы (жилища), умение пользоваться огнем. Теория африканской прародины человечества. Древнейшие гоминиды (Homo erectus) и их трудовая деятельность. Питекантроп яванский, салосский, ликский, кенийский, атлантроп. Связь этих находок с орудийными комплексами. Синантроп из пещеры Чжоукоудянь. Гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертешселлеш и Бильцингслебен. Морфологические характеристики и социальная эволюция этих видов питекантропов, развитие трудовой деятельности. Проблема хронологии. Связь с археологическими эпохами. Человек с острова Флорес ("Хоббиты"), его интерпретация. Древние гоминиды и их трудовая деятельность. Морфологические характеристики и время обитания. Морфологическое разнообразие неандертальцев: африканские, переднеазиатские типа Схул, европейские группы Эрингсдорф, Шапелль. Социальная организация, развитие трудовой деятельности. Вариативность культуры неандертальцев. Возникновение человеческого общества. Праобщина (первобытное человеческое стадо). Этапы ее развития. Хронологические рамки. Роль охоты в развитии праобщины. Развитие первобытного коллективизма. Начало половозрастного разделения труда. Половые отношения в праобщине. Возникновение и развитие мышления и речи. Гипотезы возникновения речи (Н.Я. Марр, В.В. Бунак). Истоки идеологических представлений, их археологические свидетельства: неандертальские погребения Шанидар IV, Ле Мустье, Ла Шаппель Тешик-Таш и др., «медвежьи» пещеры Регурду, Петерсхеле, Драхенлох, Монтеспан, каменная плитка из грота Ла Ферасси и др. Зачатки религиозных воззрений (тотемизм, магия).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |