Планирование составлено на основепрограммы «Литературное чтение» для 1 класса, В.Ю.Свиридова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009; примерной программы по литературному чтению. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Дополнительная литератураМетодические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 1 класс, В.Ю. Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. Пособие по чтению «Учись читать», 1 класс, В.Ю. Свиридова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2008. Литературное чтение. Итоговая аттестация, 1 класс, О.Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. (по новому образовательному стандарту)
Тематическое планирование
Тема, содержание курса
Из них
Деятельность учащихся
УУД
Знакомство с детской книгой
Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Чтение и литература
Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Устное народное творчество и литература
Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому)
Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста
Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Эмоциональный тон произведения
Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического) характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов)
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Жанр художественного произведения
Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.
Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.
Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Навыки чтения
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.
Познавательные УУД:
· знаково-символические;
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция.
Примерное поурочное планирование.
№
Тема урока
Кол-во ча-сов
Тип урока
Элементы содержания
Учеб-ник (c.)
Рабо-чая тет-радь
(№)
Планируемые результаты освоения материала
Дата проведения
План
Факт
1.
Книга в нашей жизни и внутренняя жизнь самой книги
Комбинированный
Основные темы детского чтения. Автор, название произведения. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, страничке «Оглавление» и иллюстрация
3-9
3-4
Иметь представление о тематическом многообразии литературы, характеризоватькнигу, анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление)
2.
Стихи и загадки: что можно обнаружить в поэтических текстах
Урок-игра
Понятия «рифма», «поэзия», «проза». Произведения устного народного творчества. Загадка как малая стихотворная форма. Примеривание речевой характеристики к разным литературным персонажам
10-13
5-6
Иметь представлениео разнообразии малых жанров фольклора,сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности
3.
Чтение и литература. История рождения книги
Комбинированный
Разница бытового чтения и художественной литературы. Понятия «писатель», «поэт». Лента времени
14-18
7-8
Иметь представлениео разнице бытового чтения и художественной литературы, уметьпонимать содержание прочитанного
4.
Различение литературного и математичес-кого текста
Комбинированный
Художественный и научный текст
19-21
9-10
Иметь представлениеоб отличии художественного текста от научного, сравниватьтексты, определять жанр
5.
Рассказ: завязка, кульминация, развязка
Комбинированный
Формирование представление о рассказе. Структура художественного текста, его эмоциональная окраска
22-27
11-12
Иметь представлениео структуре рассказа, его эмоциональной окраске
Фольклор и авторская литература. Общий эмоциональный тон жанров прибаутки и побасенки
34-39
15-16
Иметь представлениео разнообразии малых жанров фольклора,сравнивать малые фольклорные жанры, характеризовать их особенности
8.
Средства выражения авторского отношения к герою
Комбинированный
Средства описания внешнего вида, движений, характера героя. Отношение автора к герою.
39-41
17-18
Характеризоватьтекст, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора
9.
Рассказ – жанр, в котором выражен сюжет
Комбинированный
Элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка. Точка зрения автора и точка зрения героя.
42-45
19-20
Иметь представлениео структуре рассказа, его эмоциональной окраске
10.
Поэзия как особый взгляд на мир
Комбинированный
Прием одушевления предметов в поэзии.
46-48
Иметь представлениеоб отличии поэтического текста от прозаического, уметьнаходить рифму
11.
В. Драгунский «Друг детства». О чем с нами говорит автор?
Комбинированный
Нравственная коллизия текста. Нравственная проблема
49-51
22-23
Уметьопределять персонажей и героев, подбирать слова-определения для характеристики героев
12.
Герой стихотворения и его характер
Комбинированный
Выявление характера героя стихотворения. Поиск рифмы. Олицетворение как способ создания поэтического образа
52-56
24-25
Уметьподбирать слова-определения для характеристики героев, находить рифму
13.
Олицетворение как художествен-ный прием
Комбинированный
Узнавание олицетворения как художествен-ного приема в текстах разных жанров
57-59
26-27
Уметьнаходить в тексте средства художественной выразительности - олицетворения
14.
Мир глазами поэта
Комбинированный
Одушевление предмета как способ создания поэтического образа
60-64
Уметьнаходить в тексте средства художественной выразительности - олицетворения
15.
Сравнение как художествен-ный прием
Комбинированный
Сравнение как художественный прием
65-73
Уметьнаходить в тексте средства художественной выразительности - сравнения
16.
Сказки. Их сюжеты и герои
Комбинированный
Жанровая специфика сказки. Различие волшебной сказки и сказки о животных
74-82
Иметь представлениеоб отличительных особенностях сказки, уметьразличать волшебные сказки и сказки о животных
17.
Некоторые законы и особенности волшебной сказки
Комбинированный
Жанровая специфика сказки. Различие фольклора и литературы
83-95
Иметь представлениео жанровых особенностях сказки, уметьразличать фольклорный текст и литературный текст
18.
Понимание эмоционального тона художествен-ного произведения
Комбинированный
Эмоциональный тон литературного творчества
96-103
Иметь представлениеоб эмоциональном тоне художественного произведения, уметьнаходить средства художественной выразительности
19.
Характер героев в народных и авторских сказках
Комбинированный
Сравнительный анализ фольклора и литературы
104-105
33-34
Уметьподбирать слова-определения для характеристики героев, находить средства художественной выразительности
20.
Что чувствует герой рассказа
Комбинированный
Понимание эмоционального смысла рассказа
106-107
35-36
Иметь представлениеоб эмоциональном смысле художественного произведения, уметьнаходить средства художественной выразительности
21.
Разные жанры литературы и фольклора
Комбинированный
Определение жанра текста. Понятия «название», «автор», «герои»
108-111
37-38
Иметь представлениео разнообразии малых жанров фольклора,сравнивать малые фольклорные жанры литературные тексты, характеризовать их особенности
22.
Что превращает рифмы в поэзию
Комбинированный
Лирическая поэзия. Различные способы восприятия мира поэтом и ученым
112-114
39-40
Уметьразличать способы восприятия мира ученым и поэтом, находить средства художественной выразительности
23.
Мир глазами ученого и писателя, исследователя и поэта
Комбинированный
Чтение и литература. Художествен-
ный и научный текст
115-121
41-42
Уметьразличать и находить общие черты поэтического и прозаического литературных текстов, сравнивать малые фольклорные жанры литературные тексты, характеризовать их особенности
24.
Фантазировать и лгать – это одно и то же? Нравственная проблема и ее решение