Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 7. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 8 страница



2016-09-16 393 Обсуждений (0)
Глава 7. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Юрисдикция Суда ООН по спорным делам. Имеется большое количество договоров и конвенций, в соответствии с которыми государства обязались признавать в будущем юрисдикцию Суда. К ним относятся: двусторонние договоры, касающиеся всех или некоторых категорий споров, могущих возникнуть между двумя государствами, многосторонние конвенции, касающиеся одного или более категорий споров и т. д. (пункт 1статьи 36 и статья 37 Статута).

Суд с определенными ограничениями может осуществлять косвенный контроль за законностью решений международных организаций, выступать в роли апелляционной инстанции и выносить заключения о пересмотре решений международных административных трибуналов. Случаев реализации Судом указанных полномочий достаточно много.

В заключение отметим еще раз: судебная власть в концентрированном виде воплощает в себе смысл правового режима государственной власти, при котором закон, в известном смысле выше самой власти. Он выступает критерием равенства, что собственно и защищает суд. Авторитет всех правоохранительных органов определяется последовательностью и неукоснительностью воплощения законов в жизнь.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «судебная система» и назовите звенья судебной системы.

2. Дайте общую характеристику судебной власти и определите ее соотношение с законодательной и исполнительной ветвями власти.

3. Какова система и общая характеристика принципов правосудия?

4. Определите основные направления деятельности судебных органов.

5. Судебные инстанции: раскройте понятие и дайте общую их характеристику.

6. Судебный контроль: проанализируйте понятие и назовите тенденции развития этой формы контроля.

7. Верховный Суд Российской Федерации: определите его место в судебной системе.

8. Какова компетенция Высшего арбитражного суда Российской Федерации?

9. Покажите значение и место Конституционного Суда Российской Федерации в судебной системе.

10. Раскройте значение Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

11. Какую роль играет институт присяжных заседателей?

12. Какова компетенция мирового судьи?

13. Приведите исторические вехи становления судебной системы в РФ.

14. Какова организация правосудия в зарубежных странах?

15. Какие формы участия населения в отправлении правосудия предусмотрены в России и за рубежом?

16. Назовите международные судебные органы.

 

Литература

1. Абросимова Е.Б. Конституционные основы судебной власти в зарубежных странах. Лекция. Судоустройство (судебные системы) зарубежных стран. Программа учебного курса. М., 2000.

2. Грось Л. Акты Конституционного Суда РФ и право на судебную защиту // Российская юстиция. 1998, № 11.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. М., 1997.

4. Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ (начало) // Российская юстиция. 1998. № 9.

5. Ершов В. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ (окончание) // Российская юстиция. 1998. № 10.

6. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М.,1998.

7. Зыков В. Суд присяжных: напрасные ожидания... // Российская газета. 1999. 22 сентября. Интервью с заместителем Председателя Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщаковой // Законодательство. 1999. № 5.

8. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Ответственный редактор — Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.И. Радченко. М., 1998.

9. Конституционные основы правосудия в СССР / Под ред. доктора юридических наук проф. В.М. Савицкого. М., 1981.

10. Лебедев В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов // Государство и право. 1996. № 4.

11. Люкайтис Д. Суд присяжных // Коммерсантъ. ВЛАСТЬ. 1999. № 28.

12. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. М., 1996.

13. Наздратенко Е. Единая судебная система — гарантия российской государственности // Российская юстиция. 1998. № 11.

14. Новой России нужна сильная и независимая судебная система. (Выступление и. о. Президента Владимира Путина на совещании руководителей республиканских, краевых и областных судов) // РГ. 2000. 26 января.

15. Российское законодательство Х–ХХ века. Т. 8. Судебная реформа. М., 1991.

16. Становление судебной власти в обновляющейся России. М., 1997.

17. Стецовский Ю.И. Судебная власть: Учебное пособие. М., 1999.

18. Судебные системы западных государств. М., 1991.

19. Федеральный закон «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Вступительная статья В.В. Демидова. М., 1998.

20. Федеральный закон «Основы законодательства о ювенальной юстиции Российской Федерации». Авторский проект. М., 1999.

21. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Комментарий заместителя Председателя Верховного Суда РФ доктора юридических наук В.М. Жуйкова. М., 1998.

22. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998.

23. Хаманева Н.Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.


Глава 11. СИЛОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

 

 

1. Понятие «силовой институт».

2. Война и военная политика.

3. Эволюция институтов госбезопасности и правопорядка

4. Структурные элементы силовых институтов современной России.

5. Силовой институт в контексте отечественной управленческой модели.

6. Военно-промышленный комплекс.

 

1. Понятие «силовой институт». Военная составляющая любого государства имеет большое значение, так как защита от внешней агрессии зачастую является преградой от полного уничтожения любого этноса.

Под понятием «силовые институты» следует понимать систему военизированных государственных учреждений, выполняющих функции по обеспечению внешней и внутренней безопасности государства и общества, деятельность которых регламентирована набором специфических норм и предписаний, а также другими предписаниями национального и международного права. К этому следует добавить, что силовой институт является носителем государственно-патриотических идей, которые реализуются и воспроизводятся в обществе, тем самым играя роль агента политической социализации.

«Сила» как философская категория определяется в виде способности к действию, на которое аналогичным образом не способны другие. По словам современного немецкого философа Хаймо Хофмайстера: «…сила является как способностью к войне, так и способностью к миру, ибо сама жизнь есть сила. Отсутствие силы — это нехватка жизни».[271] То есть сила — это способность к существованию, а сущее — это сила и ее проявление в движении.

С точки зрения классической физики, силами называют обоюдные действия тел, создающие ускорения, к тому же эти ускорения могут оказаться различными как по величине, так и по направлению. Поэтому, сила есть векторная величина. «Для измерения величины силы необходимо, во-первых, выбрать эталон силы и, во-вторых, установить способ сравнения других сил с эталоном, то есть самый способ измерения сил».[272] Поскольку сила всегда соотнесена с полем своего проявления, она нуждается в противной стороне, на которую может оказывать воздействие, а та в свою очередь при определенных условиях может стать противодействующей силой. «Действующая сила — это противоборство двух сил, обуславливающих друг друга. Противодействующие силы нуждаются друг в друге, как для своего проявления, так и для своей самостоятельности».[273] Стратегия как искусство планирования, основанное на правильных краткосрочных и долгосрочных прогнозах, является составной частью военного искусства и представляет ее высшую область. Стратегия — это сила, которая необходима и реализуется тогда, когда ей противостоит чья-то другая стратегия. В данном случае возникает двойное управление ситуацией с обеих сторон.

Таким образом, сущее постигается и удерживается в движении благодаря объекту противостояния; действие с участием минимум как двух субъектов, где один из этих субъектов препятствует другому, называется борьбой. Сила же, как обладание способностью распоряжаться, является предпосылкой насилия, которое, в свою очередь, представляет инструмент преодоления сопротивления своего антипода путем его устранения.

Хофмайстер различает институты семьи, общества и государства посредством степени использования насилия как такового. Для семьи насилие чуждо, так как «ячейка общества» основана на симпатии и любви, для общества насилие — это непрямое средство для реализации своих интересов, поскольку применять прямое насилие — это прерогатива государства.

Государство, как известно, обладает монопольным правом легитимного насилия (М. Вебер). Именно государству отводится задача по удержанию борьбы различных общественных сил в пределах своей юрисдикции и в рамках правовых норм, дабы обеспечить приоритетность блага государства в целом, благополучия всех в противовес партикулярным устремлениям каждого. Когда оно пытается уничтожить насилие, последнее не исчезает, а проявляется, в новой усиленной форме в государстве легитимированным в нравственном и правовом аспектах.[274] Фундаментом государственной власти является использование насилия и его предотвращение. В случае невозможности предотвратить насилие, то есть исполнить свои защитные функции, государство теряет свою легитимность. Вооруженные силы с их институтами и служат осуществлению насилия от лица государства, поэтому по-военному организованное насилие существует лишь там, где существует государственный порядок.

Поэтому война как общественно-политическое явление тесно связана с возникновением государства и его политики как специфического вида человеческой деятельности, породившего постоянно действующие институты силового характера — армию, флот, жандармерию, полицию и др.

2. Война и военная политика. Китайские стратеги древности, в свое время единогласно вывели универсальную максиму, которой придерживались великие полководцы-правители — «государства могут выживать, только наращивая военную мощь и утверждая сильное правление». Немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц определял войну как «…продолжение государственной политики иными средствами».[275] Данное положение было фактически продублировано В.И. Лениным как продолжение политики насильственными средствами и положено в научную основу его теории. Следовательно, военная политика стала одной из определяющих сфер общегосударственной политики, а силовые институты государства, — довольно значимым инструментом политической власти. Государство образует данные институты, призванные выполнять защитные (внешние и внутренние) функции по отношению к нему. По этой причине силовые институты выражают интересы определенных политических лидеров, правящих элит, народных групп с сильно выраженной волей. Совокупность этих интересов определяет характер осуществления силовыми институтами своих внешних и внутренних функций, то есть, выявление вероятного противника, выбор методов ведения военных, разведывательных действий, действий по охранению порядка внутри государства, выделение ценностных приоритетов, в защиту которых ведется борьба, распоряжение целым комплексом ресурсов, полученных в результате благополучного исхода борьбы.

Предназначение, принципы организации, а также особенности формирования, обучения и воспитания кадрового офицерского корпуса и всего личного состава различных ведомств силовых институтов определяются геополитическими условиями, общественно-политической системой страны и целом комплексом традиций военно-политического характера. Любое государство формирует военную политику в контексте общегосударственной политики страны, которая касается непосредственно силовых институтов, связанных со строительством военной организации системы, подготовкой и использованием всего арсенала средств вооруженной борьбы для достижения определенных политических целей.

Как специфический и автономный вид политической деятельности, военная политика выделилась в XVIII веке, когда вооруженные силы большинства европейских государств стали регулярными, с большой численностью личного состава, а силовые структуры этих государств приобрели четкую институциональную основу. Европейский театр военных действий к этому периоду предложил решать структуру и расстановку международных политических сил. С одной стороны военные действия приобрели огромные масштабы, связанные с привлечением большого количества материальных и людских ресурсов, с другой — неподконтрольных территорий и ресурсов на континенте практически не осталось. И фактически войны в данный исторический период велись за передел сфер влияния, а это требовало более высокого, то есть государственного уровня компетенции в проведении подобных военных кампаний.

Субъектами военной политики могут являться все основные субъекты политики, и в первую очередь государства и союзы государств. Что касается объектов военной политики, то в их качестве могут выступать все сферы жизнедеятельности государства и общества, где присутствуют элементы военного потенциала. Военная политика может осуществляться в контексте внутренней и внешней политики, экономической, культурной, информационной и других.

Принципы формирования военной политики и характер использования военной силы закреплены в военных доктринах государств, которые представляют собой комплекс официальных установок, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности государства. Правовой основой военной политики являются конституция государства, законы, другие нормативные правовые акты, а также международные договоры государства в области обеспечения военной безопасности.

Военная политика выполняет следующие функции:

- стратегическую — оценка военно-политической обстановки, театров военных действий, баланса военных сил, системный анализ потенциальных военных угроз;

- управленческую — практическое осуществление положений военной доктрины и других программ военного назначения.

Реализацию этих функций и выполняют соответствующие силовые институты, главным из которых является армия, или вооруженные силы. Именно армия во все времена являлась ключевой силой в процессе обретения государственного суверенитета. Люди могут заниматься различными видами деятельности даже в условиях иностранной оккупации, но говорить о суверенитете в данном случае не приходится, поскольку только наличие класса воинов и армии как института, выполняющих фундаментальные функции внешней и внутренней безопасности, является основой народной свободы и государственной независимости.

Военная каста, выполняющая оборонные и охранительные функции с древних времен представляла собой государственно-образующий слой общества и всегда имела привилегированное положение. По словам отечественного политолога Александра Дугина: «…генезис элит — дело армии».[276] Например, древнерусский князь правил от имени своего рода и своей дружины, являющейся его опорой, с которой князь в критические моменты держал совет. Все Великие Князья Дома Романовых по своему рождению могли выбирать исключительно только военную профессию, а государь-император, как правило, являлся верховным главнокомандующим. То есть элиту суверенного государства исторически всегда составляла военная каста.

Таким образом, вооруженные силы являются носителем оборонно-полицейских, государственно-образующих и элитарно-образующих функций.

3. Эволюция институтов госбезопасности и правопорядка. Наряду с военным фактором национальной безопасности следует выделить также фактор правопорядка и государственной безопасности, определяющий состояние управлений, отделов и служб, уровень подготовки и функционирования органов и подразделений специального назначения, реальные возможности и результаты борьбы с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, обеспечение государственных установленных тайн и секретов.

В России первым силовым институтом постоянного характера, выполняющим государственно-охранительные функции, явилась структура под названием «Разбойная изба», учрежденная Иваном IV в середине XVI века. В следующем столетии при Романовых был образован «Приказ тайных дел». Данные институты осуществляли поиск и вели расследования разбойников, беглых крестьян, а также лиц оскорбивших государя, высших государственных чиновников и вообще каким-либо образом принизивших верховную власть, то есть ведали вопросами как уголовного, так и политического характера. Однако непосредственно жандармские функции в этот исторический период выполняли судебные и военные институты.

Специализированные полицейские органы были образованы Петром Великим, которые фактически сразу имели две отдельные структуры, одна из которых занималась вопросами общеполицейского характера, другая исполняла сугубо политическую функцию. К последнему институту относилась Тайная канцелярия как орган политического следствия и суда, созданная по делу царевича Алексея. Затем она выполняла следственные действия по другим делам, связанными с государственной изменой, политическими заговорами и т. д. Эта структура просуществовала достаточно долго, она упразднялась, вновь учреждалась под другим именем, но всегда находилась при монархе и управлялась им посредством генерал-полицмейстера или генерал-прокурора. Необходимо отметить, что данный орган со временем выковал хорошие профессиональные кадры, которые сыграли в отечественной политической истории не последнюю роль. В условиях дворцовых переворотов, тайных заговоров и обострений политического противоборства различных группировок институт политического сыска стал обладать очень сильным политическим влиянием. Вся система государственных органов курировалась Тайной канцелярией, и все ее распоряжения должны были немедленно выполняться.

В начале XIX столетия образуется министерство внутренних дел, которое к 1819 году полностью централизуется. События 14 декабря 1825 года вызвали необходимость создания дополнительных силовых структур, ими стали III Отделение «собственной Его Величества канцелярии», то есть политическая полиция при императоре, а также корпус жандармерии в качестве аппарата этого Отделения. В институциональном плане жандармерия представляла собой полицейскою военную организацию, осуществляющую функции безопасности в обществе и в армии. В России жандармерия возникла еще при Павле I, но как действенная, политически и институционально организованная сила она была сформирована именно при Николае I. Сам аппарат корпуса жандармов состоял из штаба, 8-ми жандармских округов, которые имели в своем подчинении жандармские дивизионы и команды. В перспективе основными органами жандармерии на территории России стали губернские жандармские управления. В 1880 году III Отделение было упразднено и жандармский корпус вошел в структуру МВД (Министерство Внутренних Дел).

Особо следует выделить образование отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые более известны под своеобразным клише «охранка». Объектом деятельности охранного отделения были различного рода революционные партии, зачастую террористического характера. Многочисленный агентурный состав этих структур выявлял неблагонадежных лиц в обществе, внедрялся в состав революционных организаций, предотвратив тем самым множество терактов, «эксов» и других форм политического протеста.

С установлением советской власти ключевым институтом обеспечения безопасности и борьбы с внутренним врагом стала ВЧК (Всероссийская Чрезвычайная Комиссия), которая с окончанием гражданской войны была преобразования в Главное политическое управление при НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел). В 1934 году был образован общесоюзный НКВД на базе ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление), имеющий следующие структурные подразделения — главные управления: государственной безопасности; рабоче-крестьянской милиции; пограничной и внутренней охраны; пожарной охраны; исправительно-трудовых лагерей. Затем, начиная с 1941 года, НКВД неоднократно делился на два самостоятельных органа — НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности, а потом объединялся вновь в рамках НКВД. В 1946 году НКВД и НКГБ (Народный Комиссариат Государственной Безопасности) были преобразованы в министерства — МВД и МГБ (Министерство Государственной Безопасности). Эти две структуры были самостоятельными с 1943 по 1953 год, сразу после смерти Сталина они вновь объединились в рамках МВД. Вскоре, в 1954 году, при Совете Министров был образован Комитет Государственной Безопасности, что являлось достаточно крупной реорганизацией.

КГБ (Комитет Государственной Безопасности) имел структуру, которая включала управления, отделы и службы: разведка, внутренняя безопасность и контрразведка; пограничные войска; связь и шифровальная служба; военная контрразведка; политическое управление; экономическая контрразведка и промышленная безопасность; наружное наблюдение; правительственная охрана; оперативно-техническое управление; охрана государственных объектов; радиоперехват и электронная разведка; строительство военных объектов; следственный отдел; правительственная связь; Высшая школа КГБ; перехват и перлюстрация корреспонденции, прослушивание.

В России, после распада советской системы, именно сохранившиеся вооруженные силы остались можно сказать единственным гарантом суверенности государства. Формирование самостоятельных структур АФБ (Агентство Федеральной Безопасности) — МБ (Министерство Безопасности) — ФСК (Федеральная Служба Контрразведки) — ФСБ (Федеральная Служба Безопасности), ФАПСИ (Федеральное Агентство Правительственной Связи и Информации), ФПС (Федеральная Пограничная Служба), а также СВР (Служба Внешней Разведки) и ФСО (Федеральная Служба Охраны)происходило по политико-конъюнктурным причинам. Аналогичная ситуация сложилась при автономизации Роснаркоконтроля с ликвидацией Федеральной службы налоговой полиции, а также в процессе преобразования систем МВД и Министерства Юстиции.

Данные трансформации лишили ФСБ РФ системообразующих функций, и оказалась в зависимости от такой изолированной структуры, как ФСО. Статус военной разведки понизился при прямом подчинении главы Генерального штаба министру обороны. «Интересы системного управления спецслужбами и успешность выполнения конкретных программ и миссий требуют совершенствования специализации разведывательных служб в соответствии с ведомственной (структурной и квалификационной) преемственностью».[277]

4. Структурные элементы силовых институтов современной России. Согласно российской военной доктрине; целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства. Пункт 12 Военной доктрины РФ дает институциональную силовую структуру: военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входят часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенные для обеспечения задач военной безопасности.

Что касается руководства военной организацией Российского государства, то руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны. Осуществляет разработку концепции строительства и развития войсковых соединений, заказывает вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также вносит предложения по государственному оборонному заказу.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны.

Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск) осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск). Они обеспечивают их оперативную и мобилизационную подготовку, техническое оснащение, подготовку кадров, организуют управление войсками (силами) и их повседневную деятельность, определяют развитие системы базирования и инфраструктуры.

Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками, воинскими формированиями и органами подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления территории Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) имеет в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, которые непосредственно реализуют направления деятельности органов ФСБ, а также подразделения, исполняющие управленческие функции.

Данный институт включает: управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы).

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз.

СВР осуществляет разведывательную деятельность в следующих целях: обеспечение президента Российской Федерации, и других государственно-политических органов власти разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет президент Российской Федерации.

Главное назначение министерства внутренних дел — охрана общественного правопорядка и обеспечение внутренней стабильности государства. В систему министерства внутренних дел Российской Федерации входят внутренние войска, которые выполняют функции охраны общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охраны важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне страны и содействие пограничным войскам Федеральной пограничной службы.

В состав структуры МВД также включены основные департаменты: обеспечения правопорядка на транспорте; государственной защиты имущества; кадрового обеспечения; обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах; охраны общественного порядка; по борьбе с организованной преступностью и терроризмом; собственной безопасности; тыла; уголовного розыска; экономической безопасности; следственный комитет.

Также отдельно можно выделить такие силовые институты, как министерство по чрезвычайным ситуациям, государственная фельдъегерская служба, федеральная служба охраны.[278]

5. Силовой институт в контексте отечественной управленческой модели. Рассмотрим теперь механизмы и условия прогрессивного общественного развития, главными институциональными субъектами которых являются силовые структуры. Управленческий подход к анализу развития общественных систем предполагает изучение развития форм и методов конкурентной борьбы. То есть, степень прогрессивности определенного общества определяется долей населения, вовлеченного в конкурентные отношения. В древних развитых обществах конкуренция осуществлялась между различными государствами, которые конкурировали между собой именно посредством войны. Прогресс осуществлялся через захват и разрушение государств путем выбраковки менее приспособленных обществ. По утверждению А.П. Прохорова, прогресс, в частности, в Древнем Востоке: «…шел медленно, и плата за него была чрезвычайно высока — гибель целых народов, культур, цивилизаций, колоссальные материальные потери, медленное и зависимое от военных успехов продвижение инноваций».[279]

В период средневековья в условиях натурального хозяйства, то есть отсутствия рыночного характера хозяйства, конкуренция идет не экономическим, а тоже военным путем. Феодалы в данном случае действуют от имени своих крестьян как основного состава населения средневековых обществ и других слоев населения — купцов и ремесленников, — сталкиваясь на полях сражений и выясняя отношения с представителями крестьян, ремесленников и купцов другого государства. «Механизм феодальных усобиц переносит конкуренцию внутрь страны, а войны между государствами даже в случае окончательной победы одной из сторон означают лишь смену правящей верхушки».[280]



2016-09-16 393 Обсуждений (0)
Глава 7. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 7. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (393)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)