Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Налогоплательщиков — клиентов банка



2016-09-16 406 Обсуждений (0)
Налогоплательщиков — клиентов банка 0.00 из 5.00 0 оценок




Объектом налогового правонарушения, установленного рас-

сматриваемой статьей, являются отношения, складывающиеся в

процессе осуществления налогового контроля. Сведения о фи-

нансово-хозяйственной деятельности отражают текущую работу

налогоплательщиков, движение их денежных средств, что имеет

существенное значение для осуществления за ними налогового

контроля. Данное правонарушение посягает на нормальную дея-

тельность налоговых органов по сбору необходимой информа-

ции о финансово-хозяйственной деятельности организаций и

граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность

без образования юридического лица.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в

противоправном бездействии банка, не предоставляющего налого-

вым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности

своих клиентов, обязанных уплачивать налоги и сборы. Согласно

п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны в течение пяти дней после мо-

тивированного запроса выдавать налоговым органам справки по

операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих

предпринимательскую деятельность без образования юридиче-

ского лица. Таким образом, объективную сторону рассматривае-

мого налогового правонарушения образует игнорирование банком

запроса налогового органа относительно не любых своих клиентов,

а только организаций или граждан, осуществляющих предприни-

мательскую деятельность без образования юридического лица.

Необходимым квалифицирующим признаком объективной

стороны рассматриваемого состава правонарушения является на-

личие у банка мотивированного запроса налогового органа. Запрос

налогового органа может быть аргументирован ссылками на юри-

дические факты, деликты, реальные обстоятельства, исследование

которых возможно осуществить при наличии сведений о финансо-

во-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Однако кри-

терии, позволяющие считать запрос мотивированным, в Налого-

вом кодексе РФ не приводятся. Как следствие, правоприменитель-


292


Общая часть


 

ная практика сталкивается с проблемой соотношения положений

ст. 1351НК РФ и норм гражданского и банковского законодатель-

ства, регулирующих отношения в сфере банковской тайны.

Законодательство о налогах и сборах устанавливает пяти-

дневный срок для выполнения банком требования налогового

органа о представлении необходимой документации. Этот срок

начинает исчисляться со дня, следующего за днем получения

банком мотивированного запроса. Следовательно, оконченным

рассматриваемое правонарушение будет являться по истечении

пятидневного срока. Данное правонарушение не является для-

щимся, поэтому количество дней, в течение которых не исполня-

лось требование налогового органа о представлении сведений о

финансово-хозяйственных операциях клиентов банка, не влияет

ни на состав объективной стороны ст. 1351НК РФ, ни на размер

взыскиваемого штрафа.

Представление банком запрашиваемых документов после ис-

течения установленного срока не влияет на квалификацию без-

действия как противоправного деяния и не исключает привлече-

ние банка к ответственности по ст. 1351НК РФ.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения скла-

дывается относительно каждого случая непредставления банком

какого-либо сведения (документа, справки и т.д.) по отношению к

каждому отдельному клиенту банка — организации или гражда-

нину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица.

В случае непредставления сведений о финансово-хозяй-

ственной деятельности налогоплательщиков по мотивирован-

ному запросу таможенных органов одновременное привлечение

банка к ответственности по ст. 1351НК РФ и ст. 263 ТмК РФ

исключается.

Субъектом налогового правонарушения, предусмотренного

ст. 1351НК РФ, может быть коммерческий банк или другая кре-

дитная организация, имеющая лицензию Центрального банка РФ.

Субъективная сторона противоправного бездействия, преду-

смотренного ст. 1351НК РФ, характеризуется виной в форме

умысла или неосторожности. Данное правонарушение может быть

совершено по неосторожности, например в случае, если банк со-

чтет запрос налогового органа недостаточно мотивированным,

полагая, что запрашиваемые сведения не относятся к финансо-

во-хозяйственной деятельности его клиента либо составляют

банковскую тайну, несвоевременной или невнимательной выемки

почтовой корреспонденции и т.д.


Налоговая

ответственность

 

10.1. Понятие, функции и признаки

налоговой ответственности


 

 


 

Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и

соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечивающего

его имущественные интересы, в частности пополнение доходной

части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных

фондов. Нарушение установленных правил поведения в налого-

вых отношениях вызывает применение ответственности.

Предоставляя гражданам определенные права и экономиче-

ские свободы, государство со своей стороны требует от субъек-

тов налогового права надлежащей реализации установленных

правовых предписаний. В свою очередь, налогоплательщики обя-

заны следовать правовым предписаниям, содержащимся в зако-

нодательстве о налогах и сборах. Тем самым объясняется необ-

ходимость и возможность государственного принуждения, одной

из форм которого является налоговая ответственность. Следо-

вательно, ответственность за нарушения законодательства о нало-

гах и сборах имеет социальное основание, состоящее в необхо-

димости охраны общественных отношений в налоговой сфере.

Наличие налогов является одним из признаков государства,

и взимание обязательных платежей составляет элемент правово-

го статуса суверенитета государства. Нарушения финансовой

дисциплины в налоговой сфере в первую очередь затрагивают

публичные интересы государства. Принудительное изъятие час-

ти собственности (в денежной форме) вызывает у налогопла-

тельщиков подсознательную готовность к сокрытию дохода либо

иным неправомерным деяниям, обеспечивающим использование

и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без

учета суверенного права государства на часть этого дохода. Нару-

шению фискальных прав государства также способствуют высо-

кие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения. Сово-

купность названных факторов создает предпосылки для соверше-


294


Общая часть


 

ния большого числа налоговых правонарушений и, как следствие,

реакцию государства по защите своих имущественных интересов.

Правовое регулирование ответственности за нарушение по-

рядка реализации налоговых отношений относится к объектам

законодательства о налогах и сборах и составляет институт на-

логового права. В Налоговом кодексе РФ термины «налоговая

ответственность» и «ответственность за совершение налоговых

правонарушений» используются как равнозначные. Например,

п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает, что по результатам рассмотре-

ния материалов проверки руководителем (заместителем руково-

дителя) налогового органа может быть вынесено решение о

привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за

совершение налогового правонарушения; ст. 107 предусматривает

возможность привлечения организаций и физических лиц к от-

ветственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая систему финансового права и вхождение в нее на-

логового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответст-

венность представляет разновидность финансово-правовой ответ-

ственности1.

Понятие налоговой ответственности — одна из основных ка-

тегорий налогового права, ее конструкция во многом определяет

место и роль правового регулирования налоговых отношений в

системе права.

Правовая природа ответственности за нарушения законода-

тельства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-

правовой ответственностью и местом последней в системе юри-

дической ответственности.

Современному состоянию науки финансового права свойст-

венны определенные проблемы в исследовании ответственности

приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с

позиций науки финансового права затруднительно по той при-

чине, что определения финансово-правовой ответственности

(ответственности за нарушения финансового законодательства),

которое должно быть закреплено в общей части отраслевого за-

конодательного акта, не существует в связи с отсутствием еди-

ного кодификационного акта, оформляющего основы правового

регулирования отношений в сфере публичной финансовой дея-

 

1 Подробнее о финансово-правовой ответственности см.: Финансовое право:

Учебник / Под ред. М.В. Карасевой. С. 181—200.


10. Налоговая ответственность



 

тельности. Финансово-правовая ответственность формируется

по институциональному признаку — «снизу вверх», поскольку,

например, более детальную разработку получает налоговая ответ-

ственность и существенные перспективы развития имеет ответст-

венность за нарушения бюджетного законодательства1.

Налоговая ответственность по своей природе, предмету и

методу регулирования является составной частью финансово-

правовой ответственности и реализуется в государственно-власт-

ных отношениях, складывающихся относительно установления

и взимания обязательных платежей. Отнесение налоговой от-

ветственности к разновидности финансово-правовой подтвер-

ждается и вхождением налогового права в финансовое в каче-

стве его подотрасли.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и

сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финан-

сово-правовой ответственности:

 основана на государственном принуждении и представляет

конкретную форму реализации санкций, установленных фи-

нансово-правовыми нормами;

 наступает за совершение виновного противоправного дея-

ния, содержащего признаки налогового правонарушения;

 субъектами ответственности за нарушения законодательства

о налогах и сборах могут быть организации и физические

лица;

 для правонарушителя налоговая ответственность выража-

ется в определенных отрицательных последствиях имуще-

ственного характера;

 налоговая ответственность реализуется в процессуальной

форме.

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определенную

специфику, обусловленную особенностями налоговой деятельно-

сти государства и механизмом правового регулирования налого-

вых отношений. Выделение налоговой ответственности в само-

стоятельный вид финансово-правовой ответственности обуслов-

лено и выделением в Налоговом кодексе РФ процессуальных

норм, регулирующих производство по делам о налоговых право-

нарушениях.

 

1 См., например: Кучеров И.И. Бюджетное право России: Учебник. М., 2002.

С. 285—301; Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001.

С. 187—190; Она же. Бюджетное право: вопросы теории и практики. СПб., 2002.


296


Общая часть


 

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы пра-

ва, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая

ответственность имеет две формы реализации: позитивную (доб-

ровольную, активную) и негативную (государственно-принуди-

тельную, ретроспективную).

Для позитивной налоговой ответственности достаточно фор-

мального (нормативного) основания, поскольку она возникает не

на основе налогового правонарушения, а в силу добровольного

выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.

Налоговая деятельность государства основывается не только

на установлении запретов относительно совершения каких-либо

действий. Одним из важнейших условий осуществления налого-

вой деятельности является добросовестное соблюдение налого-

плательщиками, налоговыми агентами и иными фискально обя-

занными лицами предоставленных им прав и реализация возло-

женных обязанностей. В этой связи субъекты налогового права

должны осознавать свой общественный долг уплачивать законно

установленные налоги и выполнять иные обязанности, связан-

ные с суверенным правом государства на получение части дохо-

да налогоплательщика. Осознание субъектами налогового права

смысла и значения собственных поступков, согласование их со

своими обязанностями придают налоговой ответственности по-

зитивный смысл.

В целом позитивная ответственность носит добровольный ха-

рактер, но вместе с тем возможна и некоторая степень государ-

ственного принуждения. Некоторые субъекты налогового права

выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания

своего общественного долга, другие — в силу возможности при-

менения наказания за неправомерное поведение. Относительно

позитивной налоговой ответственности принуждение в виде уг-

розы наступления негативных последствий является только сред-

ством предупреждения нарушений законодательства о налогах и

сборах.

По времени реализации позитивная ответственность предше-

ствует негативной ответственности.

В налоговом праве позитивная ответственность основывается

на принципах добросовестности предпринимательской деятель-

ности и социальной справедливости.

Добровольная форма реализации налоговой ответственности

имеет следующие юридические признаки:

 неразрывно связана с нормой налоговой ответственности;


10. Налоговая ответственность



 является юридической обязанностью, обусловленной пра-

вовым статусом налогоплательщика или иного обязанного

лица;

 гарантирована государственным принуждением;

 реализуется добровольно в виде правомерного поведения;

 одобряется со стороны государства;

 осуществляется в рамках общих налоговых правоотношений.

К сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низ-

кую правовую культуру, и соблюдение законодательства о налогах

и сборах не является для них типичным правилом поведения.

Нарушение норм налогового права обусловливают существо-

вание негативной налоговой ответственности, которую можно

рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, вследствие реакции государства на нарушение за-

конодательства о налогах и сборах, выражающейся в принужде-

нии виновного лица претерпевать карательные меры государст-

венно-принудительного воздействия за совершенное деяние в

форме имущественных лишений.

Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как

исполнение юридической обязанности на основе государственно-

го принуждения. В Постановлении Конституционного Суда РФ

от 15 июля 1999 г. № 11-П указано, что «в целях обеспечения

выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов

и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неис-

полнения, законодатель вправе устанавливать меры принужде-

ния в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обес-

печивающими исполнение налогоплательщиком его конститу-

ционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение не-

доимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной

уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушите-

лей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности

(наказания). При этом в выборе принудительных мер законода-

тель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и

иными конституционными и общими принципами права».

Наличие либо отсутствие государственного принуждения оп-

ределяет факт существования налоговой ответственности. Нало-

говая ответственность не связывается только с неблагоприятными

последствиями для правонарушителя, которые наступают в ре-

зультате совершенного им нарушения законодательства о налогах


298


Общая часть


 

и сборах. Карательные механизмы в налоговой ответственности

существуют параллельно с правовосстановительными, поскольку

государству важно не только наказать нарушителя налогового

законодательства, но и восстановить публичные имущественные

интересы, компенсировать возникший ущерб.

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер го-

сударственного принуждения: мер безопасности, мер пресечения,

мер защиты и т.д.

Таким образом, налоговая ответственность существует в двух

формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (ком-

пенсационной).

Налоговая ответственность является развитием, «продолже-

нием» материального налогового правоотношения, которое реа-

лизуется посредством особой процессуальной формы. Ответст-

венность за нарушения законодательства о налогах и сборах со-

ставляет часть механизма правового регулирования налоговых

отношений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая

нарушать законодательство о налогах и сборах, государство воз-

лагает на субъектов налогового права обязанность воздерживаться

от совершения определенных действий либо, напротив, не без-

действовать, а своими действиями реализовывать возложенные

обязанности.

Следовательно, налоговая ответственность существует в рам-

ках охранительного правового института, регулирующего общест-

венные отношения налоговой сферы посредством установления

запретов. Однако налоговая ответственность не совпадает полно-

стью с охранительным правоотношением, возникшим в результате

налогового деликта. Охранительные правоотношения по своему

составу и объему шире налоговой ответственности. Налоговая

ответственность характеризует содержание правоохранительных

отношений прежде всего с позиций правового статуса правона-

рушителя, его обязанностей, возникающих в результате совер-

шенного налогового деликта. Вместе с тем налоговая ответствен-

ность существует и реализуется только в рамках охранительных

правоотношений.

Юридическим фактом, порождающим охранительные нало-

говые правоотношения, является нарушение законодательства о

налогах и сборах.

Негативная налоговая ответственность имеет три основания:

1) формальное (нормативное), выражающееся в наличии сис-

темы норм законодательства о налогах и сборах, устанавливаю-


10. Налоговая ответственность



 

щих составы налоговых правонарушений, права и обязанности

участников охранительного налогового правоотношения, регули-

рующих ответственность за нарушение норм налогового права,

принципы, порядок и процессуальную форму привлечения к на-

логовой ответственности;

2) фактическое, представляющее совершение субъектом на-

логового права противоправного деяния, нарушающего нормы

законодательства о налогах и сборах;

3) процессуальное, заключающееся в вынесении уполномочен-

ным органом (налоговыми органами, органами государственных

внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о

наложении санкции за совершение налогового правонарушения.

Наступление негативной налоговой ответственности возмож-

но только при наличии всех перечисленных оснований и в строго

определенной последовательности: норма права — налоговое пра-

вонарушение — применение санкции.

Следовательно, к охранительным относятся все правоотно-

шения, возникающие в связи с совершением участниками нало-

гового правоотношения нарушения законодательства о налогах

и сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.

В рамках охранительных правоотношений реализуются санкции,

установленные налоговыми нормами.

Состав правоотношения налоговой ответственности пред-

ставляет сложное социально-правовое явление, складывающееся

из совокупности следующих элементов: субъекты (участники),

права и обязанности субъектов (участников), их действия (пове-

дение), объект правоотношения.

В правоотношении, складывающемся относительно налоговой

ответственности, принимают участие как минимум две стороны:

 государство в лице компетентных органов, указанных в

налоговом законодательстве;

 правонарушитель.

Между названными субъектами складываются охранитель-

ные налоговые правоотношения, в которых государство высту-

пает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель —

обязанной. Необходимо подчеркнуть, что субъектом материаль-

ного правоотношения налоговой ответственности является госу-

дарство в целом, а не налоговые или иные уполномоченные ор-

ганы. Права и обязанности государства и правонарушителя не-

разрывны и составляют содержание правоотношения налоговой

ответственности.


300


Общая часть


 

Право государства применять к нарушителю налогового за-

конодательства меры государственно-правового принуждения

(меры ответственности) предполагает возникновение у правона-

рушителя обязанности претерпевать эти меры. Применение мер

налоговой ответственности является одновременно правом и

обязанностью государства, поскольку даже в тех случаях, когда

правонарушитель добровольно прекращает совершение налого-

вого правонарушения (например, встает на учет в налоговом

органе после истечения установленного срока), государство не

утрачивает права на применение соответствующих мер налого-

вой ответственности.

Однако наделение государства правом принуждать к несе-

нию налоговой ответственности не означает вседозволенности.

Обе стороны охранительного правоотношения могут действовать

только в границах законодательства о налогах и сборах, а реали-

зация налоговой ответственности возможна исключительно на

основе норм права, с применением конкретных норм Налогово-

го кодекса РФ, устанавливающих ответственность за конкретно-

определенное правонарушение.

Охранительные налоговые правоотношения имеют:

юридическое содержание, заключающееся в возможности

совершения определенных действий со стороны государ-

ства в качестве управомоченного лица и необходимости

определенных действий нарушителя налогового законо-

дательства;

фактическое содержание, которое составляют сами дейст-

вия участников охранительного правоотношения, направ-

ленные на реализацию предоставленных прав и возложен-

ных обязанностей.

Объектом правоотношения налоговой ответственности явля-

ется правовой статус нарушителя законодательства о налогах и

сборах. Изменения правового статуса нарушителя налогового

законодательства происходят с помощью лишений и ограниче-

ний имущественного характера, определенных мерой налоговой

ответственности. Различное соотношение лишений и ограниче-

ний характеризуют изменения статуса нарушителя законодатель-

ства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность выполняет определенные цели,

которые прямо в налоговом законодательстве не указаны, но вы-

водятся из целей и задач самого Налогового кодекса РФ. Норма-


10. Налоговая ответственность



 

тивном порядком определены основные начала законодатель-

ства о налогах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством которых

достигаются цели налоговой ответственности. Предостерегая

организации и физические лица от совершения противоправных

деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует

две цели:

1) охранительную, посредством которой ограждает общество

от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имущест-

венных интересов государства;

2) стимулирующую, посредством которой поощряет правомер-

ное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях,

отражающих предназначение налоговой ответственности, по-

этому тесно связаны с применением налоговых санкций и соци-

альными последствиями их применения. В механизме правового

регулирования налоговых отношений налоговая ответственность

выполняет юридическую и социальную функции.

1.Юридическая функция проявляется в двух аспектах: правовос-

становительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Правовосстановительный характер налоговой ответственно-

сти обусловлен имущественными отношениями между публич-

ным и частным субъектами, объектом которых является налог.

Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обя-

занности по своевременной и полной уплате налогов преследует

цель восстановить имущественные интересы государства, ком-

пенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности

заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, пре-

терпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах.

Посредством реализации штрафной функции создается режим

имущественного урона, заключающийся в применении санкции

к субъекту налогового правонарушения.

2.Социальная функция налоговой ответственности выражает-

ся в осуществлении общего предупреждения налоговых право-

нарушений посредством побуждения субъектов налогового права

к соблюдению норм налогового права. Реализуется социальная

функция посредством общей и частной превенции совершения

налоговых правонарушений.

Общая превенция преследует цель предотвращения совер-

шения налоговых правонарушений всеми субъектами налогового

права.


302


Общая часть


 

Частная превенция направлена к индивидуально-определен-

ному субъекту налогового права и заключается в предотвраще-

нии совершения им нового нарушения законодательства о налогах

и сборах. Способом реализации частной превенции служит пре-

терпевание режима имущественного урона и угроза увеличения

санкции на 100% в случае совершения лицом аналогичного на-

логового правонарушения (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Главное предназначение функций налоговой ответственности

заключается в обеспечении нормального действия механизма

правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет со-

бой обязанность лица, виновного в совершении налогового правона-

рушения, претерпевать меры государственно-властного принужде-

ния, предусмотренные санкциями Налогового кодекса РФ, состоя-

щие в возложении дополнительных юридических обязанностей

имущественного характера и применяемые компетентными орга-

нами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения выделяются следующие при-

знаки налоговой ответственности.

1.Материальные признаки, характеризующие налоговую от-

ветственность в качестве охранительного налогового правоотно-

шения. Материальные признаки налоговой ответственности

включают два аспекта.

Первый аспект включает установление составов налоговых

правонарушений и санкций за их совершение Налоговым кодек-

сом РФ. Согласно ст. 2 НК РФ правовой базой налоговой ответст-

венности служит законодательство о налогах и сборах, регулирую-

щее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к

ответственности за совершение налогового правонарушения. На-

логовая ответственность соответствует принципам налогового

законодательства. Основанием применения налоговой ответст-

венности является виновное совершение налогового правонару-

шения. Налоговая ответственность может быть исполнена пра-

вонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда

связана с порицанием. Привлечение к налоговой ответственно-

сти не исключает возможности применения иных мер государ-

ственного принуждения за нарушения законодательства о нало-

гах и сборах.

Второй аспект означает определение вида и меры государст-

венно-властного принуждения через охранительное налоговое пра-


10. Налоговая ответственность



 

воотношение. Санкции за нарушения законодательства о нало-

гах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер,

выражаются в денежной форме и взыскиваются только в судеб-

ном порядке.

2.Процессуальные признаки, характеризующие механизм реа-

лизации материального охранительного налогового правоотно-

шения посредством производства по делу о налоговом правона-

рушении, осуществляемого компетентным органом согласно

нормам Налогового кодекса РФ. Налоговая ответственность реа-

лизуется в особой процессуальной форме, отличающейся от по-

рядка применения иных видов финансово-правовой ответствен-

ности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых

правонарушениях. Процессуальный порядок привлечения к нало-

говой ответственности в части, составляющей предмет налогового

права, реализуется налоговыми органами, органами государст-

венных внебюджетных фондов или таможенными органами.

3.Функциональны признаки, отражающие целенаправленность

существования и применения налоговой ответственности. Цели

налоговой ответственности выражаются в восстановлении нару-

шенных имущественных интересов государства, а также в наказа-

нии виновного, предотвращении совершения им новых правона-

рушений в налоговой сфере.

 

10.2. Принципы налоговой ответственности

 

Принципы налоговой ответственности отражают ее содержание,

сущность, функции и формы реализации. Основные начала на-

логовой ответственности являются ориентиром для всех субъек-

тов налогового права, участвующих в охранительных налоговых

правоотношениях.

Принципы налоговой ответственности указывают правовое

положение общества, цели, к которым должны стремиться зако-

нодательные и правоприменительные органы. При этом необхо-

димо учитывать, что принципы налоговой ответственности не

обязательно могут иметь нормативное закрепление — их реаль-

ное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, ос-

новные начала налоговой ответственности могут выводиться из

общего содержания не только налогового, но и в целом финан-

сового законодательства. Во-вторых, принципы налоговой от-


304


Общая часть


 

ветственности могут являться достижением науки финансового

права, т.е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той

или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности — это основополагающие

начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущность,

природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляет-

ся деятельность законодателя и правоприменителя по реализации

охранительных налоговых правоотношений.

Принципы налоговой ответственности можно рассматривать

в широком и узком аспектах. Широкое понимание принципов на-

логовой ответственности означает совокупность всех правовых

принципов налоговой ответственности. Узкое понимание прин-

ципов налоговой ответственности означает их понимание в ка-

честве основных идей, непосредственно закрепленных в налого-

вом законодательстве. Основные начала налоговой ответствен-

ности, имеющие нормативное закрепление, называются нормы-

принципы.

Налоговая ответственность основывается на целостной систе-

ме принципов, включающих общесоциальные принципы, свойст-

венные всем видам ответственности, общеправовые, принципы

финансового права, принципы налогового права и собственно

принципы налоговой ответственности как правового института.

Непосредственное влияние на исходные начала налоговой

ответственности оказывают общеправовые принципы юридической

ответственности, к числу которых относятся: справедливость,

законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, ответ-

ственность за вину. Нормы-принципы налоговой ответственно-

сти закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями

привлечения к ответственности за совершение налогового пра-

вонарушения.

1.Законность. Данный принцип означает недопустимость

привлечения к ответственности за совершение налогового право-

нарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые пре-

дусмотрены Налоговым кодексом РФ. Принцип законности в

налоговом праве представляет собой преломление и детализа-

цию его общеправового значения, основанного на международ-

ных нормах и положениях Конституции РФ. Законность при-

влечения к ответственности установлена Международным пак-

том о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а

также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод

1950 г. (п. 1 ст. 7).


10. Налоговая ответственность



 

Основным элементом принципа законности является поло-

жение, согласно которому деяние признается налоговым право-

нарушением только в случае объявления его таковым налоговым

законодательством до момента совершения. Названное положе-

ние означает следующее.

Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонаруше-

нием считается только такое деяние, признаки которого преду-

смотрены Налоговым кодексом РФ. Закрепление признаков на-

логового правонарушения то



2016-09-16 406 Обсуждений (0)
Налогоплательщиков — клиентов банка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Налогоплательщиков — клиентов банка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)