Стоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за со-
вершение налогового правонарушения. Привлечение к налоговой ответственности основывается на различных правовых принци- пах, одним из которых является принцип индивидуализации на- казания. Названный принцип выражается в учете формы вины правонарушителя, а также обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность правонарушителя. Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответст- венность за совершение налогового правонарушения, закреплен ст. 112 НК РФ. В соответствии с названной нормой существуют два обстоя- тельства, смягчающие ответственность. 1.Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Наличие данного обстоятель- ства влияет на мотивы совершения налогового правонарушения. Например, индивидуальный предприниматель занизил налого- облагаемую базу в целях неполной уплаты суммы налога по при- чине отсутствия необходимых денежных средств, которые ранее были им потрачены на медицинское лечение или необходимы 326 Общая часть
для будущего восстановления здоровья. Вместе с тем между стече- нием тяжелых личных или семейных обстоятельств и совершением налогового правонарушения должна быть причинно-следственная связь, объясняющая нарушение законодательства о налогах и сбо- рах именно названными фактами; 2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину- ждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Названные обстоятельства являются неблагоприятными факто- рами, существенно ограничивающими свободу выбора поведе- ния со стороны правонарушителя. Налоговое правонарушение может быть совершено в результате сознательной деятельности третьих лиц, поскольку угроза, принуждение, создание ситуации материальной, служебной либо иной зависимости оказывает дав- ление на сознание и волю виновного, понуждая его нарушать налоговое законодательство. Вместе с тем необходимо учитывать, что в качестве смяг- чающего обстоятельства может рассматриваться только реальная угроза, т.е. угрожающее лицо должно иметь возможность факти- ческого причинения вреда правонарушителю или его близким лицам. Например, угрозой может быть возможность причинения телесных повреждений, повреждения или уничтожения имуще- ства, распространения позорящих сведений и т.д. Реальная угро- за должна быть направлена на принуждение лица к совершению налогового правонарушения — только в этом случае угроза или принуждение могут быть рассмотрены как обстоятельства, смяг- чающие налоговую ответственность. Смягчающим обстоятельством является и совершение правона- рушения в силу материальной, служебной или иной зависимости. Материальная зависимость проявляется, например, при соверше- нии налогового правонарушения лицом, состоящим на иждиве- нии у привлекаемого субъекта. Служебная зависимость проявля- ется при совершении налогового правонарушения подчиненным лицом по указанию вышестоящего должностного лица. «Иная» зависимость может проявляться в различных ситуациях, напри- мер, вытекать из родственных или супружеских отношений, ос- новываться на законе или договоре (зависимость подопечных от опекунов и попечителей, контрагентов по сделке и т.д.). Вместе с тем не является смягчающим обстоятельством, основанном на «иной» зависимости, совершение налогового правонарушения дочерним предприятием, филиалом или представительством по указанию (воздействию) головного предприятия. 10. Налоговая ответственность
Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчаю- щих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи предоставляет суду право считать в качестве смягчающих и иные обстоятельства. Как показывает анализ судебной и арбитражной практики, в качестве других смягчающих обстоятельств суды признают неясность или некорректность налоговых нормативных правовых актов, причинение государству незначительного вреда, тяжелую болезнь налогоплательщика. Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, яв- ляются важным элементом гарантии защиты прав налогопла- тельщиков и, следовательно, имеют обратную силу. Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответст- венность, определен ст. 114 НК РФ. Установление судом хотя бы одного смягчающего обстоятельства влияет на применение судом налоговой санкции: согласно п. 3 ст. 114 НК РФ в данной ситуации размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответст- вующей специальной статьей главы 16 НК РФ. На данное об- стоятельство обращено особое внимание в Постановлении Пле- нума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в дей- ствие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 11 июня 1999 г. № 41/9. В нем отмечено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения нало- говой санкции, поэтому суд по результатам оценки обстоятельств дела вправе уменьшить размер и более чем в два раза. Вместе с тем следует обратить внимание и на несовершенство положений НК РФ в части определения субъектов налогового пра- ва, пользующихся возможностью смягчения налоговой ответствен- ности. Перечень обстоятельств, содержащийся в ст. 112 НК РФ, рассчитан на применение относительно физических лиц, в то время как субъектами налоговых правонарушений могут являться и организации. Однако характер фактов, смягчающих налоговую ответственность, не учитывает специфику коллективных субъек- тов, что делает невозможным применение судом положений подп. 1 и 2 п. 1 ст. 112 НК РФ к организациям — нарушителям налогового законодательства. Но как показывает анализ арбит- ражной практики, относительно организаций суды применяют подп. 3 п. 1 названной статьи и учитывают в качестве смягчаю- 328 Общая часть
щих обстоятельств иные факты, оказавшие влияние на совер- шение нарушения налогового законодательства. Кроме обстоятельств, смягчающих ответственность за совер- шение налогового правонарушения, Налоговый кодекс РФ закре- пляет обстоятельство, отягчающее налоговую ответственность. Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонару- шения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за анало- гичное правонарушение, т.е. повторность. Лицо считается при- влекавшимся к налоговой ответственности в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового ор- гана о применении санкции за аналогичное нарушение налого- вого законодательства. Так же как и обстоятельства, смягчающие налоговую ответст- венность, обстоятельство, отягчающее налоговую ответственность, реализуется посредством правил, содержащихся в ст. 114 НК РФ. При установлении судом признака повторности размер штрафа увеличивается в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей специальной статьей главы 16 или 18 НК РФ. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения имеют значение при определении меры воздействия на правонарушителя и приме- няются только судом. Какого-либо влияния на квалификацию деяния в качестве налогового правонарушения рассмотренные факты не оказывают.
10.6. Санкции в налоговом праве
Соблюдение норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязан- ностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией1. Налоговая санкция представляет собой форму реаги- рования государства на нарушение налогового законодательства и является внешним материальным выражением государственно- властного принуждения за совершение налогового проступка.
1 Проблема соотношения налоговой ответственности и налоговых санкций пред- ставляет одну из наименее разработанных в научной литературе. 10. Налоговая ответственность
Санкции, применяемые в налоговом праве, и налоговая от- ветственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимо- обусловленность санкции и ответственности проявляется в при- менении налоговой санкции, поскольку одной из стадий привле- чения лица к налоговой ответственности является взыскание санкции. Анализ действующего НК РФ позволяет сделать вывод, что ретроспективная налоговая ответственность невозможна без взыскания с виновного лица налоговой санкции, так как нало- говое законодательство не содержит института полного освобо- ждения от ответственности по основаниям малозначительности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штра- фа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину. Признаками, отличающими налоговую ответственность от налоговой санкции, являются юридические факты. Налоговая ответственность обусловлена моментом совершения правонару- шения, следовательно, юридическим фактом, порождающим ох- ранительные налоговые правоотношения будет нарушение зако- нодательства о налогах и сборах. В отличие от ответственности налоговые санкции установлены нормативным способом посред- ством включения их в структуру соответствующих норм НК РФ и, таким образом, существуют независимо от нарушения налого- вого законодательства. Ответственности за нарушения налогового законодательства свойственны правовосстановительная и карательная функции, что обусловливает наличие в налоговом праве санкций, направ- ленных на восстановление нарушенных фискальных прав госу- дарства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний, а также наличие санкций, воздейст- вующих на правонарушителя в целях общей и частной превенции. Так, санкции, установленные в ст. 116, 117, 118, 124—129 НК РФ, носят карательный характер, остальные направлены на воспол- нение финансовых потерь государства. Согласно общей теории права санкцией признаются закреп- ленные в нормах права предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Санкции в зависимости от способов, какими они служат ох- ране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида: 1) правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение 330 Общая часть
невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстанов- ление нарушенных фискальных прав государства; 2) карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на ис- правление и перевоспитание нарушителей налогового законода- тельства. Следовательно, санкции в налоговом праве можно рассматри- вать в двух аспектах: широком и узком. Санкции в широком смысле представляют элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неис- полнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сформу- лированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида санкциям относятся штрафы, взыскание недоимок, пени. Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности за совершение на- логового правонарушения. Наличие легитимного определения налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показы- вает логическое завершение развития института налоговой от- ветственности. Размеры налоговых санкций предусматриваются специаль- ными статьями Налогового кодекса РФ, устанавливаются и при- меняются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанному виновным в совершении налогового право- нарушения. Денежная форма налоговых санкций обусловлена характером обязанности налогоплательщиков уплачивать нало- ги, которая также выражена в денежной форме. В отличие от административного налоговое законодательство не предусматри- вает иных, кроме денежных, видов взысканий. Санкция в виде штрафа имеет различные способы исчисле- ния, в зависимости от которых они могут быть сгуппированы следующим образом: штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например, ст. 122 и 123 НК РФ); штрафы, установленные в твердой денежной сумме (напри- мер, ст. 1351НК РФ); штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения сум- мы санкций к определенному объекту расчета (например, ст. 117 НК РФ). 10. Налоговая ответственность
Несмотря на различные способы исчисления, все налоговые штрафы имеют общую юридическую природу и характерную осо- бенность, заключающуюся в смене права собственности посред- ством принудительном изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. Механизм реализации налоговых санкций не допускает по- глощения менее строгой санкции более строгой в случае совер- шения одним лицом двух и более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Названное положение существенно отличает порядок наложения санкций в налоговом праве от принципов уголовной или административной ответст- венности. Менее строгие санкции, применяемые за уголовное преступление или административное правонарушение, могут по- глощаться более строгой, что неприемлемо для налоговых пра- воотношений. Основной целью налоговой ответственности яв- ляется компенсация государству финансовых потерь, причиненных со стороны субъекта нарушением законодательства о налогах и сборах, поэтому сложение налоговых санкций обеспечивает каз- не максимально полное восполнение ущерба. Штрафы за нарушения налогового законодательства взыски- ваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в за- конодательно установленной последовательности. Судебный по- рядок взыскания налоговых санкций является развитием прин- ципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Налоговые санкции взыскиваются в третью очередь, по- скольку до этого производится взыскание недоимок и пеней по налогам и сборам. В некоторых случаях налоговые органы имеют право предос- тавить субъекту, виновному в нарушении налогового законода- тельства, рассрочку или отсрочку по уплате штрафа. Штраф как мера налоговой ответственности соответствует юри- дическим признакам санкции, однако применение принудительного денежного взыскания в сфере публичной финансовой деятель- ности государства наделяет его следующими особенностями: налоговая санкция представляет элемент правоохрани- тельной нормы, поэтому штраф существует независимо от факта совершения налогового правонарушения; единственным законным основанием для применения санкции является совершение лицом налогового правона- рушения; 332 Общая часть штраф за нарушение налогового законодательства взыски- вается в судебном порядке; штраф выражен в денежной форме, сумма которой опре- деляется на основании специальных статей Налогового кодекса РФ; сущность налоговой санкции заключается в лишении субъ- екта правонарушения права собственности или иного вещ- ного права на установленную Налоговым кодексом РФ сумму наличных денежных средств либо имущественных прав на денежные средства в безналичной форме, находя- щихся на счете в кредитной организации; взыскание штрафа не освобождает виновное лицо от испол- нения налоговой обязанности, существовавшей до нару- шения налогового законодательства; Налоговым кодексом РФ предусмотрены варианты индиви- дуализации применения штрафов посредством правильной квалификации налогового правонарушения, а также уста- новления обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответ- ственность. Нарушение налогового законодательства неминуемо причиня- ет вред фискальным интересам государства, поэтому задача нало- говых санкций состоит в максимальной нейтрализации имущест- венных потерь казны, в восстановлении нарушенных прав и на- казании правонарушителя. Следовательно, кроме санкций в виде штрафов налоговый механизм охраняется и другими способами. В этой связи необходимо различать санкции, считающиеся тако- выми в силу прямого указания ст. 114 НК РФ, и санкции, являю- щиеся таковыми в силу своей юридической сущности. Штрафы, взыскиваемые за нарушения налогового законода- тельства, тесно связаны с иными мерами государственно-власт- ного принуждения, применяемыми в правовом механизме охраны налоговых отношений. На существующие различия в мерах го- сударственно-властного принуждения, применяемых в механиз- ме охраны налоговых отношений, указано Конституционным Судом РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Россий- ской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”» от 15 июля 1999 г. № 11-П подчеркивается, что собственно меру юридической ответственности за виновное поведение в налоговых правоотношениях составляют только штрафные санкции, а отсут- ствие разграничения мер принуждения на правовосстановитель- 10. Налоговая ответственность
ные, имеющие целью восполнить недоимки и устранить ущерб, причиненный несвоевременной уплатой налога, и штрафные, представляющие собственно меру юридической ответственности за виновное поведение, существенным образом расширяет возмож- ность произвольного применения рассматриваемых норм в бес- спорном порядке, т.е. вне законной судебной процедуры, что при- водит к нарушению конституционного права на судебную защиту прав и свобод. В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О фе- деральных органах налоговой полиции”» от 17 декабря 1996 г. № 20-П отмечено, что неуплата налога в срок должна быть ком- пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза- тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государст- вом в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) за- конодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недо- получения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты на- лога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогопла- тельщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода ме- ры, а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового и являются наказанием за налоговое правонарушение. При взыскании недоимки и пени имеет место принудитель- ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще- ствовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Со- гласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законо- дательством срок, и носит компенсационный характер. Следова- тельно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является налоговой санкцией, обусловленной юридической природой на- логового обязательства. В качестве мер государственно-властного воздействия на нару- шителей налогового законодательства Налоговым кодексом РФ ус- тановлена пеня. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денеж- ная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитаю- щихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную 334 Общая часть
границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государ- ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де- нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физи- ческих лиц — по решению суда. Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового законодательства, можно считать законную неустойку, приме- няемую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, определенную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разно- видностей неустойки является пеня, которая может быть дого- ворной и законной. Законная неустойка устанавливается законо- дательством и применяется независимо от соглашения сторон. Вместе с тем необходимо учитывать особенности налоговой пени, начисляемой при нарушении публично-правовых обязанностей. Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод, что пеня является мерой юридической ответственности и содер- жит необходимые признаки последней: Налоговым кодексом РФ установлены условия применения и механизм взыскания пени; основанием применения пени выступает нарушение зако- нодательства о налогах и сборах; пеня является следствием совершения налогового правона- рушения и связана с реализацией санкции налоговой нормы; взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением; уплата начисленной пени означает добровольную реализа- цию налогово-правовой обязанности; взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона. Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компен- сационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют правовосстановительную природу и иму- щественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение бесспорной обязанности налогоплательщика уплатить причитаю- щиеся обязательные платежи в пользу казны. Восстановление 10. Налоговая ответственность
нарушенных фискальных прав государства предполагает достиже- ние полной эквивалентности, т.е. возвращение казне как потер- певшей стороне объема финансовых прав, утраченного в резуль- тате произошедшего факта налогового правонарушения. Каких- либо иных обязанностей, связанных с изменением правового статуса налогоплательщика, взыскание недоимки и пени не воз- лагает. Применение названных мер принуждения не влечет так- же ограничения субъективного права налогоплательщика на де- нежную сумму, эквивалентную недоимке или пене, поскольку право на эту часть дохода принадлежит государству изначально, в силу публичного характера налога, подтвержденного законом. Вместе с тем если обратиться к законодательно установлен- ной трактовке пени, то можно сделать вывод, что она не всегда носит исключительно правовосстановительный характер. На ос- новании п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый ка- лендарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего установленного зако- нодательством дня уплаты налога или сбора. Каких-либо огра- ничений по размеру начисления пени Налоговым кодексом РФ не установлено, что приводит к начислению пеней, сумма кото- рых превышает сумму неуплаченных обязательных платежей. В результате пеня в сумме превышения налоговой недоимки пре- кращает свою правовосстановительную функцию, поскольку с налогоплательщика взыскивается сумма, превышающая его на- логовую обязанность. В этой связи Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П отметил, что сумма, явно выходящая за рамки погашения недоимки и устранения ущерба, вызванного несвоевременной уплатой налога, имеет природу штрафной (карательной) санкции. Таким образом, поскольку содержание налоговых санкций предопределяется формами ответственности за нарушение нало- гового законодательства, то и меры государственно-властного воздействия в налоговых правоотношениях могут подразделяться на правовосстановительные и карательные. Налоговые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия меж- ду штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем: основанием штрафной ответственности является соверше- ние налогового правонарушения, правильная его квали- фикация, индивидуализация суммы денежного взыскания; основанием правовосстановительной ответственности яв- ляется наличие обязанностей налогоплательщика и в слу- 336 Общая часть
чае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению; штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые так- же могут быть изменены в зависимости от наличия смяг- чающих или отягчающих обстоятельств; размеры недоим- ки и пени всегда абсолютно определены и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне налоговым правонарушением может быть подсчита- на достаточно точно; взыскание штрафа является результатом правоохранитель- ной деятельности государственных органов, и правонару- шитель не может сам подвергнуть себя налоговой ответст- венности; в отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени налогоплательщик может самостоятельно, без вме- шательства государственных органов. Вместе с тем имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, п. 2 ст. 75 Бюд- жетный кодекс РФ закрепляет, что сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения ис- полнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер от- ветственности за нарушение законодательства о налогах и сборах; п. 4 ст. 101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику на- правляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Налогоплательщик, привлекаемый к налоговой ответственно- сти, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участво- вать в налоговом производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения. Единую правовую природу налоговых санкций подчеркивает и Бюджетный кодекс РФ, п. 2 ст. 41 которого относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов. В российском налоговом праве налоговые санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает нало- говую ответственность от иных ее видов. Все виды налоговых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскива- ются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.
Защита прав налогоплательщиков
11.1. Право на обжалование
Несомненным демократическим достижением Российского го- сударства является правовое закрепление увеличившихся воз- можностей субъектов налоговых правоотношений по обжало- ванию нарушенных прав. Прежде всего характерно расширение сферы применения судебного порядка защиты прав для всех субъектов налогового права. Эта возможность гарантирована, в частности, Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом (далее — АПК РФ), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Нало- говым кодексом РФ. Впервые в российском налоговом праве в Налоговый кодекс РФ был включен отдельный раздел, регламентирующий возмож- ность и порядок обжалования актов налоговых органов и дейст- вий или бездействия их должностных лиц. Обозначенный раз- дел VII объединяет две группы норм: глава 19 «Порядок обжа- лования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» и глава 20 «Рассмотрение жалобы и при- нятие решения по ней». Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель- щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц. В зависимости от различий в материальных нормах и про- цессуальном порядке нормативными правовыми актами России предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплатель- щиков: президентский, административный, судебный, самозащита прав. 1.Президентский способ. Президенту РФ могут быть обжало- ваны любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере. В частности, Президенту РФ могут быть обжа- лованы решения ФСЭНП, Федеральной службы по финансовым рынкам, функционирующей при Правительстве РФ. 338 Общая часть
2. Административный способ. Он предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Данный способ предполагает упрощенное производство по поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъ- ектов налоговых правоотношений. 3.Судебный способ. В основной части налоговых отношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-I. Закон предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гра- жданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препят- ствия для осуществления его прав и свобод. Юридические ли- ца — субъекты налогового права — вправе обращаться за судеб- ной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов нало- гового права. Полномочия Конституционного Суда, закреплен- ные в ст. 125 Федерального конституционного закона «О Кон- ституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ, предусматривают возможность рассмотрения и разреше- ния запросов и жалоб, в том числе в налоговой сфере, о соот- ветствии Конституции РФ законов, других нормативных актов, разрешения вопросов о компетенции между государственными органами, о конституционности примененных в отношении гра- ждан норм, нарушающих их конституционные права и свободы. В судебной практике количество налоговых споров постоянно возрастает, и можно предположить, что данная тенденция еще долго будет сохраняться, «поскольку намерение органов госу- дарственной власти действовать в финансовой сфере методами, соответствующими конституционно значимым стандартам, разви- вается гораздо медленнее, чем стремление налогоплательщиков отстаивать свои конституционные права и законные интересы». Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит 11. Защита прав налогоплательщиков
прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), составляет единую централизованную систему, осуществляет над- зор за исполнением действующих на территории России зако- нов, предпринимает меры, направленные на устранение их на- рушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другими направлениями в функции прокуратуры входит осу- ществление надзора за исполнением финансового законодатель- ства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение: от органов представительной или исполнительной власти, фи- на
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |