Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за со-



2016-09-16 421 Обсуждений (0)
Стоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за со- 0.00 из 5.00 0 оценок




вершение налогового правонарушения. Привлечение к налоговой

ответственности основывается на различных правовых принци-

пах, одним из которых является принцип индивидуализации на-

казания. Названный принцип выражается в учете формы вины

правонарушителя, а также обстоятельств, которые смягчают или

отягчают ответственность правонарушителя.

Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответст-

венность за совершение налогового правонарушения, закреплен

ст. 112 НК РФ.

В соответствии с названной нормой существуют два обстоя-

тельства, смягчающие ответственность.

1.Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых

личных или семейных обстоятельств. Наличие данного обстоятель-

ства влияет на мотивы совершения налогового правонарушения.

Например, индивидуальный предприниматель занизил налого-

облагаемую базу в целях неполной уплаты суммы налога по при-

чине отсутствия необходимых денежных средств, которые ранее

были им потрачены на медицинское лечение или необходимы


326


Общая часть


 

для будущего восстановления здоровья. Вместе с тем между стече-

нием тяжелых личных или семейных обстоятельств и совершением

налогового правонарушения должна быть причинно-следственная

связь, объясняющая нарушение законодательства о налогах и сбо-

рах именно названными фактами;

2. Совершение правонарушения под влиянием угрозы или прину-

ждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Названные обстоятельства являются неблагоприятными факто-

рами, существенно ограничивающими свободу выбора поведе-

ния со стороны правонарушителя. Налоговое правонарушение

может быть совершено в результате сознательной деятельности

третьих лиц, поскольку угроза, принуждение, создание ситуации

материальной, служебной либо иной зависимости оказывает дав-

ление на сознание и волю виновного, понуждая его нарушать

налоговое законодательство.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в качестве смяг-

чающего обстоятельства может рассматриваться только реальная

угроза, т.е. угрожающее лицо должно иметь возможность факти-

ческого причинения вреда правонарушителю или его близким

лицам. Например, угрозой может быть возможность причинения

телесных повреждений, повреждения или уничтожения имуще-

ства, распространения позорящих сведений и т.д. Реальная угро-

за должна быть направлена на принуждение лица к совершению

налогового правонарушения — только в этом случае угроза или

принуждение могут быть рассмотрены как обстоятельства, смяг-

чающие налоговую ответственность.

Смягчающим обстоятельством является и совершение правона-

рушения в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Материальная зависимость проявляется, например, при соверше-

нии налогового правонарушения лицом, состоящим на иждиве-

нии у привлекаемого субъекта. Служебная зависимость проявля-

ется при совершении налогового правонарушения подчиненным

лицом по указанию вышестоящего должностного лица. «Иная»

зависимость может проявляться в различных ситуациях, напри-

мер, вытекать из родственных или супружеских отношений, ос-

новываться на законе или договоре (зависимость подопечных от

опекунов и попечителей, контрагентов по сделке и т.д.). Вместе

с тем не является смягчающим обстоятельством, основанном на

«иной» зависимости, совершение налогового правонарушения

дочерним предприятием, филиалом или представительством по

указанию (воздействию) головного предприятия.


10. Налоговая ответственность



 

Данный в ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчаю-

щих ответственность за совершение налогового правонарушения,

не является исчерпывающим, поскольку п. 3 названной статьи

предоставляет суду право считать в качестве смягчающих и иные

обстоятельства. Как показывает анализ судебной и арбитражной

практики, в качестве других смягчающих обстоятельств суды

признают неясность или некорректность налоговых нормативных

правовых актов, причинение государству незначительного вреда,

тяжелую болезнь налогоплательщика.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность, яв-

ляются важным элементом гарантии защиты прав налогопла-

тельщиков и, следовательно, имеют обратную силу.

Механизм реализации обстоятельств, смягчающих ответст-

венность, определен ст. 114 НК РФ. Установление судом хотя

бы одного смягчающего обстоятельства влияет на применение

судом налоговой санкции: согласно п. 3 ст. 114 НК РФ в данной

ситуации размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в

два раза по сравнению с размером, установленным соответст-

вующей специальной статьей главы 16 НК РФ. На данное об-

стоятельство обращено особое внимание в Постановлении Пле-

нума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного

Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в дей-

ствие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

от 11 июня 1999 г. № 41/9. В нем отмечено, что п. 3 ст. 114

НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения нало-

говой санкции, поэтому суд по результатам оценки обстоятельств

дела вправе уменьшить размер и более чем в два раза.

Вместе с тем следует обратить внимание и на несовершенство

положений НК РФ в части определения субъектов налогового пра-

ва, пользующихся возможностью смягчения налоговой ответствен-

ности. Перечень обстоятельств, содержащийся в ст. 112 НК РФ,

рассчитан на применение относительно физических лиц, в то

время как субъектами налоговых правонарушений могут являться

и организации. Однако характер фактов, смягчающих налоговую

ответственность, не учитывает специфику коллективных субъек-

тов, что делает невозможным применение судом положений

подп. 1 и 2 п. 1 ст. 112 НК РФ к организациям — нарушителям

налогового законодательства. Но как показывает анализ арбит-

ражной практики, относительно организаций суды применяют

подп. 3 п. 1 названной статьи и учитывают в качестве смягчаю-


328


Общая часть


 

щих обстоятельств иные факты, оказавшие влияние на совер-

шение нарушения налогового законодательства.

Кроме обстоятельств, смягчающих ответственность за совер-

шение налогового правонарушения, Налоговый кодекс РФ закре-

пляет обстоятельство, отягчающее налоговую ответственность.

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим

ответственность, признается совершение налогового правонару-

шения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за анало-

гичное правонарушение, т.е. повторность. Лицо считается при-

влекавшимся к налоговой ответственности в течение 12 месяцев

с момента вступления в силу решения суда или налогового ор-

гана о применении санкции за аналогичное нарушение налого-

вого законодательства.

Так же как и обстоятельства, смягчающие налоговую ответст-

венность, обстоятельство, отягчающее налоговую ответственность,

реализуется посредством правил, содержащихся в ст. 114 НК РФ.

При установлении судом признака повторности размер штрафа

увеличивается в два раза по сравнению с размером, установленным

соответствующей специальной статьей главы 16 или 18 НК РФ.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

за совершение налогового правонарушения имеют значение при

определении меры воздействия на правонарушителя и приме-

няются только судом. Какого-либо влияния на квалификацию

деяния в качестве налогового правонарушения рассмотренные

факты не оказывают.

 

10.6. Санкции в налоговом праве

 

Соблюдение норм налогового права обеспечивается возможностью

государства применять меры принуждения за нарушение обязан-

ностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Ответственность за налоговые правонарушения находит свое

выражение в соответствующей части нормы права, называемой

санкцией1. Налоговая санкция представляет собой форму реаги-

рования государства на нарушение налогового законодательства

и является внешним материальным выражением государственно-

властного принуждения за совершение налогового проступка.

 

1 Проблема соотношения налоговой ответственности и налоговых санкций пред-

ставляет одну из наименее разработанных в научной литературе.


10. Налоговая ответственность



 

Санкции, применяемые в налоговом праве, и налоговая от-

ветственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Взаимо-

обусловленность санкции и ответственности проявляется в при-

менении налоговой санкции, поскольку одной из стадий привле-

чения лица к налоговой ответственности является взыскание

санкции. Анализ действующего НК РФ позволяет сделать вывод,

что ретроспективная налоговая ответственность невозможна без

взыскания с виновного лица налоговой санкции, так как нало-

говое законодательство не содержит института полного освобо-

ждения от ответственности по основаниям малозначительности

содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штра-

фа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину.

Признаками, отличающими налоговую ответственность от

налоговой санкции, являются юридические факты. Налоговая

ответственность обусловлена моментом совершения правонару-

шения, следовательно, юридическим фактом, порождающим ох-

ранительные налоговые правоотношения будет нарушение зако-

нодательства о налогах и сборах. В отличие от ответственности

налоговые санкции установлены нормативным способом посред-

ством включения их в структуру соответствующих норм НК РФ

и, таким образом, существуют независимо от нарушения налого-

вого законодательства.

Ответственности за нарушения налогового законодательства

свойственны правовосстановительная и карательная функции,

что обусловливает наличие в налоговом праве санкций, направ-

ленных на восстановление нарушенных фискальных прав госу-

дарства, принудительное выполнение обязанностей, устранение

противоправных состояний, а также наличие санкций, воздейст-

вующих на правонарушителя в целях общей и частной превенции.

Так, санкции, установленные в ст. 116, 117, 118, 124—129 НК РФ,

носят карательный характер, остальные направлены на воспол-

нение финансовых потерь государства.

Согласно общей теории права санкцией признаются закреп-

ленные в нормах права предписания о мерах принуждения за

неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Санкции в зависимости от способов, какими они служат ох-

ране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида:

1) правовосстановительные, реализация которых направлена

на устранение вреда, причиненного противоправным деянием

финансовым интересам государства, принудительное исполнение


330


Общая часть


 

невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстанов-

ление нарушенных фискальных прав государства;

2) карательные (штрафные), реализация которых направлена

на предупреждение налогового правонарушения, а также на ис-

правление и перевоспитание нарушителей налогового законода-

тельства.

Следовательно, санкции в налоговом праве можно рассматри-

вать в двух аспектах: широком и узком.

Санкции в широком смысле представляют элемент налоговой

нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неис-

полнения либо несоблюдения налоговых обязанностей, сформу-

лированных в диспозициях налоговых норм. К подобного вида

санкциям относятся штрафы, взыскание недоимок, пени.

Институт налоговых санкций в узком смысле закрепляется

ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена

штрафом и является мерой ответственности за совершение на-

логового правонарушения. Наличие легитимного определения

налоговой санкции имеет важное значение, поскольку показы-

вает логическое завершение развития института налоговой от-

ветственности.

Размеры налоговых санкций предусматриваются специаль-

ными статьями Налогового кодекса РФ, устанавливаются и при-

меняются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно

лица, признанному виновным в совершении налогового право-

нарушения. Денежная форма налоговых санкций обусловлена

характером обязанности налогоплательщиков уплачивать нало-

ги, которая также выражена в денежной форме. В отличие от

административного налоговое законодательство не предусматри-

вает иных, кроме денежных, видов взысканий.

Санкция в виде штрафа имеет различные способы исчисле-

ния, в зависимости от которых они могут быть сгуппированы

следующим образом:

 штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения

суммы санкций к неуплаченной сумме налога (например,

ст. 122 и 123 НК РФ);

 штрафы, установленные в твердой денежной сумме (напри-

мер, ст. 1351НК РФ);

 штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения сум-

мы санкций к определенному объекту расчета (например,

ст. 117 НК РФ).


10. Налоговая ответственность



 

Несмотря на различные способы исчисления, все налоговые

штрафы имеют общую юридическую природу и характерную осо-

бенность, заключающуюся в смене права собственности посред-

ством принудительном изъятия денежных средств у физического

лица или организации в пользу государства.

Механизм реализации налоговых санкций не допускает по-

глощения менее строгой санкции более строгой в случае совер-

шения одним лицом двух и более налоговых правонарушений.

Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются

за каждое правонарушение в отдельности. Названное положение

существенно отличает порядок наложения санкций в налоговом

праве от принципов уголовной или административной ответст-

венности. Менее строгие санкции, применяемые за уголовное

преступление или административное правонарушение, могут по-

глощаться более строгой, что неприемлемо для налоговых пра-

воотношений. Основной целью налоговой ответственности яв-

ляется компенсация государству финансовых потерь, причиненных

со стороны субъекта нарушением законодательства о налогах и

сборах, поэтому сложение налоговых санкций обеспечивает каз-

не максимально полное восполнение ущерба.

Штрафы за нарушения налогового законодательства взыски-

ваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в за-

конодательно установленной последовательности. Судебный по-

рядок взыскания налоговых санкций является развитием прин-

ципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3

ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть

лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Налоговые санкции взыскиваются в третью очередь, по-

скольку до этого производится взыскание недоимок и пеней по

налогам и сборам.

В некоторых случаях налоговые органы имеют право предос-

тавить субъекту, виновному в нарушении налогового законода-

тельства, рассрочку или отсрочку по уплате штрафа.

Штраф как мера налоговой ответственности соответствует юри-

дическим признакам санкции, однако применение принудительного

денежного взыскания в сфере публичной финансовой деятель-

ности государства наделяет его следующими особенностями:

 налоговая санкция представляет элемент правоохрани-

тельной нормы, поэтому штраф существует независимо от

факта совершения налогового правонарушения;

 единственным законным основанием для применения

санкции является совершение лицом налогового правона-

рушения;


332


Общая часть


 штраф за нарушение налогового законодательства взыски-

вается в судебном порядке;

 штраф выражен в денежной форме, сумма которой опре-

деляется на основании специальных статей Налогового

кодекса РФ;

 сущность налоговой санкции заключается в лишении субъ-

екта правонарушения права собственности или иного вещ-

ного права на установленную Налоговым кодексом РФ

сумму наличных денежных средств либо имущественных

прав на денежные средства в безналичной форме, находя-

щихся на счете в кредитной организации;

 взыскание штрафа не освобождает виновное лицо от испол-

нения налоговой обязанности, существовавшей до нару-

шения налогового законодательства;

 Налоговым кодексом РФ предусмотрены варианты индиви-

дуализации применения штрафов посредством правильной

квалификации налогового правонарушения, а также уста-

новления обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответ-

ственность.

Нарушение налогового законодательства неминуемо причиня-

ет вред фискальным интересам государства, поэтому задача нало-

говых санкций состоит в максимальной нейтрализации имущест-

венных потерь казны, в восстановлении нарушенных прав и на-

казании правонарушителя. Следовательно, кроме санкций в виде

штрафов налоговый механизм охраняется и другими способами.

В этой связи необходимо различать санкции, считающиеся тако-

выми в силу прямого указания ст. 114 НК РФ, и санкции, являю-

щиеся таковыми в силу своей юридической сущности.

Штрафы, взыскиваемые за нарушения налогового законода-

тельства, тесно связаны с иными мерами государственно-власт-

ного принуждения, применяемыми в правовом механизме охраны

налоговых отношений. На существующие различия в мерах го-

сударственно-властного принуждения, применяемых в механиз-

ме охраны налоговых отношений, указано Конституционным

Судом РФ. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ «По

делу о проверке конституционности отдельных положений Закона

РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и законов

Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Россий-

ской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции”»

от 15 июля 1999 г. № 11-П подчеркивается, что собственно меру

юридической ответственности за виновное поведение в налоговых

правоотношениях составляют только штрафные санкции, а отсут-

ствие разграничения мер принуждения на правовосстановитель-


10. Налоговая ответственность



 

ные, имеющие целью восполнить недоимки и устранить ущерб,

причиненный несвоевременной уплатой налога, и штрафные,

представляющие собственно меру юридической ответственности за

виновное поведение, существенным образом расширяет возмож-

ность произвольного применения рассматриваемых норм в бес-

спорном порядке, т.е. вне законной судебной процедуры, что при-

водит к нарушению конституционного права на судебную защиту

прав и свобод.

В Постановлении Конституционного Суда РФ «По делу о

проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи

11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О фе-

деральных органах налоговой полиции”» от 17 декабря 1996 г.

№ 20-П отмечено, что неуплата налога в срок должна быть ком-

пенсирована погашением задолженности по налоговому обяза-

тельству, полным возмещением ущерба, понесенного государст-

вом в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к

сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) за-

конодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как

компенсацию потерь государственной казны в результате недо-

получения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты на-

лога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогопла-

тельщика — юридического лица вытекает из обязательного и

принудительного характера налога в силу закона. Иного рода ме-

ры, а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного

дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему

существу выходят за рамки налогового обязательства как такового

и являются наказанием за налоговое правонарушение.

При взыскании недоимки и пени имеет место принудитель-

ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще-

ствовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Со-

гласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога

или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законо-

дательством срок, и носит компенсационный характер. Следова-

тельно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов является

налоговой санкцией, обусловленной юридической природой на-

логового обязательства.

В качестве мер государственно-властного воздействия на нару-

шителей налогового законодательства Налоговым кодексом РФ ус-

тановлена пеня. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денеж-

ная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или

налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитаю-

щихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов,

уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную


334


Общая часть


 

границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с

установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в

случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по

уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме. Государ-

ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания

пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де-

нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет

организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физи-

ческих лиц — по решению суда.

Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового

законодательства, можно считать законную неустойку, приме-

няемую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1

ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму,

определенную законом или договором на случай неисполнения

или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разно-

видностей неустойки является пеня, которая может быть дого-

ворной и законной. Законная неустойка устанавливается законо-

дательством и применяется независимо от соглашения сторон.

Вместе с тем необходимо учитывать особенности налоговой пени,

начисляемой при нарушении публично-правовых обязанностей.

Анализ налогового законодательства позволяет сделать вывод,

что пеня является мерой юридической ответственности и содер-

жит необходимые признаки последней:

 Налоговым кодексом РФ установлены условия применения

и механизм взыскания пени;

 основанием применения пени выступает нарушение зако-

нодательства о налогах и сборах;

 пеня является следствием совершения налогового правона-

рушения и связана с реализацией санкции налоговой нормы;

 взыскание пени сопровождается государственно-властным

принуждением;

 уплата начисленной пени означает добровольную реализа-

цию налогово-правовой обязанности;

 взыскание пени означает причинение правонарушителю

имущественного урона.

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компен-

сационный характер, в качестве мер государственно-властного

принуждения они имеют правовосстановительную природу и иму-

щественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение

бесспорной обязанности налогоплательщика уплатить причитаю-

щиеся обязательные платежи в пользу казны. Восстановление


10. Налоговая ответственность



 

нарушенных фискальных прав государства предполагает достиже-

ние полной эквивалентности, т.е. возвращение казне как потер-

певшей стороне объема финансовых прав, утраченного в резуль-

тате произошедшего факта налогового правонарушения. Каких-

либо иных обязанностей, связанных с изменением правового

статуса налогоплательщика, взыскание недоимки и пени не воз-

лагает. Применение названных мер принуждения не влечет так-

же ограничения субъективного права налогоплательщика на де-

нежную сумму, эквивалентную недоимке или пене, поскольку

право на эту часть дохода принадлежит государству изначально,

в силу публичного характера налога, подтвержденного законом.

Вместе с тем если обратиться к законодательно установлен-

ной трактовке пени, то можно сделать вывод, что она не всегда

носит исключительно правовосстановительный характер. На ос-

новании п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый ка-

лендарный день просрочки исполнения обязанности по уплате

налога или сбора, начиная со следующего установленного зако-

нодательством дня уплаты налога или сбора. Каких-либо огра-

ничений по размеру начисления пени Налоговым кодексом РФ

не установлено, что приводит к начислению пеней, сумма кото-

рых превышает сумму неуплаченных обязательных платежей. В

результате пеня в сумме превышения налоговой недоимки пре-

кращает свою правовосстановительную функцию, поскольку с

налогоплательщика взыскивается сумма, превышающая его на-

логовую обязанность. В этой связи Конституционный Суд РФ в

Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П отметил, что сумма,

явно выходящая за рамки погашения недоимки и устранения

ущерба, вызванного несвоевременной уплатой налога, имеет

природу штрафной (карательной) санкции.

Таким образом, поскольку содержание налоговых санкций

предопределяется формами ответственности за нарушение нало-

гового законодательства, то и меры государственно-властного

воздействия в налоговых правоотношениях могут подразделяться

на правовосстановительные и карательные.

Налоговые санкции имеют общую юридическую природу, но

вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия меж-

ду штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как

правовосстановительными санкциями заключаются в следующем:

 основанием штрафной ответственности является соверше-

ние налогового правонарушения, правильная его квали-

фикация, индивидуализация суммы денежного взыскания;

основанием правовосстановительной ответственности яв-

ляется наличие обязанностей налогоплательщика и в слу-


336


Общая часть

 

чае необходимости государственно-властное принуждение

к их исполнению;


 штраф носит абсолютно или относительно определенный

характер, имеет низшие и высшие границы, которые так-

же могут быть изменены в зависимости от наличия смяг-

чающих или отягчающих обстоятельств; размеры недоим-

ки и пени всегда абсолютно определены и не изменяются

от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств,

поскольку сумма ущерба, причиненного государственной

казне налоговым правонарушением может быть подсчита-

на достаточно точно;

 взыскание штрафа является результатом правоохранитель-

ной деятельности государственных органов, и правонару-

шитель не может сам подвергнуть себя налоговой ответст-

венности; в отличие от штрафа, уплатить недоимку или

пени налогоплательщик может самостоятельно, без вме-

шательства государственных органов.

Вместе с тем имеющиеся различия в основаниях, механизме

применения и реализации правовосстановительных и карательных

санкций не означают их взаимоисключения. Так, п. 2 ст. 75 Бюд-

жетный кодекс РФ закрепляет, что сумма соответствующих пеней

взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или

сбора и независимо от применения других мер обеспечения ис-

полнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер от-

ветственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

п. 4 ст. 101 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного

решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за

совершение налогового правонарушения налогоплательщику на-

правляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Налогоплательщик, привлекаемый к налоговой ответственно-

сти, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участво-

вать в налоговом производстве по исследованию обстоятельств

совершения правонарушения.

Единую правовую природу налоговых санкций подчеркивает

и Бюджетный кодекс РФ, п. 2 ст. 41 которого относит пени и

штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском налоговом праве налоговые санкции имеют еще

один общий аспект, наличие которого существенно отличает нало-

говую ответственность от иных ее видов. Все виды налоговых

санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскива-

ются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до

полного (как минимум) возмещения причиненного государству

ущерба.


Защита прав

налогоплательщиков

 

11.1. Право на обжалование


 

 


 

Несомненным демократическим достижением Российского го-

сударства является правовое закрепление увеличившихся воз-

можностей субъектов налоговых правоотношений по обжало-

ванию нарушенных прав. Прежде всего характерно расширение

сферы применения судебного порядка защиты прав для всех

субъектов налогового права. Эта возможность гарантирована, в

частности, Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным

кодексом (далее — АПК РФ), Федеральным конституционным

законом «О судебной системе Российской Федерации» и Нало-

говым кодексом РФ.

Впервые в российском налоговом праве в Налоговый кодекс

РФ был включен отдельный раздел, регламентирующий возмож-

ность и порядок обжалования актов налоговых органов и дейст-

вий или бездействия их должностных лиц. Обозначенный раз-

дел VII объединяет две группы норм: глава 19 «Порядок обжа-

лования актов налоговых органов и действий или бездействия

их должностных лиц» и глава 20 «Рассмотрение жалобы и при-

нятие решения по ней».

Статья 137 НК РФ предоставляет каждому налогоплатель-

щику или налоговому агенту право обжаловать акты налоговых

органов, действия или бездействие их должностных лиц.

В зависимости от различий в материальных нормах и про-

цессуальном порядке нормативными правовыми актами России

предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплатель-

щиков: президентский, административный, судебный, самозащита

прав.

1.Президентский способ. Президенту РФ могут быть обжало-

ваны любые действия (бездействие) контролирующих органов в

финансовой сфере. В частности, Президенту РФ могут быть обжа-

лованы решения ФСЭНП, Федеральной службы по финансовым

рынкам, функционирующей при Правительстве РФ.


338


Общая часть


 

2. Административный способ. Он предполагает обращение за

защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему

органу власти по отношению к органу, принявшему решение или

выполнившему действие.

Данный способ предполагает упрощенное производство по

поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не

отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд,

либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъ-

ектов налоговых правоотношений.

3.Судебный способ. В основной части налоговых отношений

для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом

РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-I. Закон

предусматривает, что право на обжалование имеет каждый гра-

жданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него

незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно

привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препят-

ствия для осуществления его прав и свобод. Юридические ли-

ца — субъекты налогового права — вправе обращаться за судеб-

ной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые

отношения оформлялись договором.

Значительно усилилась роль Конституционного Суда РФ в

защите нарушенных прав и законных интересов субъектов нало-

гового права. Полномочия Конституционного Суда, закреплен-

ные в ст. 125 Федерального конституционного закона «О Кон-

ституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.

№ 1-ФКЗ, предусматривают возможность рассмотрения и разреше-

ния запросов и жалоб, в том числе в налоговой сфере, о соот-

ветствии Конституции РФ законов, других нормативных актов,

разрешения вопросов о компетенции между государственными

органами, о конституционности примененных в отношении гра-

ждан норм, нарушающих их конституционные права и свободы.

В судебной практике количество налоговых споров постоянно

возрастает, и можно предположить, что данная тенденция еще

долго будет сохраняться, «поскольку намерение органов госу-

дарственной власти действовать в финансовой сфере методами,

соответствующими конституционно значимым стандартам, разви-

вается гораздо медленнее, чем стремление налогоплательщиков

отстаивать свои конституционные права и законные интересы».

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных

прав и законных интересов налогоплательщиков принадлежит


11. Защита прав налогоплательщиков



 

прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и

Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»

(в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ),

составляет единую централизованную систему, осуществляет над-

зор за исполнением действующих на территории России зако-

нов, предпринимает меры, направленные на устранение их на-

рушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду

с другими направлениями в функции прокуратуры входит осу-

ществление надзора за исполнением финансового законодатель-

ства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение:

от органов представительной или исполнительной власти, фи-

на



2016-09-16 421 Обсуждений (0)
Стоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за со- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за со-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)