Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административный порядок защиты нарушенных прав налого-



2016-09-16 490 Обсуждений (0)
Административный порядок защиты нарушенных прав налого- 0.00 из 5.00 0 оценок




плательщиков означает возможность обжалования актов налого-

вых органов, действий или бездействия их должностных лиц в вы-

шестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

В налоговом праве административный порядок обжалования

имеет характер обязательной досудебной процедуры, поэтому

подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему

должностному лицу) исключает право на одновременную подачу

аналогичной жалобы в суд. Решение о привлечении к ответст-

венности за совершение налогового правонарушения или об от-

казе в привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке

только после обжалования этого решения в вышестоящем нало-

говом органе. В случае обжалования такого решения в судебном

порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда

лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало из-

вестно о вступлении его в силу.

Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим нало-

говым органом и принятие решения по ней определяются по

правилам ст. 139—141 НК РФ.

При использовании налогоплательщиком административного

порядка защиты нарушенных прав обжалование актов налоговых

органов, действий или бездействия их должностных лиц осущест-

вляется по административной иерархии — жалоба подается в нало-

говый орган (должностному лицу), в чьем подчинении находится

налоговый орган или должностное лицо, допустившие наруше-

ние законодательства. Не вступившее в силу решение о привле-

чении к ответственности за совершение налогового правонару-


11. Защита прав налогоплательщиков



 

шения или решение об отказе в привлечении к ответственности

за совершение налогового правонарушения, может быть обжа-

ловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной

жалобы. Следовательно, административный порядок обжалова-

ния актов, действий или бездействия налоговых органов или их

должностных лиц может быть многократным.

Жалоба налогоплательщика может содержать несколько фак-

тов, которые нарушают права заявителя. Вместе с тем Налого-

вый кодекс РФ четко различает подведомственность подачи и

рассмотрения жалобы — факты несогласия с актами, действиями

или бездействием налогового органа заявляются только в выше-

стоящий налоговый орган; жалобы на неправомерное поведение

должностных лиц подаются вышестоящему должностному лицу.

Объединение в одной жалобе требований, подведомственных

налоговым органам, с требованиями, подведомственными долж-

ностным лицам этих органов, не допускается.

Обжалование неправомерности деятельности налоговых орга-

нов или их должностных лиц осуществляется только в письменной

форме. Жалоба должна содержать название и координаты налого-

вого органа или должностного лица, чьи действия обжалуются,

сведения о заявителе, а также предмет и основания обжалования.

Налоговым кодексом РФ установлен трехмесячный срок дав-

ности (срок обжалования) для обращения с жалобой на непра-

вомерные акты, действия или бездействие налоговых органов

или их должностных лиц. Исчисление трехмесячного срока на-

чинается со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был

узнать о нарушении своих прав.

Срок давности подачи жалобы может быть восстановлен, но

при условии наличия уважительной причины его пропуска. Если

налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, действий

или бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он

имеет право приложить к подаваемой жалобе письменное заявле-

ние о восстановлении пропущенного срока давности, указав при-

чины случившегося. Вопрос об уважительной причине пропуска

срока давности и о его восстановлении решается тем налоговым

органом или должностным лицом, которым жалоба адресована.

Как правило, уважительной причиной пропуска срока давности

признается тяжелая и длительная болезнь, длительное отсутствие,

стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорные об-

стоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть

отнесены действия сотрудников налоговых либо правоохрани-


346


Общая часть


 

тельных органов, в результате которых были изъяты документы,

необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.

При отсутствии уважительных причин пропуск трехмесячного

срока на обжалование не дает налогоплательщику права требо-

вать рассмотрения его жалобы. Такое заявление возвращается

обратно. В то же время отказ в восстановлении срока также может

быть обжалован в вышестоящий налоговый орган или выше-

стоящему должностному лицу.

Определенные особенности имеет подача апелляционной жа-

лобы на решение налогового органа о привлечении к ответст-

венности за совершение налогового правонарушения или реше-

ние об отказе в привлечении к ответственности за совершение

налогового правонарушения.

Такая жалоба подается до момента вступления в силу обжа-

луемого решения налогового органа. Апелляционная жалоба на

соответствующее решение налогового органа подается в вынес-

ший это решение налоговый орган, который обязан в течение

трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми

материалами в вышестоящий налоговый орган.

Срок подачи жалобы на вступившее в законную силу реше-

ние налогового органа о привлечении к ответственности за со-

вершение налогового правонарушения или решение об отказе в

привлечении к ответственности за совершение налогового пра-

вонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном

порядке, составляет один год.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или

вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по

этой жалобе может на основании своего письменного заявления

ее отозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налого-

плательщика права на повторное обжалование тех же актов,

действий или бездействия в тот же налоговый орган или тому

же должностному лицу. Обращение по иным обстоятельствам

осуществляется также в течение трех месяцев со дня, когда зая-

витель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

По общему правилу обжалование неправомерного поведения

налоговых органов или их должностных лиц не приостанавлива-

ет исполнения обжалуемого акта или действия. Однако решение

вопроса о приостановлении действия акта нижестоящего нало-

гового органа или действий (бездействия) должностного лица

зависит от вышестоящего налогового органа или должностного


11. Защита прав налогоплательщиков



 

лица, принявших жалобу к рассмотрению. Если до вынесения

мотивированного решения по поданной жалобе вышестоящее

должностное лицо имеет достаточные основания полагать, что

подвергаемые сомнению акты или поступки не соответствуют

законодательству Российской Федерации, то оно имеет право при-

остановить действие обжалуемого акта (действия, бездействие)

полностью или частично.

Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должно-

стное лицо в течение месяца со дня получения жалобы обязаны

ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

 оставить жалобу без удовлетворения;

 отменить акт налогового органа;

 отменить решение и прекратить производство по делу о

налоговом правонарушении;

 изменить решение или вынести новое решение по сущест-

ву обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообща-

ется лицу, подавшему жалобу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение

вышестоящий налоговый орган вправе:

 оставить решение налогового органа без изменения, а жа-

лобу без удовлетворения;

 отменить или изменить решение налогового органа полно-

стью или в части и принять по делу новое решение;

 отменить решение налогового органа и прекратить произ-

водство по делу.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апел-

ляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налого-

вого органа, решение нижестоящего налогового органа вступает

в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В том случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматри-

вающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего

налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с

учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия

соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Налоговый кодекс РФ предоставляет налогоплательщику

право обжаловать в вышестоящий налоговый орган вступившее

в силу решение о привлечении к ответственности за совершение

налогового правонарушения или решение об отказе в привлече-

нии к ответственности за совершение налогового правонаруше-

ния, при условии, что это решение не было обжаловано в апел-


348


Общая часть


 

ляционном порядке. Гарантией соблюдения прав налогопла-

тельщика является право заявить ходатайство в вышестоящий

налоговый орган о приостановлении исполнения обжалуемого

решения.

Административный порядок обжалования актов, действий

или бездействия налоговых органов или их должностных лиц не

предполагает обязательного участия заявителя или его уведом-

ления о дате рассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в

целях всестороннего и объективного рассмотрения фактов, из-

ложенных в жалобе, от налогоплательщика могут быть затребо-

ваны какие-либо документы, сведения или пояснения.

Решения налогового органа о привлечении к ответственно-

сти за совершение налогового правонарушения или решения об

отказе в привлечении к ответственности за совершение налого-

вого правонарушения исполняется согласно правилам, установ-

ленным ст. 101.3 НК РФ. Такое решение подлежит исполнению

со дня его вступления в силу. Обращение соответствующего ре-

шения к исполнению в любом случае возлагается на налоговый

орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы

вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке

вступившее в силу соответствующее решение направляется в те-

чение трех дней на исполнение в налоговый орган, вынесший

первоначальное решение. На основании вступившего в силу

решения лицу, в отношении которого вынесено решение о при-

влечении к ответственности за совершение налогового правона-

рушения, направляется требование об уплате налога (сбора), со-

ответствующих пеней, а также штрафа.

 

11.3. Судебный порядок защиты

нарушенных прав налогоплательщиков

 



2016-09-16 490 Обсуждений (0)
Административный порядок защиты нарушенных прав налого- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административный порядок защиты нарушенных прав налого-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)