Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Целевая ориентация менеджмента



2016-09-16 508 Обсуждений (0)
Тема 3. Целевая ориентация менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание занятия

Опрос

Тест

Конкретная ситуация №1.

· Мотивирование работников мясокомбината

Конкретная ситуация №2.

· Экономические потребности

Практикующее упражнение №1.

Практикующее упражнение №2.

Практикующее упражнение №3.

Практикующее упражнение №4.

Домашнее задание

· Лист желаний (потребностей)

 

 

Вопросы:

 

1) Проанализируйте различные определения понятия «менеджмент» и покажите их взаимосвязь.

2) Объясните значение понятия «социально-экономическое развитие».

3) Что подразумевает целевая ориентация менеджмента?

4) Назовите потребности по А.Маслоу и приведите пример по каждой разновидности.

5) Что такое человеческий потенциал? Объясните из каких составляющих он состоит (приведите пример).

6) Какова роль человеческого потенциала в социально-экономическом развитии общества(Крыма)?

7) Какова роль ресурсного потенциала в социально-экономическом развитии общества (Крыма)?

8) Как уровень и специализация социально-экономического развития зависят от природных ресурсов?

9) Какова роль производственно-финансового потенциала в социально-экономическом развитии общества(Крыма)?

 

 

Тест

 

1) Менеджмент -

а) это принцип поведения предприятия, который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды покупателей и потребителей.

б) это управление социально-экономическими процессами;

в) это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности;

 

2) Г-н В. купил дачу в пригороде г. Ялты. Он удовлетворил тем самым свои потребности:

а) физиологические;

б) в безопасности;

в) социальные;

г) в уважении;

д.) в самореализации.

Обоснуйте свой ответ.

 

3) Г-жа С., считая государство гарантом стабильности, приобрела облигации государственного займа. Какую потребность стремилась удовлетворить г-жа С.?

а) физиологические;

б) в безопасности;

в) социальные;

г) в уважении;

д.) в самореализации.

Обоснуйте свой ответ.

 

4) Напротив каждого вида потенциала поставьте оценку, исходя из значимости данного вида потенциала в социально-экономическом развитии Крыма (по трехбалльной системе). Обоснуйте свой ответ.

а) человеческий потенциал;

б) ресурсный потенциал;

в) производственно-финансовый потенциал.

Конкретная ситуация №1.

Мотивирование работников мясокомбината.

Когда три года назад Петр Романов стал директором и основным совладельцем приватизированного предприятия «Подмосковный мясокомбинат», оно находилось в хорошем финансовом положении. Комбинат продавал свою продукцию во все близлежащие области и регионы, а объем этих продаж рос на 20% в год. Люди покупали продукцию мясокомбината за ее качество. Однако Романов вскоре заметил, что работники комбината не уделяют достаточного внимания уровню выполнения своей работы. Они делали крупные ошибки: путали, например, упаковку и наклейки для разных образцов продукции; добавляли в исходную продукцию не те добавки; плохо перемешивали состав колбас и сосисок. Были случаи, когда работники неумышленно портили готовую продукцию средствами для чистки рабочих мест. В общем люди делали в течение 8 часов только то, что им было сказано, а затем шли домой.

Для того, чтобы повысить мотивированность и обязательства работников мясокомбината, Романов и другие руководители предприятия решили ввести в управление систему участия работников в принятии решений. Для начала они доверили работникам проверку качества продукции. В результате не высшее руководство определяло «вкус» продукции, а сами работники делали это на своих участках. Такое положение дел скоро побудило последних к производству продукции более высокого качества. Работников стало интересовать, во сколько их продукция обходится комбинату и что думают покупатели о различных сортах мясных и колбасных изделий.

Одна из бригад даже разработала технологию внедрения на своем участке специальной пластиковой вакуумной упаковки для скоропортящейся продукции. Для этого членам бригады пришлось собрать необходимую информацию, сформулировать проблему, установить рабочие контакты с поставщиками и другими работниками на мясокомбинате, а также провести обследование универсамов и мясных киосков, чтобы узнать о том как сделать упаковку лучше. Бригада взяла на себя ответственность за определение качества, а впоследствии и за улучшения в производственном процессе. В итоге все это привело к тому, что среди работников стали появляться жалобы на тех, чей уровень выполнения работы был низким и чье безразличие мешало выполнению работы. Позже жалобы стали распространяться и на руководящий состав и сопровождались требованиями их переподготовки или увольнения. Было решено, что вместо увольнения они пройдут переподготовку прямо на предприятии с участием всех заинтересованных сторон.

Романов, другие высшие руководители предприятия и представители рабочих разработали новую систему оплаты названную «разделенное участие в результатах работы мясокомбината». В рамках этой системы фиксированный процент «до налоговой» прибыли делился каждые шесть месяцев между всеми работниками предприятия. Индивидуальное участие в разделенной прибыли основывалось на результатах оценки уровня выполнения работы каждым из участников этого процесса. Сама система оценки была разработана и проводилась в жизнь группой работников мясокомбината, представлявших его отдельные подразделения. Так работники предприятия оценивались: по их вкладу в групповую работу; по тому , как они коммуницируют с членами группы; по их отношению к групповой работе как таковой; по дисциплине посещения работы и по соблюдению техники безопасности.

Кроме того, группы или бригады были ответственны за отбор, подготовку и оценку своих работников, а если это было необходимо, то и за увольнение своих коллег по работе. Они также принимали решения по графику работы, требуемому бюджету, измерению качества и обновления оборудования. Многое, что раньше являлось работой руководителя группы на таком предприятии, теперь стало частью работы каждого члена группы.

Петр Романов считал, что успех его бизнеса определялся следующим:

1.Люди хотят быть значимыми. И если это не реализуется причина - в руководстве.

2. Люди выполняют работу на том уровне, который соответствует их ожиданиям. Если говорить людям, что вы от них ожидаете, то можно влиять на уровень выполнения ими своей работы и мотивировать их.

3. Сами ожидания работников определяются целями, которые они перед собой ставят, и системой вознаграждения.

4. Любые действия руководства и менеджеров предприятия в значительной мере влияют на формирование у работников ожидания.

5. Любой работник способен научиться выполнению многих новых разнообразных задач в рамках своей работы.

6. Результаты деятельности предприятия показывают, кто я такой и что представляет моя работа . Моя работа заключается в создании условий, при которых наивысший уровень выполнения работы каждым служит как его индивидуальным интересам, так и интересам предприятия в целом.

Вопросы к КС:

1) Каким образом и в какой степени мотивационная политика Романова удовлетворяет потребности из иерархии Маслоу?

2) Как Вы считаете, достаточно ли обеспечить работника приличной зарплатой, хорошими условиями труда и хорошими льготами, чтобы он удовлетворил все свои потребности и работал с полной отдачей?

3) Возможен ли успех подобной мотивационной программы на предприятиях других отраслей, в том числе отраслей нематериального производства?

 

Домашнее задание

 

· Лист желаний

 

Заполните форму 1.1., обеспечив логику в объяснении ваших желаний и потребностей.

Лист желаний

Вещи, которые вам хочется получить в жизни Какую потребность (потребности) данное желание может удовлетворить?
Лист А - краткосрочные желания  
Лист В -долгосрочные желания  

Практикующее упражнение №1.

 

Цель: Определить зависимость потребностей от уровня жизни.

Задание: Проанализируйте различие в потребностях высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых стран.

Процедура:

Разбиение аудитории на несколько групп. Обсуждение данного вопроса в малых группах (3-5 человек) и выработка общего мнения каждой из них. Затем руководитель от каждой группы отстаивает верность своей точки зрения перед своими оппонентами.

 

Практикующее упражнение №2

 

Цель: Разобраться с понятием комплексное социально-экономическое развитие предприятий.

Задание: Вы олицетворяете руководство организацией общепита, например ресторана, кафе, бара и т.п. Разработайте комплекс мер который будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей ваших посетителей. При этом постарайтесь охватить как можно больший круг потребностей.

Процедура: Разбиение студентов на малые группы. Обсуждение задания в этих группах, выработка общего мнения. Затем руководитель от каждой группы докладывает о результатах работы.

 

Практикующее упражнение №3

 

В течении рабочего дня работники удовлетворяют свои многообразные потребности, касающиеся содержания и характера труда, его условий, потребности в повышении квалификации и приобретении опыта, во взаимоотношениях с членами коллектива, питании на предприятии, медицинском обслуживании и пр. Очень часто руководство предприятия заботится о быте своих работников, например выделяет средства на постройку жилья или создает базы отдыха, организует досуг работников, проявляет заботу о детях, пенсионерах и т.д.

Задание:

1 группа: Определить зависимость между эффективностью производства и нуждами (потребностями) служащих.

2 группа: Определить зависимость между текучестью кадров и потребностями служащих.

 

 

Практикующее упражнение №4.

 

Система мотивации труда включает следующие элементы:

1. Система оплаты труда - стержневой, основополагающий элемент. Его место обусловлено тем, что деньги являясь универсальным средством платежа, позволяют работнику удовлетворять большинство потребностей первого уровня (физиологических), а также часть социальных потребностей.

2. Ротация персонала, обеспечивающая каждому работнику перспективу в иерархической структуре, соответствующую его наклонностям, способностям и результативности труда, а также определенный уровень самостоятельности в трудовой деятельности, возможность выполнения сложной и творческой работы. Благодаря этому элементу удовлетворяются потребности в уважении, признании, принадлежности к определенному кругу, самовыражении.

3. Повышение качества персонала и гармоническое развитие личности. Наличие такого элемента соответствует интересам конкретных работников и позволяет сформировать высокопрофессиональный, способный к самосовершенствованию трудовой коллектив.

4. Социальные гарантии. Данный элемент в значительной степени способствует удовлетворению потребности - в безопасности и защите. Его роль существенно усиливается в период перехода к рынку, так как этот период характеризуется нестабильностью экономических и политических процессов.

5. Предоставление льгот. Распределение льгот при этом должно осуществляться по двум критериям: в соответствии с трудовым вкладом работника и в зависимости от остроты определенной потребности. При помощи этого элемента, с одной стороны стимулируется производительный, результативный труд, а с другой - обеспечивается социальная поддержка.

6. Участие в собственности и управлении. Наличие этого элемента обеспечивает развитие чувства принадлежности к данной общности, предприятию, а также чувство хозяина. В конечном итоге появляется заинтересованность в результатах работы предприятия, а следовательно инициативность и эффективность труда.

7. Участие в прибыли также обеспечивает повышенную заинтересованность в конечных результатах труда предприятия за счет дополнительного материального стимула - процента от прибыли.

8. Обогащение труда и регулирование поведения. В основе данного элемента лежит привнесение творчества в трудовую деятельность. Кроме того, благодаря ему создается определенный образ, стиль фирмы и ее работников.

9. Улучшение условий труда - элемент, позволяющий сделать работу приятной и привлекательной. В этом случае, если в данный момент невозможно обеспечить хорошие условия труда всем работникам, тяжелые и вредные условия должны компенсироваться соответствующими доплатами.

 

Задание: Разработайте на примере конкретного предприятия (или выдуманного) его мотивационную политику, которая позволит удовлетворить широкий спектр потребностей современного работника и развивать в нем качества, необходимые для успешного функционирования предприятия. При этом необходимо заметить, что система мотивации труда работников должна разрабатываться с учетом специфических особенностей предприятия - формы собственности, характера деятельности, уровня конкурентоспособности, финансовых возможностей.

 

Литература: Бизнес информ №13 -14 98

 

Конкретная ситуация №2.

 

Экономические потребности.

 

Потребность - это объективная необходимость человека в чем-либо, которая побуждает его к деятельности.

Определяющими являются экономические потребности, то есть тот внутренний мотив, который побуждает человека к экономической деятельности с целью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние членов семьи. Эксперты ООН утверждают, что наиболее полно благосостояние раскрывается при помощи такого обобщающего показателя, как индекс развития человека. Этот индекс измеряется показателем средней продолжительности жизни, уровня дохода на душу населения и уровня образованности. По индексу развития человека Украина занимала в 1997г. 95-е место в мире.

Важное средство познания структуры экономических потребностей - их классификация применительно к противоречивым сторонам человека экономического. Так, потребности человека-работника рождаются в производстве и связаны с процессом труда, с возможностью трудиться. Среди них на первом месте стоят потребности в качественном совершенствовании условий труда. К ним относятся санитарно-гигиенические условия (степень загрязнения воздуха, вибрация, освещенность, влажность, уровень температуры, наличие либо отсутствие кондиционеров, интенсивность шума), физические опасности, контакты с другими людьми. Близки к ним физические требования, среди которых важную роль играют установленный темп работы, продолжительность рабочего цикла, привязка к рабочему месту и др.

Производственные условия должны побуждать работника к высокоэффективному производительному труду, к творческим поискам. С развертыванием НТР, развитием автоматизированного производства решающую роль будут играть потребности в свободном и творческом труде. В этот этап уже вступили развитые страны, о чем свидетельствует то, что более половины их самодеятельного населения отдает предпочтение не росту заработной платы, а сокращению рабочего времени. Украина с ее технологически несовершенным способом производства отстает на несколько десятилетий в формировании таких потребностей и создании условий для их реализации.

Человек-собственник имеет потребности в получении достойной для современного общества величины заработной платы, в присвоении части прибыли через механизм владения акциями предприятия, в получении части дохода от вложенных в сберегательные банки трудовых сбережений. Кроме того потребности человека-собственника предусматривают, что он обеспечен приличной квартирой, товарами длительного пользования и по возможности - дачным участком.

В структуре потребностей современного работника различают также потребности в услугах и духовные. С 50-х годов, начинают преобладать потребности в услугах (в бытовом обслуживании, спорте, отдыхе, образовании, медицине и т.д.). Поэтому на их удовлетворение из семейного бюджета расходуется большая часть средств.

Разнообразие потребностей является признаком мощи экономической системы. Если в развитых странах мира все активнее воплощаются в жизнь прогрессивные экономические модели человека, то в Украине, напротив, - модели регрессивные, присущие рыночной экономике 18-19 столетия, возрастает деградация сущностных сил человека.

 

Вопросы к КС:

1. От чего зависят количество и качество потребностей, а также способы их удовлетворения?

2. Проранжируйте экономические потребности в зависимости от их значимости .

3. В чем заключается внутреннее противоречие закона роста потребностей?

 

Литература: Экономика Украины №1, 1999г.

 



2016-09-16 508 Обсуждений (0)
Тема 3. Целевая ориентация менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Целевая ориентация менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)