Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Договорная теория возникновения государства (естественно-правовая теория)



2016-09-16 972 Обсуждений (0)
Договорная теория возникновения государства (естественно-правовая теория) 0.00 из 5.00 0 оценок




Историческая справка. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». В XVII—XVIII вв. эта теория получила свое наибольшее развитие в лице Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж-Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л.Монтескье, Дени Дидро (Франция) и др.

Суть теории. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному.

Гроций трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления).

 

Томас Гоббс

В общем:до гос-ва: война всех против всех, договор заключен для безопасности, итог: государство обеспечило защиту жизни каждого

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - философ-материалист. Основное сочинение - “Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» ” (1651 г.).

Учение о праве и государстве. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: “человек человеку - волк”. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в “состоянии войны всех против всех”.

Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять заключенные ими соглашения”.

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как “единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”.

Власть суверена абсолютна. Гоббс признает только три формы государства. Отдает предпочтение неограниченной монархии. В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля.

В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др.

Дж. Локк о понятии и генезисе государства.

В общем: до государства у каждого есть естественные права, договор заключен ради свободы, гос-во дало всем свободу и частную собственность.

Джон Локк (1632-1704) - английский философ – материалист. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении".

В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Как следствие, необходимо образование государства, которое создаётся путём заключения общественного договора. Общественный договор заключается между людьми и государством.

Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу, не обладая при этом абсолютной властью. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом.

Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности (Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу). Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет ещё федеративную ветвь власти, представляющую государство как целое в сношениях с другими государствами.

В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных форм. Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.

Жан-Жак Руссо

Ж-Ж.. Руссо считал, что естественное состояние можно принять только в качестве гипотезы.

Люди не были агрессивны, но жили в диком состоянии, они были свободны. Общественные связи формировались по мере развития самого человека.

Рост общественного неравенства. Изначально формируется имущественное неравенство из-за установления частной собственности на землю. Далее появляется гражданское общество и государство. Гражданское общество – это сообщество граждан и государства. С возникновением неравенства общество делится на богатых и бедных и между ними начинается ожесточённая борьба.

Политическое неравенство возникает тогда, когда богатые предложили создать государство, законы, власть, суды для защиты всех членов общества от вражды. Но на самом деле главной целью создания государства была защита богатых от притязаний бедных, желание богатых закрепить своё привилегированное положение, и люди были разделены на правящих и подвластных. Последний предел неравенства наступает, когда государство перерождается в деспотию. Когда все равны между собой, но ничто перед деспотом.

Руссо критиковал частную собственность.

После свержения деспота для перехода в состояние свободы необходимо заключить новый общественный договор. При этом каждый индивид отказывается от прав защиты себя и своего имущества, а взамен получает гражданские права и свободы. Таким образом, в данном соглашении индивид подчиняет себя всем, но никому в отдельности.

Суверенитет принадлежит народу и проявляется в осуществлении законодательной власти самим народом. Все эти законы выходят из общей воли.

Воля всех – это арифметическая сумма желаний и стремлений разных людей. Общая воля – это сумма частных интересов минус взаимоисключающие интересы. При этом в законодательной власти участвуют все граждане.

Общее благо выявляется большинством голосов. Один человек не может представлять волю другого, следовательно, депутаты не являются представителями народа, они лишь его уполномоченные. Если народ не утверждает закон, то это вообще не закон.

Во избежание произвола нужно разграничить компетенцию законодательной и исполнительной власти и подчинить власть народа суверену. Исполнительная власть должна жертвовать собой ради народа. Любая форма правления народовластия называется республикой. Но республика возможна только в государстве с небольшой территорией.

 

Достоинства и недостатки. К достоинствам этой теории относится то, что: 1) были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного под­чинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; 2) сделан шаг к созданию гражданского общества; 3) фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу; 4) государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; 5) согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства; 6) Эта теория впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Существеннымнедостаткомданной теории яв­ляется ее идеалистичность: 1) "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали дру­гими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий; 2) сам по себе общественный договор между всеми чле­нами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физиче­ски неспособных знать и учитывать интересы друг друга; 3) общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделе­но на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

 



2016-09-16 972 Обсуждений (0)
Договорная теория возникновения государства (естественно-правовая теория) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Договорная теория возникновения государства (естественно-правовая теория)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)