Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нетрадиционные формы правления



2016-09-16 1397 Обсуждений (0)
Нетрадиционные формы правления 0.00 из 5.00 0 оценок




Монархия с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная) — такая монархия имеет главный республиканский признак — систематическую выборность главы государства, однако им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации . Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская) — в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойствен важнейший элемент монархии — несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную — однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

 

Форма государственного устройства

Понятие

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

 

Виды форм государственного устройства

С точки зрения государственного устройства государ­ства можно подразделить на унитарные (единые государствен­ные образования); федерации (союзы относительно самосто­ятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объ­единения, союзы суверенных государств).

Унитарное государство

Унитарное(единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признакиунитарного государства:

1) Один Основной Закон.

2) Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3) Единая система законодательства.

4) Единое гражданство.

5) Единая денежная единица.

6) Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7) Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

Унитарные государства бывают простыми и сложными.

1) Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа).

2) Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным.

1) Многона­циональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д.

2) Однонациональными - Япония, Египет и т.д.

 

Федерация

Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов эмиратов, кантонов, краев, областей, округов и т.п.). Территориальные образования в федерации называют субъектами, которые имеют равноправные функции.

Признаки федерации:

1) Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2) Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3) Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз­ной Конституцией.

4) Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы.

5) Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

В современном мире около 25 федераций.

Существует несколько видов федеративных государств:

1) основанные на национально-территориальном признаке (территориальные, национальные и смешанные);

2) симметричные и асимметричные;

3) договорные, учредительные и конституционные.

 

Первая группа: основанные на национально-территориальном признаке:

1) В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп.

2) Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории. Главным в национальной федерации ставится вопрос о преодолении национальных противоречий и установления их сотрудничества.

3) Смешаннаяфедерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация.

Вторая группа:

1) Симметричные федерации. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус. Только субъекты составляют федерацию в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), в Аргентине (провинции), в России (применяются разные названия к субъектам).

2) Ассиметричныефедерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов). Например, США.

Третья группа:

1) Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).

2) Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

3) Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 году), поправок к ней (в Бельгии в 1993 году) или закона парламента (реформирование в Индии в 1956 году).

 

Конфедерация

Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го­сударствах, объединяющихся в конфедерацию. Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения

Признаки конфедерации:

1) Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2) Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

3) Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4) Отсутствие единого гражданства.

5) Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6) Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7) В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8) Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

 

Политический режим

Понятие

Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века.

Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав­ные части политической системы: политические партии, общест­венные организации, трудовые коллективы (а также и «внеси­стемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — ис­пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха­рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии "государственный режим".

Для характеристики формы государства име­ет важное значение политический режим какв узком смысле слова(совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широкомсвоем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво­бод личности, степень соответствия официальных конституци­онных и правовых форм политическим реалиям, характер от­ношения властных структур к правовым основам государствен­ной и общественной жизни).

 

Политический режим определяется следующими признаками:

1. степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;

2. соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;

3. характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;

4. положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;

5. местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;

6. соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

7. типом политического поведения; характером политического лидерства;

8. учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;

9. степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;

10. политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);

11. мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

 



2016-09-16 1397 Обсуждений (0)
Нетрадиционные формы правления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нетрадиционные формы правления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)