Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете



2018-07-06 848 Обсуждений (0)
Учет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 0.00 из 5.00 0 оценок




Бухгалтерский учет отображает прибыль или убыток по итогам отчетного периода, этот результат используется для подсчета для уплаты в бюджет текущего налога на прибыль. Счет бухгалтерского учета для фиксации расчетов приводим ниже.

Полученная вследствие деятельности сумма прибыли или убытка (строчка 2300 отчета о финансовых результатахумножается на действующую налоговую ставку – 20%, что приводит к созданию сумм условного дохода или условного расхода. Но это не окончательная цифра для перечисления налога, она корректируется на разницы. В их отсутствие полученная сумма будет равняться налогу к уплате.

Если у компании неважный результат деятельности, то есть убыток, то формируется условный доход путем умножения суммы убытка на ставку 20%. Проводки, отображающие его, таковы:

Кт 99, с открытием отдельного субсчета «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» – Дт 68 (расчет налога на прибыль).

Появившаяся бухгалтерская прибыль, помноженная на 20%, – это условный расход по налогу на прибыль. Ее надо записать следующими проводками: Дт 68 – Кт 99.2.

Постоянные разницы получаются в результате того, что некоторые расходы/доходы не учитываются в налоговом учете, а только в бухгалтерском. К примеру, у компании появился доход от внесения вклада в уставной капитал другого общества: доходы от вклада не будут признаваться в целях налогообложения. Постоянные разницы бывают в виде постоянных налоговых обязательств, которые увеличивают сумму налога, и постоянных налоговых активов, которые приводят к уменьшению налоговых сумм в отчетном периоде.

Постоянные налоговые обязательства проводят по Дт 99.2.3 «Постоянное налоговое обязательство» и Кт 68.4.2 «Расчеты по налогу на прибыль», а постоянные налоговые активы по Дт 68.4.2 «Расчеты по налогу на прибыль» и Кт 99.2.3 «Постоянное налоговое обязательство».

При признании расходов или доходов в разные временные периоды, в обоих видах учета появляются временные разницы, которые делятся на вычитаемые и налогооблагаемые.

Когда для налогового учета расходы признаются позже, а доходы – раньше, чем для бухгалтерского учета, то это вычитаемые разницы. К примеру, убыток при продаже основных средств списывается в налоговом учете не сразу, а в течение срока полезного использования.

Отложенный налоговый актив получается путем умножения вычитаемой временной разницы на 20%. При начислении отложенного налогового актива образуются проводки Дт 09 – Кт 68, а при списании: Дт 68 – Кт 09.

Налогооблагаемые разницы приводят к появлению сумм к доплате. Они получатся в результате признания расходов в налоговом учете раньше, а доходов – позже, чем в бухучете.

НВР х 20% - это налоговое отложенное обязательство.

НВР- Налогооблагаемые разницы

Учет отложенных налоговых обязательств ведется следующим образом: при начислении Дт 68 – Кт 77. Если отложенные налоговые обязательства уменьшаются, то Дт 77 – Кт 68.

Необходимо запомнить, что текущий налог должен всегда соответствовать сумме налога, зафиксированного в сданной налоговой декларации. Также надо не забывать делать записи в бухучете о формировании условного расхода и условного дохода.

Расходы помогают нам уменьшить базу, исходя из которой рассчитывается налог. Они вычитается из полученных организацией доходов, но не все расходы в налоговом учете можно записать.

По общему правилу, установленному ст. 252 НК, траты фирмы в налоговом учете должны быть:

- обоснованными, то есть экономически необходимыми для фирмы, например, покупку кофе для сотрудников бухгалтерии нельзя списать в расходы, назвать их обоснованными нельзя;

- подтверждены документами, оформленными корректно, в соответствии с законодательными требованиями. Это могут быть любые подтверждающие документы: проездные, приказы, отчеты о выполненной работе и т.п. Если документы представляются от иностранного государства, то они должны быть переведены на русский язык. Но надо учесть, что у вас должен быть полный комплект – если это договор, то к нему обязательно должен быть акт выполненных работ, счет-фактура, отгрузочные документы и т.д. Когда к договору будет прилагаться только счет, такие расходы признать будет нельзя. ИФНС рекомендует также пользоваться универсальным передаточным документом для подтверждения расходов;

- расходы должны быть сделаны ради получения дохода, что вообще-то главное для коммерческой деятельности любой фирмы. Если же в данном месяце не будет дохода, то расход может быть все равно признан, главное, чтобы затраты были произведены по своему виду деятельности.

Если расход не отвечает хотя бы одному из вышеперечисленных требований, его нельзя будет принять, поэтому часть расходов вообще не признается в налоговом учете.

Именно первый пункт чаще всего вызывает споры с проверяющими органами, так как в НК нет четкого определения обоснованности, и инспекторы трактуют это несколько субъективно. Считается, что если у компании прибыль не очень высокая, то покупка дорогих вещей является экономически необоснованной, и нельзя это учитывать в расходах. К примеру, у организации достаточно небольшие обороты – условные 50 000 рублей в месяц, а она делает дорогой дизайнерский ремонт за 5 млн рублей. Так же налоговики обращают внимание на расходы, которые принесли убыток в отчетном периоде, не принесли прибыль, не соответствуют основному виду деятельности. В случае, когда налоговики признали расход необоснованно дорогим, но действительно совершенным, могут быть приняты затраты исходя из рыночных цен.

Расходы, которые учитываются в пределах установленных норм, называются нормируемые. Есть также ненормируемые, они учитываются полностью.

Также расходы бывают от основной деятельности и внереализационные расходы.

К расходам от основной деятельности относятся те, что связаны с производством и реализацией, а именно: затраты по выполнению работ, оказанию услуг, изготовлению, хранению и доставке товара, на содержание основных средств, на страхование и другое. Всего их четыре вида:

- материальные расходы, к ним можно отнести затраты на сырье, материалы и упаковку, электроэнергию, коммуналку и т.п;

- затраты на оплату труда - это могут быть любые выплаты работникам, премии, надбавки, однако есть исключения. Например, организация выдала работникам материальную помощь. Она не может быть включена в затраты, так как это прямо запрещено НК РФ;

- суммы амортизации;

- прочие расходы, к которым относятся: лизинговые платежи, командировочные, юридические, консультационные услуги и тп.

К внереализационным расходам относятся те, что непосредственно не связаны с процессом производства и реализацией товаров, однако тоже необходимы организации для функционирования. К примеру, это проценты по займам, по задолженности, судебные издержки, различные скидки покупателям, а также убытки.

Расходы, не учитываемые в налоговом учете и не уменьшающие базу для расчета, можно найти в статье 270 НК РФ, перечень там исчерпывающий и к ним относятся дивиденды, пени, штрафы, взносы в уставный капитал и иные.

 

 

1.3 Организация учета расчетов по налогу на прибыль

Для учета конечного финансового результата используется активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

На счете 99 в течение отчетного года отражаются:

- прибыль или убыток от обычных видов деятельности (дт или кт 90 «Продажи»);

- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц (дт или кт 91 «Прочие доходы и расходы»);

- потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) – в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.;

- начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций (кт 68).

В результате на счете 99 выявляется чистая прибыль организации – основа для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Аналитический учет по счету 99 ведется по каждой статье прибылей и убытков.

Учет использования прибыли в течение отчетного года ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы» и на 99 «Прибыли и убытки».

В случаях, когда одна, и та же операция по-разному учитывается в бухгалтерском и налоговом учете, возникает разница в налогооблагаемой базе. Такую разницу в учете отражают с помощью постоянных налоговых обязательств (ПНО). Как учесть такие обязательства, какой проводкой бухгалтер может начислить постоянное налоговое обязательство, расскажем ниже.

Постоянные налоговые обязательства (активы) — это исчисленный налог, ведущий к росту (снижению) налоговых платежей по прибыли в заданном периоде.

Постоянное налоговое обязательство — это величина, равная произведению постоянной разницы и ставки налога на прибыль.

Стоит различать ПНО и ПНА. Сущность этих понятий схожа, но есть одно главное различие:

- ПНО возникает, когда налоговая прибыль больше бухгалтерской. Значит, и налог на прибыль будет уплачен фактически больше, чем начислен в бухучете.

- ПНА возникает, когда налоговая прибыль меньше бухгалтерской.

ПНО возникает, если какие-либо расходы не признаются в налоговом учете. Наглядным примером может служить учет пеней по налогам. Их нельзя принять в целях налогового учета, поэтому возникает ПНО (утверждение верно, если пени учитывают на счете 91, а не на счете 99).

ПНО возникает тогда, когда:

- расходы (стоимость имущества и сопутствующие затраты) признаются только в бухучете;

- расходы в целях бухгалтерского учета признаются полностью, а в налоговом учете нормируются и признаются лишь частично (представительские, рекламные расходы);

- убыток прошлых лет нельзя принять в целях налогообложения, так как истек допустимый срок переноса убытка на будущее и т.д.

Порядок учета доходов и расходов для бухгалтерского учета и для исчисления налога на прибыль различается. Это приводит к тому, что налог на прибыль, исчисленный с бухгалтерской прибыли не совпадает с налогом на прибыль, отраженном в налоговой декларации.

Для отражения разниц в сумме налога было введено в действие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»:

- разделяет разницы в налоговой базе на постоянные (если какой-либо доход/расход отражается в бухгалтерском учете и никогда не принимается при расчете налоговой базы, или наоборот, принимается при расчете налоговой базы и не подлежит отражению в бухгалтерском учете) и временные (когда доход/расход отражается в бухгалтерском учете в одном отчетном периоде, а для налогообложения принимается в другом отчетном периоде). Постоянные разницы приводят к возникновению постоянных налоговых обязательств (активов), временные разницы приводят к возникновению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

- предусматривает отражение налога на прибыль в следующем порядке.

Условный доход/расход по налогу на прибыль (равный произведению бухгалтерской прибыли на ставку налога на прибыль) корректируется на величину отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств, постоянных налоговых обязательств (активов). В результате получается сумма налога на прибыль, отраженная в налоговой декларации.

Под отложенным налоговым обязательством (ОНО) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль в последующих отчетных периодах.

Иначе говоря, отложенное налоговое обязательство возникает, если прибыль до налогообложения в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом, и эта разница временная.

В бухгалтерском учете отложенные налоговые обязательства отражаются на одноименном счете 77. В бухгалтерской отчетности отложенные налоговые обязательства отражаются по строке 1420 бухгалтерского баланса, по строке 2430 отчета о прибылях и убытках.

 




2018-07-06 848 Обсуждений (0)
Учет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)