Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В содержании у вас стоит методы и средства, в такой последовательности и необходимо дать характеристику методам, а затем средствам нравственного воспитания



2018-07-06 510 Обсуждений (0)
В содержании у вас стоит методы и средства, в такой последовательности и необходимо дать характеристику методам, а затем средствам нравственного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Данное исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям , к родителям . Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости, послушании и уважении к старшим. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы было выбрано направление по ознакомлению детей с мировыми народными сказками. Сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности вполне отвечают природе ребенка, близки его мышлению, представлению.

В исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания и формирования у старших дошкольников уважения к старшему поколению.

Образы народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем»[ ].

Объект исследования: процесс формирования у старших дошкольников уважительного отношения к старшим

Предмет исследования – сказки мира как средство формирования у старших дошкольников уважительного отношения к старшим

Цель– изучение теоретических основ и практики работы воспитателей ДОО по использованию сказки как средства формирования у старших дошкольников уважительного отношения к старшим

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

-изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме;

-изучить и описать опыт работы воспитателей ДОО по использованию сказки как эффективного средства формирования у старших дошкольников уважительного отношения к старшим

Методы исследования

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- изучение опыта работы воспитателей ДОО по исследуемой проблеме

База исследования: Структурное подразделение «Детский сад №6» ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск Самарской области.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенный в исследовании материал может использовать воспитатель для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них уважительного отношения к старшим

 

Структура работы. Выпускная работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников

 

1.1. Сущность, цели, задачи, методы и средства нравственного воспитания дошкольников

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ - мораль. «Нравы» — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм[ ].

И.С. Марьенко обозначил «нравственность» — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д. [ ].

«Нравственные нормы» — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

В.И. Ядешко считает, что для всех нравственных норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники выражают следующим образом: «Нельзя обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть дети констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания нравственной нормы можно говорить в том случае, если ребенок может объяснить, почему норму необходимо соблюдать [51, с. 143].

По мнению Р. С. Буре, в сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль. Положительный пример родителей способствует тому, что малыш легко и ненавязчиво учится жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Норма, которая только декларируется, но не соблюдается взрослым, никогда не станет влиять на реальное поведение ребенка. Более того, малыш поймет, что нравственные нормы можно нарушать безнаказанно, соблюдать необязательно. Так рождается приспособленчество, лавирование. Ребенок неукоснительно выполняет норму в одних условиях и нарушает в других, не испытывая чувства вины [5, с. 23].

Ряд исследователей таких как: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др. в своих работах раскрывают теоретические основы нравственного воспитания: сущность, содержание, методы и средства.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак — нравственное воспитание.

«Нравственное воспитание» — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает:

- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

- формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание личности — сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности, трудолюбия, патриотизма, гражданственности,- коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

В современной дошкольной педагогике нравственность определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность формирования нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

1) в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания;

2) вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Задачи механизма нравственного воспитания:

- формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

- воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

- овладение практикой поведения.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Данная группа задач носит постоянный, неизменный характер.

Задачи формирования моральных ценностей: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование основ патриотизма и межнациональной терпимости; воспитание трудолюбия, желания и умения трудиться; воспитание коллективизма.

Воспитание носит исторический характер и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

В содержании у вас стоит методы и средства, в такой последовательности и необходимо дать характеристику методам, а затем средствам нравственного воспитания



2018-07-06 510 Обсуждений (0)
В содержании у вас стоит методы и средства, в такой последовательности и необходимо дать характеристику методам, а затем средствам нравственного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В содержании у вас стоит методы и средства, в такой последовательности и необходимо дать характеристику методам, а затем средствам нравственного воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (510)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)