Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация дидактических средств обучения



2018-07-06 839 Обсуждений (0)
Классификация дидактических средств обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существует множество различных классификаций дидактических средств. Обобщая результаты исследования различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения. Отдавая себе отчет в том, что этот недостаток действительно есть, наиболее целесообразно выбрать классификацию, основания которой связаны с характером воздействия дидактических средств на обучающегося. В соответствии с этим критерием дидактические средства подразделяются на:

- визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

- аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, пластинки, магнитофонные ленты;

- аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.

В процессе обучения визуальные и аудиальные средства, облегчают взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.

Визуальные средства обучения обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

служить опорой для понимания речевой структуры;

быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

1) проецировать на экран различные ситуации для развития речи;

2) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

В процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими визуальными средствами обобщающего характера.

Естественные образцы можно демонстрировать в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).

Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют обучающимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда педагог располагает естественными образцами или их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, т. е. модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в разрезе (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

Аудиальные средства обучения – это звуко-технические средства (аудиозаписи), позволяющие осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении, обладающие возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме, а также способствующие интенсификации учебного процесса.

Доля аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе с обучающимися проигрыватели, радио и магнитофоны, которые увеличивают возможность использования аудиальных средств обучения. Эти средства оказывают педагогу неоценимую помощь на занятиях по различным предметам. Еще более важные дидактические функции выполняют аудиальные средства на занятиях по музыкальному воспитанию. Они становятся одним из главных средств формирования музыкальной культуры обучающихся, содействуют развитию интереса к музыке и пению, углублению чувства прекрасного, вырабатывают умение слушать музыку и подготавливают к занятиям ею.

Аудиовизуальные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. К ним относят радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонные кабинеты (специальные аудитории, оборудованные комплексом звуко-технической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся по овладению навыками устной речи, культурой речи родного языка, профессионально-исполнительскими навыками по специальности).

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в другие страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста обучающихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения.

В связи с последним различают:

- фильмы, выполняющие функцию короткихкиносправок;

- целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы;

- фильмы, помогающие усвоить производственные навыки для демонстрации на специальных тренировочных стендах;

- инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил;

- вводные, или вступительные, необходимые для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами;

- заключительные (по всей дисциплине или её разделу), которые применяются для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов.

Цикл учебных фильмов применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели современного учебного кино при создании кинолент руководствуются идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.

 



2018-07-06 839 Обсуждений (0)
Классификация дидактических средств обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация дидактических средств обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (839)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)