Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использованиедидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования



2018-07-06 649 Обсуждений (0)
Использованиедидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Роль дидактических средств заключается в усилении реализации дидактических принципов.

Важно учитывать, что дидактические средства обучения надо применять лишь тогда, когда это методически оправданно. Для правильного использования дидактических средств обучения необходимо найти возможность логического перехода от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые максимально соответствуют учебным целям и задачам.

Типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения дидактических средств обучения, являются следующие:

- недостаточная методическая подготовленность педагога;

- неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на занятиях, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

- бесплановость, случайность их применения;

- перегруженность занятия демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

Применение дидактических средств обучения создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы. Частое переключение достаточно сложно, а длительное использование одного дидактического средства сильно утомляет обучающихся. В связи с этим использование дидактических средств должно подчиняться специальным гигиеническим нормам, созданным на основе психофизиологических исследований:

- Дидактические средства желательно применять через 5-10 мин после начала работы.

- При использовании дидактических средств обучения однообразная структура занятия ведет к быстро развивающемуся утомлению, так как трудно в течение всего занятия выполнять одну и ту же деятельность. Поэтому необходимо не злоупотреблять использованием дидактических средств, чередовать различные методы и приемы работы.

-В течение недели количество занятий с применением дидактических средств для обучающихся не должно превышать 3-5.

-При использовании звуковых средств обучения длительность применения звукозаписи допустима в пределах 25-30 мин, если при этом используется музыка, то на 5 мин больше. При использовании для подачи звукозаписи наушников необходимо оборудовать их индивидуальными регуляторами громкости, позволяющими устанавливать комфортный уровень громкости звуковых сигналов.

-Продолжительность фильма на одном занятии не должна превышать 30-40 мин, длительность фрагментов - 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном занятии - не более 7.

Специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления обучающихся определяется совокупностью и сочетанием объема, насыщенности, сложности, вида используемого дидактического средства, интенсивности и эмоциональности занятий. Для каждого предмета существуют свои оптимальные соотношения факторов утомительности.

На занятиях с использованием дидактических средств педагог:

- выделяет основные демонстрируемые объекты и явления, раскрывает их сущность;

- сосредотачивает внимание обучающихся на содержании информации, получаемой посредством дидактических средств;

- обращает внимание обучающихся на какую-то сторону или деталь изучаемого объекта;

- активизирует, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся;

- создает проблемную ситуацию, включая обучаемого в активный познавательный поиск;

- устанавливает связи между содержанием дидактических пособий и темой занятия;

- подводит обучающихся к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей;

- вызывает воспроизведение запечатленных ранее образов.

Применение экранных средств на занятиее подразумевает особую структуру занятия:

1. Подготовка к просмотру.

Наиболее эффективная форма - беседа, в которой педагог специально разработанными вопросами помогает обучающимся вспомнить все, что они уже знают по данной теме. Вступительное слово по длительности не должно превышать нескольких минут.

Если используется достаточно продолжительный фильм, привлечь внимание к его содержанию можно, рассмотрев с обучающимися его план. Пункты плана ориентируют учеников в процессе просмотра фильма, помогают им отличить основное от второстепенного, выделить существенное.

2. После демонстрации педагог проводит беседу, в ходе которой:

- выясняет, как усвоен материал, что было непонятно;

- связывает новый экранный материал с ранее изученным;

- уточняет и дополняет полученные представления, приводит их в систему, делает выводы, обобщения.

О глубине понимания и прочности запоминания познавательного материала судят по качеству рассказов обучающихся, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- воспроизвести верно и в логической последовательности основные моменты материала;

- правильно выявить причинные связи между предметами и явлениями;

- не ограничиваться изложением текста и дополнениями педагога, в своем комментарии расширить и углубить их.

По соответствию ответов обучающихся этим параметрам педагог может оценить эффективность применения дидактических средств в данном случае.

Рассмотренные особенности дидактических средств определяют их место в учебно-воспитательном процессе. Их можно использовать на занятиях:

- как источник новой учебной информации;

- как средство иллюстрации учебного материала;

- с целью систематизации и обобщения знаний;

- образность, наглядность, выразительность дидактических средств позволяют использовать их как зрительную и слуховую опору для организации самостоятельной работы обучающихся.

 



2018-07-06 649 Обсуждений (0)
Использованиедидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использованиедидактических средств обучения в системе среднего профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)