Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников



2018-07-06 1258 Обсуждений (0)
Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок




Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации.

Целью нашей системы явилось развитие интереса школьников к творчеству. Данная цель конкретизировалась следующими задачами:

1 Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления;

2 Расширение эмоционального опыта;

3 Формирование представления свойствах звука;

4 Развитие динамического, звуковысотного, тембрового слуха и чувства ритма;

5 Проявление самостоятельности в процессе выполнения творческого задания.

Система состоит из нескольких заданий, направленных на творческую продуктивную деятельность.

Для активизации инициативы младших школьников были проведены творческие занятия в форме игр. Выполнению заданий способствовали рассказанные им правила и сюжетная подсказка. В творческих заданиях проявляется самостоятельность детей. Если вначале музыкальную игру вел учитель, то позже – сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или «переводят» обычные игры в музыкальные (например, «Испорченный телефон», «Угадай-ка», «Эхо», «Узнай меня»).

Все творческие задания выполнялись в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушали произведение, выявляли его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем планировали возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения стало исполнение сочинения.

«Загадочный мир звуков» Сила звука и динамический слух.
Детям предлагалось рассмотреть картинку и сказать, когда они слышат шумовые звуки, а когда – музыкальные.

Далее школьники узнавали о динамических свойствах звука и с помощью этих знаний, исполняли песню в различных динамических оттенках, тем самым предавая большую выразительность своему исполнению.

В песенном творчестве дети самостоятельно находили то высокие, то низкие интонации, заканчивали мелодию. Им предлагалось сравнивать несложные песни, сходные, например, по ритмически оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Давались образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала). Школьники также сами пробовали сочинять песню.Здесь очень важно педагогическое сопровождение. Учитель предусматривает овладение способами творческих действий, и поэтому вначале сам показывает: после совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут "сочинять" сами.

Творчество при восприятии музыки. Ребенку предлагалось поделиться своими мыслями и идеями о музыкальном образе и передать свои впечатления каким-либо рисунком.

Включение в урок, во время слушания музыки, произведений изобразительного искусства и художественного слова обогащало и усиливало восприятие детьми музыкального образа. При этом мы учитывали психологические механизмы воздействия искусств на ребенка -это взаимодействие ощущений и синестезия. Одновременное прослушивание музыки и просмотр произведений живописи, помогал детям глубже проникнуть в характер музыкального образа, сравнивать, сопоставлять его с образами в картинах художников. В ряде случаев достаточный эффект воздействия на эмоциональный мир ребенка достигался с помощью зрительных - слуховых ассоциаций, когда под воздействием звуковых раздражителей у школьника возникали зрительные образы. Так прослушивание некоторых музыкальных произведений вызывало у детей ряд зрительных ассоциаций, которые воплощались в движение, в вербальной характеристике образа, рисунках детей.

Для усиления эмоционального восприятия образа и осознания тех настроений, чувств, которые выражены в произведениях, детям предлагались стихи, содержащие в себе определения, с помощью которых можно было охарактеризовать эмоционально-образное содержание музыки.

Итоговая диагностика развития музыкального интереса и творческих способностей детей обеих групп показала следующие результаты, представленные в таблице ( 2.2.)

Исследование творческого развития дошкольников Таблица 2.2

  До проведения занятий После проведения занятий
  Н Ср В Н Ср В
ЭГ(10) _ _
КГ(10) _ _

Исходя из данных контрольного эксперимента мы построили гистограмму(см. рис.2.2.).

До проведения комплексных занятий:

После проведения комплексных занятий:


Результаты доказывают эффективность проведенных нами творческих заданий и подтверждают основные положения нашей гипотезы.

Таким образом, эксперимент доказал высокую степень эффективности творческих заданий, выполняемых с сопровождением педагога. Творческие задания в значительной степени повышают активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств реализации поставленной педагогом задачи. Такие задания раскрепощают самых застенчивых детей. Все школьникичувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на уроке, радуются, когда видят общий коллективный результат труда. На уроках царит особая атмосфера, в которой у каждого учащегося развиваются музыкально-творческие способности.

 

2.3 Методические рекомендации по педагогическому сопровождению учащегося на уроке музыки

Музыкальная культура ребенка формируется постепенно, переходя отположительных эмоциональных реакций и эмоциональной отзывчивости на музыку, через творческое развитие. В этом ему помогает учитель.Ориентируясь на творчество учителя, школьник понимает, что окружающий мир бесконечно богат и может быть осмыслен с самых разных позиций, что часто на один вопрос можно дать огромное количество альтернативных ответов, что может быть множество мнений по тому или иному поводу и каждое должно цениться, уважаться, приниматься к сведению, что мир позволяет утвердить в общении учителя и ученика как оптимальную форму – диалог, где кругозор учителя взаимодействует с кругозором ученика и процесс обучения протекает на личностно-значимом уровне, превращаясь в межличностный процесс.

В процессе взаимодействия имеет место не просто усвоение одной стороной точки зрения другой, но уточнение, исправление, обогащение и развитие ее собственными идеями.

В процессе музыкально-творческой деятельности, у детей:

-развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);

-накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;

-наглядно выделяются результаты творческого развития всех детей, а также проявляются интересы и способности каждого ребенка в отдельности;

-создается радостная и творческая атмосфера общения коллектива взрослых и детей, благоприятная обстановка для проявления эстетических качеств.

Рекомендации для педагогов-музыкантов.

С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы предлагаем усилить взаимодействие педагогов и родителей. Из анкетирования следует, что родители расположены к принятию новой информации по данному вопросу через консультации, практические занятия и методическую литературу. Поэтому мы рекомендуем воспитателям группы совместно с музыкальным руководителем разработать и провести в течение учебного года серию консультаций и практических занятий, на которых родители смогут теоретически и практически обогатить свои знания для наиболее эффективного развития детского музыкального творчества благодаря педагогическим условиям, созданным в семье. Также мы рекомендуем научить каждого родителя реализовывать с ребёнком предлагаемые нами творческие задания, игры и упражнения с целью правильного их применения.

Рекомендации для родителей.

Родителям мы рекомендуем чаще обращаться за помощью к педагогам по возникающим вопросам относительно развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности и создания условий для музыкального творчества в семье.

Мы рекомендуем каждой семье по возможности приобрести детский музыкальный инструмент, пополнить домашнюю фонотеку произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и специально рекомендованными педагогами музыкальными произведениями для танцевального творчества детей.

Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.

Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы рекомендуем обратить внимание родителей на развитие основных музыкальных способностей детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Также необходимы творческие задания, которые позволят каждому ребёнку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством.

Рекомендуемые задания и упражнения:

1. “Конструкция”

листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.

2. “Три словечка”

Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эти слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.

  • Кот играл мячом в самолете.
  • На мяче кот летел, как самолет. И т.д.

3. “Каракули”

Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно” выделить его.

4. “Сочинение загадок но алгоритму”

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета по таблице:

Какой? Что же такое?
 

Алгоритм:

1. Выбрать объект,

2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: “Какой?”

3. Заполнить правую часть таблицы: “Что такое же?”

4. Вставить слова -связки “...но не...”

5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.

5. “Рисовалка”

Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.

6. “Рифма”

Подобратьрифму к слову. Например: овечка - словечко - сердечко.

7. “Как сказать иначе?”

Отыскать как можно больше синонимов к словам:

  • Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый…
  • Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный...
  • Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный...
  • Друг: приятель, товарищ, коллега…
  • Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный и т.д.
  • Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
  • Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный и т.д.
  • Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный...

8. “Полный спектр.”

Составить списки из тридцати взаимосвязанных слов в алфавитном порядке, например:

  • Профессии: архитектор, бухгалтер, врач...
  • Города: Анапа, Байкал, Воронеж.
  • Музыкальные инструменты: аккордеон, балалайка, виолончель...
  • Пища: ананас, булка, виноград...
  • Деревья: акация, береза, верба....
  • Животные и т.д.

9. «Да и нет»

Отгадать героя сказки, задавая вопросы на которые можно ответить только “Да или нет”, но прямых вопросов задавать нельзя (например –«Это кошка?»).

10. “Фигурка”

Обвести геометрическую фигуру и дорисовать так, чтобы получилось животное.

Задания для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1. Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1. Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, nonlegato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Игра «Сказочное заклинание».

 

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Поиграйте с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова - сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек в сказке "Сестрица Аленушка", то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание дает чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.

Вывод по 2 главе

 

Анализ педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал всю роль музыкального искусства в процессе творческого развития детей.

Как уже было отмечено,что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность,вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

Результаты доказывают эффективность проведенной нами практики на уроках музыки и подтверждают основные положения нашей гипотезы.

Итоговая диагностика развития музыкального интереса и творческих способностей детей обеих групп показала следующие результаты, после занятий уровень творческого развития намного увеличился (в экспериментальной высокий уровень-60%, средний-40; в контрольной высокий-40%, средний-60%)

Таким образом, эксперимент доказал высокую степень эффективности педагогического сопровождения творческого развития учащегося на уроке музыки. Творческие задания в значительной степени повышают активность детей, раскрепощают самых застенчивых детей, а также помогают им проявить себя. Все школьники чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на уроке, радуются, когда видят общий коллективный результат музыкально-творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время идет активный пересмотр вопросов теории и практики музыкального обучения с учетом ориентации на развитие личности ребенка, на формирование его музыкально-эстетического сознания. В работах Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М., Никитина, Выготского Л. С., Школяраи др. показана возможность использования творческих заданий в работе с школьниками при создании определенных условий в соответствующем педагогическом руководстве. Поэтому исключительно важно вовремя пробудить и развить у ребенка интерес к такому огромному культурному пласту, каким является музыка. Важную роль при передаче знаний играет педагогическое сопровождение. С помощью его осуществляется полноценный процессцеленаправленного обучения и воспитания. В ходекачественного педагогического сопровождения, учащиеся лучше усваивают четыре основных элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально-ценностного отношения к миру, нежели чем через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.

Музыкальные интересы детей развиваются как в повседневной жизни, так и в процессе специально организованной деятельности. Суть методики развития интереса к музыке у младших школьников состоит в следующем:

1. Создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к познавательной эмоциональной и интеллектуальной активности (сравнение музыкальных произведений по сходству, контрастные сопоставления, выявление оттенков настроения, интеграция разных видов искусств, способствующая возникновению ассоциативных связей и творческому осмыслению содержания музыки).

2. Использование вариативных форм организации музыкальной деятельности, гибкой структуры различных видов деятельности на уроках музыки.

3. Опора на опыт ребенка в сочетании с новизной содержания, исключение каких-либо стереотипов

4. Применение системы творческих заданий, актуализирующих эмоциональный опыт ребенка.

Итоговая диагностика развития музыкального интереса и творческих способностей детей обеих групп показала следующие результаты, после занятия уровень намного увеличился (в экспериментальной высокий уровень-60%, средний-40%; в контрольной высокий-40%, средний-60%)

Результаты итоговой диагностики доказали эффективность проведенных нами музыкально-творческих заданий и подтверждают основные положения нашей гипотезы.Мы делаем вывод, что правильно подобранные программы, работа в сотрудничестве между учеником и учителем, доброжелательная обстановка и интерес обучаемых к творческой деятельности – способствуют раскрытию творческого потенциала младших школьников.

Таким образом, эксперимент доказал высокую степень эффективности творческих заданий, выполняемых с сопровождением педагога.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. пед. учеб. Заведений. - 3 издание, стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 2000 г – 240 с.

2. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. Пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.

3. Музыкальная психология и психология музыкального М895 образования: Теория и практика: учебник для студ. муз. фак. учреждений пед. Проф. Образования /[Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.]; под ред. Г. М. Цыпина. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.

4. Картавцева М.Т. Структура музыкально-творческих способно-стей // Вестник МГУКИ. – М.: МГУКИ, 2007. – № 4. – 1 п.л.

5. Никитин Б. Ступеньки творчества или Развивающие игры / Никитин Б.П.-М.: Книга по Требованию, 2013.-216с.

6. Школяр, Л. Музыкальное образование – культуросообразное и развивающее / Л. Школяр // Искусство в школе. – 2004. – № 2. – С. 6–9

7. Теплов, Б. М. Основные музыкальные способности / Б. М. Теплов // Музыка в школе. – 2004. – № 5. – с. 8–19

8. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: Учебное пособие. Ек.2007

9. Савенков, А.И. Развитие творческого мышления. [Текст]: учебное пособие/ А.И. Савенков - Ярославль: Издательство ООО Академия развития, 2007. — 32с.

10. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей. [Текст]: / О.И. Мотков. Дополнительное образование, - 2008. №4 - с.9-13.

11. Собко, Н.В. Развитие творческого воображения учащихся начальных классов- важная проблема современного образования. [Текст]: / Н.В.Собко - Дополнительное образование, - 2005. №6 - с.9-10

12. Веретенникова Л. К.Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология/ Журнал,выпуск № 1 / 2010.

13. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 2004.

14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

15. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 2005.

16. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа – 2008. - № 10.

17. Шумилин А.Т. Процесс творчества школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2002.

18. Яицкова О.Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в современной педагогической литературе /О.Ю. Яицкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы// междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).- Челябинск: Два комсомольца, 2012.

19. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] //Вопросы психологии - 2004

20. Бабич Е.О.Социально-педагогическое сопровождение обучающихся//Профессиональное образование. Столица. 2010. №2. с. 38 – 39.

21. Канн-Калик Б.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.-290с.

22. Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания. -М., 1990.-198с.

23. Петров И.К. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников//Вопросы музыкальной педагогики. - №7.-М., 1986

24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: 1991. – 93 с

25. Роджерс К. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии. 1990.№1

26. Эльконин Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. – М., 1995. – 280 с

27. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с

28. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.3. М., 1995. – С.58-64.

29. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности// Автореферат на соискание ученой степени канд. псих. наук. – СПб, 1992

30. Ксензова Т.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 121 с.

31. Иваненко, М. А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства :автореф. дис. … канд. пед. наук / М. А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. - Сентябрь, 17, 2003. - С. 53-65.

32. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. М. Л. Шипицыной. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 528 с.
Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.

33. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования в условиях мультикультурного общества // Личность в социокультурном измерении: история и современность. М.: «Индрик», 2007. 416 с.

34. Гущина Г.Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося // Педагогика: научно-теоретический журнал. М., 2012. № 2. С. 50-57.

35. КалниншЛ.М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя // Педагогическое образование и наука №5. 2008.С. 99 – 103.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 



2018-07-06 1258 Обсуждений (0)
Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1258)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)