Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предметно-развивающая среда — условие формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей 5-6 лет



2018-07-06 9367 Обсуждений (0)
Предметно-развивающая среда — условие формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей 5-6 лет 5.00 из 5.00 13 оценок




Проектирование предметно-игровой среды в старших группах детского сада, в первую очередь следует ориентировать на цели развития и воспитания детей, обусловленных потребностями современной педагогической системы, активной ролью ребёнка и взрослого в данном процессе. При создании предметно-игровой среды «следует учитывать проявление у дошкольников интересов к проблемам, выходящим за рамки их собственного опыта» [14, 89]. Для многих сюжетно-ролевых игр следует подготавливать оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду необходимо организовывать таким образом, чтобы дети могли принимать участие во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных и др.

Режиссерская и образно-ролевая игра являются фундаментом для становления сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде характеризуется как «деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в целенаправленное создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними» [23, 184]. Для данных условий характерно применение различных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

В своей игре дети используют различного рода предметы. Это не только игрушки предметы, которые являются уменьшенными копиями предметов взрослого мира (ложечки, лопатки, вилочки и т. д.), но и предметы-заместители. Это полифункциональные предметы. И, по мнению Д. Б. Эльконина, дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

По мнению И.Ю. Кулагиной, появление новых видов игры не является причиной для исчезновения старых, уже освоенных — все они остаются и продолжают совершенствоваться. В процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят непосредственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом, используют куклу как идеального партнера, который тоже наделяется собственной ролью.

Такие игры способствуют формированию у ребенка двух необходимых способностей. Во-первых, соблюдение правил в игре всегда связано с их осознанием и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, сюжетно-ролевая игра учит коммуникации. Сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает дошкольнику абстрагироваться от ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Способность посмотреть на ситуацию со стороны взаимосвязана с ключевым компонентом воображения — особой внутренней позицией. Ведь именно такая позиция и позволяет ребенку вносить смысл в ситуацию, делать грустное веселым, страшное смешным.

Сложность игровой деятельности в старшем дошкольном значительно повышается. У детей в этом возрасте должно быть сформировано умение объединяться в игру, договариваться о порядке совместных действий, отображать существенные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и разнообразные праздники, экскурсии, труд окружающих. Значительно увеличивается интерес к играм с общественной тематикой.

Содержание игры позволяет старшему дошкольнику понять мотивы и цели труда взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и игровые правила. Поэтому в старшем дошкольном возрасте требуется целенаправленно расширять тематику детских игр, развивать их содержание через углубление представлений старших дошкольников о жизни взрослых.

В сюжетно-ролевой игре дошкольники могут примерить на себя разнообразные роли. Особенно роли профессий, такие как, библиотекарь, космонавт, врач скорой медицинской помощи, фокусник, артист, официант, кассир, фармацевт, почтальон, летчик, швея и многие другие.

А для выразительной игры необходимы элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и прочее. Следует отметить, что такие элементы не должны быть зафиксированы за конкретной ролью, как это наблюдается в детских садах. Дошкольники предпочитают самостоятельно комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им требуются. Также в процессе игр детям необходимы различные ролевые атрибуты: бинокли, зеркальца, тележки и др. Некоторые атрибуты можно и нужно делать совместно тогда, когда они потребуются в ходе игры. Другими словами, детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и разнообразных игровых атрибутов. Если педагогом отмечен интерес детей к каком-либо сюжету, возможно включение в занятие по изобразительной деятельности, ручному труду выполнение работ, продукты которых в дальнейшем могут применяться детьми в играх. Так, изделия из глины или папье-маше (фрукты, овощи, посуда) могут служить украшением любого стола. Аппликационные работы, особенно коллективные, возможно использовать как панно, узорные коврики помогут оформить комнату куклы. В старшем дошкольном возрасте на занятиях ручным трудом дети изготавливают поделки из различных материалов, которые также могут быть использованы в разнообразных играх.

Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр предпочтительно сортировать по коробкам, сделав надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, у дошкольников будет возможность выбирать игру по личным интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока интерес к ним не угаснет. Сложности, а в ряде случаев конфликтные ситуации, педагогу следует использовать для того, чтобы учить детей выходить из них сначала с помощью взрослого, а в дальнейшем — самостоятельно. Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяет дошкольникам ее модифицировать в соответствии с собственными идеями и поворотами сюжета. В то же время большое внимание следует уделять функциональной надежности и безопасности среды. Современному оборудованию и игровому материалу необходимо соответствовать эстетическим требованиям [18, 162].

Совместные игры требуют сформированных коммуникативных умений: умения договариваться, ясно излагать свои мысли. Овладению и развитию навыков общения способствует и специально оборудованная игровая среда. Так, чтобы возникли ролевые высказывания, обращенные к реальному или воображаемому собеседнику, в игровом уголке может появиться игрушечный телефон, рация. Подобная игровая обстановка стимулирует детей к разговорам с собеседником, предоставляет возможность сконцентрироваться, а некоторым детям преодолеть стеснительность. Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки, а также крупный строительный материал. С.А. Новоселова рекомендует вводить в игры «условный, крупный, средообразующий материал для организации обобщенной предметно-игровой среды, например, крупные картонные коробки, обшитые однотонной тканью нескольких цветов» [10, 104]. В исследованиях многих исследователей говорится о том, что использование таких условных, крупных предметов стимулирует активизацию функции замещения у детей в игре и является важным фактором развития самодеятельных сюжетно-ролевых игр [13, 46]. Сюжетно-ролевые игры в предметно-игровой среде такого рода предоставляют более широкие возможности для «проявления интеллектуальной инициативы дошкольников в игре на основе экстериоризации его образного плана» [13, 51].

Организация игры с крупными, нейтральными по отношению к любому содержанию игры, средообразуюшими предметами предоставляет возможность замещать не только определенный необходимый предмет, но и создавать целую предметную ситуацию, соразмерную с пространством игрового помещения. Средообразующие модули способствуют объединению дошкольников в общем деле, активизируют их поисковую, интеллектуальную и творческую деятельность. Крупные модули позволяют не только представить игровое действие, но и совершить его в процессе игры (на самом деле спрятаться в пещере, подняться на палубу корабля). В процессе игры возникает экспериментирование и в воображаемой ситуации, и в реальном действии. Детей привлекают игры, в которых они преодолевают затруднения физического характера при перемещении предметов, при их сооружении. Они радуются, когда преодолевают подобные сложности.

Современные требования к созданию качественного игрового пространства отвечают реальности: в группой комнате следует организовывать обстановку для проведения разнообразных игр, предусматривающую тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры исключительно ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что, разумеется, в большинстве случаев не является возможным. Следует отметить, что современные дети играют, в большинстве случаев, стандартно, в следствие чего возникает психолого-педагогическая задача: как стимулировать дошкольников к творческому применению своего жизненного опыта в игре, а не действовать по шаблону, обусловленному стандартным предметным содержанием игровых уголков. Инициатива детей в игре зачастую скована изначально определенной педагогами тематикой игр, наличием фиксированных по содержанию игровых зон (уголков), провоцирующих детей на обыгрывание одних и тех же сюжетов во всех возрастных группах. Данную ситуацию в практической деятельности дошкольного педагога следует преодолеть путем такой организации игры, которая стимулировала бы детей к творческому отражению действительности, способствовала формированию у них познавательных интересов, инициативности их деятельности. «Возможность проявления ребенком творческой инициативы в игре подготавливается в процессе целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью» [16, 73].

В процессе реализации примерного плана после окончания любого игрового процесса педагогу следует совместно с детьми, в непринужденной обстановке провести анализ характера их игрового взаимодействия: определить свои минусы и плюсы, выявить проблемные ситуации, которые возникали у детей в игре, и вместе с детьми найти пути их решения. После проявления самостоятельности детей в играх: знаний правил; умения организовывать обстановку для игры; умения распределять роли и выполнять их; умения подчиняться установленным правилам; умения разрешать конфликтные ситуации; умения согласовывать свои действия друг с другом. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием будут принимать участие в игровой деятельности, сюжеты которой «самостоятельно развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, строятся на основе знаний, полученных на занятиях, в процессе чтении художественных произведений» [12, 152].

Игры старших дошкольников характеризуются целостностью сюжета и взаимосвязанностью событий. Ребята обдумано подбирают сюжеты игры, планируют его развитие. Они очень эмоционально и живо реагируют на события, разворачивающиеся в процессе игры. Здесь они проявляют свои творческие способности, воображают, придумывают.

Сюжетно-игровая деятельность детей 5-6 лет характеризуется:

• распределением ролей до начала игры

• переходом к ролевым действиям, которые отображают социальные функции людей

• цельным логическим сюжетом

Итак, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. (Д.Б. Эльконин, Л.П. Князева)

Сюжет - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

• бытовые (игры в семью, детский сад);

• производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму);

• общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку)

Изменение содержания в зависимости от возраста детей.

Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [26,15].

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку - уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий [4,27]. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре. Таким образом, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.

Можно сделать вывод, что организация предметно-игровой среды , как условие развития игрового опыта старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр требует целенаправленного контроля со стороны воспитателя. Ведущий педагогический принцип заключается в обязательной связи знаний, имеющихся у дошкольников, с наполнением игровой среды. Предметно-игровая среда обязательно должна трансформироваться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.



2018-07-06 9367 Обсуждений (0)
Предметно-развивающая среда — условие формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей 5-6 лет 5.00 из 5.00 13 оценок









Обсуждение в статье: Предметно-развивающая среда — условие формирования игрового опыта в сюжетно-ролевой игре для детей 5-6 лет

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)