Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста



2018-07-06 1010 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад «Легополис». В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте от 5 до 6 лет, воспитатели старшей группы-Уца-Моисеенко Н.А., Харина О.Н., родители.

Сроки проведения исследования с октября 2016г по май 2017года

Исследовательская работа включает в себя констатирующий этап и этап проектирования (создание педагогического проекта на основе данных начальной диагностики).

Цель констатирующего исследования: Изучение объекта исследования.

Задачи данного эксперимента:

1. Определить критерии и показатели. сформированности игровых

умений у детей старшего дошкольного возраста.

2.Провести диагностику уровня игровых умений у детей старшего дошкольного возраста, сформулировать выводы

3. Осуществить анализ предметно –игровой среды.

Для решения первой задачи констатирующего исследования использовался анализ литературы, в ходе которого, на основе характеристики сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, данной Д. Б. Элькониным выделены критерии и показатели сформированности игровых умений у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

При наблюдении я соблюдала следующие правила:

1.Для определения естественного уровня развития игровых умений не следует в момент обследования стимулировать активность ребенка, предоставив ему полную свободу деятельности.

2.Целесообразно в естественных условиях внимательно наблюдать за каждым играющим ребенком со стороны, чтобы получить представление и о характере и о содержании его игровых умений.

Результаты наблюдений заносятся в протоколы. (Таблица1)
Результат диагностики показали, что 24% детей с низким уровнем сформированности игровых умений, использование предметов-заместителей вызывает затруднение, содержание игры сопровождается однообразными действиями. Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. Роль состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия. ролевая речь не представлена.

20 % детей с высоким уровнем сформированности игровых умений, характеризуется тем, что перед началом игры ребенок продумывает замысел игры, выбирает тему игры, принимает активное, заинтересованное участие в распределении ролей, наблюдается проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки, использует различные атрибуты, предметы-заместители, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры, сюжеты игры с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений,, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Роль ясно очерчена и выделена, он свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия разнообразны и отражают богатство действий лица (персонажа), изображаемого ребенком в игре.Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

56% детей со среднем уровнемсформированности игровых умений характеризуется тем, что договаривается о теме игры, четко обозначает свою роль, обсуждает с другими детьми основные направления развития сюжета, выбирает в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы в соответствии с ролью. Содержание игры – выполнение вытекающих из роли игровых действий.. Выбранная роль определяет и направляет поведение ребенка в игре. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа. Для ребенка характерна специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, параллельно присутствует и внеролевая речь – общение с другими детьми не по сюжету игры.

Анализ предметно-игровой среды старшей группы показал, что созданная игровая среда отвечает требованиям ФГОС, но нуждается в пополнении, обновлении атрибутов, схем, алгоритмов, а также в появлении новых сюжетно-ролевых игр. (Приложение 2),

Таким образом, результаты констатирующего исследования и анализ предметно-развивающей среды побудили к необходимости создания педагогического проекта на тему «Создание адекватной предметно-игровой среды-условие обогащения игрового опыта детей старшего дошкольного возраста»

Сроки реализации педагогического проекта с ноября 2016- по апрель 2017 года.

Цель: Обогатить предметно-игровую среду и игровой опыт детей старшей группы 5-6 лет.

Задачи:

• Разработать новые сюжетно-ролевые игры

• Разработать занятия для расширения кругозора детей по теме профессии, алгоритмы(схемы) сюжетно-ролевых игр,

• Пополнить атрибутами, макетами уголки предметно-игровой среды

• Содействовать посещению детьми и родителями театров, музеев, магазинов, цирков, банка.

Для реализации цели и задач проекта мной были разработаны ряд мероприятий для обогащения предметно-игровой среды и игрового опыта детей 5-6 лет. Приложение3,4

Для пополния атрибутами и макетами уголков предметно-игровой среды, откликнулись родители детей. (Было проведено родительское собрание на тему: «Игра для моего ребенка»)

Обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями окружающей действительности развивает сюжетно-ролевую игру. Этому способствовало - посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку, в банк; наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае воспитатель помогает перенести ребенку полученные знания и впечатления в условный сюжет игры Так появились в группе новые игры: «кафе», «ателье», «моряк». В таких играх знания детей обогащались представлениями об окружающей социальной среде, расширялся их кругозор, развивались навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности. С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, разработали алгоритм постепенного вовлечения детей в игру. Приложение 3

Хотим остановиться на этапе проведения экскурсий. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Библиотека». Была проведена предварительная работа: чтение художественной литературы. Рассматривали иллюстрации. Была проведена экскурсия в книжный магазин, а затем в библиотеку. Беседа (Впечатления), подготовка книг к игре. Для того чтобы можно было быстро найти нужную книгу, было предложено детям обклеить корешки книг полосками цветной бумаги. Книги со стихотворными произведениями – желтой полоской, сказки - фиолетовой, рассказы о детях – красной, книги о природе - зеленой, песенки, потешки, загадки - синей. Затем расставили книги в соответствии с тематикой. Вместо полок использовали корзинки под книги. Были изготовлены карточки- формуляры на каждого ребенка. В роли библиотекаря сначала была сами, а затем дети. Был организован читальный зал, книги в нем были новые. Все дети включались в игру с удовольствием. Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру « Библиотека». Приложение4

Посетив Оптику и Аптеку, дети стали отличать Оптику от Аптеки и эти знания применять в игре. Для игры в больницу сделали карточки для больных. Что помогло детей заинтересовать. Используя алгоритм знакомства, дети закрепили, какие бывают магазины, посетив разные отделы: «Магазин обуви», «Хозяйственный», «Канцелярия», «Галантерея», «Овощи и фрукты», «Бытовая техника». Побывали в парикмахерской, где дети увидели работу мастеров мужского и женского зала, рассмотрели инструменты, которыми работают мастера. Рассмотрели журналы с модными современными прическами. Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду. Используют предметы заместители. Например «купив» в магазине бутылочку сока, обыгрывая момент обеда, уже используют предмет-заместитель (кеглю).

Самая любимая детская игра это игра в семью. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Для начала, мы распределяли роли между всеми желающими и проговаривали основные действия той или иной роли. Например, папа ходит на работу, помогает выполнять домашние дела, смотрит за детьми. Ребенок играет, ходит в детский сад, помогает маме, шалит. Дети играли в такие «семейные» игры, как «Маленькие помощники», «Приглашаем к столу», «Готовимся к празднику» и др.

Кроме традиционных сценариев, при разработке сюжетно-ролевых игр мы использовали и другие сценарии. Например, мы знаем, что многие путешествуют с родителями. Мы предлагали детям соорудить «Поезд» и повезти на нем к морю пассажиров. Или поиграть в игру «Аэропорт». В этой игре дети распределяли между собой роль пилота, диспетчера и стюардессы. Воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о работе разных служб этого места. Проведение данной игры помогло детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Если мы видели, что все сценарии начинали надоедать детям, то мы предлагали новые игры. В одном из таких случаев мы предложили детям поиграть в «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить ребят с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Для этого вовсе не надо что-либо поджигать или заливать водой. Мы разыгрывали проблемные ситуации и разрабатывали алгоритм поведения людей в них. Один ребенок – отважный спасатель, который мог быть и врачом, и альпинистом, и пожарным и водителем. Другой ребенок, был пострадавшим, а воспитатель – тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию.Дети находили смысл и идею в самых обыденных и банальных, с точки зрения взрослого, вещах, поэтому мы не ограничивали фантазию детей. Мы считали, что самый неожиданный поворот сценария должен быть реализован в игре.

Результатом проделанной работы на сегодняшний день стали новые сюжетно-ролевые игры такие как, маникюрный салон, кафе-суши «Звездочка», ателье «Золушка», а также пополнены новыми и красивыми атрибутами имеющиеся сюжетно-ролевые игры т.к «Дом», «Семья», супермаркет «Пятерочка», сделаны алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, картотека сюжетно-ролевых игр. До окончания проекта предметно-игровая среда будет еще пополнятся и пополнятся новыми играми, интересными атрибутами.

После реализации проекта в мая 2017 г будет проведена повторная диагностика, которая позволит определить эффективность проведенной педагогической работы.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Игровой опыт детей старшего дошкольного возраста существенно обогатится. В игре дети смогут проявлять инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре, использовать различных атрибуты, предметы-заместители, самоделки, дополнять игровую обстановку по ходу игры. Также будут предлагать для игры сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок или нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений, т.е. им будет присуще творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. Роли будут выполняться ярко и четко, также будут свободно переходить от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развития сюжета. Игровые действия детей будут очень разнообразны и отражать богатство действий лица (персонажа), изображаемого в игре. Речь ребенка будет носить активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

Пополнится предметно-игровая среда старшей группы новыми сюжетно-ролевыми играми со схемами (алгоритмами), такими как «Зубной врач», «Цирк», «Сбербанк», «Заправочная станция», «Маникюрный салон», «Аэропорт», «МЧС», «Кафе», «Суши», ателье «Золушка» обновятся атрибуты сюжетно-ролевых игр «Скорая помощь», «Полиция», «Моряк», «Пожарная», «Железная дорога»(чехлы для стульчиков), будет проведена выставка «Любимая книга» на которой ребенок будет презентовать свою любимую книгу, создадутся мини-музеи : «Моя семья», «Космос и мы», появиться картотека сюжетно-ролевых игр.

Будут проведены занятия, способствующие всестороннему развитию детей.

Значительно обогатятся знания детей о профессиональном труде взрослых за счет посещения детьми и родителями театров, музеев, магазинов, цирков, банка.

 

Трансляция проекта. С данным проетом я буду выступать перед коллегами на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад «Легополис»в мая 2017г, также планирую учавствовать в интернет конкурсах, обмениваться полученным опытом в печатных изданиях дошкольного образования.

Перспективы проекта. На следующий год моя группа будет подготовительной и я буду работать над новым долгосрочным проектом «Подготовка к школе», который станем продолжением данного проекта, ведь сюжетно-ролевая игра остается с ребенком еще на долгие-долгие годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для детей игра - основное содержание жизни, выступает ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. В чём же её особенность? Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество.

Игра выступает как важное средство воспитания.

Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще всего ребёнок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.

В сюжетно – ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т.д.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью.

Своеобразие содержания сюжетно – ролевой игры также является одной из её важнейших особенностей. Игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не смогут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности развиваются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к последующему учению, развиваются способности к познанию. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Педагогам надо помнить, что относиться к игре надо очень внимательно. Игра ребенка - это часть его жизни.

В заключении можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте игра является важнейшей самостоятельной деятельностью детей и имеет большое значение для их физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Созданная предметно-развивающая среда побуждает детей к чувству радости, эмоционально положительному отношению к детскому саду, желание посещать его, увеличивает новыми впечатлениями и знаниями, способствует активной творческой деятельности, положительно влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Воспитатель, формируя предметно-игровую среду, должен руководить игрой, делая ее все более содержательной и организованной, знакомя детей с жизнью и деятельностью взрослых, помогая им организовать игры. Тем самым создается более благоприятная среда для всестороннего развития ребенка. [22.36].

В процессе исследования доказано, что предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, и покажет положительный результат.

Видим необходимость дальнейшего познания для лучшего использования предметно-развивающей среды в игровой деятельности дошкольника.

 



2018-07-06 1010 Обсуждений (0)
Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экспериментальное изучение предметно-развивающей среды как условие развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1010)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)