Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образ Норвегии в картинах Э. Мунка



2018-07-06 407 Обсуждений (0)
Образ Норвегии в картинах Э. Мунка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В этой главе мы попробуем увидеть Норвегию глазами Мунка, при помощи его полотен. Данный способ наилучшим образом позволяет окунуться в атмосферу времени, в котором жил художник, при помощи произведений искусства мы можем глубже прочувствовать культуру страны, ее национальный дух, традиции и быт.

Э. Мунк любил изображать на своих полотнах сцены из обычной жизни человека на фоне норвежской природы. По многим картинам художника мы можем составить целостное впечатление о стране, ее городской культуре, а также о сельской местности, о природе, которой невозможно не восхититься.

Пейзажи Мунка – деревья, заснеженные холмы, побережье или морская поверхность – Крагере, Нурстранна, Осгорстранна или Витстена – никогда не сводились к бесстрастному натуралистическому изображению. Они говорили символическим языком души художника.

 

«Фриз жизни»

 

Мунк писал: «Фриз Жизни задуман как цикл работ, создающих в контексте картину жизни. Для всего цикла характерна волнистая линия морского берега. За этой линией – волнообразное движение моря, а сзади, за деревьями, жизнь во всей ее полноте, разнообразии, радости и печали.

Картины с изображением берега и деревьев, написанные в той же цветовой гамме, заимствовали свой колорит у летней ночи. Горизонтали моря и вертикали деревьев повторяются во всех картинах, пляж и человеческие фигуры рождают ноту бурно пульсирующей жизни – и насыщенные цвета дают возможность картинам гармонично сочетаться друг с другом…»

 

«Весенний день на Карл-Юханс-гате» (1890)

 

Картина написана в 1890 году во время краткого пребывания в Норвегии. На полотне изображен главный проспект столицы, Карл-Юханс-гате, любимый променад буржуазной публики: он простирается от «Гранд-отеля» (справа) до королевского замка, замыкающего улицу на заднем плане.

Доминантные синие тона создают линию крыш и превращают фланирующую публику во вторую линию, параллельную первой, которая исчезает в перспективе проспекта. Женщина с зонтиком – контрапункт центральной части композиции. Контраст красных и синих тонов этой фигуры вырывает ее из атмосферы сцены как таковой. Мунк устанавливает равновесие между устойчивыми конструкциями со знаковыми характеристиками (женская фигура со спины, сходящие на нет линии слева) и легкой, воздушной жанровой живописью.

 

«Вечер на Карл-Юханс-гате» (1892)

 

Через два года после создания полотна «Весенний день на Карл-Юханс-гате» Мунк снова обратился к главному проспекту Христиании как к декорации для своей драмы одиночества, тревоги и отчуждения. Взгляд зрителя устремляется к зданию стортинга (парламента Норвегии) в одном конце проспекта (в другом его конце – королевский дворец). «Выбрав угол зрения, позволяющий видеть фигуры до пояса или подбородка, Мунк передает ощущение их гнетущей близости. По тротуару движется буржуазная публика, на которую художник смотрит как представитель богемы: мужчины в цилиндрах, дамы в модных шляпках. Хотя их глаза широко открыты, лица лишены выражения. Сами, будучи пленниками норм и ограничений буржуазного класса, все они участвуют в создании атмосферы морального подавления. Здание парламента, оплот правопорядка, следит за сценой сверкающими глазами ярко-желтых и белых окон – и страж, и власть одновременно. Поодаль видна одинокая фигура, идущая в противоположном направлении, против людского потока. Нетрудно догадаться кто это»[22].

Записи в дневнике Мунка подтверждают наше предположение: «Прохожие кидают на него странные, многочисленные взгляды, он чувствует эти взгляды – они уставились прямо на него – эти лица – мертвенно-бледные в вечернем свете – он пытается уйти в свои мысли, но не может – ощущение пустоты в голове – он пытается смотреть куда-то вверх, но окно вдалеке – и снова прохожие заступают ему путь – он дрожит с головы до ног, весь в поту».

Картина Мунка «Вечер на Карл-Юханс-гате» замечательна своей оригинальной живописной техникой. Не подчиняясь строгой, неумолимой композиционной структуре, она обладает независимой функцией повышать изобразительную силу произведения. Техника Мунка уникальна благодаря ее близости к абстрактному искусству. Полотно «Вечер на Карл-Юханс-гате» проникнуто трагическим мироощущением Мунка, передающим тревогу и одиночество человека в толпе.

 

«Лунный свет» (1895)

 

Пейзаж Мунка пронизан внутренним напряжением, отдельные формы наделены индивидуальными характеристиками и рождают самостоятельные идиомы. Упрощенная трактовка деревьев и берега Осгорстранна в то же время монументальна; мы видим геометрический подход к композиции в целом и формальную лаконичность в передаче природы.

 

«Дом при лунном свете» (1895)

Контрапунктом композиции становится рыжевато-красный дом с белыми оконными рамами в центре картины, в котором легко узнать рыбачью хижину Мунка в Осгорстранне.

«Штормовая ночь» (1893)

 

Как у большинства работ Мунка, ее отправная точка лежит в реальной жизни. Как известно, Осгорстранн много лет был излюбленным местом пребывания художника и его друзей; на летний отдых приезжали семьями – в основном женщины и дети, мужья и отцы которых работали в Христиании (пароходы ходили регулярно). В картине Мунка реально все: и надвигающаяся буря, и группа женщин, и сам Осгорстранн (с легко узнаваемым домом Кестеруд, который любил рисовать художник).

«Большой дом с ярко освещенными окнами воплощает безопасное убежище, покинутое женщинами. Они идут к молу»[23].

 

«Танец жизни» (1899-1900)

 

Интерпретация Мунка этой картины звучит так: «В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина – воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья – как был исключен и я, когда они танцевали…»

По замыслу художника, все три женщины связаны с Мужчиной, с его желаниями, его опытом, его разочарованием. Сцена начинается как «веселый танец» в Осгорстранне (на этой лужайке под деревьями танцуют по сей день. Однако Мунк преобразил ее в отчужденное, мрачное место).

Это одна из самых значительных работ цикла «Фриз Жизни».

 

«Летний день» (1904-1908)

Макс Линде, специались по глазным болезням из Любека, заказал декоративный фриз для детской комнаты своих четырех сыновей. В 1982 году была опубликована реконструкция этого фриза. В него входили одиннадцать полотен маслом. Картина «Летний день» находящаяся в частном собрании в Норвегии восходила к темам Фриза Жизни. Картина – самая характерная в цикле Фриз Линде.

Можно предположить, что первоначально композиция – без обнимающейся пары и, скорее всего, без среза фигуры девочки справа – представляла сцену безмятежности: тихий летний день в уединенном, солнечном Осгорстранне. «Мягкие горизонтальные травы, пляжа и темно-синего моря усиливали совершенство Природы – сцены, на которой не место актерам»[24].

 

«Четыре возраста Жизни» (1902)

 

Картина показывает трех женщин и девочку на деревенской улице в Осгорстранне – на улице, которую можно назвать символическим жизненным путем.

 

«Мать и дочь» (1897)

 

На полотне мы видим сестру художника Ингер и его тетушку Карен Бьолстад, позирующих на фоне зеленого обрыва, который трудно идентифицировать. Единственным «реквизитом» служат оранжевый домслева и полная луна в центре. Обобщенный, почти абстрактный пейзаж фактически подчеркивает одиночество женщин и физическую материальность их присутствия, их тел, платьев.

 

«Заснеженная дорога» (1906), «Убийца на дороге» (1919)

Два полотна – Заснеженная дорога и убийца на дороге демонстрируют характерную способность Мунка объединять пейзаж и фигуры в новое целое. Люди в этих работах ограничены лишь срезами фигур. Пейзаж Мунка настроен на передачу человеческой сути: визуальная идея художника трансформировала пейзажные сцены в пейзажи души.

 



2018-07-06 407 Обсуждений (0)
Образ Норвегии в картинах Э. Мунка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образ Норвегии в картинах Э. Мунка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)