Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правоваяоснова,задачииформыучастияпрокуроравгражданскомпроцессеРеспубликиБеларусь



2018-07-06 328 Обсуждений (0)
Правоваяоснова,задачииформыучастияпрокуроравгражданскомпроцессеРеспубликиБеларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Статья125КонституцииРеспубликиБеларусьвозлагаетнаГенеральногопрокурораРеспубликиБеларусьиподчиненныхемупрокуроровнадзорзаточнымиединообразнымисполнениемзаконов,декретов,указовииныхнормативныхактов[1].

Правовойстатуспрокуроравнастоящеевремявгражданскомпроцессеопределяетсяследующимиположениями:прокуроручаствуетвгражданскомсудопроизводствевовсех,стадияхивовсехвидахпроизводства.Одинавторы(например,К.С.Юдельсон)полагают,чтопроцессуальноеположениепрокурораопределяетсятем,чтотольконанеговозложеннадзорзасоблюдениемзаконностивдеятельностивсехучастниковгражданскогопроцесса,втомчислеисамогосуда.Поэтомуипроцессуальнуюрольпрокуроранельзясвестикположениюстороны,ибонельзябытьсторонойвделеиодновременнонадзиратьзасудом.Другиеученые(вчастности,Н.Н.Полянский,М.С.Строгович)считают,чтоучаствующийвгражданскомпроцессепрокурорзанимаетположениестороныиявляетсястороной.Никакогоиногоположениявпроцессеонзаниматьнеможет.Еслипрокурорвозбуждаетгражданскоедело,предъявляяиск,онявляетсясторонойвпроцессе,такназываемымпроцессуальнымистцом[19].

Всоответствиисост.23ГПКпрокуроротименигосударстваосуществляетнадзорзазаконностьюиобоснованностьюсудебныхпостановленийпогражданскимделам,атакжезасоблюдениемзаконодательстваприихисполнении[2].Вгражданскомпроцессепрокурорпринимаетучастиеврассмотрениисудомдел,предъявляетискивпорядкест.81ГПКиподдерживаетихвсудебномзаседании,приноситпротестынанезаконныеинеобоснованныесудебныепостановленияит.д.[2,ст.23].

Приосуществлениинадзорапрокуроробязаннавсехстадияхгражданскогосудопроизводствасвоевременноприниматьмерыкустранениюлюбыхнарушенийзакона,откогобыэтинарушенияниисходили.Своиполномочиявгражданскомпроцессепрокуроросуществляетнезависимооткакихбытонибылооргановидолжностныхлиц,руководствуясьтолькозаконодательнымиактамииподчиняясьуказаниямГенеральногопрокурораРеспубликиБеларусь.Прокуроримеетправоучаствоватьвовсехстадияхгражданскогопроцесса.Вчастности,прокурорвправеучаствоватьврассмотрениигражданскихделвсудахпервойикассационнойинстанций;всудах,пересматривающихвступившиевзаконнуюсилусудебныепостановлениявпорядкенадзораилиповновьоткрывшимсяобстоятельствам;впроизводстве,связанномсисполнениемсудебныхпостановлений,иныхрешенийиактов.

Прокурорскийнадзорраспространяетсянавсехюридическизаинтересованныхвисходеделалицидругихучастниковпроцесса.Участвуявпроцессе,прокуророхраняетправаисвободыграждан,законныеинтересыгосударства,субъектовхозяйствования,учреждений,организаций,общественныхобъединений.Прокурорскийнадзорвгражданскомсудо­производстве–этоосуществляемаяотименигосударствадеятельностьпрокурорапонадзорузазаконностьюиобоснованностьюпостановленийпогражданскимделам,атакжезасоблюдениемзаконодательстваприихисполнении.ПраваипорядокдеятельностипрокуроравгражданскомсудопроизводствеопределяютсяГПК,ЗакономРеспубликиБеларусь«ОпрокуратуреРеспубликиБеларусь»от8мая2007года,атакжеинымизаконодательнымиактамиРеспубликиБеларусь[19].

Статья84ГПКопределяетпроцессуальныеправапрокуроравгражданскомсудопроизводстве[2,ст.84].

Прокурорвправезнакомитьсясматериаламидела,заявлятьотводыиходатайства,представлятьдоказательства,участвоватьвисследованиидоказательстввсудебномзаседании,совершатьдругиепредусмотренныест.56ГПКпроцессуальныедействия[2,ст.56].

Процессуальноеположениепрокуроранеможетбытьсведенокположениюстороныилидругогоюридическизаинтересованноговисходеделалица.

Вгражданскомсудопроизводстведеятельностьпрокурораприобретаетдополнительныепризнаки,обусловленныеособенностямипроцессуальныхправоотношений:

1)осуществляетсявсоответствиистребованиямиГПК;

2)осуществляетсятольковпроцессуальнойформе;

3)направленанаобеспечениезаконностивгражданскомсудопроизводствеиназащитусубъективныхгражданскихправ[19].

Прокурор,участвующийвделе,неявляетсясубъектомспорногоматериальногоправоотношения.Поэтомуон(вотличиеотсторонитретьихлиц,заявляющихсамостоятельныетребованиянапредметспора)невправесовершатьраспорядительныедействияподелу(например,неможетзаключитьмировоесоглашениесответчиком).Отказпрокурораотсвоегозаявлениянелишаетлицо,взащитуправиохраняемыхзакономинтересовкоторогоонобратилсявсуд,праватребоватьрассмотренияделапосуществу[2,ч.2ст.84].

Средиучастниковгражданскогосудопроизводствапрокурорзанимаетособоеправовоеположение.Какпредставительгосударстваоннаделентакимипроцессуальнымиправами,которыхнетинеможетбытьудругихсубъектовгражданскихпроцессуальныхправоотношений.Так,прокуроримеетправообратитьсявсудсзаявлениемовозбуждениигражданскогодела,подведомственногосуду,еслиэтонеобходимодлязащитыправиохраняемыхзакономинтересов[20].

Прокурорвысказываетмненияповопросам,возникающимвовремяразбирательствадела,ипосуществуделавцелом[ПриложениеА].Онвправеприноситьпротестынанезаконныеинеобоснованныесудебныепостановлениявкассационномлибонадзорномпорядке.

Прокурорвсуденеимеетадминистративнойвласти.Вотличиеотсудаоннепринимаетникакихрешенийподелу.Вгражданскомпроцессепрокурорпризваносуществлятьфункциинадзоразаточнымиединообразнымисполнениемзаконов,декретов,указовииныхнормативныхактоввсемиучастникамигражданскогосудопроизводства.

Процессуальныеправа,которыминаделенпрокурорвгражданскомсудопроизводстве,какправило,являютсяиегообязанностями.Вчастности,еслирешениесудапогражданскомуделуявляетсянезаконнымилинеобоснованным,тооннетолькоимеетправо,ноиобязанпринестипротестнауказанноерешениесуда.Своимучастиемвпроцессепрокурордолженактивноспособствоватьвсестороннему,полномуиобъективномувыяснениювсехобстоятельств,имеющихсущественноезначениедляправильногорассмотренияиразрешениягражданскогоделавсуде.ГПКпредусматриваетдвеформыучастияпрокуроравлюбойстадиипроцесса:

а)возбуждениепроизводстваподелу;

б)вступлениевпроцесс,начавшийсяпоинициативедругихлиц[2,ст.81–83].

Такимобразом,припроизводствевсудепервойинстанциимнениепрокуроразавершаетчастьсудебногоразбирательства,именуемую«рассмотрениеделапосуществу»,закоторойследуетдругаячастьсудебногоразбирательства,известнаякаксудебныепрения.

Прокурор,какнампредставляется,можетвступитьвпроцессвпредусмотренныхзакономслучаяхдлявысказываниямненияподелунастадииподготовкиделаксудебномуразбирательству,атакженастадиисудебногоразбирательствадоокончаниярассмотренияделапосуществу(аеслисовсемстрого,тододачизаключениягосударственнымиорганами,еслиониучаствуютвделе)[23].

Такойвыводобусловленнесколькимиобстоятельствами:

во-первых,задачейучастияпрокуроравпроцессе,каковойявляетсявысказываниемненияподелувцеляхосуществлениявозложенныхнанегополномочий(надзорзасоблюдениемКонституцииРеспубликиБеларусьиисполнениемзаконов,действующихнатерриторииРеспубликиБеларусь);

во-вторых,процессуальнымхарактеромзаинтересованностипрокурорависходедела(решениесуданевлияетнаегоправаиобязанности);

в-третьих,тем,чтопривступлениипрокуроравпроцессразбирательстводелапосуществуненачинаетсяссамогоначала(какэтоимеетместопривступлениивпроцесстретьихлиц),апродолжается;

в-четвертых,расположениеммненияпрокуроравконцечастисудебногоразбирательства,именуемой«рассмотрениеделапосуществу»;невозможностью,наконец,высказыванияпрокуророммненияпослесудебныхпрений(заисключением,конечно,случаявозобновлениярассмотренияделапосуществу).

Вступлениемвпроцесс,безусловно,можносчитатьпринесениекассационногопротеста,каковоеявляетсясамымчтонинаестьактивнымдействием.Ноналичиеэтогоправа,какужеотмечалось,связываетсязаконодателемименносучастиемпрокуроравделе,анесегопотенциальнойвозможностью,котораяследуетизизвещенияоналичиивпроизводствесудадела,овременииместесудебногоразбирательства[23].

Необходимоучитыватьиправосудавнастоящеевремяпривлекатьпрокуроракучастиювделепособственнойинициативе.Всоответствиисп.1ч.1ст.83ГражданскогопроцессуальногокодексаРеспубликиБеларусьсудможетпризнатьобязательнымучастиевделепрокурора[2,ст.83].

Учитываяизложенное,можноутверждать,чтозадачипрокуроравгражданскомпроцессепроизводныотобщихзадачпрокуратурыизадачгражданскогосудопроизводства.Вобобщенномвидеможнопредставитьихследующимобразом:

1) обеспечениезаконностивгражданскомпроцессе,втомчислеприрассмотрениииразрешениигражданскихдел,атакжевисполнительномпроизводстве;

2) защитаправизаконныхинтересовграждан,организаций,общественныхигосударственныхинтересоввпорядке,предусмотренномгражданскимпроцессуальнымзаконодательством

3) повышениеуровняправовойкультурыграждан;

4) общаяпрофилактикаправонарушений.

Изэтихзадачвытекаютфункции,выполняемыепрокуроромвгражданскомпроцессе:надзорная,правозащитная,воспитательная,профилактическая.

Следуеттакжеотметить,чтост.23ГПК,провозглашаяпрокурорскийнадзорпринципомгражданскогопроцесса,темсамымуказываетнаприматнадзорнойфункциипрокуратурыпоотношениюкдругимеефункциямизадачам.Правозащитная,воспитательная,профилактическаяфункцииимеют,безусловно,большоезначение,однакореализуютсязачастуюопосредованно,всвязисосуществлениемпрокуроромнадзора.Инымисловами,защищаяправаконкретноголица,прокурорзаботитсянетолькоистолькооличныхинтересахпредставляемого,сколькообобщемукреплениизаконностииправопорядка.Еслизаконненарушен,тоиоснованийдлявступлениявпроцесснасторонекакого-либолицаупрокуроранеимеется.Такойподходотличаетпрокурораотучастниковпроцесса,заинтересованныхвисходедела,позволяетемубытьнепредвзятым[23].

Втожевремяприматнадзорнойфункциивовсенеозначает,чтопрокурордолжендействоватьисключительновпубличныхинтересах,игнорируячастные.Еслитребованиячастноголицаоснованыназаконе,топрокуроробязанспособствоватьихудовлетворению,дажееслиэтопротиворечит,кпримеру,служебныминтересамдолжностныхлицгосударственныхорганов,экономическиминтересамгосударственныхпредприятийит.д.Приоритетыдеятельностипрокуратурыдолжныопределятьсяконституционнойнормой,закрепленнойвст.2КонституцииРеспубликиБеларусь:«Человек,егоправа,свободыигарантииихреализацииявляютсявысшейценностьюицельюобществаигосударства»[1,ст.2].

Изст.4ЗаконаопрокуратуреиположенийГПКследует,чтоорганыпрокуратурыреализуютвозложенныенанихзадачикакпутемосуществлениянадзора(т.е.проверяязаконностьсудебныхпостановлений),такипутемнепосредственногоучастияврассмотренииделсудами(т.е.заявляяходатайства,участвуявисследованиидоказательствит.д.).Двауказанныхаспектадеятельностисущественноотличаютсядруготдруга,всвязисчемисследователивыделяютсоответствующиеформыучастияпрокуроравгражданскомпроцессе:надзорнуюиинициативную[27].

Поднадзорнойформойучастияпрокуроравгражданскомпроцессепонимаетсявступлениееговдело,начатоепоинициативедругихлиц,вцеляхнадзора,т.е.наблюдениязаходомсудебногоразбирательства.Вданномслучаепрокурорвступаетвдело,посколькукэтомуегообязываетпрямоеуказаниезакона,аневсвязисналичиемсобственнойактивнойпозиции,инициативы.Например,согласноч.1ст.375ГПКделоопризнаниигражданинанедееспособнымдолжнорассматриватьсясучастиемпрокурора.Вступаявуженачатоедело,прокурорреализуетфункциюнадзоравсмысленаблюдениязаповедениемучастниковсудебногоразбирательствавцеляхвыявленияправонарушенийиихпредупреждения[2,ч.1ст.375].

Надзорнаяформаучастияможетбытьтакжереализованавообщебезвступленияпрокурораврассмотрениеконкретногоделасудом.Примеромздесьмогутслужитьпроверкисоответствиязаконусудебныхпостановленийпогражданскимделам,которыенеоканчиваютсяпринесениемпротеста.

Институт участия прокурора является одним из самых интересных и дискуссионных в гражданском процессе. Вокруг участия прокурора в гражданском судопроизводстве разгораются ожесточенные споры, возникают различные точки зрения на проблемные вопросы.

Одной из правовых проблем цивилизационной модернизации белорусского общества выступает проблема целесообразности участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Юристы в этом вопросе разделились на 2 лагеря – на тех, кто считает, что необходимо существенно ограничить права прокурора в гражданском процессе или вообще исключить его из процесса, и на тех, кто за расширение полномочий прокурора или хотя бы сохранение их на прежнем уровне.

Сторонники первой позиции ссылаются на то, что участие прокурора в процессе нарушает принципы состязательности и диспозитивности, т.к. он имеет возможность возбуждать гражданское дело без согласия заинтересованного лица и имеет больший объем правомочий, чем другие стороны процесса.

По нашему мнению, участие прокурора абсолютно не затрагивает принципов диспозитивности и состязательности. Вот если убрать из процесса прокурора, вот тогда эти принципы будут нарушаться. Ведь часто только прокурор остается единственным органом, доступным для социально уязвимых слоев населения. Как показывает практика, малоимущие, престарелые, инвалиды, в том числе вследствие психического заболевания, не имеют возможности обратиться за помощью к адвокату или в юридическую консультацию – у них нет на то денег, а если у них отобрать и право обращения за защитой к прокурору, то, полагаем, качество участия такого лица в процессе будет не высоким, или же судебное разбирательство может вовсе не состоятся по указанным причинам. Ограничение прав прокурора в гражданском процессе приведет к невозможности защиты интересов социально уязвимых слоев общества, к нарушению основных принципов правосудия. В то время как Конституция Республики Беларусь определяет, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод [1, ст. 62].

Судебная статистика свидетельствует, что в судах Республики Беларусь ежегодно рассматривается огромное количество гражданских дел по жилищным спорам, о восстановлении на работе, выплате заработной платы, о расторжении брака, споры имущественного характера, жалобы на неправомерные действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан, и другие категории дел.

В связи с расширением компетенции судов по разрешению споров гражданской–правового характера растет число гражданских дел по спорам о жилище. Дела этой категории среди всех иных категорий гражданских дел, рассматриваемых судами по первой инстанции, составляют свыше 10%. Количество гражданских дел о праве на жилище растет в связи с приватизацией жилья (поскольку процесс приватизация временно пере остановлено, но все равно–это вопрос остается актуальным). Процессуальное значение судебного рассмотрения этих дел определяется тем, что принятие судом правосудного решения по ним связано с охраной конституционных прав граждан на жилище.

Увеличивается количество дел о расторжении брака. Удельный вес бракоразводных дел среди гражданских дел, рассмотренных судами первой инстанции, составляет более 35 %. Правильное разрешение судом дел данной категории имеет важное значение в сохранении семей, в особенности тех, где есть несовершеннолетние дети.

Такимобразом,подинициативнойформойучастияпрокуроравгражданскомпроцессепонимаетсятакаяегодеятельность,котораянаправленанавозбуждениепроизводстваподелупутемпредъявленияиска,подачизаявления,принесенияпротеста,атакжеподдержаниевсудеиска,заявления,протеста.Отнадзорнойформыонаотличаетсятем,чтоименнопрокуроринициируетрассмотрениедела,пересмотрсудебногопостановления,неограничиваясьлишьнаблюдениемзадеятельностьюдругихучастниковпроцесса.Рассмотренныйвышепримеручастияпрокуроравделеопризнаниигражданинанедееспособнымследуетотнестикинициативнойформе,еслиделовозбужденопозаявлениюпрокурора[26].

Участвуявгражданскомсудопроизводствевинициативнойформе,прокурортемсамымреализуетфункциюреагированиянаправонарушение,котороебылоимвыявленовпорядкеобщенадзорнойдеятельности(т.е.доивнепроцессапоконкретномугражданскомуделу)илинапредыдущейстадиигражданскогосудопроизводства.Цельювданномслучаеявляетсяпресечениеиустранениенегативныхпоследствийнарушенийзаконов,защитаправ,свобод,интересовграждан,организаций,государства.Крометого,инициативнаяформаучастияпозволяетпрокуроруоперативнопредотвращатьнарушениязаконодательства,возможныевходерассмотрениядела,иоказыватьсодействиеввынесениизаконногосудебногопостановления.

Сочетаниедвухформучастиявгражданскомпроцессепозволяетпрокурорунаиболееполнореализоватьсвойпотенциал,последовательноотстаиватьсвоюпозициюнавсехстадияхсудопроизводства.Собственно,надзорныеполномочияпрокурорадополняютсяполномочиями,связаннымисучастиемвделе.

Можносделатьвывод,чтоинициативнаяформаучастияпрокуроравгражданскомпроцессеявляетсянеобходимымпродолжениемнадзорнойформы.

Подводяитогизложенному,попытаемсясформулироватьопределениеучастияпрокуроравгражданскомсудопроизводстве:

Участиепрокуроравгражданскомпроцессе–этосамостоятельноенаправлениедеятельностиоргановпрокуратуры,осуществляемоевсоответствиистребованиямиГПК,направленноенаобеспечениезаконностивгражданскомсудопроизводстве,назащитусубъективныхгражданскихправиреализуемоевдвухформах:надзоразасоблюдениемгражданскогозаконодательстваинепосредственногоучастияврассмотрении(пересмотре)гражданскихдел.

В связи с изменением трудового законодательства трансформирован порядок рассмотрения споров, возникающих между участниками трудовых отношений. Значительный удельный вес среди трудовых дел занимают дела о восстановлении на работе. Судебная статистика свидетельствует о том, что судами удовлетворяется от 40 до 50 % исков о восстановлении на работе, более 80 % исков по другим трудовым делам. Это свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства со стороны нанимателей.

Полагаем, что в сложившихся условиях, очевидно, что участие прокурора в гражданском процессе желательно и необходимо. Отметим лишь диспозитивный характер права прокурора вступить в процесс. Обладатель этого права самостоятельно решает вопрос о своем участии в процессе и не может быть принуждаем к его осуществлению (хотя в отношении прокурора право вступить в процесс обладает большой особенностью, так как права прокурора одновременно являются его обязанностями) [3].

В то же время институт участия прокурора в гражданском процессе требует совершенствования [4]:

1) необходимо закрепить процессуальную правоспособность прокуроров, участвующих в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров (вправе ли, например, помощник прокурора отозвать исковое заявление, отказаться от иска, изменить исковые требования, требуется ли подтверждение его полномочий в процессе и т.д.);

2) следует законодательно подтвердить право прокурора на предъявление в суды заявлений о признании неправомерными не только актов государственных и иных органов, но и действий (бездействия) государственных органов, юридических и других лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан и юридических лиц.

3) необходимо также определить в ГПК Республики Беларусь критерии, по которым суд может признать участие прокурора в деле обязательным. Существует ряд гражданских дел, участие в которых обязательно для прокурора по приказу Генерального прокурора. В этих случаях суд не обязан ставить в известность работников прокуратуры о данных делах. В случае если данные категории дел будут закреплены в кодексе работники прокуратуры будут своевременно получать информацию о делах, в которых их участие обязательно;

4)целесообразно установить механизм предусмотренного права прокурора вступить в процесс, когда он сам посчитает необходимым, обязательно участвовать в деле.



2018-07-06 328 Обсуждений (0)
Правоваяоснова,задачииформыучастияпрокуроравгражданскомпроцессеРеспубликиБеларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правоваяоснова,задачииформыучастияпрокуроравгражданскомпроцессеРеспубликиБеларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)