Участиепрокуроравпересмотресудебныхпостановленийвпорядкенадзора
Судебныепостановлениясудов,вступившиевзаконнуюсилу,такжемогутбытьнезаконнымии(или)необоснованными.Втакомслучаеихможнопересмотретьвпорядкенадзора.Приэтомобъектомпересмотрастановятсярешения,определения,постановлениякакнеобжалованные(неопротестованные)вкассационномпорядке,такипроверенныекассационнойинстанцией. Вчислопроверяемыхвпорядкенадзорапопадаютисудебныеакты,неподлежащиекассационномуобжалованию(опротестованию),решенияВерховногоСудаРеспубликиБеларусь,кассационныеопределения,постановлениясудовнадзорныхинстанций[46]. Возможностьпроверкизаконностииобоснованностисудебныхактовнетольковкассационном,ноивнадзорномпорядкеявляетсядополнительнойгарантиейзащитыправизаконныхинтересовгражданиюридическихлиц.Крометого,пересмотрсудебныхактоввпорядкенадзораспособствуетформированиюединообразнойсудебнойпрактики,оказываетвлияниенапрактикупрокурорскогонадзора[46]. Применительнокнадзорузасоответствиемзаконусудебныхрешенийпогражданскимделамкнепосредственнымзадачампрокурораотноситсяпроверказаконностииобоснованностивступившихвзаконнуюсилуактов,вслучаенесоответствияихзаконуилиматериаламдела–принесениенадзорногопротестаилипредставлениявышестоящемупрокурорулибосоставлениемотивированногозаключения[46]. Генеральныйпрокуроробязываетподчиненныхпрокуроровправильноисвоевременнопроверять,иразрешатьнадзорныежалобы,внеобходимыхслучаяхприостанавливатьисполнениенезаконныхинеобоснованныхрешенийиопротестовыватьтакиерешения. Припересмотрегражданскихделвпорядкенадзоравдеятельностивышестоящихпрокуроровисудовсхожитолькопервоначальныестадии:истребованиедела,проверказаконностииобоснованностисудебныхактов,подготовкапротеста.Вдальнейшемоценкукакдоказательствподелу,такидоводовпринесенногонадзорногопротестадаетсоответствующийсуд.Упрокуроратакихполномочийнет. Приосуществлениинадзоразавступившимивзаконнуюсилусудебнымиактамиорганыпрокуратурывыполняютитакуюзадачу,какформированиенаправленияпрактикипрокурорскогонадзора.Проверяявпорядкенадзорагражданскоедело,вышестоящийпрокуророцениваетзаконностьиобоснованностьнетолькосудебныхрешений,ноимненияпрокурорпринимавшегоучастиевделе,атакжевозможныепричиныотсутствияпрокурорскогореагированиянасудебныеошибкиподелу.Правильноналаженныйучетпересмотренныхвпорядкенадзорасудебныхактовиинформациявышестоящихпрокуророводопущенныхпоконкретнымделамнарушенияхиошибкахкаксудов,такипрокуроровпомогаетнижестоящимпрокурорамправильноприменятьзаконприформированиивсудепогражданскимделам,подготовкекассационныхинадзорныхпротестов,представленийидругихдокументов[26]. Кнепосредственнымзадачампрокурораприпересмотрегражданскихделвпорядкенадзораотносятсяегоактивнаяпозицияприизученииирассмотренииделсудомнадзорнойинстанции,высказываниезаконногоиаргументированногомнения[26]. Правонапринесениепротеставпорядкенадзорапредоставлено: 1)ГенеральномупрокуроруРеспубликиБеларусь,егозаместителям–насудебныепостановлениялюбогосудаРеспубликиБеларусь,заисключениемпостановленийПрезидиумаВерховногоСудаиПленумаВерховногосуда; 2)прокурорамобластей,городаМинскаиприравненнымкнимпрокурорам–нарешения,определениярайонных(городских)судовикассационныеопределениясудебныхколлегийпогражданскимделамобластных,Минскогогородскогосуда; Прокурор,необладающийправомпринесениянадзорногопротеста,вноситсоответствующеепредставлениевышестоящемупрокурору,правомочномуэтосделать[26]. Предметомнадзорногоопротестованиямогутбытьрешения,определениясудапервойинстанции,определениясудакассационнойинстанции,атакжепостановленияпрезидиумовобластных,Минскогогородскогосудов.ГПКпредоставляетпрокурорамправоистребоватьизсудагражданскоеделодляразрешениявопросаоналичииоснованийдляпринесенияпротеставпорядкенадзора.Приэтомследуетиметьввиду,чтогражданскоеделоможетбытьистребованотолькопослевступлениярешениявзаконнуюсилу.Поводомдляистребованияможетбытьжалобасторон,третьихлиц,результатыпроверкидеятельностисуда,атакжеусмотрениесамогопрокурора.Врезультатепроверкижалобыиизученияматериаловделапрокурорпринимаетрешениеопринесениипротестаилиотказевпринесениипротеста[26]. Следуетотметить,чтопроцессуальноезаконодательствоневполноймеререгулируетвзаимоотношениясудаипрокурораприосуществлениипрокуроромдеятельностипонадзорузасоответствиемзаконувступившихвзаконнуюсилусудебныхпостановлений.Так,предоставляяпрокуроруправовпределахсвоейкомпетенцииистребоватьизсудалюбоеделоиликатегориюдел,покоторымсудебныерешениявступиливзаконнуюсилу,законнесодержитнормы,обязывающейсудвыслатьтребуемоедело.Неустановленисрок,втечениекоторогосуддолженответитьназапроспрокурораилидругогоуполномоченногодолжностноголицалибовыслатьдело.Этообстоятельствоможетприводитькущемлениюправфизическихиюридическихлиц. Несовершеннойиущемляющейправапрокуратурыявляетсянорма,указывающая,вкакихслучаяхпрокурорможетистребоватьизсудадело.Согласност.441ГПКсоответствующиедолжностныелицакакоргановпрокуратуры,такисудовимеютправоистребоватьизсудовгражданскиеделадляразрешениявопросаоналичииоснованийдляпринесенияпротеставпорядкенадзора.Буквальноетолкованиеэтойправовойнормыозначает,чтодлядругихцелей,например,дляобобщениясудебнойпрактики,делаизсуданемогутбытьистребованы.Представляется,чтоэтотвопросдолженбытьрешенвдействующемГПКтакимобразом,чтобыпредусмотретьправопрокурораистребоватьизсудалюбоеделоиликатегориюдел,покоторымрешение,определение,постановлениевступиливзаконнуюсилу[26]. Неудачнойявляетсяредакцияст.441ГПКивчастипредоставленияправаистребованияделатолькотемдолжностнымлицаморгановпрокуратурыисуда,которыевправепринестинадзорныйпротест,атакжерайонным(городским)имежрайоннымпрокурорам.Практикатребуетсовершенствованияданнойнормы.Во-первых,руководителиоргановпрокуратурыисуда,т.е.лица,которымпредоставленоправопринесениянадзорногопротеста,какправило,выражаютсвоюволю(втомчислеиобистребованиидел)врезолюцияхприрассмотренииповодовдляпроверкидела(жалоб,заявлений,представлений).Во-вторых,вэтойнормеделаетсяисключениедлярайонных(городских),межрайонныхпрокуроровприистребованиидел,хотяправанадзорногоопротестованияонинеимеют. Такимобразом,должностныелицаоргановпрокуратуры,непосредственнопроверяющиегражданскиеделавпорядкенадзора(прокурорыиначальникиотделоввышестоящихпрокуратур),ставятсявнеравноеположениеспрокурорамирайонов(городов),межрайоннымипрокурорами,которыетакжемогуттолькопроверитьделоипоставитьвопроспередвышестоящимпрокуроромобопротестованиисудебныхактоввпорядкенадзора,ноприэтомобладаетправомистребоватьсудагражданскиеделодляпроверки. Крометого,удолжностныхлицоргановпрокуратурыивышестоящихсудовможетвозникнутьнеобходимостьознакомитьсясделом(категориейдел)непосредственновсуде.Действующийзаконтакойвозможностинепредусматривает,апредоставляетлишьправоистребоватьделоизсуда. Нанашвзгляд,необходимосоответствующиестатью441ГПК,нормыпривестивсоответствиестребованиямипрактики,изложивчасть1статьи441вследующейредакции: «Должностныелица,указанныевстатье439ГПК,атакжепрокурорыотделовобластныхпрокуратурипрокуратурыг.Минска,районные(городские)имежрайонныепрокурорыимеютправоистребоватьизсоответствующихсудовгражданскиеделадляразрешениявопросаоналичииоснованийдляпринесенияпротеставпорядкенадзора». Вслучаенеобходимостипрокурорвправеприостановитьисполнениерешений,определенийипостановленийдоокончанияпроизводствавпорядкенадзора.Указаниепрокурораоприостановлениирешениядаетсявписьменномвидеинаправляетсявсуд,принявшийрешениеподелу. Нарушениенормматериальногоправазаключаетсявнеприменениисудамизакона,подлежащегоприменению,вприменениизакона,неподлежащегоприменению,неправильномтолкованиизакона. Кнадзорномупротеступрокурорапредъявляютсятежетребования,чтоиккассационному.Егосодержаниедолжнобытьобъективным,сподробнымизложениемфактическихобстоятельствдела,выводыдолжныбытьмотивированными;предложенияосудьбеопротестованныхрешенийоснованынанормахматериальногоипроцессуальногоправа.Протествпорядкенадзорапредставляетсявсудскопиямипочислулиц,участвующихвделе. Должностноелицо,принесшеепротествпорядкенадзора,вправеотозватьегодоначаларассмотренияделасудом.Оботзывепротестаизвещаютсяюридическизаинтересованныевисходеделалица. Прокуроручаствуетприрассмотренииделапопротестусоответствующейнадзорнойсудебнойинстанцией,приэтомпроверяетполномочияданногосоставасуданарассмотрениеконкретногодела.Есликто-либоизсудейнеправомоченучаствоватьврассмотрениидела,прокурорзаявляетемуотвод.Участвуяврассмотренииделасудомнадзорнойинстанции,онподдерживаетпротест,принесенныйимиливышестоящимпрокурором,иливысказываетмнениеподелу,рассматриваемомупопротеступредседателясудаилиегозаместителя.Приэтомпрокуроруказываетмотивы,покоторымсчитаетпротестобоснованнымилинеобоснованным.Суднадзорнойинстанциинесвязандоводамипротестаиобязанпроверитьделовполномобъеме[28]. Такимобразом,надзорноепроизводствопогражданскимделамвключаетвсебяцелыйкомплекспроцессуальныхдокументовидействийдолжностныхлицсудовиоргановпрокуратуры: –рассмотрениеобращенийопроверкевпорядкенадзоравступившихвзаконнуюсилусудебныхактов; –принятиепонимсоответствующихрешений,втомчислеоприостановленииисполнения; –истребованиегражданскогоделаиегоизучение; –опротестованиесудебногоактаподелуилисоставлениемотивированногозаключенияоботказевопротестовании; –рассмотрениеделавсуденадзорнойинстанции. Еслипостановлениеилиопределениенадзорнойинстанциинезаконноилинеобоснованно,прокурорвходитспредложениемквышестоящемупрокурорунапредметегоотменыилиизменения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (343)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |