Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прекращение выплаты страховой пенсии



2018-07-06 1782 Обсуждений (0)
Прекращение выплаты страховой пенсии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Прекращение выплаты пенсии — это окончательное прерывание процесса выплаты пенсионного обеспечения, которое связано с появлением обстоятельств, при которых теряется право на получение выплат. При возникновении некоторых причин, выплату пенсий могут приостановить, а после исключения таковых — возобновить. Но бывают ситуации, когда выплата всех возможных видов пенсии может быть справедливо прекращена.

Решение о прекращении принимается органами Пенсионного фонда России в связи с обстоятельствами, вызванными бездействием гражданина, или при иных, обоснованных законодательством Российской Федерации, случаях.

Статья 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает и регламентирует процедуры прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии. Подобным образом в ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях регулировались прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии. Следует отметить, что ст. 12 Закона 2014 г. о накопительной пенсии[21] содержит аналогичные части положений комментируемой статьи о прекращении и восстановлении выплаты накопительной пенсии. В отношении же подачи застрахованным лицом заявления о восстановлении выплаты накопительной пенсии, рассмотрения страховщиком указанного заявления, проверки достоверности документов, необходимых для восстановления выплаты накопительной пенсии, принятия решения о восстановлении выплаты накопительной пенсии либо об отказе в удовлетворении заявления застрахованного лица о восстановлении выплаты накопительной пенсии ч. 6 указанной ст. 12 Закона 2014 г. о накопительной пенсии отсылает к Закону «О страховых пенсиях», т.е. к положениям ч. 9 - 12 статьи 25.

Итак, в части 1 статьи 25 установлены основания прекращения выплаты страховой пенсии и определены сроки прекращения такой выплаты.

Так, ч. 1 статьи 25 Закона «О страховых пенсиях» предусматривает пять оснований для прекращения выплаты страховой пенсии.

Первым из указанных оснований является смерть пенсионера либо объявление его в установленном законодательством РФ порядке умершим или признание его безвестно отсутствующим.

Документом, подтверждающим смерть пенсионера, является свидетельство о смерти. В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»[22] свидетельство о смерти содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, дату и место смерти умершего; дату составления и номер записи акта о смерти; место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти); дату выдачи свидетельства о смерти.

Статья 6 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[23] устанавливает, что в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда РФ, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта РФ, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме АДВ-8, установленной Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2017 № 2п «Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению»[24].

В соответствии со ст. 42 ГК РФ[25] гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Также ст. 45 ГК РФ установлено, что гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Порядок вынесения судом решений о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим регламентируется гл. 30 ГПК РФ[26].

В случае признания гражданина в установленном порядке безвестно отсутствующим или умершим основанием для прекращения выплаты трудовой пенсии является вступившее в законную силу решение суда, которое также в течение месяца направляется судебными органами в территориальный орган Пенсионного фонда РФ[27].

Выплата страховой пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим. В случае, если в соответствующем решении суда указана дата объявления гражданина умершим или признания его безвестно отсутствующим, срок прекращения выплаты пенсии определяется исходя из указанной даты.

Так, если смерть пенсионера наступила 15 января 2018 г., выплата страховой пенсии будет прекращена с 1 февраля 2018 г. Если в решении суда об объявлении гражданина умершим или признании его безвестно отсутствующим определена конкретная дата, то выплата страховой пенсии будет прекращена соответственно с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором определена дата объявления гражданина умершим или безвестно отсутствующим.

Согласно ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. Там же установлено, что в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено; если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно;

Вторым основанием, служащим для прекращения выплаты страховой пенсии, является истечение шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в связи:

- с неполучением пенсионером установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд:

- с достижением лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствием документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечением срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет, подтвержденного документом указанной организации;

- с поступлением документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствием документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства;

- с поступлением документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории РФ в иностранное государство, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор, и отсутствием заявления пенсионера о выезде за пределы территории РФ.

В указанных случаях выплата пенсии считается прекращенной с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный шестимесячный срок.

Например, выплата страховой пенсии была приостановлена с 15 января 2018 г. в связи с неполучением пенсионером установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд. Шестимесячный срок, в течение которого выплата страховой пенсии была приостановлена, истек 15 июля 2018 г. Следовательно, решение о прекращении выплаты страховой пенсии будет принято с 1 августа 2018 г.

Ранее в подп. 2 п. 1 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях[28] говорилось о прекращении выплаты трудовой пенсии в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) только в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 21 данного Закона, т.е. при неполучении установленной трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в течение шести месяцев подряд. Пункты 3, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 Закона «О страховых пенсиях», указанные в рассматриваемом пункте, являются нововведениями данного Закона[29].

Третьим основанием прекращения выплаты страховой пенсии является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию.

При этом непосредственно указано, что речь идет о таких случаях, как:

- если были обнаружены обстоятельства или документы, опровергающие достоверность сведений, представленных в подтверждение права на страховую пенсию;

- если истек срок признания лица инвалидом, если в результате очередного освидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы инвалидность данному гражданину была снята;

- если лицо, получающее страховую пенсию по случаю потери кормильца, приобрело трудоспособность, в том числе ребенок умершего кормильца достиг 18 лет или 23 лет при обучении по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, при смене формы обучения с очной на очно-заочную или заочную;

- если один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигший возраста 18 лет, занятые уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, поступили на работу либо возобновили иную деятельность, подлежащую включению в страховой стаж;

- в других случаях утраты права на страховую пенсию, предусмотренных законодательством РФ[30].

Рассматриваемый пункт воспроизводит положения подп. 1 п. 1 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях.

Во всех указанных случаях выплата страховой пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Четвертым основанием прекращения выплаты страховой пенсии является непредставление пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство.

Непредставление пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство. В данном пункте содержится нововведение, учитывающее установленные в ч. 3 ст. 4 Закона «О страховых пенсиях» особенности приобретения иностранным гражданином или лицом без гражданства права на страховую пенсию.

Выплата страховой пенсии в данном случае прекращается с 1-го числа месяца, в котором истек шестимесячный срок, на который ранее выплата пенсии была приостановлена.

Пятым основанием прекращения выплаты страховой пенсии является отказ пенсионера от ее получения.

Данный пункт воспроизводит в соответствующей части положения п. 4 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях.

Выплата страховой пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера.

Кроме того, законодателем отдельно предусмотрены три основания прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности, а также определяет сроки прекращения такой выплаты. В части 2 статьи 25 Закона «О страховых пенсиях» воспроизведены положения п. 2 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), предусматривавшие дополнительные основания для прекращения выплаты трудовой пенсии по инвалидности, но эти положения претерпели изменения, о чем подробнее сказано ниже.

Так, выплата страховой пенсии по инвалидности прекращается при достижении инвалидом общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин 60 лет, для женщин - 55 лет), необходимого для назначения страховой пенсии по старости, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Выплата страховой пенсии по инвалидности в данном случае прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости. При этом сумма страховой пенсии по инвалидности за период со дня достижения пенсионером указанного возраста учитывается при выплате назначенной страховой пенсии по старости.

Ранее подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях соответственно положениям ст. 7 данного Закона предусматривал, что выплата трудовой пенсии по инвалидности прекращается со дня достижения возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного п. 1 ст. 7 Закона «О страховых пенсиях», при наличии пяти лет страхового стажа.

Также выплата страховой пенсии по инвалидности прекращается при достижении пенсионером возраста, необходимого для назначения социальной пенсии по старости.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[31] право на социальную пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 65 лет и женщины по достижении 60 лет. Естественно, что речь в данном случае идет о лицах, у которых отсутствует 15 лет страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет менее 30. Выплата социальной пенсии по инвалидности в данном случае прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер достиг возраста, необходимого для назначения социальной пенсии по старости.

Ранее в подп. 3 п. 2 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях устанавливалось, что выплата трудовой пенсии по инвалидности прекращается со дня достижения указанного возраста для назначения социальной пенсии по старости.

Кроме того, выплата страховой пенсии по инвалидности прекращается со дня, с которого установлена страховая пенсия по старости, назначаемая досрочно, при наличии оснований, предусмотренных ст. 30 - 34 Закона «О страховых пенсиях», а также п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»[32] и ст. 30 - 37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[33].

Ранее подп. 1 п. 2 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях предусматривал, что выплата трудовой пенсии по инвалидности прекращается со дня, с которого установлена досрочная трудовая пенсия по старости.

 

2.3 Восстановление выплаты страховой пенсии

 

В статьи 25 Закона «О страховых пенсиях» установлены основания восстановления выплаты страховой пенсии и определены сроки восстановления такой выплаты. Ранее такое регулирование предусматривалось положениями п. 3 и 4 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ).

Статьей 25 Закона «О страховых пенсиях» предусмотрены три условия, при которых осуществляется восстановление выплаты страховой пенсии, первым из которых является отмена решения суда об объявлении пенсионера умершим или о признании пенсионера безвестно отсутствующим. В соответствии со ст. 280 ГПК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

Выплата страховой пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда. Как говорилось выше, в соответствии с ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. Там же установлено, что в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено; если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

Вторым, предусмотренным комментируемой статьей, условием восстановления выплаты страховой пенсии является наступление новых обстоятельств или надлежащее подтверждение прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии. В данном случае законом установлено временное ограничение, заключающееся в том, что восстановление выплаты страховой пенсии по указанному основанию может иметь место только в том случае, если с момента прекращения выплаты прошло не более 10 лет. Для восстановления выплаты страховой пенсии по указанному основанию требуется желание пенсионера, которое должно быть выражено в заявлении, с которым гражданин обращается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения своего пенсионного дела. Восстановление выплаты страховой пенсии по указанному основанию осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда РФ получены соответствующее заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя[34].

Третьим условием восстановления выплаты страховой пенсии является обращение пенсионера с заявлением о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения на основании п. 5 ч. 1 данной статьи (данный пункт воспроизводит положения п. 4 ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях).

Выплата страховой пенсии восстанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получено соответствующее заявление пенсионера. При этом в отличие от предыдущего пункта не говорится о необходимости представления необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

При принятии органом Пенсионного фонда РФ решения о восстановлении выплаты страховой пенсии право на получение пенсии не пересматривается, а ее размер определяется заново в соответствии со ст. 15 комментируемого Закона. Если при восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер не достигает размера страховой пенсии, установленного на день прекращения выплаты указанной страховой пенсии, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

Следует обратить внимание пенсионеров, что в некоторых случаях вместо заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии целесообразно обратиться за ее новым назначением, поскольку, во-первых, при обращении с заявлением о восстановлении пенсии льготный трехмесячный срок, установленный для дополнительного сбора и представления недостающих документов, законом не предусмотрен и, во-вторых, при новом назначении пенсии установлены иные сроки начала ее выплаты. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Восстановление же выплаты страховой пенсии осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда РФ получены заявление о восстановлении выплаты страховой пенсии и все необходимые документы.

В том случае, если выплата страховой пенсии по старости была прекращена в связи с заявлением пенсионера об отказе в ее получении, при восстановлении выплаты или при новом назначении страховой пенсии учитывается сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов и коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж периоды, которые имели место до назначения страховой пенсии впервые, за периоды после назначения страховой пенсии впервые, за которые выплата указанной пенсии или иной пенсии либо ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренных законодательством РФ, не осуществлялась, но не ранее чем с 1 января 2015 г. Данный порядок не применяется к гражданам, имеющим право на получение нескольких видов пенсионного обеспечения.[35]

Независимо от срока, на который назначена страховая пенсия, в случае истечения срока действия документа, выданного иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации (вида на жительство), выплата страховой пенсии приостанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 24 Закона № 400-ФЗ, то есть на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок действия указанного документа. Тем самым пенсионные правоотношения приостанавливаются. В дальнейшем в случае непредставления пенсионером-иностранцем или апатридом вида на жительства - с 1-го числа месяца, в котором истек указанный шестимесячный срок, выплата страховой пенсии и, следовательно, пенсионные правоотношения прекращаются. Если же заинтересованное лицо своевременно представило вид на жительство, то пенсионные правоотношения возобновляются без какого-либо финансового урона для него. Более того, согласно части 7 статьи 25 Закона № 400-ФЗ при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена по рассматриваемому основанию, при наличии у него права на пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения. Иначе говоря, если вид на жительство будет представлен позднее, и сведения, содержащиеся в нем, будут подтверждать право на пенсию за названный период, то правоотношения за это время также по существу можно классифицировать как приостановленные, а не прекращенные. При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено[36].

Если выплата страховой пенсии была прекращена в связи с отменой решения суда об объявлении гражданина умершим или о признании гражданина безвестно отсутствующим, в связи с истечением шестимесячного срока по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 статьи 25 Закона «О страховых пенсиях», а также в связи с непредставлением пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство и после прекращения выплаты пенсии, право на нее было утрачено, восстановление выплаты страховой пенсии осуществляется в порядке, установленном ч. 3 статьи 25 Закона «О страховых пенсиях», либо производится новое назначение страховой пенсии[37].

Далее Законом «О страховых пенсиях» регламентированы подача пенсионером заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии, рассмотрение органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, указанного заявления, проверка достоверности документов, необходимых для восстановления выплаты страховой пенсии, принятие решения о восстановлении выплаты страховой пенсии либо об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии (как говорилось выше, к этим положениям отсылает ч. 6 ст. 12 Закона 2014 г. о накопительной пенсии). Эти положения являются нововведениями Закона «О страховых пенсиях», поскольку в упоминаемой выше ст. 22 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях, регулировавшей прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии, такие вопросы не решались.

Во всех случаях для восстановления выплаты страховой пенсии требуется заявление пенсионера и представление всех документов, необходимых для восстановления выплаты, обязанность представления которых возложена на заявителя.

При приеме заявления работники территориального органа Пенсионного фонда РФ разъясняют пенсионеру, какие документы он обязан представить, а также какие документы из числа находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций он вправе представить по собственной инициативе.

Закон «О страховых пенсиях» определяет сроки рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии.

Установлено общее правило, согласно которому такое заявление рассматривается в срок не позднее чем через пять рабочих дней. Этот срок исчисляется либо со дня приема заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях[38].

Если возникает необходимость в проведении проверки достоверности поступивших документов, необходимых для восстановления выплаты страховой пенсии, либо в случае непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, орган Пенсионного фонда РФ вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

В случае отказа в удовлетворении заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии возлагает на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанность известить о принятом решении заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и возвратить все представленные заявителем документы. Данная обязанность подлежит исполнению не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения указанного решения. Порядок обжалования и оспаривания решений территориальных органов ПФР регламентирует ст. 21 Закона «О страховых пенсиях».

 

Заключение

 

В связи со сложной экономической ситуацией в стране, ростом инфляции, снижением доходов бюджетов всех уровней Правительство Российской Федерации изыскивает пути снижения и оптимизации бюджетных расходов, в том числе в части, касающейся пенсионного обеспечения российских граждан.

Одной из таких возможных мер является приостановление выплаты пенсий тем пенсионерам, которые, выйдя на пенсию, продолжают трудиться, получая соответствующее вознаграждение за свой труд. В целях реализации данной идеи Минтрудом России подготовлен проект Федерального закона "Об особенностях выплаты пенсий работающим пенсионерам".

Согласно подготовленному законопроекту выплата страховой пенсии, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений данной фиксированной выплаты, установленных в соответствии с законодательством пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, осуществляется, если общая сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица, не превышает 1 млн руб.

В Минтруде России подсчитали, что "высокооплачиваемых" пенсионеров у нас не так много - около 220 тыс. человек[39]. При этом в экспертном сообществе высказываются опасения о том, что приостановление выплаты пенсий работающим пенсионерам создаст условия для "увода заработков в тень". Так, экономист Я. Маркин полагает: "Как правило, люди старше 55 - 60 лет, получающие зарплату такого уровня, - это особо ценные специалисты, за которых держатся. Им немедленно начнут отдавать зарплату в конверте. Любым способом, чтобы их доходы стали меньше миллиона рублей". А это, в свою очередь, повлечет снижение суммы подоходного налога и страховых взносов во внебюджетные фонды.

Безусловно, указанные риски рассматриваемого нововведения должны учитываться при принятии окончательного решения по законопроекту.

Выплата страховых пенсий работающим гражданам будет осуществляться без учета сумм индексаций (увеличений), которые имели место в период осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности. Здесь можно долго спорить, насколько такое решение законодателя соответствует конституционным принципам пенсионного обеспечения, правовой природе страховой пенсии, имеются ли социально-экономические условия для ограничения выплаты пенсии во время работы в настоящее время и т.д.

Понятно, что позиции в таком споре у разных специалистов могут быть диаметрально противоположными. Кстати, статья 26 Конвенции МОТ 1952 г. "О минимальных нормах социального обеспечения", вопрос о ратификации положений которой рассматривается органами государственной власти России, устанавливает, что законодательство государства может предусматривать приостановление выдачи пособия лицам, имеющим на него право, но занимающимся какой-либо установленной деятельностью, приносящей доход; может также предусматриваться сокращение пособия при системе, основанной на страховых взносах, когда заработок получающего его лица превышает установленную сумму, или при системе, не основанной на взносах, когда заработок получающего его лица, его прочие средства или совокупность таковых превышают установленную сумму. Тем самым международное право социального обеспечения предусматривает возможность введения ограничений при выплате пенсий работающим пенсионерам. В нашем же случае речь идет не о приостановлении выплаты пенсий в полном объеме, а ее части, размер которой фактически поставлен в зависимость от количества лет осуществления гражданами работы после назначения пенсии.

Главное достоинство пенсионной реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

В настоящее время становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы.

Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы системы пенсионного обеспечения. Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населенияи на фоне кризисных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

· С 1 января 2017 года ежегодно на 6 месяцев повысился возраст выхода на пенсию для государственных служащих, пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.

· Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для работающих пенсионеров ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.

· Министерством финансов предлагается передача функций по сбору пенсионных отчислений в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.

· Накопительную пенсию, на формирование которой, в течение трех лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Пенсионные реформы коснуться и вопросов приостановления, прекращения, восстановления выплаты страховой пенсий.

 


 



2018-07-06 1782 Обсуждений (0)
Прекращение выплаты страховой пенсии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прекращение выплаты страховой пенсии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1782)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)