Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Басиева Давида Валерьевича



2018-07-06 319 Обсуждений (0)
Басиева Давида Валерьевича 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Владикавказский филиал

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

зам. директора по учебно-методической работе

________________ Г. Н. Ляляева

«_____»________________2018 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на тему

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

студента группы 3-2Ф

Басиева Давида Валерьевича

 

 

______________ «_____»_____ 2018

 

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.06 Финансы

 

 

Руководитель ___________________________ _______________

 

 

Владикавказ, 2018

 


 

 


 

Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы является несомненной, так как влияние банков на экономику страны и региона чрезвычайно высоко, без банков немыслимо современное денежное хозяйство. От стабильности и надежности банковской системы зависит развитие экономики и выполнения задач центрального банка. Роль банков как регуляторов денежного обращения, центров аккумуляции денежных ресурсов и их перераспределения возлагает на них большую ответственность перед обществом. Общество не должно иметь повода ставить под сомнение устойчивость банковской системы, а партнеры, вкладчики и инвесторы должны иметь полную уверенность в устойчивости и надежности любого банка. Поэтому в условиях общей экономической нестабильности снижение доли кредитных организаций в общей структуре банковской системы приобретает особую актуальность в развитии банков на уровне региона.

Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему - экономическую систему страны. В своей практической деятельности бан­ки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это озна­чает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с дей­ствием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.

Стабильная экономика не может существовать без организованной и отлаженной системы денежных расчетов. Это определяет важную роль банков в проведении расче­тов и платежей. Выступая в качестве посредника в платежах, банки осуществляют рас­четы по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач. Эффективное функционирование платежной системы страны и региона предполагает постоянное совершенствование технологии расчетов, использование электронных систем и централизацию платежей. Устойчивая и быстродействующая платежная система, обеспечивающая потребности банков, экономических институтов, субъектов хозяйствования в проведении расчетов, является предпосылкой эффективного функционирования экономики страны.

Особую актуальность приобретают банки в посткризисный период, именно в этот период банковский сектор сталкивается с множеством проблем, которые должны решаться на государственном уровне. От того, на сколько эффективна будет государственная политика в регулировании банковского сектора РФ, будет зависеть развитие экономики как страны в целом, так и регионов в частности.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение правового регулирования банковской системы РФ.

Основными задачами выпускной квалификационной работы являются:

- рассмотреть теоретические аспекты банковской системы РФ (понятие, элементы и функции);

- изучить законодательные основы регулирования банковской деятельности РФ;

- провести анализ показателей развития банковской деятельности;

- определить механизмы правового регулирования банковской деятельности, а также проблемы и совершенствование законодательства по развитию и регулированию банковской системы РФ.

Объектом исследования выступают банки, кредитные учреждения и иные коммерческие организации Российской Федерации.

Предмет исследования - деятельность банков России, а также законы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность всей банковской системы.

Структура работы обусловлена целями и задачами, определенными для работы, а также логикой проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава является теоретической и направлена на изучение сущности банковской системы в Российской Федерации и ее нормативно-правовое регулирование. Вторая глава выпускной квалификационной работы направлена на изучение практического применения банковского законодательства.

Для исследования были использованы учебные пособия по изучаемой проблеме, статьи, монографии, диссертационные исследования, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность банковской системы, статистическая информация по России. Множество авторов занимались изучением банковской системы и роли государственных органов в регулировании банковского сектора, основными из них являются: Балабин А.А., Братко Л.П., Верников А.В., Колесников В.И., Егоров Е.В., Романов А.В., Ильина Л.И., Исаева П.Б., Крахмалев С.В., Киселев В.В., Лаврушин О.И. и другие.

Правовую основу выпускной квалификационной работы составили Федеральные законы и нормативно-правовые акты, а также работы специалистов, таких как: Мотовилов, Белозеров, Кабушкин, Костерина и т.д.

В процессе написания выпускной квалификационной работы применялись методы: анализа, сравнения, обобщения, группировки и классификации.

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы регулирования банковской деятельности Российской Федерации

1.1.Банковская система Российской Федерации: понятия, элементы, функции

Банковская система– совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает в себя ЦБ РФ, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. ЦБ РФ проводит государственную эмиссионную и валютную политику. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.[16]

Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а также экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это не совсем так, потому что любая система должна отвечать следующим требованиям:[19]

- должна содержать все необходимые элементы в необходимых пропорциях;

- в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы;

- между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов;

- элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга;

- как правило, одна система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими элементами и выполняет свою особую функцию.

По мнению Перетятько, банковская система должна отвечать требованиям, относящимся к любой системе как конкретному понятию.[31]Она должна содержать все необходимые элементы в определенных пропорциях; в ней должны отсутствовать лишние, ненужные элементы; между элементами системы должно осуществляться эффективное взаимодействие, в результате чего реализуются все необходимые функции системы, которая несравненно богаче, чем просто сумма функций ее отдельных элементов; элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга; как правило, одна система входит в другую, более широкую систему, где также взаимодействует с другими.[23]

В отношении банковской системы данные общие требования понятия “система” проявляются на основе характерных для нее элементов, в частности:

а) в наличии в стране действующих в достаточном количестве различных видов банков и иных кредитных учреждений;

б) в регулировании ее законодательством страны и выдаче кредитным организациям, осуществляющим банковские операции, в обязательном порядке на их проведение государственных лицензий;

в) в действии финансово-банковского механизма, выполняющего присущие ему функциональные обязательства, в соответствии с инструкциями и нормативами, определенными центральным банком страны;

г) в определении целесообразного вида различных учреждений;

д) во взаимодействии банков и иных кредитных учреждений с соответствующей клиентурой, центральным банком страны, с задействованными в денежно-кредитной сфере финансовыми государственными органами власти и управления, а также друг с другом и вспомогательными финансовыми учреждениями.

Действующие в государстве банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка либо есть только один центральный банк. В этом случае говорить о банковской системе еще рано.[27]

По мнениюОльховой банковская система как элемент развитой рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый (верхний) уровень - центральный банк. Второй(нижний) уровень - коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые, с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня - коммерческими банками, а с другой стороны, необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого института в виде центрального банка.[30]

Банковская система, являясь частью экономической системы государства, отражает соответствующие экономические отношения и связи в обществе, поэтому различают два типа банковской системы: распределительную и рыночную.[32]

Распределительная банковская система создается и функционирует в условиях централизованного планового хозяйства и административно-командной системы управления экономикой. Главным признаком этой системы, по мнению Киреева, является государственная монополия на банки, наличие единого Госбанка, который выполняет все функции: эмиссионного центра, организации и проведения безналичных расчетов, кредитования и т.д. Такая система существовала во времена СССР.[25]

Банковская система рыночного типа характеризуется:

- во-первых, отсутствием монополии государства на банки. Коммерческие банки создаются любыми хозяйственными субъектами независимо от их формы собственности, а также физическими лицами;

- во-вторых, наличием множества коммерческих банков с децентрализованной системой управления их деятельностью и подчинением своим органам управления (собрание участников банка, Совет банка и т.п.);

- в-третьих, разделением эмиссионной и расчетно-кредитной деятельности, т.е. эмиссионную деятельность, регулирование и надзор осуществляет ЦБ (первый уровень банковской системы), а кредитное и расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц выполняют кредитные организации - коммерческие банки (второй уровень банковской системы);

- в-четвертых, полной экономической самостоятельностью коммерческих банков, при которой они не отвечают по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по обязательствам банков.

Банковская система рыночного типа существует в РФ в настоящее время и, на наш взгляд, она намного лучше и имеет больше положительных качеств, чем распределительная.

Важным элементом банковской системы является банковская инфраструктура, под которой понимается совокупность элементов, обеспечивающих жизнедеятельность банков. По своему содержанию и роли в обеспечении банковской деятельности банковская инфраструктура делится на два блока: внешний и внутренний. Особыми блоками банковской инфраструктуры являются банковское законодательство и банковский рынок.[30]

Внешний блок банковской инфраструктуры включает элементы, обеспечивающие взаимодействие банковской системы с внешней средой путем предоставления банкам различных информационных, технических, методических и научных услуг, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы в целом.[26]

Внутренний блок банковской инфраструктуры обеспечивает стабильность деятельности каждого отдельного банка изнутри за счет подбора квалифицированных банковских работников и управленцев, оснащения банков современными техническими средствами, используемыми в банковской деятельности, включая и обеспечение безопасности, высокоорганизованной системы сбора и обработки информации, характеризующей все стороны работы банка, наличия внутренних научно-аналитических разработок, направленных на совершенствование организации банковской деятельности и банковского менеджмента.

Элементы банковской системы образуют единство, выражают при этом специфику целого и выступают носителями его свойств.

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.[31]

На практике функционирует многообразие банков.Для начала изучим общую классификацию, а затем рассмотрим их на примере.

По форме собственности основными видами банков являются:

- государственные банки;

- кооперативные банки;

- акционерные банки;

- частные банки;

- смешанные банки;

Государственные банки — это коммерческие банки, капитал которых принадлежит государству. Они обеспечивают проведение политики государства в области кредитования хозяйства, оказывают влияние на инвестиционные, посреднические и расчетные операции, а через них — и на экономическое состояние клиентуры, обслуживают важнейшие отрасли хозяйства, определяющие положение страны в системе международных экономических отношений, кредитование которых недостаточно выгодно частному капиталу. В настоящее время такие банки встречаются достаточно редко (Приложение 1).

Кооперативные (паевые) банки — это банки, капитал которых формируется за счет реализации паев. Как правило, они небольшие по размерам и поэтому встречаются в банковской практике довольно редко.Цель их деятельности, по мнению Мотовилова, заключается не в получении прибыли, а в удовлетворении потребностей членов кредитного кооператива в банковских услугах.

Акционерный банк — это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права его участников (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам последнего и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (АО). Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка закрытого общества не должно превышать 50. Если же оно превысит этот предел, то банк в течение одного года должен преобразоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.[20]

Частный (коммерческий) банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Коммерческие банки являются основным элементом кредитной системы. Они устанавливают как вертикальные (через центральный банк), так игоризонтальные связи с кредитной системой. Эти связи строятся на законодательной и договорной основе. Взаимодействие между банками производится по этим связям через открытые друг у друга или в центральном банке корреспондентские счета. Благодаря существованию связей банковская система является целостной, динамичной, взаимозаменяемой, саморегулируемой, управляемой, целевой.[33]

Для того чтобы уметь разбираться в банковской системе, чтобы выбрать надежный банк, которому можно доверить свои денежные средства, журналом Forbes был составлен рейтинг надежности 100 российских банков по международным оценкам (Приложение 2).

Смешанные банки – банки с участием государственного и частного капитала, а также с участием иностранного капитала.

В стране также существует смешанный банк «Вьетнамско-Российский Совместный Банк, созданный Банком ВТБ, который имеет долю в 50%.

Опираясь на мнения экономистов, политологов и директоров одних из крупнейших банков страны, мы пришли к выводу, что в РФ дела банковского сектора обстоят не лучшим образом.

Банковская зачистка имени Эльвиры Набиуллиной, запущенная Центробанком в 2013 году, снижает темпы. Если до 2017 года ЦБ отзывал по сотне банковских лицензий в год, то в прошлом году отозвал около 50. Результатом стало сокращение частного банковского сектора и укрепление позиций госбанков. Активы государственных банков составляют 70%, в то время как в странах Европы эта доля не превышает 20%. В десятку крупнейших по активам банков России вошло только 3 частных, более 80% прибыли банковского сектора за 2017 год приходится на Сбербанк, он же занимает 50% рынка ипотеки, 40% на рынке карт. Ключевую роль в росте доли государства на банковском рынке сыграла решение Центрального Банка санировать через Фонд консолидации банковского сектора частные банки «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк. С 2008 года под крыло госструктур перешло несколько десятков частных банков. Доля частного банковского сектора в России едва ли достигает 1% ВВП, в масштабах страны, она почти незаметна.[15]

У государственной банковской системы есть преимущества и недостатки. По мнению бывшего первого зампреда ЦБ, председателя совета директоров «Сафмар Финансовые Инвестиции» Олега Вьюгина переход частных банков под крыло государства имеет много минусов: исчезает конкурентная борьба, креативность и инновационность. Директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин считает, что повышение роли государства может оказать сдерживающее влияние на улучшение банковских услуг.

Типичный аргумент в пользу госбанков - потенциально более высокая процентная маржа. «Госбанки обычно тратят меньше средств на привлечение клиентов, им дешевле обходится фондирование, также таким банкам не нужно держать большую «подушку ликвидности», - говорит управляющий директор HPA Павел Самиев. Но даже при этих базовых преимуществах многие госбанки требуют постоянной финансовой подпитки.С 2013 года она обошлась государству в 4,7 трлн рублей. По данным Fitch, бюджет и государственные фонды выделили 2 трлн рублей госбанкам – ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку и Внешэкономбанку. Рентабельность капитала в госбанках зачастую ниже средних по сектору 8%.[15]

Мы изучили классификацию банков только по форме собственности, но они также делятся и по выполняемым функциям.

По функциональному назначению банки можно подразделить на:

- эмиссионные;

- депозитные;

- коммерческие.

Эмиссионными являются все центральные банки, их классической операцией выступает выпуск наличных денег в обращение. Они не заняты обслуживанием индивидуальных клиентов. Эмиссией денег в стране чаще всего занимаются центральные банки.[18]

Депозитные банки специализируются на аккумуляции сбережений населения. Депозитная операция (прием вкладов) служит для данных банков основной операцией.

Коммерческие банки заняты всеми операциями, дозволенными банковским законодательством. Они составляют основное ядро второго яруса банковской системы рыночного хозяйства.

По характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные.[22]

Универсальные банки осуществляют все или почти все банковские операции: предоставление кратко - и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных посреднических финансовых услуг и т.д. Сочетая коммерческую и инвестиционную деятельность, универсальные банки более устойчивы, чем специализированные. Они могут в полной мере использовать преимущества диверсификации своих операций.Специализированный банк – кредитная организация, специализирующаяся на отдельных видах банковской деятельности, выполняет конкретные задачи и проводит определенные операции. Примером такого банка является инвестиционный банк.[34]

В России чаще всего декларируется необходимость развития универсальных банков. Лаврушин считает, что универсальность деятельности способствует диверсификации и уменьшению риска, более удобна клиенту, поскольку он может удовлетворять потребности в более многообразных видах банковского продукта.Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство). В России преобладают многоотраслевые банки, что более предпочтительно с позиции снижения банковского риска. Вместе с тем в стране достаточно представительна прослойка банков, созданных группой предприятий отраслей. Они обслуживают преимущественно потребности своих учредителей; у таких банков существенно возрастают риски невозврата кредитов.[27]

По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные. Наибольшее число филиалов в России имеет Сберегательный банк РФ (Приложение 3). Наибольшее количество филиалов сконцентрировано в Москве и Московской области. Второе место после Центра занимает Урал, далее - Дальний Восток, Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь.

По сфере обслуживания банки делятся на:

- региональные;

- межрегиональные;

- национальные;

- международные.

По мнению кандидата экономических наук А.В. Аникина банк регионального значения - это наделенный правом ведения банковской деятельности, юридически самостоятельный институциональный объект, интегрированный в социально-экономический комплекс региона в качестве локальной финансовой перераспределительной системы, осуществляющей внутрирегиональный или межрегиональный процесс кругооборота и трансформации финансовых ресурсов.

Межрегиональные банки – это банки, осуществляющие деятельность внутри страны и обслуживающие главным образом потребности клиентов своих стран;

Национальными банками называют банки, которые частично или полностью принадлежат национальному капиталу той или иной страны и действуют в его интересах. Центральные банки во многих странах называются национальными банками. Функции национального банка, как правило, определяются конституцией государства, соответственно руководит ими само государство.

Основными целями деятельности национального банка, по мнению Шестакова, являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Функции национального банка:[30]

1. разрабатывает и совместно с правительством РФ проводит единую денежно-кредитную политику;

2. осуществляет эмиссию денег;

3. регулирует денежное обращение;

4. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

5. осуществляет регистрацию банков; выдает им лицензии, регулирует их деятельность;

6. определяет порядок безналичных и наличных расчетов;

7. создает золотовалютные резервы;

8. устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней;

9. организует инкассацию и перевозку наличных денег, валютных и других ценностей;

10. заключает соглашение с центральными банками других стран;

11. и другие функций;

Международный (Мировой) банк - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Мировой банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Цель создания таких банков – это предоставление долгосрочных кредитов странам и крупным компаниям.

По мнению Стародубцевой банки по масштабам деятельности можно классифицировать на малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы и межбанковские объединения.[35]

Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми, производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые в «складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что банковская система – один, если и не самый важный сектор экономики в стране. И, как мы уже говорили в начале работы, более-менее серьезные проблемы могут вызвать дестабилизацию целой системы и нанести серьезный ущерб другим секторам экономики, оставив без денежных средств многие предприятия. Возникает ситуация так называемого «банковского кризиса».[37]

Банковским кризисом называют резкое изменение внешних и внутренних условий деятельности банковской системы, в результате чего она становится неспособной стабильно функционировать и выполнять свои основные функции.

Различают кризисв отдельном банке и системный кризис банковской системы.

Банковский кризис является значительным потрясением для всей экономики страны и характеризуется:[38]

- резким снижением ликвидности и платежеспособности банков;

- невыполнением банками своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками;

-увеличением удельного веса проблемных и просроченных кредитов;

-снижением доходности банковских операций, а иногда и банкротством значительного количества банков.

Банковский кризис сопровождается массовым изъятием средств из банковской системы, снижением темпов и объемов кредитования, повышением процентных ставок и уровня долларизации экономики, падением потребительского спроса и снижением объемов производства.

К основным факторам возникновения банковского кризиса, по мнению Сафрончука, относят экономические, политические и социальные. Причинами банковского кризиса могут быть экономические кризисы, кризисы денежно-кредитной системы или специфические кризисы на отдельных финансовых или крупных товарных рынках. Как правило, толчком к банковскому кризису, который дестабилизирует развитие банковской системы, являются внешние факторы, сопровождающиеся резкой девальвацией национальной валюты, значительным дефицитом бюджета, банковской паникой, биржевыми кризисами, высокой инфляцией, обесценением банковских вкладов и финансовых активов, особенно ценных бумаг и недвижимости.[33]

Однако истинные причины банковского кризиса находим в деятельности самих банков, которые по своей природе являются высоко рисковыми учреждениями и всегда должны быть готовы предотвратить любой риск. К внутренним причинам банковского кризиса относят недостаточный уровень капитализации банков, низкий уровень риск-менеджментакорпоративного управления, значительную зависимость от внешних заимствований, несовершенство банковского регулирования и надзора.

Главным отличием системного банковского кризиса является то, что он охватывает большинство банков, влияет на финансовое состояние небанковских финансовых учреждений и другие сектора экономики, приводит к декапитализации банковской системы вследствие потери значительной части банковского капитала, а также к значительным финансовым потерям населения, к снижению доверия к банковской системе и национальной валюте.

 

1.2. Законодательные основы регулирования банковской деятельности Российской Федерации

 

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекции и установления основ экономических процессов. Речь идет о системе соответствующих мер, осуществляемых органами государственной власти в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к современным условиям. Следует заметить, что эффективность применяемых мер зависит от действующего законодательства, способного (или не способного) регулировать механизм функционирования экономики страны. Следовательно, государственное регулирование экономики в определенном смысле есть процесс, урегулированный нормами действующего законодательства, отражающий правовой принудительный механизм.

"Регулировать" означает упорядочивать, направлять развитие, движение с целью привести в порядок систему. Применительно к банковской деятельности механизм государственного воздействия проявляется в упорядочении, систематизации, определении пути развития банковской системы, где основная нагрузка "ложится" на кредитные организации. В данном аспекте необходимо выделить два направления правового регулирования банковской деятельности: общее, которое выражается в правотворческом процессе, с помощью которого раскрывается порядок выработки нормативной правовой основы правового регулирования банковских отношений, а также реализация определенных принципов в механизме правового регулирования; непосредственное, которое проявляется в реализации Центробанком интересов государства, через прямое, непосредственное воздействие на кредитные организации второго уровня банковской системы путем нормативного регулирования и принятия правовых актов.[16]

Регулирование банковской деятельности - сфера банковского законодательства, в структуре которого принято выделять общие и специальные законы, а также нормативные акты Центробанка.

Основой банковского законодательства являются так называемые специальные банковские Законы: Федеральный закон от 10. 07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", целью которых является установление основных принципов организации и функционирования банков и банковской системы в целом, а также совершение различного рода операций, являющихся формой реализации банковских функций.

Закон о банках закрепляет двухуровневую модель построения российской банковской системы, первый уровень которой занимает Центробанк, второй - кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Действующими Законами, регулирующими банковскую деятельность, предусмотрены особенности функционирования кредитных организаций как юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью. Наличие этих особенностей подчеркнуто и в корпоративном законодательстве:

Федеральный закон от 08. 02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

Данный закон применяется в тех случаях, когда банк является обществом с ограниченной ответственностью, уставный капитал которого разделен на доли. Как и в других обществах с ограниченной ответственностью участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.[19]

Федеральный закон "Об акционерных обществах", который в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

В систему банковского законодательства входит также Федеральный закон от 26.12 2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в котором впервые в законодательной практике определены особенности финансового оздоровления коммерческих банков. Для банковской системы это одна из важнейших проблем. Поскольку в условиях рыночной экономики банковская система становится жизненно важным общественным институтом, то любая неудача, пусть даже одного банка, снижает доверие ко всей этой системе, способствует оттоку средств из банков и, как следствие, может привести к разрушению денежно-кредитной системы страны. В этом, сказалась специфика правовой природы кредитных организаций.

Особо следует отметитьФедеральный закон от 07. 08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц; Федеральный закон от 23. 12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках; Федеральный закон от 30. 12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях».Настоящим Федеральным законом определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганиза<



2018-07-06 319 Обсуждений (0)
Басиева Давида Валерьевича 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Басиева Давида Валерьевича

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)