Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ психологических и педагогических исследований проблемы развития музыкального восприятия в отечественной и зарубежной литературе



2018-07-06 637 Обсуждений (0)
Анализ психологических и педагогических исследований проблемы развития музыкального восприятия в отечественной и зарубежной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Дипломная работа

По МДК. 03.02. Хоровой класс и управление хором

 

Тема: Музыкально-пластическая деятельность на уроке как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов

 

 

студентки: Абрамовских Евдокии Ефимовны

специальность 05.01.30 Музыкальное образование

форма обучения очная

Руководитель: Харин Д.П.________________ / / «____» ______________ 2018 г.

Консультант: ________________ / / «____» ______________ 2018 г.

Зам.директора по УВР: Никонова З.В. _______ / / «____» _____________ 2018 г.

К защите в ГЭК допускается Приказ №_____ от «_____» ______________2018г.

Оценка __________________________________________________________

 

Красноярск, 2018


Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретическая часть……………………………………………………….6

1.1. Анализ психологических и педагогических исследований проблемы развития музыкального восприятия в отечественной и зарубежной литературе…………………………………………………………………………..6

1.2. Особенности формирования музыкально-пластической деятельности у учащихся младших классов…………………………………………………….12

1.3. Анализ музыкально-пластической деятельности как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов…………16

2. Практическая часть………………………………………………………23

2.1. Анализ ситуации……………………………………………………….23

2.2.Описание практической части…………………………………………29

2.3.Методика организации и проведения занятий……………………….35

2.4. Анализ и обобщение результатов исследования……………………41

Заключение………………………………………………………………….45

Список используемой литературы……………………………………….47

Приложение…………………………………………………………………52

 

Введение

Музыкальное образование и воспитание в России всегда развивалось в лучших традициях отечественного и зарубежного опыта. Оно и сегодня является предметом обсуждения педагогов, психологов и музыкантов среди актуальных вопросов чаще всего поднимается проблема музыкального восприятия.

Музыка с раннего детства сопровождает человека, открывает новые горизонты познания его душевного мира, развивает его творческие способности, способствует лучшему пониманию других людей, сопереживанию и сочувствию им в трудных ситуациях. Одним из способов более глубокого восприятия музыки, переживания содержания музыкального процесса как в его целостности, так и отдельных элементов музыкального языка может выступать музыкально-пластическая деятельность, введенная в педагогический тезариус авторами Т.Е.Вендровой, В.Коэн.

Для развития активного, деятельностного восприятия музыки, необходимо на уроках музыки развивать естественную двигательную активность учащихся. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента и перевода его в сферу «пластического интонирования» способствовать синтезу слушания и исполнения, направленных на развитие музыкального восприятия.

Актуальность определенной темы выпускной работы объясняется необходимостью развития процессов изучения, освоения и использования различных видов музыкальной деятельности для улучшения музыкального восприятия учащимися начальных классов. Это, в свою очередь, требует развития методов мониторинга и приемов активизации музыкальной деятельности учащихся.

Объект исследования:развитие музыкального восприятия у учащихся младших классов.

Предмет исследования:музыкально-пластическая деятельность на уроке музыки.

Цельювыпускной работы является:определение влияния музыкально-пластической деятельности на развитие музыкального восприятия учащихся младших классов.

Задачиисследования:

– подобрать, изучить и проанализировать нормативную, методическую, психолого-педагогическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;

– раскрыть сущность понятия «музыкальное восприятие»;

– дать общую характеристику видов музыкальной деятельности на уроке;

– подобрать музыкально-дидактический материал для организации музыкально-пластической деятельности и составить планы учебных занятий;

– раскрыть особенности пластического освоения музыкального произведения и подобрать музыкальный материал к каждому уроку;

– определить критерии индивидуального отслеживания развития детей и подобрать музыкальный материал к диагностическим методикам;

– провести исследование изменений в музыкально-пластической деятельности детей, зафиксировать результаты исходного занятия и сравнить анализ полученных результатов к итоговому занятию;

– проанализировать и описать результаты исследование .

Методы исследования:

– Беседа.

– Интервью.

– Наблюдение и исследование.

– Анализ продуктов творческой деятельности детей.

Основные понятия:

Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыкальное восприятие направлено «на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство. (Е.В.Назайкинский)

Музыкально-пластическая деятельность – это один из основных направлений деятельности на уроках музыки, который наглядно реализуется во взаимосвязи музыки с движением, глубокого осознания смысла композиторского замысла, стремление стать соавторами музыкального произведения.

Музыкально-пластическая деятельность - это совмещенные действия пения или слушания музыки и движения, являющиеся способом внутренних ощущений музыки детьми, результатом которых выступает собственная интерпретация музыки. ( Э.Б.Абдуллин)

Пластическое интонирование – осознанное проживание музыкального смысла (образа) и его пластическая интерпретация.

 

Теоретическая часть

Анализ психологических и педагогических исследований проблемы развития музыкального восприятия в отечественной и зарубежной литературе

Музыка с раннего детства сопровождает человека, открывает новые горизонты познания его душевного мира, развивает его творческие способности, способствует лучшему пониманию других людей, сопереживанию и сочувствию им в трудных ситуациях.

Большая часть людей проходит разные этапы и форму увлечения музыкой. Характер восприятия музыки многогранен и испытывает зависимость не только от исполнения музыкального произведения, но и от определенных психологических навыков, которые определяют либо серьезное увлечение музыкой, либо остается невостребованным элементом культуры.

В музыкальной психологии и педагогике сложилось представление о том, что музыкальная деятельность переживает период «экстенсивного плодотворного развития», о чем свидетельствует появление монографий, учебных пособий и методических материалов по музыкальной психологии, музыкальной психотерапии, музыкальной психологии. [31], [32], [33], [34] .

Особую значимость в музыкальной психологии получило направление, исследующее процессы музыкального восприятия. Исторически эти процессы формировались по направлениям общей психологии, которые связаны с описанием развития свойств движения и звука, социальной природы человека, рефлекторной теорией восприятия, теорией психологических установок и других теорий авторов Выгодского Л.С., Леонтьева А.Н., Павлова И.П., Сеченова И.М., Гальперина П.Я., Анохина, Бернштейна Н.А., Ошанина Д.А., Шехтер М.С.

Непосредственно проблему восприятия музыкальных смыслов и интонаций, а также корректирующую функцию музыкального восприятия ставила в своих работах Теплов Б.М. Автор выделяет наличие трех основных музыкальных способностей, влияющих на музыкальное восприятие: ладового чувства (перцептивного компонента музыкального слуха), пользование слуховыми представлениями и музыкально-ритмического чувства.[46, 79]

Беляева-Экземплярская С.Н. в своей работе исследует восприятие как анализ содержания оценок слушателей, их типологии и повторного прослушивания. [9, 107] Музыкальные формы и их восприятие подробно рассматривали Асафьев Б. В., Леонтьев А. Н., Морозова С. О., Назайкинский Е. В., Яворский Б. А., и др.

Восприятие музыки как творчество слушателя рассматривает в своей работе В.Д. Остроменский.[36,115] Описание музыки как целостного произведения в рамках психологии музыкального восприятия изучалось Медушевским B. В., Назайкинским Е. В., Суминой Т. И.; система инвариантного музыкального восприятия описывается у Вальковой В.Б. , Зариповой Р.Х., Назайкинского Е.В., Ручьевской Е.А.

В психологии вопросы «восприятия чего-либо» перце́пция (от лат. perceptio) рассматриваются в контексте чувственного познания человеком предметов и явлений окружающего мира в их целостности, отражения их в его сознании, осмысление их свойств и частей. Особая сторона восприятия – эстетическое восприятие, связывают со способностью человека чувствовать красоту реального мира (музыкальный звук, гармония, свет), распознавать возвышенное и подлое, прекрасное и уродливое, совершенное и простое.

Музыкальное восприятие в этом ряду широких понятий и трактовок - частный процесс, рассматриваемый как разновидность эстетического восприятия. В этом смысле оно обладает специфическими свойствами, относящимися к музыкальному искусству. Так, Назайкинский Е.В. предлагает трактовку «Музыкального восприятия» с позиций направленности его « на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство». [31,67]

Многообразие позиций ученых, педагогов, музыкантов свидетельствует о сложности и многоаспектности музыкального восприятия, включенности в него различных элементов, принадлежащих к разным уровням и системам. Поэтому при изучении вопроса развития музыкального восприятия у школьников младших классов эксперты предлагают:

- во-первых, учитывать качества музыкального восприятия – профессионала и непрофессионала, ребенка или взрослого, одного человека и другого (индивидуализм, эгоизм);

во-вторых, различать временную природу музыки как восприятие ее непрерывного потока или отдельных мгновений (единство континуальности и дискретности);

в-третьих, вырабатывать в массовом сознании восприятия музыки предпочтительно разной степени сложности (как серьезной так и легкой).

Известной является позиция Бонфельда М.Ш., предлагающего объединить процессы музыкального мышления и восприятия в термине «понимание музыки». Он пишет: «…Все, что связано, прежде всего, с правополушарной сферой понимания – с наслаждением – напрямую зависит от вовлеченности, включенности в творческий процесс. И, следовательно, понимание – на любой его стадии – это не только восприятие, но и творчество» [10, 167].

В этом плане развитие музыкального восприятия школьников разделяют на четыре вида: первый, целостность восприятие выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра; второй - полноценность восприятия эстетической эмоциональности, которая понимается как переживание красоты музыкального образа, чувств и настроений, пробуждаемых музыкой. Дети школьного возраста уже прекрасно чувствуют и понимают, что разные музыкальные лады по-особому влияют на настроение человека.

Третийосознанность музыкального восприятия, которая тесно связана с мышлением. По сути определения – восприятие невозможно без осознания и понимания того, что воспринимается. Не случайно о необходимости осознания смыслового содержания музыки говорили многие выдающиеся композиторы и музыковеды, а единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки, по их утверждению, является одним из основных принципов музыкальной педагогики.

Четвертый вид музыкального восприятия – образность,которая проявляется в музыкальном образе. Музыкальный образ трактуют через различные средства музыкальной выразительности, которые композиторы применяют для передачи содержания произведения. Восприятие этих музыкальных произведений учащимися создает у него образ, который связан с уже имеющимися у него представлениями о музыке и ее свой выразительных средствах.

Музыкальная деятельность детей во всех ее видах развивает музыкальное восприятие: музыкально-ритмические движения в темпе и ритмической пульсации, пение в развитии мелодической линии и гармонии, прослушивание музыки в динамике и словесных характеристиках (воспитывающих вкус и затрагивающих чувства).

Постепенность и последовательность развития музыкальных компетенций детей позволяет усиливать музыкальное восприятие от «простого» - слушания музыки, до пения и музыкальной пластики.

Так первая стадия музыкального восприятия связана с первым прослушиванием музыкального произведения. Она отличается определенной эмоциональной реакцией на музыку, чаще положительной, вызывает волнение, рождает ассоциации. Дети в этом случае могут точно выразить характер услышанной музыки через пластику и моторно-двигательные действия, жесты, мимику и словесные оценки.

Если первое восприятие музыка отрицательное, равнодушие и глубина образа по характеру чувств и настроению низкие, то их музыкальные действия не развивают восприятие.

Вторая стадия, связанная с пением включает повторное слушание музыкального произведения, привыкание к нему, смена отношений к услышанному, желание включить его в любимые, а удовольствие слушания не только формируют музыкальный вкус, но и желание его петь.

На третьей стадии музыкального восприятия средства музыкальной выразительности трансформируются в ценные творческие возможности, которые представляются в музыкальном образе, а последний передается в пении, танце или игре.

Восприятие музыкальных произведений, по мнению экспертов включает творческую деятельность детей, результатом которой становится напряженная работа ума, чувства (сердца) и детского творчества. Воздействие музыки через систему выразительных средств (тембр, темп, динамика, ритм, гармония) формирует навык слушания музыки, умение рассуждать о ней, переживать представленные в ней образы.

Следовательно, комплекс элементов вызывающих у детей ощущения, переживания, страх, любовь и другие чувства, характеризуют восприятие как процесс целостный, преемственный (вчерашний опыт – апперцепционность) и постоянство (константность).

Об этом в своих работах отмечал Назайкинский Е. В., когда описывал содержание тезауруса, в котором «…память не пассивна и имеет избирательный характер, а прошлое не мертвый груз памяти» [30, 77]. Это дает возможность выявлять общие закономерности музыкального восприятия и понимания музыки как «отражение общечеловеческого опыта», возрастных закономерностей, с одной стороны, и особенное восприятие каждым взрослым и ребенком – с другой.

Исследователи психолого-педагогического направления указывают на особую роль детского музыкального восприятия. Например, позиция Назайкинского Е.В и Тороповой А.В., изучающих генезис музыкального восприятия и процесс бессознательного восприятия музыки детьми, основывается на онтогенетическом подходе, который позволяет выявлять стадии становления музыкального восприятия. По мнению Е. В. Назайкинского, именно индивидуальное восприятие музыки ребенком лежит в основании фундаментальных законов музыки и ее функционирования как общезначимого искусства. [30,138].

Эти авторы также различают факторы воздействия окружающей среды и факторы специального педагогического воздействия, что дает основание утверждать о разной интенсивности и формах развития детского музыкального восприятия ( речевой опыт, опыт коммуникации двигательный опыт; собственная музыкальная практика).

Коммуникативный опыт возникает в общении (совместное слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах при детях, танцы, игры и другие действия понятные детям).

Речевой опыт как самая доступнаяформа музицирования – пение – связана с речью и особым музыкальным восприятием через голос. Интонация и структура речи в раннем возрасте развивает слушание музыки и пение, позволяя легко переходить от речи к пению и наоборот (напевание полюбившихся фраз и особое значение их для ребенка). Взаимодействие речевого и певческого опыта тесно связывают мелодию и текст.

Двигательно-динамический (игровой) опыт включает музыкальную игру на инструментах, пение и импровизацию в комплексе. Такой опыт включает различные двигательные навыки и особые проявления музыкального языка, например, одна по типу музыка (мелодичная) – ходьба, другая ( ритмичная) – прыжки и т. д.

На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии, необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений.

Появление и широкое распространениe технологий мультимедиа и Интернет, ИТ используется в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Влияние информационных технологий на развитие личности, профессиональном самоопределении и самовоспитании велико. Поэтому информатизация образования, т.е. внедрение в обучение новых информационно-коммуникационных технологий, во многом требует по-другому посмотреть на суть и содержания музыкального образования. Сегодня обучение в школах на основе компьютерных технологий активно внедряется в учебный процесс преподавания музыки и развития новых форм музыкального восприятия.



2018-07-06 637 Обсуждений (0)
Анализ психологических и педагогических исследований проблемы развития музыкального восприятия в отечественной и зарубежной литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ психологических и педагогических исследований проблемы развития музыкального восприятия в отечественной и зарубежной литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)