Наблюдение за учащимися.
Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости (восприимчивости) каждого ученика в процессе музыкально-пластической деятельности, через собственное исполнение, умение слушать и воспроизводить музыкальную речь в соответствии с замыслом композитора для развития музыкального восприятия у учащихся младших классов Практика наблюдения за учащимися показала, что, несмотря на их активную деятельность, как пользователей смартфонами, телефонами, планшетами, компьютерами, телевизором и видеофильмами, у них повышается интерес к музыкально-пластической деятельности через которую усиливается развитие музыкального восприятия как на эмоциональном, так и на учебно-содержательном уровнях. Эта деятельность расширяет круг общения между детьми (уходит на второй план равнодушие), усиливается интерес детей к концертам и выступлениям (как в школе с их участием, так и с родителями в театрах, на праздниках площадей и площадок, концертов по причине национальных праздников и значимых дат и др.), изменяет их отношение друг к другу в лучшую сторону. Кроме этого, усиливает динамизм жизни и деятельности в направлении занятия танцами, обучения в музыкальных школах, спортивных секциях и других активных видах здорового образа жизни. Прохождение преддипломной практики в общеобразовательной школе № 154 г. Красноярска позволило провести наблюдение за учащимися 3 «И» класса на уроках музыки (и других образовательных уроков) и придти к следующим положениям: большинство детей в классе с интересом слушают музыкальные произведения, двигаются в их ритме, импровизируют изображая различные образы, участвуют в коллективных формах выступления, усиливается их восприятие музыки. Однако, качество музыкально-пластических действий ни всем детям удается четко выполнять с первого раза, требуется повторение, репетиция или коллективные виды соревнований (конкурентных форм). Ученики не всегда быстро входят в образ, придумывают адекватные движения, повторяют точно действия и попадание в музыку, демонстрируют полноту восприятия и понимания музыкального произведения. Проведенные беседы с учителями и детьми, а также наблюдения за учащимися позволяют сформулировать следующие выводы: 1. Большинство учащихся на уроках музыки интересуются не только музыкальными произведениями (в процессе их прослушивания и разбора), но и с удовольствием развивают свои музыкально-пластические действия, демонстрируя свои новые качества восприятия музыки. 2. На этапе прослушивания музыки и разучивания музыкально-пластических действий, возникала проблема у некоторых детей недостаточной сформированности у них умений не только слушать и воспринимать музыку, но и повторять за учителем движений под музыку, а также проводить анализ своих ошибок; 3. Особую трудность у детей вызывает на этапе слушания музыки развивать самому восприятие не только музыкального произведения, но и его музыкально-пластической интерпретации в действиях и образах усиливая эмоции, вкус и пластику; 4. Ряду учеников трудно пока в музыкально-пластических действиях выражать свое музыкальное восприятие, раскрывать полностью эмоции, демонстрировать пластику движений
.2.2.Описание практической части Место проведения исследования МБОУ СШ № 154 г. Красноярск. Учитель музыки – Комендантова Лариса Владимировна и классный руководитель – Юлия Анатольевна. В исследовании приняли участие 27 учеников 3 «И» класса. В процессе подготовки к проведения занятий (уроков) были определены этапы работы: 1. Подготовительный этап (исходный анализ и входная диагностика); 2. Проведение занятий; 3. Заключительный этап ( итоговая диагностика) – анализ и обобщение результатов проведенной работы Подготовительный этап В рамках этого периода была проведена определенная работа по подготовке заданий для осуществления музыкально-пластической деятельности на уроках музыки как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов. На подготовительном этапе решались следующие задачи: 1. Выбрать диагностику 2. Разработать критерии оценки индивидуального мониторинга музыкально-пластических действий как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов; 3. Подобрать музыкальный материал, элементы и приемы пластического интонирования и характер движений под музыку Входная диагностика основывается на методах авторов Радыновой О.П., Комиссаровой Л.Н, Назайкинского Е.В., Абдуллина Э.Б., Асафьева Б.А., широко распространенных в общеобразовательной школьной практике и внеурочных формах деятельности. [3, 26], [7, 53] , [31, 77] , [37, 54] Суть метода этих авторов строится на том, что все они считают процесс восприятие музыки как основу любой творческой деятельности, а способность воспринимать прекрасное вырабатывается успешнее всего при целенаправленном воспитании школьников через музыкальное воспитание и его разнообразные формы, к которым относятся и музыкально-пластические действия. Диагностика восприятия музыки и мониторинг этого процесса, по нашему мнению, должны стать постоянными формами деятельности в школе, что позволяет не только оценивать, но и развивать качество и своеобразие этого восприятия каждым ребенком и в соответствии с этим корректировать содержание уроков музыки. Критерии оценки восприятия музыки учениками состоят из трех уровней: Высокий уровень: – внимательно и вдумчиво слушает музыку (выражение глаз, мимика, тела); – описывает характер музыкального произведения, использует более пяти образных определений, например, «спокойная», «тревожная» «задорная»; – определяет жанр и музыкальный образ (песня, танец, марш); – выделяет и демонстрирует наиболее яркие выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп, мелодия, лад); Средний уровень: – определяет характер музыкального произведения, используя 2-3 определения; – внимательно прослушивает музыку, но отсутствуют каких-либо эмоций; – выделяет и демонстрирует не больше 2-3 выразительных средств музыки (темп, мелодию, лад, ритм); – может определить жанр произведения только с подсказкой учителя ( или учеников). Низкий уровень: – определяет характер музыки «с трудом» или определяет его одним словом ("весело", "грустно"); – слушает музыку без интереса, отвлекается; – затрудняется назвать хотя бы одно выразительное средство музыки; – ошибается в определении жанра музыкального произведения. Подбор музыкальных произведений на подготовительном этапе для прослушивания и использования в целях развития музыкального восприятия осуществлялся по следующим принципам, отраженным в трудах авторов методики: - гуманизации (учета личностных и индивидуальных качеств детей по восприятию музыки); - развития субъективных качеств (учет музыкальных интересов и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности); - сотрудничества и сотворчества (учет взаимодействия музыкального и классного руководителей); - целенаправленность (учет цели организуемого музыкального восприятия); - систематичность и последовательность (учет постепенного усложнения музыки); - продуктивность (учет восприятии музыки в результатах творческих продуктов – образ, рисунок, танец, музицирование и др.); - синкретичность (объединение разных способов и методов творческой деятельности). Для входной диагностики были выбраны разнохарактерные музыкальные произведения, среди которых наиболее репрезентативные: - для прослушивания - Э.Григ «Утро» из сюиты Пер Гюнт и Г.В.Свиридов «Тройка» из цикла «Метель». - для пения - В.А. Гаврилин «Мама» и Л.В. Марченко «Рождество»; - для музыкально-пластической деятельности - Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса» и С.Пузанова «Море».
Описание входной диагностики В начале урока по плану было проведено прослушивание музыкального произведения Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». После прослушивания в процессе беседы у каждого ученика выявлялась степень восприятия произведения. Вторая часть урока основывалась на разучивании и исполнении песни В.А. Гаврилин «Мама». В процессе работы над песней оценивалась степень восприятия учениками произведения и подачи в процессе пения. Третья часть урока включала в себя коллективное действие в форме музыкально-пластического интонирования под музыку исполнителей - Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса». Выявляется также степень восприятия музыки и демонстрации ее в движении. Заключительная часть – творческое задание по методике Басиной Н.Э., Сусловой О. А. «С кисточкой и музыкой в ладошке», заключающееся в представлении рисунков детьми по теме урока ( портрет человека в музыке, природа в музыке, предметы и др.) Подготовительный этап также включает «исходную» диагностику учащихся и диагностику на «выходе» исследовательской работы. Для определения исходного уровня музыкально-пластических действий проводились наблюдения за каждым учеником во время уроков, результаты заносились в таблицу (Приложение 1): В качестве методики диагностирования степени овладения школьниками Таблица наблюдения на определение уровня развития музыкального восприятия (эмоциональной отзывчивости) у учащихся младших классов в процессе исследования музыкально пластической деятельности. Таблица 1
Данная таблица представляет собой примерную форму мониторинга, куда вставлен разработанный в соответствие с темой формат развития музыкального восприятия (эмоциональной отзывчивости) у учащихся младших классов в процессе исследования музыкально-пластической деятельности на уроках музыки по определенным параметрам: Динамика прослушивания: – Динамика – Словесная характеристика музыкального образа. Динамика пения: – Развитие мелодической линии – Гармония
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |