Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наблюдение за учащимися.



2018-07-06 832 Обсуждений (0)
Наблюдение за учащимися. 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: определить уровень эмоциональной отзывчивости (восприимчивости) каждого ученика в процессе музыкально-пластической деятельности, через собственное исполнение, умение слушать и воспроизводить музыкальную речь в соответствии с замыслом композитора для развития музыкального восприятия у учащихся младших классов

Практика наблюдения за учащимися показала, что, несмотря на их активную деятельность, как пользователей смартфонами, телефонами, планшетами, компьютерами, телевизором и видеофильмами, у них повышается интерес к музыкально-пластической деятельности через которую усиливается развитие музыкального восприятия как на эмоциональном, так и на учебно-содержательном уровнях.

Эта деятельность расширяет круг общения между детьми (уходит на второй план равнодушие), усиливается интерес детей к концертам и выступлениям (как в школе с их участием, так и с родителями в театрах, на праздниках площадей и площадок, концертов по причине национальных праздников и значимых дат и др.), изменяет их отношение друг к другу в лучшую сторону. Кроме этого, усиливает динамизм жизни и деятельности в направлении занятия танцами, обучения в музыкальных школах, спортивных секциях и других активных видах здорового образа жизни.

Прохождение преддипломной практики в общеобразовательной школе № 154 г. Красноярска позволило провести наблюдение за учащимися 3 «И» класса на уроках музыки (и других образовательных уроков) и придти к следующим положениям: большинство детей в классе с интересом слушают музыкальные произведения, двигаются в их ритме, импровизируют изображая различные образы, участвуют в коллективных формах выступления, усиливается их восприятие музыки. Однако, качество музыкально-пластических действий ни всем детям удается четко выполнять с первого раза, требуется повторение, репетиция или коллективные виды соревнований (конкурентных форм). Ученики не всегда быстро входят в образ, придумывают адекватные движения, повторяют точно действия и попадание в музыку, демонстрируют полноту восприятия и понимания музыкального произведения.

Проведенные беседы с учителями и детьми, а также наблюдения за учащимися позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Большинство учащихся на уроках музыки интересуются не только музыкальными произведениями (в процессе их прослушивания и разбора), но и с удовольствием развивают свои музыкально-пластические действия, демонстрируя свои новые качества восприятия музыки.

2. На этапе прослушивания музыки и разучивания музыкально-пластических действий, возникала проблема у некоторых детей недостаточной сформированности у них умений не только слушать и воспринимать музыку, но и повторять за учителем движений под музыку, а также проводить анализ своих ошибок;

3. Особую трудность у детей вызывает на этапе слушания музыки развивать самому восприятие не только музыкального произведения, но и его музыкально-пластической интерпретации в действиях и образах усиливая эмоции, вкус и пластику;

4. Ряду учеников трудно пока в музыкально-пластических действиях выражать свое музыкальное восприятие, раскрывать полностью эмоции, демонстрировать пластику движений

 

.2.2.Описание практической части

Место проведения исследования МБОУ СШ № 154 г. Красноярск. Учитель музыки – Комендантова Лариса Владимировна и классный руководитель – Юлия Анатольевна. В исследовании приняли участие 27 учеников 3 «И» класса.

В процессе подготовки к проведения занятий (уроков) были определены этапы работы:

1. Подготовительный этап (исходный анализ и входная диагностика);

2. Проведение занятий;

3. Заключительный этап ( итоговая диагностика) – анализ и обобщение результатов проведенной работы

Подготовительный этап

В рамках этого периода была проведена определенная работа по подготовке заданий для осуществления музыкально-пластической деятельности на уроках музыки как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов.

На подготовительном этапе решались следующие задачи:

1. Выбрать диагностику

2. Разработать критерии оценки индивидуального мониторинга музыкально-пластических действий как средство развития музыкального восприятия у учащихся младших классов;

3. Подобрать музыкальный материал, элементы и приемы пластического интонирования и характер движений под музыку

Входная диагностика основывается на методах авторов Радыновой О.П., Комиссаровой Л.Н, Назайкинского Е.В., Абдуллина Э.Б., Асафьева Б.А., широко распространенных в общеобразовательной школьной практике и внеурочных формах деятельности. [3, 26], [7, 53] , [31, 77] , [37, 54]

Суть метода этих авторов строится на том, что все они считают процесс восприятие музыки как основу любой творческой деятельности, а способность воспринимать прекрасное вырабатывается успешнее всего при целенаправленном воспитании школьников через музыкальное воспитание и его разнообразные формы, к которым относятся и музыкально-пластические действия.

Диагностика восприятия музыки и мониторинг этого процесса, по нашему мнению, должны стать постоянными формами деятельности в школе, что позволяет не только оценивать, но и развивать качество и своеобразие этого восприятия каждым ребенком и в соответствии с этим корректировать содержание уроков музыки.

Критерии оценки восприятия музыки учениками состоят из трех уровней:

Высокий уровень:

– внимательно и вдумчиво слушает музыку (выражение глаз, мимика, тела);

– описывает характер музыкального произведения, использует более пяти образных определений, например, «спокойная», «тревожная» «задорная»;

– определяет жанр и музыкальный образ (песня, танец, марш);

– выделяет и демонстрирует наиболее яркие выразительные средства (динамика, тембр, регистр, темп, мелодия, лад);

Средний уровень:

– определяет характер музыкального произведения, используя 2-3 определения;

– внимательно прослушивает музыку, но отсутствуют каких-либо эмоций;

– выделяет и демонстрирует не больше 2-3 выразительных средств музыки (темп, мелодию, лад, ритм);

– может определить жанр произведения только с подсказкой учителя ( или учеников).

Низкий уровень:

– определяет характер музыки «с трудом» или определяет его одним словом ("весело", "грустно");

– слушает музыку без интереса, отвлекается;

– затрудняется назвать хотя бы одно выразительное средство музыки;

– ошибается в определении жанра музыкального произведения.

Подбор музыкальных произведений на подготовительном этапе для прослушивания и использования в целях развития музыкального восприятия осуществлялся по следующим принципам, отраженным в трудах авторов методики:

- гуманизации (учета личностных и индивидуальных качеств детей по восприятию музыки);

- развития субъективных качеств (учет музыкальных интересов и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности);

- сотрудничества и сотворчества (учет взаимодействия музыкального и классного руководителей);

- целенаправленность (учет цели организуемого музыкального восприятия);

- систематичность и последовательность (учет постепенного усложнения музыки);

- продуктивность (учет восприятии музыки в результатах творческих продуктов – образ, рисунок, танец, музицирование и др.);

- синкретичность (объединение разных способов и методов творческой деятельности).

Для входной диагностики были выбраны разнохарактерные музыкальные произведения, среди которых наиболее репрезентативные:

- для прослушивания - Э.Григ «Утро» из сюиты Пер Гюнт и Г.В.Свиридов «Тройка» из цикла «Метель».

- для пения - В.А. Гаврилин «Мама» и Л.В. Марченко «Рождество»;

- для музыкально-пластической деятельности - Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса» и С.Пузанова «Море».

 

Описание входной диагностики

В начале урока по плану было проведено прослушивание музыкального произведения Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». После прослушивания в процессе беседы у каждого ученика выявлялась степень восприятия произведения.

Вторая часть урока основывалась на разучивании и исполнении песни В.А. Гаврилин «Мама». В процессе работы над песней оценивалась степень восприятия учениками произведения и подачи в процессе пения.

Третья часть урока включала в себя коллективное действие в форме музыкально-пластического интонирования под музыку исполнителей - Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса». Выявляется также степень восприятия музыки и демонстрации ее в движении.

Заключительная часть – творческое задание по методике Басиной Н.Э., Сусловой О. А. «С кисточкой и музыкой в ладошке», заключающееся в представлении рисунков детьми по теме урока ( портрет человека в музыке, природа в музыке, предметы и др.)

Подготовительный этап также включает «исходную» диагностику учащихся и диагностику на «выходе» исследовательской работы. Для определения исходного уровня музыкально-пластических действий проводились наблюдения за каждым учеником во время уроков, результаты заносились в таблицу (Приложение 1):

В качестве методики диагностирования степени овладения школьниками

Таблица наблюдения на определение уровня развития музыкального восприятия (эмоциональной отзывчивости) у учащихся младших классов в процессе исследования музыкально пластической деятельности.

Таблица 1

ФИО уч-ся Параметры наблюдения Результат
Развитие мелодической линии Ритмическая пульсация Гармония Темп Динамика Словесная характеристика музыкального образа
Уровни восприятия
  высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий  
                                     
                                     
                                     
                                         

 

Данная таблица представляет собой примерную форму мониторинга, куда вставлен разработанный в соответствие с темой формат развития музыкального восприятия (эмоциональной отзывчивости) у учащихся младших классов в процессе исследования музыкально-пластической деятельности на уроках музыки по определенным параметрам:

Динамика прослушивания:

– Динамика

– Словесная характеристика музыкального образа.

Динамика пения:

– Развитие мелодической линии

– Гармония



2018-07-06 832 Обсуждений (0)
Наблюдение за учащимися. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наблюдение за учащимися.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)