Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика организации и проведения занятий



2018-07-06 310 Обсуждений (0)
Методика организации и проведения занятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Практическая деятельность учащихся на уроке музыки разделена на три части музыкально-пластической деятельности: прослушивание музыки, пение и музыкально-пластическое интонирование. Всего в третьем классе было проведено 15 занятий, 6 из которых были посвящены исследовательской работе. Остальные занятия представляли собой подготовительные, творческие и по интересам детей.

Первая часть урока: прослушивание и понимание музыки. Цель - развитие музыкального восприятия как разновидности эстетического, эмоционального и содержательного восприятие музыкального произведения. Оно направлено «на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство». [22,67]

В процессе подготовки к прослушиванию составляются наброски музыкальных образов, смыслов музыки и ее звучания. Акцент на качестве музыкального восприятия, различий времени природы музыки и формирования в массовом сознании предпочтений восприятия разной степени сложности ( от серьезной к легкой).

Вторая часть урока: пение как исполнительство. Осознание музыки через пение, объединение пения с движением для целей сосредоточения, распределения внимания и физических нагрузок. На этом этапе используются способы отбора репертуара, разнообразные виды разучивания песен по методике В Коэна, с использованием пластического интонирования, восприятия музыки через пение и движение. Получение из урока в урок навыков запоминания песен, мотивов, словесных фраз, умений вслушивания в мелодию в естественных условиях ( от друзей в компании, в телепередачах, от мамы, по радио). Развитие игровых форм пения: дирижирование, повторение слов и движений, импровизация.

Третья часть урока –музыкально-пластическое интонирование. Деятельно-практическое, творческое отношение к музыке не только в процессе восприятия и исполнения, но и в процессе музыкально-ритмических движений в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях.

На этом этапе задания носят творческий характер через который проявляется стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, самовыражению личности, накоплении опыта исполнительства, развития музыкальных способностей.

Каждый блок оценивается по ряду критериев

1. Динамика прослушивания музыкального произведения, включающая критерии динамики и словесной характеристики музыкального образа.

2. Динамика пения, включающая качество развития мелодической линии гармонию исполнения (норму владения музыкальным языком).

3. Динамика музыкально-пластической деятельности оцененная по показателю ритмическая пульсация и темп (включающая самовыражение и творчество).

Исходная диагностика и все последующие уроки имеют тенденцию преемственности, повторяемости и воспроизводства. Структура уроков такова:

1. Прослушивание определенного музыкального произведения и беседа по его восприятию, эмоциональной направленности, эстетическому характеру и осмысленности музыкальных образов.

2. Работа с коллективом по подбору и разучиванию песни, развитию качества мелодической линии, гармонии исполнения (нормы владения музыкальным языком).

3. Выполнение заданий по музыкально-пластической деятельности, включающей коллективные действие в форме музыкально-пластического интонирования под музыку, отражение последней в движении, улучшая ритмическую пульсацию и темп исполнения, творчество и самовыражение.

Музыкальный материал подбирался к каждому занятию, разнообразие уроков отличалось в зависимости от яркости и содержательности музыкального произведения. На каждом уроке учащимся предлагался анализ двух разноплановых по характеру и образному содержанию произведений.

Музыкальный материал отличался единство «исходного» и «выходного» материалов, что позволило привести к единству и наиболее точному анализу результатов исследования .

Таблица музыкального материала

Таблица 2

Урок № 1-2 Урок № 3-4 Урок № 5-6
Музыкальное произведение для прослушивания №1 Э.Григ «Утро» из сюиты Пер Гюнт   Музыкальное произведение для прослушивания №2 Г.В. Свиридов «Тройка» из цикла «Метель» Музыкальное произведение для прослушивания №1 Э.Григ «Утро» из сюиты Пер Гюнт  
  Музыкальное произведение для прослушивания №2 Г.В. Свиридов «Тройка» из цикла «Метель»
Музыкальное произведение для пения №1 В.А. Гаврилин «Мама» Музыкальное произведение для пения №2 Л.В.Марченко «Рождество» Музыкальное произведение для пения №1 В.А. Гаврилин «Мама»    
  Музыкальное произведение для пения №2 Л.В.Марченко «Рождество»
Музыкальное произведение для музыкально-пластической деятельности №1 Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса» Музыкальное произведение для музыкально-пластической деятельности №2 С.Пузанова «Море» Музыкальное произведение для музыкально-пластической деятельности №1 Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса»    
  Музыкальное произведение для музыкально-пластической деятельности №2 С.Пузанова «Море»

 

Следует отметить, что работа по первой части урока от занятия к занятию все больше была направлена на развитие динамики и словесной характеристики музыкального образа, показатели которой были низкими при исходной диагностики (в сумме высокие и средние - 56% и 48%, следовательно низкий уровень составил 44% и 52%). Динамика осмысления содержательных и значений словесной характеристики музыкального образа (от двух до пяти-семи), которыми обладала сама музыка, позволяла улучшать качество восприятия музыка, развивая эмоциональную и эстетическую стороны.

С каждым занятием процесс слушания был более динамичен в части осмысления и более качественным в части словесной характеристики музыкального образа. Учащиеся в беседах делились друг с другом впечатлениями, рассказывали о восприятии ярких и не очень образов.

На заключительном занятии дети могли грамотно обосновывать музыкальные образы, смыслы музыки и ее звучание.

В ходе второй части урока совершенствовалось развитие мелодической линии и гармонии коллективного пения. Исходная диагностика свидетельствует о среднем качество готовности к пению: развитие мелодической линии показала уровень ( 70%); гармония чуть ниже (58%), а низкие результаты составили соответственно 30% и 42%.

В ходе работы над этой частью принималось во внимание подбор, разучивание и исполнение песни В.А. Гаврилина «Мама». В процессе работы над ней, посредством беседы (диалогов учитель-ученик, разбора содержания песни) бала достигнута положительная динамика. Ученики пусть и не все правильно пели, но эмоциональный эффект и его динамика были положительными (некоторые дети от переизбытка положительных чувств «заплакали»). Из урока в урок занятие пением усиливало выразительность средств музыки и улучшало ее восприятие.

Работа в третьей части урока включала коллективные действия в форме музыкально-пластического интонирования под музыку, преимущественно современную, что развивало творчество и самовыражение учащихся, было самой интересной и занимательной частью урока. Дети с большим удовольствием демонстрировали в движениях и пластике свои «фантазии», повторяли за учителем и другими ребятами движения, импровизировали. Несмотря на то, что показатели ритмической пульсации в исходной диагностики показали средний уровень (64%), а темп (соответственно 74%), ученики с низким уровнем ( 36% и 36%) - показали интерес к улучшению своих результатов.

Дополнительно в этой же части предлагалось в домашних условиях запечатлеть в рисунках свои красочные впечатления и эмоции, воспроизвести в картинке восприятие музыки, пения и движения. Этот вид деятельности показал высокую ответственность всех учащихся класса и 10% выполнение домашних заданий. ( Рисунки смотреть в приложении)

Каждый урок формировал тенденции улучшения восприятия музыки через различные формы музыкальной деятельности, а к заключительному занятию все дети улучшили свои результаты по каждой части урока.

В ходе проведения итоговой диагностики были получены следующие результаты (Таблица итоговых результатов Приложение 2):

 

Рисунок 2.Результаты итоговой диагностики

Прослушивание музыки:

Динамика

Низкая - 1 учеников из 27 (4%);

Средняя- 12 учеников из 27 (44%);

Высокая – 14 учеников из 27 (52%);

Словесная характеристика музыкального образа

Низкая - 0 учеников из 27(0%);

Средняя- 18 учеников из 27(67%);

Высокая - 9 учеников из 27(33%);

Пения:

Развитие мелодической линии

Низкая - 6 учеников из 27(22%);

Средняя- 9 учеников из 27(34%);

Высокая - 12 учеников из 27 (44%);

Гармония

Низкая - 1 учеников из 27(4 %);

Средняя- 15 учеников из 27 (55%);

Высокая - 11 учеников из 27 (41%%);



2018-07-06 310 Обсуждений (0)
Методика организации и проведения занятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика организации и проведения занятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)