Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кафедра теории и истории государства и права



2018-07-06 399 Обсуждений (0)
Кафедра теории и истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок




ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА

 

Доклад

«Значение античного учения о Правовом Государстве в современном мире»

 

Выполнила:

студент группы Б6102

Подложнюк Олеся Владимировна

 

 

Научный руководитель:

Кандидат исторических наук, доцент Кочубей О.И.

 

 

г. Владивосток

Понятие правового государства зародилось свыше двух тысяч лет назад. Именно античные мыслители – Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др. – впервые определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми, в том числе над правителями[1]. А воплощаться в жизнь эти представления начали относительно недавно. Идеи о правовом государстве проходили путь совершенствования веками.

Первый этап – период античной истории, когда учение только брало свои начала, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. Уже тогда существовало понимание, что интересы людей в одном обществе не всегда совпадают, они могут вступать в противоречия друг с другом. Даже если один человек имеет власть над законом, то уже не будет бесконфликтного существования в государстве. Как писал Платон: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях… Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все его блага, какие только могут даровать государствам боги»[2].

Сократ также полагал, что для стабильного и мирного существования общества необходимо абсолютно всех полно подчинить закону. А также отмечал, что не всегда законы могут быть справедливыми для отдельного человека, намного важнее добиться справедливости в интересах всего обществ в целом. «Везде в Элладе, - отмечает Сократ, – установлен закон, чтобы граждане приносили клятву в единомыслии,… Это делается для того, чтобы они повиновались законам. Когда граждане сохраняют это повиновение, государства бывают самыми счастливыми и сильными»[3]. Признавая подчинѐнность гражданина закону, Сократ раскрывает существующие преимущества полного подчинения закону, а именно стабильность и правовой и законный характер всех политических решений.

Для Платона при построении сильного государства главной задачей было сплотить народ, сделать его единым целым, даже жертвуя индивидуальностью граждан. Закон рассматривался Платоном как один из методов искоренения разнообразия личностей и достижения коллективного единства, ведь если в разум одного человека попадет нарушающая мирную жизнь идея, государство разрушится. «Нарушение законов причиняет именно тот вред, что, мало-помалу внедряясь, потихоньку проникает в нравы, а оттуда, уже в более крупных размерах, распространяется на деловые взаимоотношения граждан и посягает даже на сами законы и государственное устройство»[4]. Коллективная сплоченность подавляет возникновение хаоса, это - некое стадное мышление, которое очень удобно для манипуляции обществом, но при этом Платон нашел в нем положительную сторону - держать общество в стабильном состоянии.

Аристотель утверждал, что для установления любой формы государственного строя необходимо в первую очередь создать закон, который должен властвовать над всеми. А также он упоминал необходимость единения общества для устойчивых общественных отношений. Как уже было сказано, древние философы видели преимущество в существовании стадного чувства в обществе, поскольку оно обеспечивает стабильность и мирное сосуществование. «Государство, - пишет Аристотель,- представляет собой некое общее, а, следовательно, прежде всего, является необходимостью занимать сообща определѐнное место; ведь место, занимаемое одним государством, представляет собой определѐнное единство, а граждане являются общниками одного государства»[5].

Римский философ Цицерон видел единство людей в их юридическом равенстве. Только так общество достигнет согласия, и только таким обществом закон будет управлять наиболее эффективно. Благодаря этому, построится наилучшая система государственного управления, главная задача которого организовать стабильное функционирование общества.

По мнению древних мыслителей, только государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, является справедливой государственностью и имеет будущее. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, о народном суверенитете, о естественных правах человека, о равенстве всех перед законом и господстве права, и, самое главное, отсутствия произвола власти.

Можно отметить, что сутью античных философских конструкций являлся поиск путей построения идеального устройства общества, и именно мыслителями древности определена главенствующая роль закона в решении этой задачи. Это было возможно при условии верховенства права. Для них право являлось орудием для выработки стадного инстинкта, иногда даже путем утраты индивидуальности личности. Предполагалось, что малейшее отклонение, попавшее в общество через одного индивида, может разрастись до огромных масштабов и уничтожить всё государственное устройство.

Современное понимание правового государства несколько расходится с тем, как его видели мыслители античности, оно включает признание свободы личности человека и разграничивает индивидуальные и общественные интересы, и не подавляет личность во имя общества. И тем не менее избежать ошибок можно только если имеешь представление о всех существовавших идеях. После многовековой шлифовки представление о государстве со стабильным обществом только начинает внедряться в умы широкого круга людей и при этом продолжает нуждаться в доработке.


[1] Вишневский А.Ф.. Общая теория государства и права: учебник. [Электронный ресурс]// URL: https://scicenter.online/teoriya-gosudarstva-prava-scicenter/uchenie-grajdanskom-obschestve-87073.html

[2] Фатихов Р.Ф. Формирование идеи правового государства в античной политической мысли //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. С.3.

[3] Там же Фатихов Р.Ф. С.2.

[4] Фатихов Р.Ф. Формирование идеи правового государства в античной политической мысли //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. С.2.

[5] Там же Фатихов Р.Ф. С.4.



2018-07-06 399 Обсуждений (0)
Кафедра теории и истории государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кафедра теории и истории государства и права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (399)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)