Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Кризис и противоречия ЕС



2018-07-06 281 Обсуждений (0)
Кризис и противоречия ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В постсоветских странах имеется слишком много иллюзий относительно Евросоюза. Если бы в странах еврозоны (особенно на Юге) был проведен опрос на тему «Понимают ли украинцы, что такое политика ЕС?», он, скорее всего, показал бы, что в Украине не имеют об этом никакого понятия. В таком же положении находятся граждане Грузии и Молдавии. Они в большинстве не подозревают, что Евросоюз стремится решить за их счет свои проблемы. Массовая поддержка ассоциации используется элитами ЕС в качестве доказательства безальтернативности интеграции по лекалам Брюсселя и в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года.

 

Сторонники Евросоюза обожают изображать его открытым демократичным сообществом стран. Либералы во всех постсоветских странах выдают ЕС за антипод коррумпированной и репрессивной власти в странах бывшего СССР. На деле же перед нами бюрократическое и антидемократическое по своей сути образование, находящееся в непримиримом противоречии с народными традициями и социальными завоеваниями европейского континента.

 

Реформы или разрушение — так стоит вопрос о судьбе ЕС перед левыми и право-консервативными партиями. На правом фланге критики Евросоюза хотели бы изменения правил, что позволило бы выжить национальным государствам. Критика рабочей миграции имеет здесь первостепенное значение, поскольку именно на ней акцентируются проблемы экономики и обнищания масс. Совершенно иначе понимают проблемы Евросоюза его левые критики, делимые на «реформистов» и радикалов.

 

Призыв умеренных левых сделать ЕС более социальным оборачивается демагогией. Точно так же наивны и ожидания некоторых украинских левых, думающих, будто сближение с ЕС усилит их позиции в борьбе за социальное государство. Реальные процессы в Евросоюзе идут в направлении прямо противоположном. Победа левых реформаторов (социалистов или социал-демократов) во всех входящих в ЕС государствах оборачивалась лишь их капитуляцией перед евробюрократией. Самым ярким примером может здесь служить победа партии социалистов во Франции, хотя уже ранее в Дании такого рода силы показали свою готовность следовать неолиберальным курсом в след за Брюсселем, МВФ и ВБ[18]. Социалисты Франции обещали избирателям обойтись без «жесткой экономии», но они не смогли решить бюджетных проблем за счет нового 70% налога на доходы богатых. Вероятно, партийная бюрократия заранее была готова к провалу своего налога.

 

В итоге французские социалисты пошли по пути снижения, а не повышения социальных расходов[19]. Они также поддержали политику Брюсселя, направленную на подобные меры во всех странах еврозоны и ЕС. Эти маневры «реформистов» Франции были отчасти прикрыты введением брака для сексуальных меньшинств, ранее уже пользовавшихся аналогичным правом гражданского партнерства. Однако, это не спасло, президента Франсуа Оланда от падения популярности. Он показал себя неолиберальным политиком, представляющим интересы не собственных наивных умеренных избирателей (верящих в возможность придать ЕС «человеческое лицо»), а европейских финансовых элит.

 

Франция наиболее полно показала, что евроинтеграция привела Европу к кризису либеральной демократии. Чем больше становился Евросоюз, чем больше полномочий делегировалось его бюрократии, тем меньше прав оставалось у граждан. Параллельно шло разложение левых, игравших прежде роль противовеса в политических системах Западной Европы. Без них и сильных профсоюзов социальное государство не могло сложиться. ЕС повел атаку на него особенно сильно после 2008 года, стараясь решить выявленные экономические проблемы за счет удешевления рабочей силы, общее снижение нагрузки на капитал и финансовую подпитку банков.

 

Не социальные обязательства государства и трудовые права граждан в еврозоне и в ЕС породили европейский долговой кризис. Он стал результатом резкого увеличения государственных затрат на помощь финансовым корпорациям. Не случайно государственный долг в Европе особенно быстро рос в период 2008-2011 годов[20]. Достигнув предела для многих стран, он сделал необходимыми меры бюджетной стабилизации. Но в рамках неолиберальной политической системы в ЕС они могли быть проведены только за счет трудящихся классов и с выгодой для банков, получавших все больше ренты от государственных долговых бумаг.

 

Евросоюз был создан как объединение национальных государств. Однако они стали зонами с отличными правилами, между которыми капиталы могли выбирать. Несмотря на множество правил и соглашений, ЕС так и не стал единым социально-экономическим пространством. Он не стал теми Соединенными Штатами Европы, о которых европейцы мечтали век назад. Таможенная политика благоприятствует транснациональным компаниям, а не всем местным производителям. В результате в Евросоюзе развернулась конкуренция между товарами европейских корпораций произведенными вне ЕС и местными продуктами, а также конкуренция между локальными рынками рабочей силы.

 

Это усиливает национальные противоречия в ЕС. Высказываются, но не имеют пока опоры в правящих верхах, предложения оставить Евросоюз — вывести из него свои страны. В ответ Брюссель подыгрывает сепаратистским силам, стараясь использовать их как противовес возможному сплочению трудящихся различных стран против ЕС и его неолиберальной политики.

 

В экономике еврочиновники не смогли добиться стабилизации. Огромные средства были брошены ими на поддержку банков. Помощь реальному сектору свелась главным образом к мерам по удешевлению рабочей силы, снижению уровня ее социальной и трудовой защиты. Это не остановило спада и не привлекло инвестиции, тогда как безработица продолжала оставаться высокой. Особенно значительной была она в еврозоне, где наиболее активно велось «перевоспитание» пролетариата. Особо тяжелым в 2010-2013 годах было положение в странах Юга еврозоны. Безработица в Греции, по данным Евростата, в августе 2013 года дошла до 27,3%, в Испании — до 26,7%. Очень велика она в Венгрии (17,6%) и на Кипре (17%).

 

Самые низкие показатели Безработицы имеют Австрия и Германия — 4,8% и 5,2%, соответственно. Эти страны входят в «зеленую зону» ЕС, где кроме них значатся Чехия и Польша. В ней еще сохраняется равновесие в сфере материального производства, но положение далеко от благополучного. Общая же безработица в еврозоне понизилась в сентябре до 12,1%. Но в августе она была больше лишь на 0,1%. По ЕС она сохраняется на уровне 10,9%.

 

В 2014 году экономическое положение в Евросоюзе обещает стать еще более сложным. Дальнейшее ослабление экономики ЕС и развитие кризиса в социальной сфере сработают на усиление противоречий. В перспективе они грозят привести к реализации главного страха евробюрократии и финансовых элит Евросоюза — его распаду. Интеграция на евроазиатском пространстве при таком развитии событий пойдет совсем по другому, не неолиберальному пути.

 

 



2018-07-06 281 Обсуждений (0)
Кризис и противоречия ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Кризис и противоречия ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)