Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Право на изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)



2018-07-06 845 Обсуждений (0)
Право на изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По информации представленной Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2017 году изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера проводилось в 52 школах Якутии. Эвенский язык изучается в 24 школах – 1189 чел. (2016 г. – 21 (1100 чел.). Эвенкийский язык изучается в 18 школах – 1574 чел. (2016 г. – 15 (1125 чел.). Юкагирский в 6 школах – 129 чел. (2016 – 6 (91 чел.). Чукотский в 3 школах – 73 чел. (2016 г. 2 (53 чел.). Обучение долганскому языку проводится факультативно в Юрюнг-Хаинской СОШ, 117 чел. Общее количество школьников, изучающих родные языки коренных малочисленных народов Севера – 3082 учащихся.

Для учета национальных, этнокультурных и иных особенностей республики в обеспечении учебниками при Министерстве образования и науки функционирует учебно-методический совет, при котором действует отдельная секция по родным языкам коренных малочисленных народов Севера. Школы, в которых изучаются родные языки коренных малочисленных народов Севера, ежегодно обеспечиваются имеющимися в наличии учебниками.

В 2017 году подготовлены к изданию учебники и учебные программы, отражающие этнокультурные особенности:

1. Леханова Ф.М., Кулешова М.М., Александрова Т.М. Рабочая программа. Эвенкийский язык. 1-4 классы. 500 экз.

2. Леханова Ф.М., Кулешова М.М., Александрова Т.М. Рабочая программа. Литературное чтение. 2-4 классы. 500 экз.

3. Леханова Ф.М., Кулешова М.М., Александрова Т.М. Эвенкийский язык. Учебное пособие. 3 класс. 500 экз.

4. Леханова Ф.М., Кулешова М.М., Александрова Т.М. Литературное чтение. Учебное пособие. 3 класс. 500 экз.

5. Леханова Ф.М., Кулешова М.М., Александрова Т.М. Литературное чтение. Учебное пособие. 4 класс. 500 экз.

6. Голикова Екатерина Гаврильевна. Тананмай кочукэр куналду (хрестоматия на эвенском языке для ДОО). 500 экз.

7. Голикова Екатерина Гаврильевна. Эвенский язык как форма организации деятельности в ДОО в двуязычной среде. Дидактические игры. 500 экз.

8. Голикова Екатерина Гаврильевна. Подвижные игры. 500 экз.

9. Курилов Николай Николаевич. Юкагирская азбука. 1 класс. 500 экз.

10. Жукова Людмила Николаевна. Одул ажуу. Дидактический материал по юкагирскому языку. 500 экз.

Разработаны и находятся в производстве программы: по эвенскому языку для основной общеобразовательной организации, учебные пособия по литературному чтению по эвенкийскому языку для начальной школы.

С 2013 года в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» выпускники школ получили возможность пройти государственную итоговую аттестацию по родным языкам в форме единого республиканского экзамена, результаты которого учитываются при поступлении в Институт языков и культур народов Северо-Востока Российской Федерации Северо-Восточного федерального государственного университета им. М.К. Аммосова. В 2017 году государственную итоговую аттестацию по родным языкам прошли 4 обучающихся (по юкагирскому языку – 3, по эвенкийскому – 1).

В настоящее время продолжается работа по решению следующих вопросов и проблем:

- организацию изучения родных языков с учетом конкретных социокультурных и социолингвистических особенностей функционирования языков, в том числе сочетания изучения диалектных (местных) и литературных форм;

- проблемы Интернет связи, из-за которых школы затрудняются использовать дистанционные образовательные ресурсы для учителей родных языков (порталы «Учителя Арктики», «E-Net School»), низкая скорость Интернет связи создает трудности не только в учебном процессе, но и в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

- подготовка кадров и повышение их квалификации.

Для организации обучения родным языкам коренных малочисленных народов необходимо:

- продолжать практику привлечения к обучению родным языкам коренных малочисленных народов Севера носителей родного языка;

Совершенствовать методики преподавания изучения родных языков с учетом диалектов, начиная с дошкольного возраста, в том числе рассмотреть возможность использования внедрения метода «языкового гнезда»;

- продолжить разработку Концепции преподавания языков коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) с учетом требования ФГОС;

- продолжить работу по разработке программ, учебников, пособий по обучению родным языкам коренных малочисленных народов Севера детей, не владеющих или слабо владеющих родным языком.

Кроме данной информации, представленной министерством следует отметить, что 2017 год ознаменовался проведением в г. Санкт-Петербург I Всероссийского съезда учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. На данном форуме обсуждались вопросы содействия модернизации содержания и технологии обучения родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Отрадно, что именно Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) выступило одним из инициаторов и организаторов Съезда учителей родных языков Российской Федерации.

Программа Съезда получилась весьма насыщенной. Помимо пленарного заседания, на котором выступили основные докладчики, проведено множество других мероприятий. Участники съезда активно выступали на различных секциях:

1) История образования и школьного дела;

2) Культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в общеобразовательных программах;

3) Обучение родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

4) Учебно-методическое обеспечение обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;

5) Обучение литературе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Безусловно, основным мероприятием Съезда стало Учредительное собрание по созданию Ассоциации учителей родного языка, литературы и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. По результатам голосования на пост председателя единогласно была избрана Строгальщикова Зинаида Ивановна, председатель региональной общественной организации «Общество вепской культуры», старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Российской Академии наук.

Создание межрегионального общественного объединения учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, без сомнения, позволит не только выявить основные общие для всех проблемные вопросы и трудности в вопросе изучения родных языков, но, кроме того, позволит консолидированно отстаивать их решение перед органами государственной власти. Помимо этого такая площадка, безусловно, будет способствовать взаимовыгодному обмену опытом работы между различными регионами Российской Федерации.

Кроме того, стоит отметить, что благодаря инициативе председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Голомаревой Елены Христофоровны состоялся научный семинар «Личность и научно-педагогическое наследие ученого североведа Василия Афанасьевича Роббека».

Руководство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена поддержало инициативу народного депутата Голомаревой Е.Х., и включило научный семинар в программу XVIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Роль образования в сохранении и развитии языков и культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», посвящённой 220-летию Герценовского университета, которая состоялась 22 – 23 ноября 2017 г.

Елена Христофоровна совместно с доктором филологических наук Петровым А.А. выступила модератором научного семинара «Личность и научно-педагогическое наследие ученого североведа В.А. Роббека».

Помимо всего перечисленного, следует отметить также, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций своей Резолюцией[3] от 19 декабря 2016 года провозгласила:

«Год, начинающийся 1 января 2019 года, Международным годом языков коренных народов, чтобы привлечь внимание к острейшей проблеме утраты таких языков и к настоятельной необходимости сохранять, возрождать и поощрять эти языки и предпринимать дальнейшие экстренные шаги на национальном и международном уровнях, и предлагает Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры действовать в качестве ведущего учреждения, отвечающего за проведение Года в сотрудничестве с другими соответствующими учреждениями в рамках имеющихся ресурсов».

В соответствии с данной Резолюцией ЮНЕСКО создан руководящий комитет по проведению Международного года языков коренных народов, который занимается подготовкой комплексного Плана действий. Планируется, что он будет представлен на XVII сессии Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов в апреле 2018 года.

В этой связи надеюсь, что в Российской Федерации будет создан соответствующий организационный комитет по подготовке и проведению Международного года языков коренных народов. И в дальнейшем, по итогам проведения международного года усилится внимание органов государственной власти к решению вопросов сохранения и развития родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

 




2018-07-06 845 Обсуждений (0)
Право на изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Право на изучение родных языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)