Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие воображения у зарубежных и отечественных психологов



2018-07-06 10885 Обсуждений (0)
Понятие воображения у зарубежных и отечественных психологов 4.80 из 5.00 5 оценок




Введение.

 

По своей природе воображение - это высшая психическая деятельность в организме человека. Как известно, каждое психическое явление имеет наиболее благоприятные периоды развития и проявления. Впервые воображение начинает проявляться у детей 3-5 лет. Например, образ картонной коробки в игре может трансформироваться до гаража или дома. Ребенок начинает осваивать игру с предметами- заместителями ( палка- это сабля, меч ; из стульчиков построят поезд и т.д.) В этот период своей жизни дети неосознанно «пользуются» накопленным материалом, который сформировался у них под воздействием окружающей среды, слуха, общения, эмоциональных впечатлений.

В периоды психического развития по Л.С. Выготскому, воображение - центральное психологическое новообразование у детей дошкольного возраста. Он пишет: «Всякая высшая психическая действительность была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношения двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека».

У младших школьников, ведущей становится учебная деятельность; формируется внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка; активизируются функции процесса воображения. Этот период принято считать сензитивным для воображения у детей младшего школьного возраста.

Воображение - процесс создания новых образов или представлений, основой которого являются знания и впечатления. Оно различается по видам, в зависимости от причин и особенностей возникновения, от степени активности и волевых усилий самого человека.

По результатам зарубежных и отечественных психологических исследований, воображение, как образное мышление , влияет на психику ребенка, его общее развитие и характер, его интеллектуальную деятельность.

«Воображение, - как писала психолог О.М.Дьяченко, детально изучавшая эту функцию - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний»[4].

Из трудов Л.С. Выготского: «Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений»[4].

Из этого можно сделать вывод, значение изучения воображения у детей младшего школьного возраста актуально всегда, чем и обусловлен выбор исследования . Выбор данной темы определен также фактами исследования проблем воображения отечественными и зарубежными учеными.

Объектом исследования является: воображение детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования является: диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.

Целью исследования является: эмпирическое изучение воображения детей младшего школьного возраста.

Передо мной стояли следующие задачи:

· обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной теме;

· экспериментальное исследование воображения у детей младшего школьного возраста;

· анализ итогов работы .

В данной работе мною были использованы следующие методы: аналитическое изучение научно-психологической, научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы на предмет уровня развития воображения детей младшего школьного возраста; исследование; диагностика; анализ результатов исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

 

 

Глава1. Исследование проблемы воображения в отечественной и зарубежной литературе

Понятие воображения у зарубежных и отечественных психологов

 

Изначально, изучением воображения занимались философы. Само слово "воображение" произошло от латинского imaginari - "изображать мысленно".

Известно, единого мнения по предмету воображения в современной зарубежной и отечественной науке нет. Но есть сходства в рассуждениях по поводу воображения: природа именно сущности воображения свойственна в большей степени, человеку; объединяет физическую и психическую стороны его жизнедеятельности; воображение невозможно свести воедино к какому-либо научному закону или теории, в нем сходятся изученные и проверенные факты; воображение, в итоге, это творец нового, будущего.

Воображение - это способность сознания создавать, моделировать в пространстве и времени свои представления, идеи, образы, проекты и умение манипулировать ими.

В психологии воображение определяют не только , как творческую деятельность, но и как процесс познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.

Действительно, воображение тесно связано с процессами мышления. Такие ученые , как Л.С. Рубинштейн, А.В. Петровский, А.Я. Дудецкий, Л.С. Коршунова выделяют активное и пассивное воображение. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (галлюцинации, сновидения). Активным воображение бывает : воссоздающее ( описательные образы) и творческое ( создание новых образов)[4].

А.В. Петровский трактует так творческое воображение «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности»[2,с.46].

Такое определение понятия «продуктивное воображение» схоже с гегелевским. Он писал: «Высшая способность воображения... состоит на службе не случайных состояний и определений души, а на службе идей и истины духа вообще. Она отбрасывает случайные и произвольные обстоятельства наличного бытия, сосредоточивает внимание на его внутренней и существенной стороне, формирует это существенное и выражает его в образах».

Философы, педагоги, ученые занимались изучением проблемы воображения, такие , как П.А. Флоренский, Леонардо да Винчи, Ф. Бэкон, М. Монтель, В.Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, А. Валлон, Д.Б. Эльконин, О.М.Дьяченко, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И. Кант, Гегель,А.Р. Лурия, М.И. Лисина и многие другие.

Русский православный мыслитель, философ, П. А. Флоренский, приходит к выводу, что «память», «мышление», «творчество», «воображение», «фантазия» являются именами одной и той же способности человека. Так, память - это «...творчество мыслительное и … единственное творчество, присущее мысли, ибо фантазия, как известно, есть только вид памяти, а предвидение будущего - тоже не более как память... память — это и есть, по преимуществу, сама мысль в ее чистейшем и коренном значении», способность продуктивного воображения.[6]

Память, воспроизводящая прежде воспринятые образы, является, по словам учёных А. Селли и Ф. Кейра, «лишь одним из видов воображения»[10]. В данном случае образная память отождествляется с репродуктивным воображением, имея различные с ним функции.

Т. Рибо, основатель французской экспериментальной психологии, психолог и педагог, считал существенными чертами воображения внезапность и безличность, метафизичность (вытекает из одной потребности с научным), обилие образов, их яркость и устойчивость с полной и прочной систематизацией жизни в мире фантазий. В своих трудах Т. Рибо пишет: «В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое...». Рассматривая связь воображения с интеллектуальной стороной познания, Т. Рибо открывает диссоциацию (подобие абстракции; дробление рядов состояний сознания) как отрицательную и подготовительную, и ассоциацию как положительную и учредительную — способности воображения; и что реинтеграция (восстановление целого; целостности воспринятого образа) «...по своей природе является препятствием для творчества» [17]. Так же Т. Рибо полагал, дошкольный период-это возраст наиболее быстрого развития воображения. Оно у ребенка не богаче, чем у взрослого, а лишь опережает по темпу развитие мышления.

И.Кант придерживался другой точки зрения по поводу воображения. Во-первых, Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением. Во-вторых, Кант трактует воображение как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. Продуктивное воображение - есть способность определять чувственность. Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания. Кант в «Критике способности суждения» определяет воображение как способность представления эстетических идей, причем решающее для эстетического опыта суждение вкуса основывается на выражаемой в чувстве удовольствия свободной игре воображения и рассудка.

Сторонник гештальтпсихологии К. Коффка изучал воображение через призму восприятия целостности фигур - целостных образов. По его мнению, предметы, которые нас окружают, воспринимаются нашими чувствами не в виде отдельных, расчлененных теоретически и визуально, объектов, а в виде организованных, завершенных, целостных структур, с четко ограниченными контурами, которые обусловлены степенью резкости и замкнутостью /не замкнутостью очертаний, являющимися основой гештальтов.

Исследователь Дж. Гилфорд понимает под воображение систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора воображения:

1. Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;

2. Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;

3.Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;

4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.

Таким образом, можно отметить, что существуют разнообразные трактовки понятия "воображение". Различные исследователи отмечают отдельные его стороны, признаки.

С.Л. Рубинштейн утверждает: «Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование
его, это преобразование данного, осуществляемое в об-
разной форме» [16, с. 318] В ребёнке естественным образом сочетаются два направления, два течения процесса воображения: воспроизведение и преобразование, репродукция и свободное творчество.

В.С.Кузин определяет воображение как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

По Л.С. Выготскому, воображение это мыслительный процесс (где оно неразрывно связано с мышлением); вполне допустимо соединение в одно этих двух процессов: оба возникают в ситуации необходимости решения проблемы, задачи; обусловливаются мотивом потребности субъекта. В данном случае, воображение "предоставляет" образы, целостность картины результата, а мышление — понимание ситуации, задачи. Так же по Л.С. Выготскому, воображение, питаемое эмоциональной яркостью фантазий, "...позволяет человеку получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения". Таким образом, каждый ребёнок, фантазируя, имеет возможность в действии (в игре, труде, общении, творчестве) проживать переизбыток эмоционального напряжения, компенсировать свои неудовлетворенные потребности.

Е.И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что: «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления»[19,с.136]

С точки зрения Р.С. Немова, воображение есть: психический процесс, который «...заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта..., образов, манипулируя ими; основа наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий...», когда последние «...невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [12,c.78]

По мнению философа Кондильяка Э.Б. «Воображение естественным образом помогает себе всем, что может служить ему «подмогой». Это достигается через сравнение с нашей собственной фигурой, когда мы представляем себе фигуру отсутствующего друга; -и мы воображаем ее большой или маленькой, потому что мы измеряем ее до некоторой степени по нашей фигуре. -Но больше всего помогают воображению последовательность и симметрия, потому что оно находит в них различные моменты, на которых останавливается и с которыми все соотносит. Когда я думаю о прекрасном лице, мне сначала представляются глаза или другие черты, которые поразили меня больше всего, и именно по отношению к этим главным чертам другие займут место в моем воображении. Стало быть, вообразить фигуру тем легче, чем более она правильна. Можно было бы даже сказать, что правильная фигура более удобна для рассмотрения, ибо достаточно первого взгляда, чтобы составить себе о ней идею. Если же, напротив, она очень неправильна, с ней справляются только после долгого и тщательного рассмотрения различных ее частей»[21,с.86]

Воображение по И.П. Фарман является мыслительным актом «в процессе которого становится возможным образно представить себе (с разной степенью ясности, отчетливости) практически любой предмет, любую ситуацию, в которых в данный момент возникает потребность» [21,с.23] По предположению Фарман, критериями оценки воображения являются как спонтанность, неосознанность, так и разумная сознательность, элементы эстетики (так называемый "инстинкт культуры", Голосовкер Я.Э., "Логика мира", 1987); радость и инсайт; опыт человека; отбор (анализ), обобщение (синтез); мышление образами, символы, образное видение, адекватно-образное воспроизведение действительности.

Психолог Анри Бергсон: «Надо уметь и хотеть мечтать бесполезное»[2]. Вероятно, здесь имеется ввиду своеобразная "тренировка" творческого мышления, воображения, которая не обязывает и обязательно приводит к умению чётко "гранить кристалл" своей творческой, образной мысли.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что критериями воображения, в трудах зарубежных и отечественных авторов, являются: оригинальность, разработанность, беглость, гибкость.

Е.П.Торренс так жепредлагает три основных параметра оценки продуктов детского творчества: беглость (количество ответов по делу), гибкость (количество ответов, используемых ребенком) и оригинальность (оценка необычности решений). Каждый из этих параметров получает количественную оценку, которая проставляется на основе экспертной оценки продуктов деятельности ребенка[4,с.47]

Я.Э. Голосовкер cчитал, что воображение обладает собственной логикой, гибкой и диалектичной, способной двигаться в разных направлениях анализа действительности. Он считал, что воображение есть высшая потребность человека в движении к совершенному, к безусловному, к идеалу.[3]

Подводим итог, воображение объединяет вышеперечисленные признаки, которые проявляются в процессе работы воображения в нужных и необходимых ему пропорциях.



2018-07-06 10885 Обсуждений (0)
Понятие воображения у зарубежных и отечественных психологов 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Понятие воображения у зарубежных и отечественных психологов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (10885)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)