Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования



2018-07-06 553 Обсуждений (0)
Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования 0.00 из 5.00 0 оценок




Положительные черты Отрицательные черты
Способствует эффектив­ному распределению ресурсов, формируя, таким образом, структуру производства Стимулирует научно-тех­нический прогресс Способствует ресурсосбережению в обще­стве Создает материальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность Стихийно координирует действия людей в процес­се экономической дея­тельности, опираясь на принципы саморегуля­ции и сопоставляя эконо­мические интересы Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) Распределяет продукты по ре­зультатам конкуренции, что приводит к социальному нера­венству Порождает тенденцию к моно­полизации производства Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в це­нах рынка), которые ложатся на плечи общества Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределе­ния природных, инвестицион­ных и человеческих ресурсов Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

 

6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

С точки зрения действующего за­конодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);

По товарам и услугам:

- потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

- средств производства;

- рабочей силы;

- инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

- иностранных валют;

- ценных бумаг (фондовые биржи);

- научно-технических разработок и инноваций;

- информации.

По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный

По типу конкуренции:

- чистой (свободной) конкурен­ции

- несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополисти­ческой конкуренции; олигополии

7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

- конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

- наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

- функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

· Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)

· Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли

Формы монополий и их основные признаки

Формы монополий Признаки
Картель Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах
Синдикат Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность
Трест Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности
Концерн Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости
Консорциум Объединение монополий
Конгломерат Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления

 

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.

 

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

- простых товаропроизводителей

- единичных капиталов

- монополий

- национальных капиталов

- интернациональных капиталов

 

 

Модели рынка

 

Чистая (свободная конкуренция) Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции. Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

 

Тема 5. Постоянные и переменные затраты

 

1. Издержки производства – это затраты произво­дителя (владельца фирмы) на приобретение и исполь­зование факторов производства.

Экономические издержки – это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т.д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Экономические издержки делятся на:

· Внутренние (или неявные) – стоимость собственного ресурса – равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело

· Внешние (явные, бухгалтерские) – выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топ­лива, услуг и т.д.

– Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов:

Постоянные издержки – та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация).

Переменные издержки – та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т.п.).

 

2. Экономическая прибыль – это разница между сово­купной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Такой подход к прибыли позволяет оценить возможность существования предприятия (покрывает ли выруч­ка не только внешние, бухгалтерские, но также внутренние издержки). Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что пред­приятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться.

 

3. Бухгалтерская прибыль – это разница между со­вокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Экономическая прибыль ориентирует предпринима­теля не просто на получение дохода, но на сравнение этого дохода с тем, который мог бы быть получен в результате альтернативного применения имеющихся ресурсов.

Например, предприниматель, организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30 000 руб. А если бы он положил деньги в банк, то получил бы 40 000 руб. в виде процента. Отсюда, если бухгалтерская прибыль оказывается меньше, чем экономическая прибыль, учитывающая альтернативные издержки, то применение ресурса следует считать, с точки зрения предпринимателя, неэффективным.

Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.

Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.


 

Тема 6. Финансовые институты. Банковская система

 

1. Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

2. Концепции происхождения денег.

Рационалистическая концепция – происхождение денег как итог соглашения между людьми, что подтверждается современной практикой.

Эволюционная концепция – в ходе истории выделились некоторые то­вары, занявшие особое место в товарообороте и ставшие играть роль всеобщего эквивалента, что подтверждается историческими фактами.

3. Золото как всеобщий эквивалент. Свойства золота как денег

- узнаваемость – легко узнаваемо, тяжело в подделке;

- делимость – способность делиться на части;

- портативность – монеты из золота малы, легки, удобны;

- износостойкость – золото имеет длительный жизненный цикл, не подвержено коррозии;

- стабильность – более или менее одинаковая стоимость денег сегодня и завтра;

- однородность – равные количества денег имеют равную стоимость

4. Основные функции денег:

- мера стои­мости – выражают цену – денежную форму стоимости товара;

- средство обращения – выступают мимолетным посредником в актах купли-продажи товара по формуле Т – Д – Т’ (товар-деньги-другой товар), которая распадается на два акта: продажу Т – Д и куплю Д – Т’;

- средство накопления – изъятые из обращения деньги ис­пользуются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т. д.)

- Другие функции денег:

- средство платежа – используются для погашения различных обязательств (оплата труда, уплата налогов и др.);

- мировые деньги – используются для расчетов на мировом рынке (золото, доллар, евро, фунт стерлингов, иена, рубль) как всеобщее платежное и покупательное средство, а также как всеобщая материализация богатства.

5. Закон денежного обращения – количество денег в обращении зависит от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, от взаимополагающихся платежей и от скорости обращения денег.

Формула денежно обращения: M=PQ/V , где М – находящаяся в обращении денежная масса (количество денег), Р – средний уровень цен, Q – реальный объем валового национального продукта (ВНП), V – средняя скорость обращения одной денежной единицы.

6. Денежная масса – совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институцио­нальные собственники и государство. Она делится на:

Наличные денежные средства (бумажные деньги и разменная монета) – форма осуществления де­нежных платежей и рас­четов, при которой де­нежные знаки физически переходят от покупателя к продавцу бумажные деньги – это денежные знаки, не имею­щие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в функции средства обращения; монета – это слиток металла особой формы и пробы.

Безналичные денежные средства (кредитные деньги, чек, вексель, банкноты, электронные деньги) – форма осуществления денеж­ных платежей и расчетов, при которой физической пе­редачи денежных знаков не происходит, а осуществляют­ся записи в специальных документах кредитные деньги – это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений;

- чек – письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет;

- вексель – письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником; Он находится в обороте в качестве денег.

- банкноты – банковские билеты – денежные зна­ки, выпускаемые в обращение центральными эмиссион­ными банками. От бумажных денег отличаются тем, что: имеют двойное обеспечение – кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); вы­пускаются не государством, а центральным эмиссион­ным банком; выполняют функцию средства платежа.

Электронные деньги – это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, пред­приятия розничной торговли, бытовых услуг и т. д. Появились смарт-карточки, которые представляют со­бой электронную чековую книжку

7. Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа. Формы движения денег в экономике

Обращение денег в качестве платежных и расчетных средств. Это денежные потоки, обслуживающие различные сделки

Движение в качестве заемных средств или кредита осуществляется благодаря специально организованной структуре, получившей название «банковская система»

Движение денег и ценных бумаг на финансовом рынке.

8. Финансовый рынок – это обычный рынок, на ко­тором закон спроса и предложения определяет цену финансовым активам.

Спрос на финансовом рынке – спрос на деньги.

Предложение на финансовом рынке – деньги и ценные бумаги.

8а. Особенность финансового рынка заключается в том, что ценой денег является ставка процента. Она зависит от спроса на деньги и предложения на финансовом рын­ке. Если предложения денег не хватает для покрытия спроса, за деньги продают ценные бумаги. На ставку процен­та также влияют сроки инвестиций, размер ссужаемых денег, налогообложение, политика государства.

8б. Финансовый рынок – это

рынок банковских ссудных ресурсов в сложившейся в стране банковской системе;

рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – рынок, где осу­ществляется эмиссия (выпуск) и купля-продажа ценных бумаг акций, облигаций и производных от них ценных бумаг.

8в. Фондовая биржа – это организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами и деятель­ность которого контролируется государством.

8г. Функции фондовой биржи

Мобилизация средств для долгосрочных инвести­ций в экономику и финансирования государственных программ.

Осуществление купли-продажи акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

Установление в ходе торгов курса ценных бумаг, обращающихся на бирже.

Распространение информации о котировках ценных бумаг и о состоянии на финансовом рынке в целом.

 

Банковская система

 

I. Основными субъектами экономических отношений на денежном рынке являются банки.

Банк (от ит. banco – скамья) – это финансовая ор­ганизация, сосредоточившая временно свободные де­нежные средства предприятий и граждан с целью по­следующего их предоставления в долг или в кредит за определенную плату.

1. Функции банка

прием и хранение депозитов (денег или ценных бу­маг, вносимых в банк) вкладчиков;

выдача средств со счетов и выполнение расчетов между клиентами;

размещение собранных денежных средств путем выдачи ссуд или предоставления кредитов;

покупка и продажа ценных бумаг, валюты;

регулирование денежного обращения в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег (функция только Центрального банка).

2. Банковская система

- Центральный госу­дарственный банк – проводит государствен­ную политику в области эмиссии, кредита, де­нежного обращения.

- Коммерческие банки – выполняют финансово-кредитные операции на коммерческих началах.

По форме собственности делятся на государственные, муниципальные, частные, акционерные, смешанные.

По территориальному признаку делятся на местные, региональные, национальные и международные.

- Инвестиционные банки – специализируются на финансировании и дол­госрочном кредитова­нии, вкладывая капитал в промышленность, строительство и другие отрасли, а также в цен­ные бумаги.

- Сберегательные банки – привлекают и хранят свободные денежные средства, денежные сбе­режения населения, вы­плачивая вкладчикам фиксированный процент, возрастающий с увеличе­нием срока хранения.

- Ипотечные банки – предоставляют ссуды под имущественный за­лог, чаще всего под недвижимое имущество.

- Инновационные банки – кредитуют инновации, т. е. обеспечивают освое­ние нововведений, внед­рение научно-техниче­ских достижений.

 

3. Доход банка – разница между процен­том займа и процентом вклада. К этому доходу может прибавляться прибыль от инвестиций, биржевых опера­ций, а также комиссионные вознаграждения.

Банковские операции делятся на активные, пассив­ные и банковские услуги.

a) активные операции – прежде всего предоставле­ние кредитов;

b) пассивные операции – связаны с мобилизацией денеж­ных доходов и сбережений и их аккумуляцией;

c) банковские услуги – осуществление на­личных и безна­личных плате­жей, выпуск и хра­нение ценных бумаг, трастовые (доверительные) операции и др.

II. Кредит (лат. credit – он верит) – это ссуда в де­нежной или товарной форме, предоставляемая креди­тором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование кре­дитом.

А) Функции кредита:

При помощи кредита происходит перерас­пределение де­нежных средств между фирма­ми, районами и отраслями – происходит продуктивное использование временно сво­бодных денеж­ных средств;

Кредит дает возмож­ность заменить в об­ращении действи­тельные деньги кре­дитными деньгами (банкнотами) и кре­дитными операция­ми (безналичными расчетами) и этим со­кратить издержки обращения

Б) Принципы кредитования:

- срочность – банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок;

- платность – банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент по кредиту);

- возвратность – банк проводит работу по оценке кредитоспособности заемщика, т.е. возможности вовремя вернуть долг;

- гарантированность – банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует у него залог.

В) Формы кредита:

По способу кредитования

- натуральный кредит – объектами кредита мо­гут быть инвестицион­ные товары, потреби­тельские товары, сырье, ресурсы, предме­ты производственного потребления;

- денежный кредит – объектами кредита вы­ступают денежные по­купательные средства, денежный капитал, ак­ции, векселя, облига­ции и другие долговые обязательства.

По сроку кредитования

- краткосрочный кредит – ссуда выдается на срок до 1 года;

- среднесрочный кредит – ссуда выдается на срок от 2 до 5 лет;

- долгосрочный кредит – ссуда выдается на срок от 6 до 10 лет;

- долгосрочный спе­циальный кредит – ссуда выдается на срок от 20 до 40 лет.

По характеру кредитования

- ипотечный кредит – предоставляется в фор­ме ипотеки, т. е. де­нежной ссуды, выда­ваемой банками част­ным лицам под залог недвижимости (земли, построек, сооружений);

- потребительский кредит – предоставляется част­ным лицам на опреде­ленный срок (от 1 года до 3 лет) под определен­ный, чаще всего высо­кий, процент (до 30%);

- коммерческий кредит – предоставляется одни­ми хозяйственными субъектами (фирмами, организациями и т. д.) другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Это – кредит товарами

- банковский кредит – предоставляется кре­дитно-финансовыми уч­реждениями (банками, фондами и т.д.) любым хозяйствующим субъ­ектам (фирмам, част­ным предпринимателям и т. д.) в виде денежных ссуд;

- государственный кредит – предоставляется госу­дарством населению и частному бизнесу в виде ссуды;

- межгосударствен­ный (международ­ный) кредит – предоставляется про­дающей стороной поку­пающей стороне в форме аванса для за­купки товаров у продающей стороны.

III. Денежно-кредитная политика – это совокуп­ность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономиче­ского роста, сдерживание инфляции, обеспечение заня­тости и выравнивание платежного баланса. Это один из важ­нейших методов государственного регулирования экономики.

а. Основная цель денежно-кредитной политики – стремление обеспечить устойчивые темпы роста на­ционального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государ­ства.

б. Объект денежно-кредитной политики – соотноше­ние спроса и предложения на денежном рынке.

в. Центральный банк – основной институт, реализующий денежно-кре­дитную политику.

Функции Центрального банка

Эмиссионный центр страны (только он имеет право выпускать в обращение деньги, банкноты).

Регулирует эконо­мику посредством проведения денежно-кредитной политики.

Сосредоточивает у себя минимальные резервы коммерческих банков, что дает ему возможность контролировать их деятельность.

Является банкиром прави­тельства (он отдает всю прибыль, превышающую определенные нормы, казначейству и является посредником во всех плате­жах, поэтому занимает главное положение в банковской системе страны).

г. Основные инструменты денежно-кредитной политики государства

Операции на открытом рынке – наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за пред­ложением цены в стране. Он связан с куп­лей-продажей ценных бумаг (облигаций федерального займа (ОФЗ), государствен­ных казначейских обязательств (ГКО) и др.) Центральным банком за наличные деньги. Если Центральный банк продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении сокращается, процент возрастает, деньги опять становятся «дорогими». Если же Центральный банк покупает ценные бумаги, про­исходит падение нормы процента и «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.

Политика учет­ной ставки – позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путем изменения учетной ставки процента. Учетная ставка процента – это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Цент­рального банка под определенный процент, т.е. учетную ставку (скажем, 8%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (скажем, 10%). Если Центральный банк повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку про­цента своим клиентам. Если Центральный банк снизит учетную ставку, то же самое сделают и коммерческие банки. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

Изменение нормы обяза­тельных резервов – в соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денеж­ная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т.е. уровень процента, возрас­тает, деньги становятся «дорогими». Поли­тика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жестким ин­струментом денежно-кредитного регулирования.

д. Для нормального функционирования экономики важно, чтобы денежно-кредитная система была стабильна.

Меры по стабилизации денежно-кредитной системы

- совершенствование банковского законодательства;

- приведение в соответствие уровня минимальных бан­ковских резервов и уровня ставки;

- развитие новых форм денежно-кредитных услуг и регулирование емкости кредитного рынка.

Тема 7. Источники финансирования бизнеса

 

1. Источники финансирования. Это могут быть:

- собственные деньги или деньги партнеров

- деньги, вырученные от продажи акций

- прибыль, которую приносит деятельность фирмы

Бывает, что этих возможностей недостаточно.

Например, при создании акционерного общества учредителям понадобятся средства еще до того, как акции поступят в продажу: нужно напечатать акции, сделать им соответствующую рекламу, зарегистрировать фирму, снять помещение под офис. Или: фирма работает и приносит прибыль; в какой-то момент владельцы принимают решение расширить дело, но одной только прибыли не хватает, чтобы финансировать это мероприятие.

Все источники финансирования в бизнесе можно разделить на внутренние и внешние.

2. Внутренние источники финансирования – источники, которые есть у самой фирмы.

2.1. Прибыль – главный внутренний источник финансирования фирмы.

Прибыль фирмы ("П") – это разница между ее доходами (для простоты будем считать, что они равны выручке от реализации продукции – "Д") и затратами ("3") или себестоимостью продукции ("С"): П = Д - 3, или П = Д - С.

Поскольку Д = Ц х К и С = С/ед х К, где "Д" – доход фирмы (в нашем случае – выручка от реализации продукции); "Ц" – цена продукции; "К" – объем ее реализации; "С/ед" – себестоимость единицы продукции, мы можем записать следующую формулу: П = К(Ц-С/ед).

Теперь нетрудно разобраться, от чего зависит величина прибыли фирмы.

· Во-первых, от цен на ее товары "Ц". При постоянных затратах и заданном объеме реализации продукции прибыль растет с ростом цены.

· Во-вторых, от затрат на единицу продукции – "С/ед". При заданных объеме реализации и цене снижение себестоимости единицы продукта приводит к увеличению прибыли.

· В-третьих, от объема реализации продукции – "К". Можно добиться роста прибыли, не меняя цену и себестоимость единицы продукта, но увеличив объем производства и реализации товаров.

2.2 Валовая и остаточная прибыль

Величину "П" в формуле П = Д – С (3), экономисты называют валовой, или общей прибылью. Часть этой прибыли пойдет в уплату налогов государству. Какая-то сумма, возможно, будет выплачена банку в виде процентов.

Сумма, которая останется после того, как из валовой прибыли "П" мы вычтем все перечисленные суммы, называется остаточной, или чистой прибылью. Она может быть использована для финансирования бизнеса: на строительство новых зданий или перестройку старых, покупку новых машин, оборудования, компьютеров или даже проведение серии научных исследований. Из нее получают свои дивиденды акционеры (если речь идет об акционерном обществе). Часть остаточной прибыли предприниматель может израсходовать на стимулирование работников, выплачивая им премии сверх заработной платы. Какие-то средства будут потрачены на рекламу, на благотворительные цели, наконец, на личные нужды самого предпринимателя (если говорить об индивидуальном предприятии).

2.3 Проблема запасов

Разумно распорядиться остаточной прибылью – важная задача предпринимателя. На примере с магазином видно, что, чем больше скорость оборота, тем выше прибыль. С другой стороны, фирме приходится чаще закупать товары для продажи. У менеджера может возникнуть идея увеличить запасы – расширить склады, приобрести складское оборудование, потратив на это часть прибыли. Возможно, это и будет полезно для бизнеса, но следует помнить, что деньги, вложенные в запасы, выпадают из оборота на время хранения товаров и, следовательно, не приносят прибыли. Всегда есть риск, что запасы останутся нераспроданными и фирма потеряет на этом – чем больше запас, тем больше риск. Поэтому менеджер может быть более дальновидным, поддерживая запасы на минимально необходимом уровне, и предложить владельцам фирмы потратить эту сумму на другие цели, например на проведение маркетинговых исследований.

3. Внешние источники финансирования

3.1. Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.

3.2 Продажа акций – тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

Банки. Если фирма не может или не хочет искать дополнительные средства для своего развития, объединяясь с другими фирмами, она одалживает их в банке. Банк выдает фирме средства на какой-то конкретный срок. Банк берет плату за свои услуги – платность кредита. Банк требует от фирмы гарантий (обеспечения кредита). Фирма тоже может застраховаться на случай банкротства или, скажем, стихийного бедствия. Такая страховка может послужить гарантией и для банка. Кредит – важный внешний источник финансирования деятельности фирм. Он играет очень большую роль в современном бизнесе. Его преимущества – быстрота, доступность и гибкость.

Торговый (или товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это – покупка товаров в рассрочку.

Государство. Есть несколько форм государственного бюджетного финансирования.

Государство выделяет средства предприятиям государственного сектора в виде прямых капитальных вложений. Предприятия государственного сектора принадлежат государству. Это означает, что государству принадлежит и прибыль от их деятельности.

Государство может также предоставлять фирмам свои средства в виде субсидий. Это – частичное финансирование деятельности фирм. Субсидии могут выдаваться и государственным, и частным фирмам.

Главное отличие государственного финансирования от банковского кредита в том, что фирма получает средства от государства бесплатно и безвозвратно. Это означает, что фирма не должна возвращать сумму, полученную от государства, и не должна выплачивать за нее проценты.

Еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм – это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.


 

Тема 8. Ценные бумаги

 

1. Ценная бумага – это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных рек­визитов, удостоверяющий имущественные права, осу­ществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

2. Признаки ценной бумаги:

документарность – ценная бумага есть документ;

- воплощает частные права – ценная бумага ценна не сама по себе, но поскольку воплощает субъективные гражданские права имущественного (обязательственные и вещно-правовые) и возможно неимущественного характера;

- начало презентации – предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав;

- оборотоспособность – ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок;

- публичная достоверность – по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ценной бумаге лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.

3. Виды ценных бумаг

Основные ценные бумаги – это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

Первичные ценные бумаги – основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага или дериватив – это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся:

- фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня.) и

- свободно обращающиеся опционы – договоры, по которому покупатель опциона получает право (но не обязанность) совершить покупку или продажу актива по заранее оговорённой цене в определенный договором момент в будущем или на протяжении определенного отрезка времени).

- В российском гражданском праве ценные бумаги классифицируются по способу легитимации владельца ценной бумаги (управомоченного лица) на

- предъявительские (ценные бумаги на предъявителя),

- именные,

- ордерные (ордерские).

4. Согласно российскому законодательству к ценным бумагам относятся:

Акция (лат. actio – распоряжение) – ценная бумага, свидетельст­вующая о праве на долю соб­ственности в капитале ком­пании и получении дохода (дивиденда).

Обыкновенные акции

Привилегированные акции могут вносить ограничения на участие в управлении, а также могут давать дополнительные права в управлении (не обязательно), но приносят постоянные (часто – фиксированные в виде определенной доли от бухгалтерской чистой прибыли или в абсолютном денежном выражении) дивиденды.

Вексель (от нем. Wechsel) – строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

Облигация (лат. obligatio – обязательство; англ. bond – долгосрочная, note – краткосрочная) – эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Чек (фр. chèque, англ. cheque) – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Тема 9. Рынок труда. Безработица

 

1. Рабочая сила – способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определен­ные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изго­тавливаемой продукции.

2. Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населе­ния получает работу и доходы. Рынок труда регулируется спросом и предложением рабочей силы.



2018-07-06 553 Обсуждений (0)
Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)