Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Список литературных произведений



2018-07-06 531 Обсуждений (0)
Список литературных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок




Древнерусская литература

Летописи («Повесть временных лет»). «Поучение» Владимира Мономаха. Слово о полку Игореве. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Русская литература XVIII века

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на российский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. «Случились вместе два Астронома в пиру...». Памятник.

Г. Р. Державин. Фелица. Бог. Водопад. На птичку. Снигирь. Признание. «Река времен в своем стремленьи...». Памятник.

Д. И. Фонвизин. Недоросль.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность.

Русская литература XIX века

В. А. Жуковский. Вечер. К ней. Светлана. Людмила. Перчатка. Певец во стане русских воинов.

К. Ф. Рылеев. К временщику. «Я ль буду в роковое время...» Думы. Войнаровский.

А. С. Грибоедов. Горе от ума.

А. С. Пушкин. Вольность. Деревня. К Чаадаеву. «Свободы сеятель пустынный...» К морю. К*** («Я помню чудное мгновенье...») 19 октября («Роняет лес багряный свой убор...»). Зимний вечер. Пророк. Стансы. Няне. 19 октября 1827. Арион. Анчар. Зимнее утро. «Во глубине сибирских руд...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Поэт и толпа. Поэт («Пока не требует поэта...»). Поэту («Поэт, не дорожи любовию народной...»). «Я вас любил...» Бесы. Осень (отрывок). «Вновь я посетил...» Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Кавказский пленник. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Евгений Онегин. Повести Белкина. Дубровский. Пиковая дама. Капитанская дочка.

Конспект: В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8-я, 9-я).

М. Ю. Лермонтов. Парус. Бородино. Смерть поэта. Дума. Поэт. Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Как часто пестрою толпою окружен...» «Из-под таинственной холодной полумаски...» «И скучно, и грустно...» Утес. Тучи. Три пальмы. «Когда волнуется желтеющая нива...». Пророк. Родина. «Выхожу один я на дорогу...» Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Демон. Мцыри. Герой нашего времени.

Конспект: В.Г. Белинский. Стихотворения М. Лермонтова. В.Г. Белинский. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова.

Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород (Старосветские помещики. Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем). Петербургские повести (Невский проспект. Нос. Шинель). Ревизор. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями.

А. Н. Островский. Гроза. Бесприданница.

Конспект: Н. А. Добролюбов. Луч света в темном царстве. Что такое обломовщина?

И. А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.

Конспект: И. А. Гончаров. Мильон терзаний.

И. С. Тургенев. 3аписки охотника (2-3 рассказа по выбору). Муму. Ася. Отцы и дети. «Стихотворения в прозе.

Конспект: Д. И. Писарев. Базаров.

Н. Г. Чернышевский. Что делать?

Конспект: Н.Г. Чернышевский. Русский человек на rendes-vous.

Н. А. Некрасов. В дороге. Тройка. Родина. «Еду ли ночью по улице темной...» «Вчерашний день, часу в шестом...» «Я не люблю иронии твоей...» «О, письма женщины, нам милой...» Несжатая полоса. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Рыцарь на час. Зелёный шум. Железная дорога. Памяти Добролюбова. О погоде. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Мороз, Красный нос. Кому на Руси жить хорошо.

Ф. И. Тютчев. Silentium! («Молчи, скрывайся и таи...») Весенняя гроза. «Как океан объемлет шар земной...» Осенний вечер. «Умом Россию не понять...» «Эти бедные селенья...» «Сижу задумчив и один...» «О, как убийственно мы любим...»

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...» «Шепот, робкое дыханье...» Певице («Уноси мое сердце в звенящую даль...»). «Сияла ночь. Луной был полон сад...» Бабочка.

М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Господа Головлевы. Сказки (2-3 по выбору).

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.

Л. Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир.

Н. С. Лесков. Левша. Тупейный художник. Очарованный странник. Леди Макбет Мценского уезда.

А. П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Тоска. Горе. Степь. Учитель словесности. Палата № 6. Попрыгунья. Черный монах. Мужики. Ионыч. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Студент. Дом с мезонином. Невеста. Дама с собачкой. Чайка. Вишневый сад.

Русская литература XX века

А. И. Куприн. Поединок. Гранатовый браслет. Олеся. Белый пудель.

И. А. Бунин. Антоновские яблоки. Господин из Сан-Франциско. Деревня. Суходол. Иоанн Рыдалец. Сны Чанга. Грамматика любви. Последняя осень. Митина любовь. Легкое дыхание. Стихотворения. Цикл «Темные аллеи» (2-3 по выбору). Окаянные дни.

Л. Н. Андреев. Жизнь человека. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.

М. Горький. Макар Чудра. Дед Архип и Ленька. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Мать. Детство. На дне. Несвоевременные мысли.

А. А. Блок. «Я и молод, и свеж, и влюблен...» «Вхожу я в темные храмы. ..» Незнакомка. Русь. «О, весна, без конца и без краю...» «Ночь, улица, фонарь, аптека...» Цикл «На поле Куликовом». Россия. «О доблестях, о подвигах, о славе...» На железной дороге. «Да. Так диктует вдохновенье...» «Земное сердце стынет вновь...» «О, я хочу безумно жить...». Двенадцать. Скифы.

С. А. Есенин. «Топи да болота...» «Гой ты, Русь моя родная...» Осень. «Не бродить, не мять в кустах багряных...» «Нивы сжаты, рощи голы...» «Я последний поэт деревни...» «Отговорила роща золотая...» «Не жалею, не зову, не плачу...» Письмо к матери. Возвращение на родину. «Мы теперь уходим понемногу...» Русь советская. «Неуютная жидкая лунность...» «Спит ковыль. Равнина дорогая...» *Анна Снегина. Черный человек.

В. В. Маяковский. А вы могли бы? Нате! Послушайте! Скрипка и немножко нервно. Дешевая распродажа. Левый марш. Ода революции. Хорошее отношение к лошадям. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче. Разговор с фининспектором о поэзии. Товарищу Нетте – пароходу и человеку. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Блэк энд уайт. Юбилейное. О дряни. Прозаседавшиеся. Стихи о советском паспорте. Облако в штанах. Флейта-позвоночник. Про это. Хорошо! Владимир Ильич Ленин. Во весь голос (вступление к поэме). Баня. Клоп.

Поэты «Серебряного века»

И. Ф. Анненский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, А. Белый, Вяч. И. Иванов, М. А. Волошин; Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, Г. В. Иванов; В. Хлебников, И. Северянин, Б. Л. Пастернак; М. И. Цветаева;

 

Е. И. Замятин. Мы.

А. А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.

Н. А. Островский. Как закалялась сталь.

И. Э. Бабель. Конармия.

Б. Пильняк. Повесть непогашенной луны.

А. П. Платонов. Котлован. Чевенгур. Рассказы (Усомнившийся Макар. На заре туманной юности. Возвращение.).

М. М. Зощенко. Рассказы (2-3 по выбору).

И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

М. А. Булгаков. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. Драматургия.

А. Н. Толстой. Петр Первый. Хождение по мукам. Детство Никиты.

М. А. Шолохов. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

А. И. Солженицын. Матренин двор. Один день Ивана Денисовича.

А. Т. Твардовский. Василий Теркин. По праву памяти. Стихотворения (по выбору).

Ч. Т. Айтматов. Белый пароход. Первый учитель. Прощай, Гюльсары! И дольше века длится день. Плаха.

С. А. Алексиевич. У войны не женское лицо.

В. П. Астафьев. Пастух и пастушка. Царь-рыба. Последний поклон. Печальный детектив.Прокляты и убиты.

В. О. Богомолов. Иван.

В. В. Быков. Сотников. Альпийская баллада. Обелиск.

Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие...» В списках не значился. Завтра была война.

К. Д. Воробьев. Убиты под Москвой.

Ю. П. Герман. Дело, которому ты служишь. Дорогой мой человек. Я отвечаю за все.

Д. А. Гранин. Зубр. Эссе о Пушкине (Два лика. Священный дар), Достоевском (Тринадцать стуенек) и других русских классиках.

B. C. Гроссман. Жизнь и судьба. Народ бессмертен.

Вен. В. Ерофеев. Москва-Петушки.

Ф. А. Искандер. Созвездие Козлотура. Сандро из Чегема. Кролики и удавы.

Ю. П. Казаков. Рассказы.

В. П. Катаев. Белеет парус одинокий. Алмазный мой венец. Трава забвения.

B. Л. Кондратьев. Сашка.

Ю. М. Нагибин. Чистые пруды. Книга детства. Царскосельское утро (историко-биографическая проза).

В. П. Некрасов. В окопах Сталинграда.

Б. Ш. Окуджава. Путешествие дилетантов. Упраздненный театр.

Б. Л. Пастернак. Доктор Живаго.

К. Г. Паустовский. Золотая роза.

Л. С. Петрушевская. Рассказы. Пьесы.

А. И. Приставкин. Ночевала тучка золотая.

М. М. Пришвин. Фацелия. Жень-Шень. Дневники.

В. Г. Распутин. Уроки французского. Живи и помни. Прощание с Матерой.

А. и Б. Стругацкие. Пикник на обочине. Понедельник начинается в субботу.

В. С. Токарева. Повести и рассказы.

Т. Н. Толстая. Рассказы.

Ю. В. Трифонов. Другая жизнь. Обмен. Дом на набережной.

Ю. Н. Тынянов. Пушкин. Смерть Вазир-Мухтара.

В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (Васька Денисов, похититель свиней. Калигула. Надгробное слово. Шерри-бренди. Афинские ночи. Последний бой майора Пугачева).

В. М. Шукшин. Рассказы. Киноповести.

Драматургия

Е. Л. Шварц, А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, B. C. Розов.

Поэзия

Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, B. C. Высоцкий, И. А. Бродский,Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, К. М. Симонов,

Б. А. Слуцкий, Я. В. Смеляков, Вл. Н. Соколов, А. А. Тарковский, Б. А. Чичибабин.

Литература русского зарубежья

первой волны эмиграции

А. Т. Аверченко, М. Алданов, К. Д. Бальмонт, Н. Н. Берберова, И. А. Бунин, Г. Газданов,

З. Н. Гиппиус, Б. К. Зайцев, Г В. Иванов, Вяч. И. Иванов, А. И. Куприн, Д. С. Мережковский,

В. В. Набоков, М. Осоргин, И. Северянин, Тэффи, В. Ф. Ходасевич, М. И. Цветаева, И. С. Шмелев и др.;

третьей волны эмиграции

В. П. Аксенов, И. А. Бродский, В. В. Войнович, А. Т. Гладилин, С. Д. Довлатов, Н. Коржавин, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын, Саша Соколов, А. Д. Синявский и др.

 

Русская литература XIX века

Общие вопросы, связанные с литературным процессом

Основные литературные направления в XIX веке: романтизм и реализм. Хронологические границы направлений. Исторические условия возникновения романтизма: роль французской буржуазной революции 1789-1793 гг. Условия возникновения романтизма в России, просветительский характер русского романтизма. Развитие романтизма в России – от начала века до 40-х годов: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, ранний Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов. Течения романтизма: созерцательно-религиозный романтизм (Жуковский), активно-революционный (Рылеев и декабристы), самостоятельное течение, сформированное романтическими произведениями Пушкина, самостоятельное «лермонтовское» течение и течение философского романтизма (Д. В. Веневитинов, Ф. И. Тютчев).

Формирование реализма как литературного метода и направления в литературе первой половины XIX в. Значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) и трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825) в становлении русского реализма. Возникновение «натуральной школы». Роль Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского в этом процессе.

Русский реализм второй половины ХIХ в.: психологическое (А. Н. Островский, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев) и социологическое (Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин) течения реализма. Роль радикально-разночинской интеллигенции в формировании особых форм реалистического искусства, связанных с воплощением утопического идеала. Творческий метод Н. Г. Чернышевского, его связь с просветительским реализмом. «Фантастический реализм» как средство воплощения религиозно-этических идей в творчестве Ф. М. Достоевского. Традиции «натуральной школы» и особенности психо-логического реализма в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. «Критический реализм» народнической литературы. Разрушение традиционных основ «критического реализма» в творчестве А.П. Чехова. Элементы импрессионизма.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)

Личность А. С. Грибоедова, ее оценка А. С. Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». Грибоедов и декабристы. Творческая история пьесы «Горе от ума» (1824). «Горе от ума» в духовной жизни русского общества XIX века. Историческая основа жизненных конфликтов и характеров, изображенных в комедии; отражение в произведении идей декабристской эпохи. Комедия Грибоедова – «ключ к пониманию» целого исторического периода» (Д. И. Писарев). Проблематика пьесы: столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» - художественная реализация этого конфликта. Взаимодействие любовного и общественного конфликтов. Чацкий как герой своего времени. Фамусовский «лагерь»: общая характеристика персонажей: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Софьи. Внесценические персонажи и их значение в пьесе. Литературная судьба пьесы. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний» (1872). Оценка Чацкого, выявление вечного, общечеловеческого смысла пьесы Грибоедова. Значение творчества А.С. Грибоедова.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)

А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Творческая биография Пушкина. Проблема периодизации творческого пути писателя, характеристика основных его этапов. Поэзия Пушкина 1813-1820 гг. Вольнолюбивая лирика: «Вольность» (1817) и «Деревня» (1819). Проблема единства свободы и закона. Послание «К Чаадаеву» (1818). Романтизм в поэзии Пушкина (1820-1824 гг.). Южные поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Черты романтической поэтики. Признаки разрушения романтического стиля. Становление реализма в творчестве Пушкина: трагедия «Борис Годунов» (1825). Формирование реалистической концепции человека. История и вымысел в поэтике Пушкина. Поэма «Полтава» (1828). «Евгений Онегин» (1823-1831) – реалистический роман в стихах. Историзм в изображении состояния русского общества. Система образов. Формы проявления авторского начала. Равноправие лирической и эпической стихий в романе. Характер отношения автора к главному герою. Образ Татьяны: его содержание и функции в романе. Сюжетно-композиционное своеобразие произведения. «Болдинская осень» 1830 г. – новый этап в творчестве Пушкина. «Повести Белкина», «Маленькие трагедии». Образ Петра I в творчестве Пушкина. Неоднозначное отношение писателя к этому историческому деятелю. Поэма «Медный всадник» (1833). Усиление пафоса гуманизма, нравственно-этических и философских исканий в творчестве писателя 1833-1836 гг. «Пиковая дама» (1833). «Капитанская дочка» (1836): место произведения в творчестве Пушкина, историческая основа повести, тематика и проблематика произведения, центральный конфликт повести, логика его решения. Главные и второстепенные персонажи повести: их роль в реализации центральной идеи произведения. Жанровое своеобразие. Эволюция пушкинской лирики. Значение творчества Пушкина для русской литературы и культуры.

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Проблема творческого метода Лермонтова: сочетание романтической и реалистической поэтик. Внутреннее единство творчества Лермонтова. Сквозные мотивы в его произведениях. Лирика Лермонтова. Лирический герой. Основная тональность лермонтовской лирики. Мотивы пророчества и избранничества. Осмысление собственной художественной судьбы. Отражение противоречивости романтического сознания. Демонизм и проблемы «добра» и «зла», тема «нравственного воскресения». Идеальное начало в лирике. Трагизм мировосприятия.

Обращение к теме народа. Реалистические тенденции в ее раскрытии. Цельность и героизм народного характера («Бородино», 1837). Любовь к родине. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837). Центральные образы. Реалистическая многогранность характеров. Воссоздание патриархальных нравов. Использование мотивов народнопоэтического творчества. Поэмы «Мцыри» (1839), «Демон» как итог романтического творчества. Апофеоз мятежной личности и осознание эгоцентричности романтического разлада с миром. «Герой нашего времени» (1840). Образ Печорина. Печорин – новый тип в литературе. Структура образа. Печорин - идейный и композиционный фокус романа. Значение циклической структуры романа и инверсии для раскрытия характера героя. Идейно-художественная функция образов Максима Максимовича, Бэлы, Мери, Грушницкого и др. Ирония в романе, формы ее художественного проявления. Жанровая уникальность произведения. «Герой нашего времени» и русский психологический роман. Значение творчества М. Ю. Лермонтова для русской литературы.

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852)

Творчество Н. В. Гоголя - новый этап в развитии русской литературы. Циклы повестей и рассказов: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести». «Ревизор» (1835) - социально-нравственная проблематика. Персонажи комедии. Образ Хлестакова, авторские комментарии к этому характеру. Положительный герой (или положительное начало) в комедии. Трактовка Гоголем комедии «Ревизор»: ожидание нравственно-преобразующего воздействия ее на общество. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842). История создания. Авторский замысел романа и его судьба. Соединение в поэме двух уровней обобщения: конкретно-социального и нравственно-философского. Многосоставность жанра «Мертвых душ»: синтез элементов плутовского романа с элементами романа-путешествия; соединение нравоописательного и бытового романа с символическим повествованием. Включение в повествование образа автора и роль позитивного авторского идеала. Персонажи «Мертвых душ». Особенности их изображения. Общее (типологическое) и индивидуальное в образах помещиков. Образ Чичикова, его типическое значение и художественная функция в системе образов поэмы. Идея духовного совершенствования личности во втором томе «Мертвых душ» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Характер нравственно-этических исканий писателя. Общее значение творчества Гоголя для русской культуры и литературы.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848)

Общее представление о литературной критике. Литературная критика и литературный процесс. Роль русской критики в развитии русской литературы XIX века. Белинский как теоретик и историк литературы. Журналы «Отечественные записки» и «Современник», их роль в общественно-эстетической и литературной борьбе эпохи. Белинский о сущности и специфике искусства, его содержании, общественной роли, о народности, типическом в реалистическом искусстве.

Общее содержание цикла статей В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846). Статьи В. Г. Белинского о М. Ю. Лермонтове: «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о Н. В. Гоголе: «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

 

Островский Александр Николаевич (1823-1886)

Значение Островского в создании русского театрального репертуара. Открытие нового пласта жизни в русской литературе: Островский - «Колумб Замоскворечья» (В. Г. Белинский). Выход писателя на общественную тематику и проблематику: его драматургия – универсальная картина исторической жизни России. Периоды творчества: ранний («Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста» и др.), «славянофильский» период («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и др.), период 60-80-х гг.. («На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Лес», «Снегурочка» и др.). Особое место драмы «Гроза» (1859) в творческой биографии Островского и в русской драматургии. Центральный конфликт, его композиционное решение. Реалистическая символика пьесы. Символический смысл заглавия. Статьи Н. А. Добролюбова, посвященные творчеству Островского: «Темное царство» (1859), «Луч света в темном царстве» (1860). Принципиальное значение последней в раскрытии глубинного смысла драмы «Гроза». Образ Катерины в оценке М. А. Антоновича, Ап. Григорьева, Д. И. Писарева.

 

Гончаров Иван Александрович (1812-1891)

Творчество И. А. Гончарова – романиста: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869). Столкновение романтических иллюзий и трезвой действительности – основа конфликта первого романа. Образы Александра и Петра Адуевых. Диалогическая структура повествования. Связь романа с традициями «натуральной школы» (В. Г. Белинский «Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). Роман «Обломов». «Обломовщина» как социально-историческое явление и как свойство характера. Личность Обломова и «среда». Диалектика характера главного героя. Функциональное значение образов Ольги Ильинской и Андрея Штольца в художественной структуре романа (Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»). Значение романа «Обрыв» в контексте романного творчества Гончарова.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883)

Творчество И. С. Тургенева в перспективе развития литературы второй половины XIX столетия. Цикл рассказов «Записки охотника» (1847-1852), их общественное и литературное значение. Эволюция «красивого героя» от романа «Рудин» (1855-1856) до романа «Отцы и дети» (1862), («Дворянское гнездо» и «Накануне»). Общественно-политическое содержание романов Тургенева. Идейно-эстетическая позиция Тургенева, его отношения с журналом «Современник». Статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». Разрыв с «Современником». «Отцы и дети» – плод общения с «Современником». Полемичность романа. Система героев. Образ Базарова. Воплощение в нем типических черт разночинно-демократической интеллигенции 1860-х гг. Базаров как герой своего времени (ср. статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени»). Позитивные стороны мировоззрения Базарова и его заблуждения, мировоззренческий кризис. Смысл драматического финала: почему Тургенев завершил роман смертью главного героя? Выражение в финале сложной авторской оценки главного героя. Настоящее и будущее общественной жизни России в романах Тургенева.

 

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)

Революционно-демократическое движение в России: Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Значение этого движения в культурно-историческом развитии России, его плюсы и минусы. Общественно-идеологическая борьба в русском обществе. Роль журналов «Современник» и «Русское слово» в этой борьбе. Чернышевский — лидер русской радикальной интеллигенции. Круг Н. Г. Чернышевского (его взаимоотношения с Н. А. Некрасовым, Н. А. Добролюбовым). Чернышевский в журнале «Современник». Эстетические и критические работы Чернышевского: «Эстетические отношения искусства к действительности», рецензии на произведения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Роман «Что делать?» (1863) — произведение о «новых людях». Общее значение романа для современников (оценка, данная Д. И. Писаревым в статье «Мыслящий пролетариат», 1864). Социальная утопия Чернышевского, ее историко-социальный смысл и приемы воплощения. Особенности повествования и специфика жанра романа.

 

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861)

Добролюбов — критик круга Чернышевского. Цельность революционно-демократических убеждений Добролюбова, обеспечивших определенный этический и эстетический подход к анализируемым произведениям. Критицизм Добролюбова. Резкое отрицание социального строя современной ему России. Добролюбов — представитель новой демократической интеллигенции. Добролюбов и редакция журнала «Современник». Статьи о русских писателях: А. Н. Островском («Темное царство», 1859; «Луч света в темном царстве», 1860), И. С. Тургеневе («Когда же придет настоящий день?», 1860), И.А. Гончарове («Что такое обломовщина?», 1859).

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878)

Начало нового этапа в развитии русской литературы. Проблема демократических преобразований в 60-е гг. и последующий период. Проблема народа в 60-70-е гг., отражение ее в литературе. Гражданская лирика Некрасова. Особенности его лирической системы: разрушение лирической замкнутости, открытость внутреннего лирического мира, устремленность его навстречу другому миру, узнавание этого мира, заключение его в круг своих мыслей и чувств. Традиции и новаторство в поэзии Некрасова. Открытие новых возможностей лирического рода литературы в стихе Некрасова. Вторжение повествовательного начала в лирические жанры. Лирический герой Некрасова (в сопоставлении с лирическим героем Пушкина, Лермонтова). «Натурализм» поэзии Некрасова, его связь с «натуральной школой». Отличие от традиций «натуральной школы»: решение внутреннего психологического конфликта на пути приобщения к «народной правде». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1865-1877). Общая характеристика поэмы. Ее место в творчестве Некрасова. Основной общественный конфликт эпохи и его отражение в поэме. Особенности композиции поэмы. Жанровые особенности поэмы. Народность поэмы: постановка вопросов общенародной значимости, изображение жизни, характеров, использование фольклорных элементов. Система образов-характеров в перспективе ответа на вопрос, поставленный в заглавии поэмы. Значение творчества Н. А. Некрасова для русской литературы.

Тютчев Федор Иванович (1803-1873)

Личность Ф. И. Тютчева и его время. Романтическое «двоемирие» в его творчестве. Основные мотивы творчества Тютчева. Тютчев как «поэт мысли» (И. С. Тургенев). Своеобразие любовной лирики. Стихотворения «денисьевского» цикла. Традиции Тютчева в русской поэзии конца XIX – начала XX веков.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892)

Драматизм судьбы Фета. Продолжение романтических традиций в его творчестве. Принципы «чистого искусства» в теоретических декларациях Фета и его стихотворной практике. Поэтическое новаторство. Восприятие поэзии Фета современниками. Фет как предтеча русского символизма.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889)

Преемственные связи сатирического творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина с сатирой Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя. Вершинное произведение социально-политической сатиры — «История одного города» (1869-1870). Жанровые традиции и новаторство автора. Образы градоначальников, изображение народа. Опора на тексты Священного Писания: апокалиптическая картина «конца света», когда «история прекращает движение свое». Внешнее построение произведения: «От издателя», «Обращение к читателю», «О корени происхождения глуповцев» и т.д. Сатирические художественные приемы. «Общественный» роман «Господа Головлевы» (1875-1880). Чудовищное искажение личности, нарушение человеческого в человеке, попрание основ человеческих взаимоотношений, грех «праздномыслия» и пустословия - основные темы романа. «Сказки» (1882-1886). Сказочный цикл как итог и синтез идейно-творческих исканий сатирика. Связь с фольклором. Проявление в сказках народного миропонимания в представлениях о силах добра и зла, нищете и богатстве, суде правом и неправом, о разуме и справедливости. Наличие сквозной общечеловеческой темы, соседствующей с басенным или сказочно-сюжетным радом. Исторический оптимизм и формы его выражения. Фантастический мир Щедрина, построенный на аллегориях, гиперболе, иносказании.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881)

Роман в письмах «Бедные люди» (1845) - начало литературной деятельности Ф. М. Достоевского, признание критикой нового психологического подхода в изображении «маленьких людей». Общественные взгляды Достоевского: увлечение социалистическими учениями (кружок Петрашевского,1847). Каторга и ссылка в Сибирь (1849-1859), формирование «почвеннических» убеждений. Христианский социализм как идеологическая подоплека романа «Преступление и наказание» (1866). Нравственно-философский и социальный смысл преступления Раскольникова. Мотив «человеколюбия»: стремление помочь «униженным и оскорбленным», обоснование насилия (статья Д. И. Писарева «Борьба за жизнь»), философия «наполеонизма», идеал «сильной личности», утверждение ее ценности. Противоречие между идеалом и способами его утверждения. Внутренний крах личности и пути ее возрождения. Религиозно-этические мотивы: сюжетная развертка Притчи о воскресении Лазаря. Особенности развития сюжета: взаимодействие идейно-художественных центров – пересечение линии душевной борьбы Раскольникова с линией душевной борьбы Сони Мармеладовой. Идейно- композиционная роль эпилога. Достоевский – автор великих романов: «Идиот» (1868-1869), «Бесы» (1871-1872), «Братья Карамазовы» (1879-1880). Религиозная позиция Достоевского: Христос - высший идеал человека и человечества. Значение творчества Ф. М. Достоевского для русской и мировой литературы.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910)

Начало литературной деятельности Л. Н. Толстого – трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1851-1856), «Севастопольские рассказы», «Казаки». Принцип психологического анализа в произведениях «молодого» Толстого («диалектика души»). «Война и мир» (1863-1869): история замысла (роман о декабристах) и его эволюция (формирование романа-эпопеи). «Мысль народная» в романе, ее историко-социальный и психологический аспекты. Характеристика нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в контексте «мысли народной». Функция образа Наташи Ростовой в художественной системе романа. Роль образа Платона Каратаева в соотнесенности с образом Наташи Ростовой. Сходство художественных функций. Сочетание историко-философского и нравственно-психологического планов повествования в романе-эпопее. Роман «Анна Каренина» (1873-1877). «Мысль семейная» и «мысль народная» в романе.Творчество Толстого 1880-х — начала 1890-х гг., переход на позиции патриархального крестьянства. Рассказы для народа. Религиозно-этические взгляды Толстого. Роман «Воскресение»(1899) — критика современной писателю действительности, проблема нравственного воскресения. Место Л. Н. Толстого в истории русской литературы.

Чехов Антон Павлович (I860-1904)

А. П. Чехов как представитель русского реализма конца XIX века. Современники об А. П. Чехове (Л. Н. Толстой, М. Горький, Б. Зайцев, К. Чуковский и др.). Новаторство писателя. Укрупнение жанра рассказа (текст и подтекст в чеховском повествовании), лирическое начало, чеховский тип «объективного повествования», поэтика импрессионизма в художественной системе Чехова. Юмористика писателя. Смех Чехова: традиции и новаторство - «пошлость пошлого человека» (Н. В. Гоголь), «мелочь» социального зла (М. Е. Салтыков-Щедрин), «трагизм мелочей быта» в поэтике А. П. Чехова. Конфликт сущего и должного в юмористических рассказах. Рассказы и повести 1890-х годов. Человек и общество, герой и мир. Время и пространство в чеховском повествовании. Быт и бытие героев рассказов 1890-х гг. Обыватель в прозе Чехова («О любви», «Попрыгунья», «Ионыч»). Поиски смысла жизни и сюжет «ухода», «прозрения» в жизни чеховского интеллигента («Учитель словесности», «Невеста»). Поиски правды и проблема народа («Мужики», «В овраге», «Новая дача»). Драматургия Чехова. «Бессюжетность», «двуплановость», лирико-ироническое двуязычие чеховских пьес. Сюжетно-композиционная роль символа. «Вишневый сад» (1903). Темы, затронутые в пьесе: трудности преодоления инертности жизни, нравственная ответственность человека (перед ближним, перед самим собой и пр.). Персонажи пьесы и особенности чеховской типизации. Многозначность символа. Роль лирического подтекста. Чехов и МХАТ.

Русская литература XX века

Проза конца XIX - начала XX века

Куприн Александр Иванович (1870-1938)

Личность художника как фактор формирования индивидуального метода и стиля. Влияние Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова на творчество А.И. Куприна. Исследование «психологии страстей». Повесть «Молох» (1896) – итог творческих исканий Куприна 1890-х гг. и первое острое социальное выступление писателя. Использование впечатлений от поездки по заводам Донбасса. Трагедия «слабого» героя-правдоискателя. Проблема «естественного человека» («Олеся», 1898). Повесть «Поединок» (1905) – явление психологической прозы. «Биографическая» основа повести, использование воспоминаний о службе в армии. Обобщающая сущность художественных образов повести, типичность и характерность героев, их поступков и переживаний. Традиции Л. Н. Толстого в изображении рефлексии героя, его духовных исканий. Уроки М. Горького в повести.Творчество Куприна 1910-х гг. Психологический максимализм в рассказах «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). Тема любви в творчестве писателя, ее вариации (ожидание любви, трагический исход и пр.). Утверждение ценности человеческой индивидуальности, вера в ее будущий расцвет, постоянный интерес к ее внутреннему миру – главные составляющие пафоса творчества Куприна.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953)

Философичность художественного мышления как основа целостности творчества И. А. Бунина. Ранняя поэзия Бунина. Сборники 1891-1901 гг. и их роль в формировании индивидуального поэтического стиля. Творческое осмысление традиций А. Фета, А. К. Толстого. Связь лирики 1910-х гг. с традицией Ф. И. Тютчева. Углубление философичности и проявление ее в поэтической структуре произведений (отдельное–общее, мгновенное–вечное и т.п.). Своеобразие прозы. Основные тематические сферы: 1) «деревня» («мужицкая» тема); 2) аспекты бытия (человек и природа, красота, любовь, конечность жизни и пр.). Размышления о судьбах России, о русском национальном характере («Деревня», 1910). Бунинская концепция любви, ее реализация в рассказах «Грамматика любви» (1915), «Сны Чанга»(1916), «Легкое дыхание» (1916). Особенности поэтики бунинской прозы: тяготение к четкому сюжету, контрастному изображению, необычные формы проявления лиризма – в ритмической и звуковой организации повествования. Усиление роли экспрессивных элементов: заострение сюжетных ситуаций, обостренность форм восприятия мира.

Андреев Леонид Николаевич (1871-1919)

Философичность, интерес к парадоксам, контрастность изображения мира - характерные черты творчества Л. Н. Андреева. Ориентация на психологическую прозу ХIХ века – Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Увлечение философией А. Шопенгауэра. Осмысление вечных вопросов: взаимосвязь добра и зла, границы познания, место иррационального в судьбе, роль бессознательного. Проблема «человек и рок». Отражение художественных исканий в драме «Жизнь человека» (1907). Новаторство Андреева-драматурга: отталкивание от бытовизма, обобщенность образов-символов, их гиперболизация, обращение к гротеску, трагедийная тональность. Использование традиций античного театра (декламация, коллективные монологи, хоровые партии, ритмизация речи), средневековой мистерии, опыта символизма и народного театра. Повесть «Иуда Искариот» (1907). Обращение к теме предательства, извечного противостояния добра и зла. Творчество Андреева как новый этап в развитии реализма: сближение реалистической традиции с модернистской. Экспрессионизм как определяющий принцип его поэтики: неестественность пропорций, резкая контрастность, смещенность планов повествования; особая роль символики.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936)

Особенности жизненной и творческой судьбы. Идейно-художественные искания М. Горького в начале 1890-х гг. Романтические и реалистические начала в его творчестве. Утверждение образа сильного человека, активной личности («Макар Чудра», 1892; «Старуха Изергиль», «Челкаш», 1895; и др.). Концепция романтического характера. Жанровое разнообразие произведений Горького-романтика: рассказы, легенды, сказки, поэмы, «песни». М. Горький — драматург. Традиции театра Чехова в горьковской драматургии (отказ от сюжетной интриги, ориентация на «обыкновенность» ситуации и пр.). Пьеса «На дне» (1902). Социальные и философские идеи. Система образов. Социально-психологические типы, их индивидуальное преломление в драме. Идейный конфликт пьесы. Воплощение нравственного императива писателя: «Человека рождает его сопротивление окружающей среде». Роман «Мать» (1906) как проявление политической тенденции в искусстве. Отражение в нем социалистической идеоло



2018-07-06 531 Обсуждений (0)
Список литературных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Список литературных произведений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)