Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение принципов социологизма к исследованию причин самоубийств.



2018-06-29 274 Обсуждений (0)
Применение принципов социологизма к исследованию причин самоубийств. 0.00 из 5.00 0 оценок




Систематизация наук.

В основу своей классификации наук Конт положил принцип однородности всех явлений. Понятие «однородности» подразумевает естественный характер всех явлений окружающего мира, т.е. подчинение их естественным законам этого мира. Классифицируя науки исходил из объективных атрибутов. Предложил 2 критерия классификации наук:

1. Разделение на абстрактные и конкретные. Абстрактные - науки, о законах, определяющих категории и явления. Конкретные - науки, которые прилагают эти законы к частным областям.

2. Разделение всех наук на 6 абстрактных теоретических дисциплин: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Место каждой науки дано ей по степени усложнения предмета изучения.


+8. «Закон трех стадий» О. Конта.

Закон трех стадий – основной закон науки об обществе. Именно с точки зрения данной идеи Конт прослеживал весь процесс развития человеческого знания, индивида и О в целом.

1. Теологическая - господство религиозно-мифологического сознания. человеческий разум не в состоянии заниматься решением научных вопросов, но он занимается проблемами, которые недоступны человеческому познанию в принципе. Речь идет об исследовании конечных причин, абстрактных сущностей и т.д.
Фазы:
* Фетишизм – всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная вследствие их обыкновенно более сильного действия. Наиболее возвышенная ступень этого фазиса - поклонение небесным светилам.
* Политеизм. Ясно представляет свободное умозрительное преобладание воображения, между тем как раньше преобладали инстинкт и чувства. Лишение вещей жизни.
* Монотеизм. Разум начинает все более и более сокращать прежнее господство воображения, давая постепенно развиваться до сих пор почти незаметному всеобщему чувству, говорящему о необходимом подчинении всех явлений неизменным законам.

2. Метафизическая. Конец XVIII - XIX вв.-человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии, метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. Кризисная и переходная стадия.

3. Положительная (реальная). Вторая половина XIX в. - здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов, а законов.


+9. Г. Спенсер о сущности эволюционного процесса в природе и обществе.


Г. Спенсер подходит к проблеме раскрытия сущности эволюции, рассматривая ее как восходящее движение, как переход от простого к сложному и прежде всего противопоставляя эволюцию процессу разложения, распада, и делает это весьма обстоятельно. Первым делом, будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи - от косной, неживой до социальной. Общая же суть перемен, происходящих с материей во всех ее разновидностях и формах, заключается, по Спенсеру, в следующем.
Различные материальные тела могут существовать в двух противоречивых процессах - интеграция (то есть объединение, слияние) и движение; при этом необходимо учитывать, что: (1) потеря (точнее, связывание) движения ведет к интеграции; (2) в свою очередь, при распаде единого тела - дезинтеграции - входившие ранее в состав его и теперь разъединяющиеся материальные частицы вновь приходят в движение. Именно эти два процесса, находящихся в антагонизме друг с другом, и образуют то, что Спенсер называет (1) эволюция и (2) разложение. Разложение (или рассеяние) подразумевает высвобождение движения и дезинтеграцию материи. Эволюция же, напротив, представляет собою процесс объединения, интеграции материи и связывание движения.
Эти процессы эволюции и дезинтеграции Спенсер в своих "Основных началах" иллюстрирует многочисленными примерами процессов перехода самых разнообразных форм материи из однородного (гомогенного) состояния в неоднородное (гетерогенное).
Так, эволюция Вселенной состояла в переходе космической пыли от сильно рассеянного состояния, подобного хаотичному броуновскому движению, к сгусткам материи - звездам и планетам. Эволюция отдельных планет, подобных Земле, совершалась в ходе остывания раскаленного газового шара вначале до гомогенной расплавленной массы, из которой в дальнейшем выделялись твердые (земная кора), жидкие (гидросфера) и газообразные (атмосфера) части.
Растение совершает свою эволюцию благодаря тому, что оно впитывает в себя и связывает в своем теле множество различных элементов, находящихся в окружающей его среде в виде солевых растворов, газов, а также энергетические потоки солнечного света.
Эволюция и рост животного организма также происходит в процессе поглощения, переработки и вторичной концентрации различных элементов, входящих в состав окружающих его растений и животных.
Огромное множество аналогичных процессов можно обнаружить и в ходе эволюции социальных организмов. Спенсер приводит целый ряд примеров интеграции меньших человеческих общностей в бу льшие. Малые крестьянские хозяйства объединяются в большие феодальные владения; эти владения сливаются в провинции, провинции - в королевства, королевства - в огромные империи... И всякий раз это сопровождается усложнением (и одновременно - упрочением) социальных связей, появлением новых органов управления, усложнением их функций.


+10. Теория социальных институтов Спенсера как попытка системного исследования общества.

Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от остальных и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад "социального организма". Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по Спенсеру, опасно потому, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в "социальном организме". Концептуальной основой марксистской С, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Концепция о формациях и их смене стремилась придать идее социального прогресса естественно-исторический смысл. Определение формации и формулировка экономического закона перехода от одной формации к другой, реализуя идеи системного подхода к обществу, вместе с тем переводило знание об обществе и его развитии в разряд исследования в духе позитивистской парадигмы. Общественное разделение труда и складывающиеся на его основе производственные отношения оказывают, по мнению Маркса, решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяя их в целостную систему.


+11. Учение Г. Спенсера об обществе как социальном организме.

Проведя сравнительный анализ, Спенсер выделил 6 сходств общества и биологического организма.

1. на протяжении большей части своего существования общество, как и биологический организм, растет и увеличивается в объеме;

2. по мере роста усложняется структура как общества, так и биологического организма;

3. усложнение структуры общества и биологического организма сопровождается дифференцированием функций;

4. дифференциация структуры и функций в обществе и организме сопровождается усилением взаимодействия всех структурных элементов;

5. в обществе, как и в организме, после разрушения целого отдельные элементы могут некоторое время существовать автономно;

6. аналогия между обществом и организмом может быть перевернута.

Проводя аналогию между обществом и организмом, Спенсер, тем не менее, не ставил знак равенства, так как считал, что между ними существует ряд различий:

1. дифференциация функций в организме такова, что чувствовать и мыслить могут только отдельные органы, в обществе же эти способности распространяются на все элементы;

2. организм — это конкретно целое, все элементы которого неразрывно связаны друг с другом, общество же — дискретно целое, а люди, составляющие его, достаточно самостоятельны;

3. в организме все элементы существуют для и ради целого, в обществе же, наоборот — целое существует для того, чтобы обеспечить существование каждого элемента.

Сравнение общества и организма позволило Спенсеру выявить закономерности в организации общества и первым выделить и научно обосновать его структурные элементы. Учение Спенсера о социальном организме позволило выявить институционализм общественной жизни. Проводя аналогию между отдельными органами организма и функциональными системами общества, Спенсер выявил социальные инститы ("социальные учреждения").

Спенсер ввел такие понятие, как социальная организация, социальная функция, социальный процесс.

Развитие общества Спенсер также рассматривал по аналогии с эволюцией биологического организма. В основе социальной эволюции лежат два противоположных процесса — дифференциация и интеграция.

В основе социологии эволюции, по Спенсеру, лежит усложнение общественной жизни, дифференция социальных функций и появление новых социальных институтов. Этапы в развитии общества характеризуются появляением новых, значимых социальных институтов.


12. Общество как особая социокультурная реальность в работах Э.Дюркгейм.

Социальная реальность, выделенная Дюркгеймом, является порождением взаимодействия людей и не может быть сведена к сумме составляющих ее людей. Общество это — "нечто особенное" (на латыни — "Sui generis").

Общество как социальная реальность является объектом и предметом исследования социологии.

Теория Эмиля Дюркгейма включает 3 раздела:

§ социальная морфология исследует субстрат общества, его структуру и материальную форму; социальная морфология изучает географическую основу жизни народов и процессы, связанные с народонаселением;

§ социальная физиология исследует жизненные проявления общества; социальная физиология включает социологию религии, социологию морали, юридическую социологию и т.д.;

§ общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы функционирования и развития общества.

Особую значимость для развития социологии имеет разработанная Дюркгеймом методология социального исследования. Дюркгейм является создателем метода структурно-функционального анализа, который до сих пор является основой изучения любого общества.

+13. Э. Дюркгейм и понятие “социологизма”.

“Социологизм” - основополагающие принципы социологии Дюркгейма.

Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона “социологизма”, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и “реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами.

3. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной

Таким образом, характерная онтологическая черта “социологизма” - это “социальный реализм”. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам

Методологический аспект “социологизма” тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе -социология - подобна наукам о природе в отношении методологии.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата

3. Социология выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук.

+14. Понятие аномии у Э. Дюркгейма.

Аномия - состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.


+15. Концепция “понимания” как социологический метод у М. Вебера.

Понимающая социология

Необходимость понимания предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук. Вебер не противопоставляет «понимание» «причинному объяснению», а напротив, тесно их связывает.

Социология, также как и история, должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является «простейшим единством» как социологии, так и истории.

Принцип «понимания» оказывается критерием, с помощью которого отделяется сфера, релевантная для социолога, от той, которая не может быть предметом социологического исследования. Задача социологии – свести категории определенного рода действий людей к «понятным» действиям, т.е. к действиям отдельных участников.


16. Понятие социального факта в работах Э. Дюркгейма.

“Правила социологического метода”- - ввел понятие “социального факта”, которые он считал независимыми от воли и сознания людей и являющихся принудительной силой, заставляющих людей действовать определенным образом. Д. подразделял сой. факты на материальные (демографические, географические и т.д.) и духовные -коллективные представления (привычки, традиции, обычаи, правила поведения). Общество по Д. - самостоятельное бытие, наделенное превосходством над индивидом.


17. Понятие социальной солидарности в работах Э. Дюркгейма.

Главным критерием соц. развития Д. считал “социальную солидарность”, а силой созидающей социальное целое - разделение труда. Солидарность покоится на коллективном сознании - традициях и верованиях, которые разделяют члены общества. Коллективное сознание отражает характер народа, но независимо от него. Разделение труда обуславливает обмен, юридической формой которого является договор и взаимные обязательства членов общества, созидающие сотрудничество и кооперацию. Д. различает механическую и органическую солидарность. Первая покоится на принуждении, вторая на терпимости и демократии.

Применение принципов социологизма к исследованию причин самоубийств.



2018-06-29 274 Обсуждений (0)
Применение принципов социологизма к исследованию причин самоубийств. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение принципов социологизма к исследованию причин самоубийств.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)