Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Содержательные аспекты русской политической мысли 8 страница



2018-06-29 443 Обсуждений (0)
Содержательные аспекты русской политической мысли 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Политические взгляды дворянства получили отражение в произведениях Н.М.Карамзина (1766-1826 гг.), в частности, в “Записке о древней и новой России” (1811 г.), а также в “Истории государства Российского, над которой он работал в 1803-1826 гг. Н.Карамзин провидит идею о том, что “Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием”.

 

Большую роль в развитии политической мысли России сыграли “Философские письма” П.Я.Чаадаева (1794-1856 гг.). Проблемы, поднятые им обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе полемики сложились два течения в российской общественно-политической мысли – славянофилы и западники, отстаивавшие различные пути развития России. [c.50]

 

Не меньший вклад в развитие социально-политической мысли внес Н.Данилевский (1822-1885), предшественник О.Шпенглера, Тойнби, отвергший европоцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разнокачественности человеческих культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма ХХ столетия, мыслителем, который “дал нам нечто вроде научной основы для избрания дальнейшего самобытного исторического пути (К.Леонтьев). А может быть, по слову Ф.Достоевского, “автором настольной книги для всех Русских надолго”.

 

Поднятые им проблемы о взаимоотношении государства и церкви, соотношении политики и нравственности не потеряли своего значения и по сегодняшний день. Он отрицал, например, верховенство этических принципов христианства в отношениях политических, правовых, социальных, отрывая политику от морали и одновременно подчиняя ее политике (12).

 

44) Конституционный самодержавный реформизм М. М. Сперанского.
Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839) - политический мыслитель, правовед, общественный деятель.
Сперанский признавал, что самодержавие является исторической формой правления, то есть имеющей своё начало и конец.
Появление государства рассматривает как результат развития собственности. Он считает, что государство - общественный союз, который возник, чтобы обеспечить "свое каждому". Государство строится на "1) взаимном признании самостоятельности, 2) собственности". Государство представляет собой союз польз. Польза является источником права: "Подати собираются не по праву, но по необходимости и пользе, отнять необходимость и тогда подати будут несправедливы".1 Наиболее мощными движущими силами общества провозглашал собственность и торговлю. Россия, по мнению Сперанского ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным
"через правильные законы", жалованные императором народу.
Государством, по Сперанскому, движут и управляют три силы: законодательная, исполнительная и судебная. Начало их и источник - народ, ибо он и есть не что иное, как нравственные и физические силы людей в отношении общежития.
Сперанский - сторонник конституционной монархии. В записке "О коренных законах государства" он прямо указывает, что будущим строем должны быть или "ограниченная монархия, или умеренная аристократия", основанные на конституции. Это означает: "1) что коренные законы государства должны быть творением народа; 2) что коренные законы государства полагают пределы самодержавной воли"5.
Закон, по мнению М.М.Сперанского, считается не только ограничением власти самодержавия, но и сосредоточением силы государства. Приходит к убеждению, что "самовластие" - признак слабости правительства.
Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный бюрократический аппарат, обеспечивающий её функциональную деятельность.
На сословный строй общества М.М.Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.
Дворянство он наделял всеми политическими и гражданскими правами и дополнительным правом владения землями, населенными крестьянами, с обязанностью уплаты налога за владение землей. Среднему сословию (владельцам любой недвижимости) он представлял все гражданские права, а политические - в зависимости от имущественного ценза. Рабочий народ - только гражданскими правами.
К крепостному праву Сперанский относился отрицательно.

 

45. Конституционный самодержавный реформизм М.М.Сперанского.

"Введение к Уложению государственных законов" (1809). Попытка осуществить конституционные идеи на практике. С. Был убеждён, что политические реформы в России необходимо начать с реорганизации центральных органов управления. М.М. Сперанский был убежденным конституционалистом. Во всех его политических трактатах и проектах государственных преобразований проводилась мысль о верховенстве закона над самодержавной властью.

 

По «конституции» Сперанского все население страны разделялось на два сословия: высший класс и низший класс. Эти классы должны быть устроены так, чтобы высший класс стоял между правительством и низшим классом, но имел с последним выгоды. Сперанский устанавливает следующее “разделение состояний”: 1) дворянство, как владельцы недвижимой собственности, 2) “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3) “народ рабочий” (помещичьи крестьяне, “домашние слуги, ремесленники и рабочие люди и поденщики”). Разделение шло по обладанию гражданскими и политическими правами. Гражданскими правами обладали все тир категории, но политическими только те, кто владел недвижимостью. Был возможен переход из различных состояний.

 

В основу государственного устройства России Сперанский положил идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом судебной власти должен был стать Сенат, исполнительной -- министерства, законодательной -- Государственная дума. Однако выше всех этих высших органов учреждался Государственный совет в качестве совещательного органа при царе. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект, даже принятый Государственной думой, Его величество император.

 

Суть же принимаемой конституции сводилась к следующему: 1) Устанавливается разделение властей, 2) мнения законодательной власти совершенно свободны и должны точно отражать народные желания, 3) судебная власть независима от исполнительной, 4) исполнительная власть ответственна перед законодательной.

46)Политические идеи декабристов

 

в 1820 г. Союз благоденствия пыл распущен, после доклада Пестеля, предложившего учредить республиканский строй в России. союз разделился на Северное (Петербург) - Муравьёв, и Южное общество (Украина) - Пестель.

 

Оба общества имели следующие общие цели: 1) отмена крепостного права; 2) ликвидация самодержавия; создание в России представительных учреждений, республики или конституционной монархии; 3) отмена сословного строя, введение всеобщего равенства перед законом, равных для всех гражданских прав и свобод, упразднение дворянства; 4) план "военной революции" как средства достижения этих целей. Предполагалось, что члены тайных обществ - офицеры в назначенный день с помощью руководимых ими воинских частей вынудят правительство к капитуляции. План был подсказан успехами военных революций в некоторых зарубежных странах (особенно в Испании).

 

В рамках этой общей программы ряд конкретных целей и способов их достижения Северное и Южное общества представляли себе по-разному. Разногласия относились к вопросам: 1) о земле; 2) о политических правах; 3) о форме правления; 4) о форме государственного единства будущей России; 5) о способах преобразования государственного и общественного строя.

 

В Северном обществе обсуждались проекты конституции, которые составил Никита Михайлович Муравьев (1795-1843 гг.). В первом варианте проекта говорилось: "Земли помещиков остаются за ними". Предусматривалось даже возмещение убытков, причиненных переселением поселян в другие места. В третьем проекте утверждалось иное: "Помещичьи крестьяне получают в свою собственность дворы, в которых они живут, скот и земледельческие орудия, в оных находящиеся, и по две десятины земли на каждый двор, для оседлости их".

 

По проектам Н.М. Муравьева политические права обусловлены высоким имущественным цензом, тем более высоким, чем о более высоких государственных должностях идет речь.

 

На совещании 1820 г. Муравьев был согласен с Пестелем в требовании республики. Однако с 1821 г. он пришел к мысли о преимуществах монархии, основанной на разделении властей.

 

Законодательную власть, по конституции Муравьева, осуществляет Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и Палаты представителей.

 

Верховная исполнительная власть принадлежит императору: "Император есть верховный чиновник российского правительства". При вступлении в правление он приносит присягу посреди Народного Веча, дав клятву верности сохранять и защищать конституционный устав России. Права императора довольно обширны (назначение министров, чиновников, послов, право отлагательного вето, права верховного военачальника и др.), но его деятельность и деятельность чиновников исполнительной власти подлежат контролю и оценке Народного Веча.

Высшим органом судебной власти является "Верховное судилище". Предусматривались системы судов (областные, уездные заседания) с участием присяжных.

 

Республика допускалась Н.М. Муравьевым лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии, согласной занять престол на изложенных условиях. Необходимость в России монархии он обосновывал обширностью территории страны, требующей значительной силы власти. Будущая Россия предполагалась как федерация, состоящая из нескольких держав и областей или из областей (по первому проекту - 14 держав и 2 области, по второму - 13 держав и 2 области, по третьему проекту - 15 областей). Державы и области образуются по территориальному принципу (Балтийская, Заволжская, Западная, Черноморская, Ленская и др.). В каждой из держав избиралось двухпалатное "законодательное" (правительствующее - по второму проекту) собрание; исполнительную власть осуществлял "Державный правитель", избранный Народным Вечем и утвержденный императором. Верховная Дума (в составе Народного Веча) избиралась собраниями держав.

 

Еще более радикально те же проблемы решал Павел Иванович Пестель (1793-1826 гг.). Им написана "Русская Правда" - программный документ Южного общества.

 

Аграрный проект Пестеля основан на том, чтобы, освободив крестьян, улучшить их положение, "а не мнимую свободу им даровать". Для этого земли каждой волости делятся на две части, одна из которых будет собственностью общественной, другая - частной. Земли общественные (волостные) предназначаются для доставления необходимого всем гражданам без изъятия; они не могут продаваться или закладываться. Каждый россиянин имеет право получить в своей волости участок земли, достаточный для пропитания одного тягла (муж с женою и тремя детьми). Земли частные свободно продаются и покупаются. Пестель выступал против имущественного ценза: "Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества". По "Русской Правде" все русские, достигшие 20 лет, имеют всю полноту гражданских и политических прав.

 

Пестель был сторонником республики. По его проекту верховную законодательную власть в России будет осуществлять Народное Вече, избираемое на пять лет (каждый год обновляется 1/5 часть его). Заветные (конституционные) законы "обнародуются и на суждение всей России предлагаются".

 

Верховная исполнительная власть поручается Державной Думе, состоящей из пяти человек, выбранных народом (затем - один ежегодно избирается Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Под ведомством и начальством Державной Думы состоят все министерства (приказы).

 

Для того чтобы эти названные власти не выходили из своих пределов, учреждается блюстительная власть, которая поручается Верховному Собору (120 "бояр", пожизненно назначаемых Народным Вечем из кандидатов, предложенных губерниями). Верховный Собор проверяет законность всех мер, принимаемых государственными учреждениями.

 

В отличие от Муравьева, Пестель - сторонник единого русского централизованного государства. Федерацию он отвергал как возрождение "удельной системы". Особенно пагубной и вредной он считал федерацию в России, где много племен и народов, языков и вер. В будущей России, полагал Пестель, все эти племена и народности обрусеют: "Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский".

 

Исключение составит Польша - Пестель, как и другие декабристы, был сторонником восстановления ее независимости.

 

Для осуществления "Русской Правды" предполагалось установление Временного Верховного правления на срок не менее 10 лет. Временное правительство из пяти директоров при опоре на тайные общества и воинские части должно провести размежевание общественных (волостных) и частных земель, предупредить и подавить возможные волнения и беспорядки.

 

Разногласия Северного и Южного обществ помешали их объединению.

 

47) . Идейное значение соры западников и славянофилов

Споры западников и славянофилов имели колоссальное значение для развития русской общественной мысли. Можно без преувеличения сказать, что они были одним из центральных

событий в идейной жизни России середины XIX в. В них впервые была сформулирована проблема российской самобытности, выработана своя национальная философия, собственный взгляд на историческое развитие России. «Великий спор» 40-х гг. во многом определил характер философских дискуссий в нашей стране вплоть до начала XX столетия. Вместе с тем споры западников и славянофилы имели и вполне конкретное политическое значение. Из московских кружков вышла целая плеяда деятелей, сыгравших большую роль в подготовке и проведении крестьянской реформы в России. Многие участники «Великого спора» 40-х гг.: Кавелин, Чичерин, Катков, Самарин, Кошелев, И.Аксаков продолжали играть видную роль в общественно-политической жизни страны и в Пореформенный период.

 

47) Общая характеристика политической мысли второй половины XIX в.

…во второй половине XIX века получила широкое распространение политическая мысль революционного демократизма (Н.Чернышевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория государства и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чичерин и др.)

Значительный вклад в развитие политической мысли внесли В.Соловьев, П.Новгородцев, Н.Бердяев и др.

В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли: 1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действительности; 2) преимущественный анализ этических проблем политики; 3) умозрительный характер концепций обновления политической системы в России.

Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы...

…В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осу­ществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов.

 

(более развёрнуто)

Политическая мысль России по сравнению с европейской общественно-политической традицией отличалась своеобразием. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, по сравнению с передо­выми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития.

Лидером радикального крыла дворянских реформаторов считается Александр Унковский (1828-1893), который известен как инициатор и разработчик наиболее радикального проекта решения крестьянского вопроса.

Богослов, философ, историк Священного писания, талантливый проповедник, Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) прожил долгую жизнь (1782-1867) и в силу благоприятных обстоятельств своей многолетней архипастырской деятельности стал высоко­авторитетным выразителем взглядов православной иерархии на государство и право. Почти все главные события русской истории XIX в . — церковные и гражданские — прошли под непосредственным влиянием Филарета. Он был составителем Манифеста 19 февраля 1861 г., отменившего в России крепостное право.

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 50-60-х годов XIX в . сыграл Александр Герцен (1812-1870). 1 ноября 1861 г. он выдвинул лозунг "В народ!", на десятилетия ставший для патриотической молодежи призывом к деятельному участию в освободительном движении.

Наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Николая Чернышеского (1828-1889). Как А. Герцен и петрашевцы, он считал возможным при переходе к социализму использовать сохранившуюся крестьянскую общину.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о государственном устройстве. Основным течением, направленным на революционное преобразование государства, было народничество. Его анархистско-бунтарское направление длительное время возглавлял Михаил Бакунин (1814—1876). Последним из плеяды всемирно известных русских пропагандистов анархизма (наряду с М. Бакуниным и Л. Толстым) был Петр Кропоткин (1842-1921).

В этой главе следует обратить внимание на представителя либерального направления Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) — вы­дающегося русского юриста и философа права. В его богатом и разностороннем научном творчестве большое место занимает философское осмысление проблем права и государства.

Русские мыслители очень глубоко изучали проблему критериев прогресса, возможность прогресса "мнимого" и даже реальность "тупиковой" исторической ситуации. Тема подлинного и мнимого прогресса была одной из центральных в творчестве Федора Достоевского (1821-1881), которому принадлежит значительное место в когорте великих писателей прошлого века, оставивших заметный след в истории социальной и политической мысли. В наиболее радикальной форме эта российская традиция историософской критики представлена в учениях двух

русских консервативных мыслителей: Николая Данилевского (1822— 1885) и Константина Леонтьева (1831-1891).

Исключительно важное место историческая тема занимала в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX в. Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). На протяжении многих лет он вступал в конфликты с самодержавием и православной церковью, осуждая стремление господствующих классов к обогащению, усматривая в этом причины многих социальных зол. В. Соловьев критиковал пороки бур­жуазных стран Западной Европы, где существует эксплуатация труда капиталом, приводящая к бедствиям пролетариата. В его трактовке право и государство являются необходимым связующим звеном между идеальным нравственным сознанием (требованиями безусловного нравственного начала) и общественной практикой. Эти представления обосновываются в таких его работах, как "Значение государства", "Право и нравственность", "Оправдание добра".

Чтобы иметь представление о политико-правовых идеях начала XX в., следует обратить внимание на творчество отца русского марксизма Георгия Плеханова (1865-1918), сочинения Станислава Котлярев-ского (1873-1940), взгляды Г. Шершеневича (1863-1912), Бориса Кис-тяковского (1868-1920), Павла Новгородцева (1866-1924). И наконец, ознакомиться с политико-правовыми взглядами русских философов первой половины XX в:. Сергея Булгакова, Николая Бердяева, Ивана Ильина.

 

48) Идейно-политическое значение реформ Александра II.

 

Отмена крепостного права

 

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.

 

Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?

 

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению, "лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. " В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.

 

В социальной сфере проявлялось усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

 

Для сравнения приведем данные: 1831 – 1840 гг. — 328 крестьянских волнений; 1841 – 1850 гг. — 545 крестьянских волнений; 1851 – 1860 гг. — 1010 крестьянских волнения.

 

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во вторую "пугачевщину".

 

Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право — главная причина военно-технической отсталости страны.

 

Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

 

3 января 1857 г. был образован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", но поскольку он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть "секретом", и в феврале 1858 г. он был переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

 

Необходимо сказать об отношении к реформе самих помещиков. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина; другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

 

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х гг. XIX в. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева (первое) и Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова (второе).

 

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

 

В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50 – 60-х гг. "революционной ситуацией" и выделял три ее объективных признака:

 

· "кризис верхов", выражавшийся в их невозможности "управлять по- старому";

 

· "обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов";

 

· "значительное повышение активности масс", не желавших "жить по-старому".

 

Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.

 

К концу августа 1859 г. проект "Положений о крестьянах" был практически подготовлен. В конце января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. Здесь было сделано новое "дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (по соглашению с ними) в собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такой надел получил название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне называли его "сиротским").

 

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

 

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить. С выходом же Манифеста крестьянин получал возможность решать, где и как ему жить; он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

 

По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т. е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

 

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством "выкупной системы". В "Положениях "указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течение 49 лет "выкупными платежами".

 

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику.

 

Это следовало изложить в "уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения.

 

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменились мелкие натуральные поборы. До перевода на выкуп крестьяне находились во временнообязанном положении, т. е. были обязаны выполнять по установленным нормам барщину или платить оброк за предоставленные им наделы. Так как определенного срока, по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп, не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).

 

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе от феодализма к капитализму. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав помогало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

 

Глава 3. Буржуазные реформы Александра II

 

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ — в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.



2018-06-29 443 Обсуждений (0)
Содержательные аспекты русской политической мысли 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Содержательные аспекты русской политической мысли 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (443)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)