Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ



2018-06-29 1507 Обсуждений (0)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




ТРОПЫ – слова, используемые в переносном значении. Живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел автор, создавая произведение. С их помощью автор передаёт своё отношение к изображаемому.

Определение тропа Роль в тексте Примеры
ЭПИТЕТ – образное определение, которое выражается обычно именем прилагательным («жестокая буря») в переносном значении, но может быть и наречием («горячо любить»). Усиливают выразительность, образность, яркость языка. Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к изображаемому; раскрывают внутреннее состояние героя. А за рекою робко блестят золотые огни. Через полчаса раздались нетерпеливые звонки. Выйти из операционной, устало так улыбнуться и сказать… А Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. МаленькийТимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо.
СРАВНЕНИЕ - сопоставление предметов на основании общего у них признака. Обы-чно сравнение выражается сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто. Также может выражаться формой творительного падежа существительных. Может присоединяться словами подобный, похожий.
 
 

Сравнения, как и эпитеты, играют те же роли в тексте: усиление его изобразительности и образности, создание более ярких, выразительных образов; выделение, подчеркивание каких-либо существенных признаков изображаемых предметов, их признаков, качеств, действий; выражение авторских оценок и эмоций.   Собака вздохнула глубоко и громко, как человек. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит Змейкой мчится по земле позёмка. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку. Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств; для выражения авторских характеристик предметов. Спит земля в сиянье голубом.Про учительницу Ксению Андреевну говорили, что у неё руки поют. Дикая рябинка со своею благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила птичек.
МЕТАФОРА – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Поэтому метафору часто можно переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста усиливает зримость и наглядность изображаемого. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Багровый костёр заката. Всей своею собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило её до неузнаваемости. И теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа. Увидеть глаза, которые остановились от страха и ожидания.
ПЕРИФРАЗ (ПЕРИФРАЗА) — замена названия предмета каким-либо описательным оборотом. Перифразы позволяют: выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого предмета; ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; избежать неоправданного повтора. Перифразы (особенно развернутые) позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание. Так вот и сидел я на полянке, отдыхал и разглядывал лесного короля. (т.е. оленя) Покорители горных вершин (альпинисты) Город белых ночей (Петербург) Чёрное золото (нефть)
ИРОНИЯ – скрытая насмешка. Вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. Оценка того, что осмеивается. Высмеивание отрицательных качеств предмета, героя. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?) (в обращении к ослу). Продаются мужские костюмы. А цвета какие? Огромный выбор цветов! Чёрный, чёрно-серый, серо-чёрный, черновато-серый…
ГИПЕРБОЛА - излишнее преувеличение свойств изображаемого предмета Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям яркую эмоциональную окраску, передавать авторскую оценку. Звонили, наверное, раз сто. Опять рыжики нашёл Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку. Мурлышка – вся её жизнь.
ЛИТОТА - чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета. Мужичок с ноготок. Мы – меньше муравьёв лесных.

Синтаксические средства (фигуры речи)

Фигуры речи – это особые синтаксические конструкции.

Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен;. . . если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь.

Градация - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой - то другой народ. Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют. . . ” Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.

Повториспользуется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.

Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.

Анафора — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. . . Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. . . Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Эпифора– повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором. . . Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом. . . Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…

Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм. Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — это наша национальная гордость!

Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!

Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально - оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?

Аллегория - иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно - смысловых речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы. Флёров — всё умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

Эллипсис- пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех – окнах любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.

Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо - комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.

Пафос - (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем.

 



2018-06-29 1507 Обсуждений (0)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА (ТРОПЫ) И ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)