Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Издания литературы по философии



2018-06-29 240 Обсуждений (0)
Издания литературы по философии 0.00 из 5.00 0 оценок




К истории вопроса.

 

В Московском университете в 1919г. соз­да­ёт­ся фа­куль­тет об­ще­ст­вен­ных на­ук, Бер­дя­ев в 1920г. из­би­ра­ет­ся про­фес­со­ром и чи­та­ет лек­ции о ми­ро­воз­зре­нии Дос­то­ев­ско­го и по фи­ло­со­фии ис­то­рии. И. А. Иль­ин в 1918 за­щи­ща­ет док­тор­скую дис­сер­та­цию «Фи­ло­со­фия Ге­ге­ля как уче­ние о кон­крет­но­сти Бо­га и че­ло­ве­ка».Зи­мой 1918–19 Бер­дя­ев соз­да­ёт в Мо­ск­ве Воль­ную ака­де­мию ду­хов­ной куль­ту­ры (ВАДК), где чи­та­ют кур­сы лек­ций А. Бе­лый, Вяч. Ива­нов, Франк, Сте­пун. До 1923 пре­по­да­ют в Московском университете Г. И. Чел­па­нов и Шпет, воз­глав­ляю­щий институт на­уч­ной фи­ло­со­фии, где ве­дут­ся за­ня­тия по ло­ги­ке и ме­то­до­ло­гии на­ук, эти­ке, пси­хо­ло­гии, ис­то­рии фи­лосо­фии. В Пет­ро­гра­де в 1918 про­фес­со­ром уни­вер­си­те­та ста­но­вит­ся Кар­са­вин, уча­ст­вую­щий в ра­бо­те Пет­ро­град­ско­го фи­лософского об­ще­ст­ва и Воль­ной фи­ло­соф­ской ас­со­циа­ции (Воль­фи­ла). Опыт пе­ре­жи­тых со­ци­аль­ных по­тря­се­ний по­бу­ж­да­ет к реф­лек­сии над те­ма­ми куль­ту­ры, цен­но­стей, гу­ма­низ­ма. Док­лад «Кру­ше­ние гу­ма­низ­ма» чи­та­ет в Пет­ро­гра­де А. Блок, те­ма со­от­но­ше­ния объ­ек­ти­ви­ро­ван­ных куль­тур­ных цен­но­стей и лич­но­го ду­ха ста­но­вит­ся цен­траль­ной в «пе­ре­пис­ке из двух уг­лов» боль­ше­ви­ст­ской здрав­ни­цы на Плю­щи­хе в Мо­ск­ве Вячеслава Ива­но­ва и Гер­шен­зо­на. Воз­ни­ка­ют фи­ло­соф­ские и фи­ло­соф­ско-по­ли­ти­че­ские аль­ма­на­хи и сбор­ни­ки – в Мо­ск­ве сб. «Из глу­би­ны» (1918), в ко­то­ром «ве­хов­цы» да­ют пер­вое ос­мыс­ле­ние про­изо­шед­шей ре­во­лю­ции, еже­год­ник «Мысль и сло­во» (1917–21) под ре­дакци­ей Шпе­та, в Пет­ро­гра­де – ж. «Мысль» (1922), ор­ган Фи­ло­соф­ско­го об­ще­ст­ва при Пет­ро­град­ском ун-те, аль­ма­на­хи «Фе­никс» (Мо­ск­ва) и «Стре­лец» (Пет­ро­град). Од­на­ко мно­гие фи­ло­со­фы были вы­ну­ж­де­ны по­ки­нуть сто­ли­цы.

По­сле смер­ти Ле­ни­на на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся об­раз во­ж­дя-фи­ло­со­фа (А. М. Де­бо­рин, «Ле­нин как мыс­ли­тель», 1924г; пуб­ли­ка­ция в 1929–30 кон­спек­тов Ле­ни­на по не­мец­кой фи­ло­со­фии ). В 1931 в Мо­ск­ве ор­га­ни­зу­ет­ся Ин­сти­тут ис­то­рии, фи­ло­со­фии и ли­те­ра­ту­ры (ИФЛИ). Изу­че­ние фи­ло­со­фии ис­хо­дит из ле­нин­ской схе­мы о «трёх ис­точ­ни­ках и трёх со­став­ных час­тях мар­ксиз­ма», в чис­ле кото­рых бы­ла не­мец­кая клас­си­че­ская фи­ло­со­фия (пре­ж­де все­го Ге­гель и Фей­ер­бах).В 20-е г. соз­да­ёт­ся ка­нон фи­лософской дискус­сии, имею­щий по­ли­ти­че­ским под­тек­стом по­иск вра­гов [при­мер та­кой дис­кус­сии – спо­ры т. н. ме­ха­ни­стов и диа­лек­ти­ков о взаи­мо­от­но­ше­нии фи­ло­со­фии и ес­те­ст­во­зна­ния, ин­спи­риро­ван­ные кни­гой И. И. Сте­па­но­ва (Сквор­цо­ва) «Ис­то­ри­че­ский ма­те­риа­лизм и со­вре­мен­ное ес­те­ст­во­зна­ние», 1925]. По­сле вы­хо­да в 1938 «Крат­ко­го кур­са ис­то­рии ВКП(б)» пре­по­да­ва­ние фи­ло­со­фии в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях сво­дит­ся фак­ти­че­ски к изу­че­нию 2-го па­ра­гра­фа 4-й гла­вы «О диа­лек­тиче­ском и ис­то­ри­че­ском ма­те­риа­лиз­ме».

К наи­бо­лее зна­чи­тель­ным дос­ти­же­ни­ям оте­че­ствен­ной фи­ло­со­фии это­го пе­рио­да от­но­сятся во­семь книг Ло­се­ва по ис­то­рии фи­ло­со­фии и эс­те­ти­ке. Вид­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии со­вре­мен­ной фи­лософской кар­ти­ны ми­ра ­иг­рает уче­ние о био­сфе­ре и ноо­сфе­ре В. И. Вер­над­ского. Зна­чи­тельным ока­зы­ва­ет­ся фи­лософский по­тен­ци­ал ра­бот Л. С. Вы­гот­ско­го, ана­ли­зи­рую­ще­го выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции че­ло­ве­ка, роль сло­ва и язы­ка в их форми­ро­ва­нии. К 20-м гг. от­но­сит­ся на­ча­ло твор­че­ско­го пу­ти М. М. Бах­ти­на ис­пы­тав­ше­го влия­ние нео­кан­ти­ан­ской шко­лы во вре­мя учё­бы в Пе­терб. ун-те. Бах­тин при­ни­ма­ет участие в деятель­ности круж­ка «Вос­кре­сенье», в который вхо­дят фи­ло­соф Асколь­дов, фило­соф­ски на­стро­ен­ные пи­са­те­ли и ли­те­рату­ро­ве­ды Л. В. Пум­пян­ский, А. А. Мей­ер и др. Вы­шед­шая в 1929 уже по­сле ареста Бах­ти­на его кни­га «Про­бле­мы твор­че­ст­ва Дос­то­евско­го» по­ло­жи­ла на­ча­ло диа­ло­ги­че­ской ин­терпре­та­ции ро­ма­нов Дос­то­ев­ско­го и фи­ло­со­фии диа­ло­га.

В об­щей струк­ту­ре об­ра­зо­ва­ния со­вет­ской выс­шей шко­лы фи­ло­со­фия за­ни­ма­ла клю­че­вое ме­сто сре­ди об­ще­ст­вен­ных дис­ци­п­лин. . Идео­ло­ги­че­ский гнёт за­труд­нял твор­че­скую фи­ло­соф­скую ра­бо­ту, ко­то­рая про­дол­жа­лась по пре­иму­ще­ст­ву в об­лас­ти ис­то­рии фи­ло­со­фии, фи­ло­со­фской нау­ки, ло­ги­ки. В 50– 60-е гг. по­лу­чи­ли ши­ро­кий ре­зо­нанс дис­кус­сии о при­ро­де иде­аль­но­го Э. В. Иль­ен­кова, взаи­мо­свя­зи фи­зи­че­ско­го и пси­хи­че­ско­го в че­ло­ве­ке, о со­от­но­ше­нии диа­лек­ти­ки, ло­ги­ки и тео­рии по­зна­ния. По­лу­чив­ший фи­лософское об­ра­зо­ва­ние в Мар­бур­ге Ру­бин­штейн соз­да­ёт фи­ло­соф­ско-пси­хо­ло­ги­че­скую кон­цеп­цию че­ло­ве­ка и его пси­хи­ки, изу­ча­ет че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние как про­цесс. Про­бле­ма соз­на­ния рас­смат­ри­ва­лась в ра­бо­тах М. К. Ма­мар­да­шви­ли; его лек­ци­он­ные кур­сы, по­свя­щён­ные ан­тич­ной фи­ло­со­фии. В по­сле­во­ен­ное вре­мя по­явил­ся ряд фи­лософских жур­на­лов, из­да­вае­мых и в на­стоя­щее вре­мя: «Во­про­сы фило­со­фии» (с 1947), «Фи­ло­соф­ские нау­ки» (с 1958), «Вест­ник МГУ. Се­рия "Фи­ло­со­фия"» (с 1966). Важ­ным со­бы­ти­ем ста­ло из­да­ние «Фи­ло­соф­ской эн­цик­ло­пе­дии» в 5 т. (1960–70). В се­рии «Фи­ло­соф­ское на­сле­дие» издательства «Мысль» вы­шло в свет бо­лее 130 то­мов, вклю­чаю­щих про­из­ве­де­ния ев­ро­пей­ской, рус­ской и вос­точ­ной фи­ло­со­фии. В 1971г. при АН СССР соз­да­но Фи­ло­соф­ское об­ще­ст­во СССР, объ­еди­няю­щее на доб­ро­воль­ных на­ча­лах ис­сле­до­ва­те­лей и пре­по­дава­те­лей фи­ло­со­фии. По­сле сня­тия идео­ло­ги­че­ских за­пре­тов, вы­зван­но­го кру­ше­ни­ем мар­кси­ст­ской идео­ло­гии и рас­па­дом СССР, фи­ло­со­фия в Рос­сии ока­за­лась в си­туа­ции вы­бо­ра. При со­хра­не­нии в це­лом сло­жив­шей­ся струк­ту­ры фи­лософского об­ра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит про­цесс ос­вое­ния той час­ти фи­лософского на­сле­дия, от ко­то­ро­го со­вет­ская фи­ло­со­фия бы­ла ис­кус­ст­вен­но от­се­че­на. Ко­ли­че­ст­во пе­ре­ве­дён­ной фи­лос. ли­те­ра­ту­ры за по­след­нее де­ся­ти­летие 20 в. пре­вы­ша­ет всё вы­шед­шее за пред­ше­ст­вую­щие де­ся­ти­ле­тия. Во­зобнов­ле­ны и воз­ник­ли но­вые фи­лософские жур­на­лы – «Сту­пе­ни» ( М., 1991), «Ло­гос», «На­ча­ла» ( М., с 1991), «Путь» (М., с 1992).В 1993г. в Мо­ск­ве про­хо­дил 19-й Все­мир­ный фи­ло­софский кон­гресс. По­пу­ляр­ной ста­но­вит­ся идея «диа­ло­га куль­тур». Воз­ни­ка­ют и раз­ви­ва­ют­ся но­вые дис­ци­п­ли­ны фи­лос. цик­ла – по­ли­то­ло­гия, куль­ту­ро­ло­гия, рели­гио­ве­де­ние, фи­лософская ан­тропо­ло­гия. Важ­ной ве­хой в раз­ви­тии оте­че­ст­вен­ной фи­ло­со­фии ста­ло из­да­ние «Но­вой фи­ло­соф­ской эн­цик­ло­пе­дии» в 4 т. (2000–2001гг).

 

Издания литературы по философии

 



2018-06-29 240 Обсуждений (0)
Издания литературы по философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Издания литературы по философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)