Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антропология Фомы Аквинского.



2018-07-06 599 Обсуждений (0)
Антропология Фомы Аквинского. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одним из выдающихся представителей схоластического периода средневековой философии является Фома

Аквинский (1225-1274). Его взгляды сложились в результате теологической интерпретации учения Аристотеля,

которое он приспособил к христианскому вероучению.

 

Основные положения:

 

1) Душа является причиной жизни.

 

Если бы тело само являлось причиной жизни, то всякое тело было бы живым. Поскольку лишь определенного рода тела являются живыми, причиной жизни должно быть нечто, не являющееся телом.

2) Человеческая душа включает в себя вегетативную, чувствующую и интеллектуальную составляющие.

 

В человеке помимо вегетативной и чувственной имеется разумная душа, способная к интеллектуальному познанию. При этом Фома обращает внимание на единство души. Для чувственных и вегетативных функций человека не требуется особой души, отличной от интеллектуальной. Человеческая душа одновременно является и растительной, и чувствующей, и интеллектуальной, низшие формы содержатся в высшей.

 

3) Человеческий интеллект изначально есть чистая потенциальность, но при этом обладает творческой активностью.

 

Это означает, что разум человека по своей природе не содержит в себе форм существующих вещей, но лишь воспринимает, абстрагирует их из тех единичных восприятий, которые доставляют чувства. Человеческий интеллект является сперва подобным «дощечке, на которой ничего не написано». Чисто актуальным является лишь божественный разум, который являясь источником бытия, включает в себя формы всего существующего. При этом Аквинат отмечает, что в человеческом разуме есть и деятельная, активная составляющая, делающая возможной не только отражение, но и интеллектуальное творчество. Этой деятельной способностью разума, «интеллектуальным светом» или «светом разума» каждая человеческая душа наделяется при ее сотворении.

 

4) Человек есть природа рациональная.

 

В вопросе о соотношении мышления и воли - двух основных способностей интеллектуальной души, Фома в противоположность августиновской традиции, утверждает превосходство мыслительного начала над волевым.. В человеке познание упреждает желание, воля следует за умом.

 

5) Человек обладает свободой воли.

 

Согласно Аквинату человек сам ведет себя к цели, но способность делать правильный выбор закладывается в него Богом.

 

6) Душа человека нематериальна.

 

Если бы интеллектуальная душа была материальна, то есть составлена из материи и формы, она бы познавала только конкретные единичные вещи и не могла бы выделить общее и существенное в них, то есть форму. Поскольку это не так, то остается признать, что душа нематериальна. Нематериальность души доказывается как способность познавать нематериальное, то есть форму вещей (их смысл, сущность).

 

7) Душа есть форма человеческого тела.

 

Форма, согласно Аристотелю и Аквинату, это то, что делает материю чем-то определенным, актуализируя то, что в материи было заложено потенциально. Поскольку душа «оформляет» материю человеческого тела, делая его чем-то особенным и неповторимым, «осуществляет» человека, определяет его сущность, то можно утверждать, что душа есть форма человеческого тела.

 

8) Человеческая душа может существовать самостоятельно, независимо от тела, она неразрушима и бессмертна.

 

9) Соединение души и тела в человеке образует «полную субстанцию», тогда как душа, отделенная от тела образует «неполную», несовершенную субстанцию.

 

Соединение души и тела есть нормальное для человека состояние. Фома отвергает воззрение о том, что само заключение в тело есть наказание для души. Следуя Аристотелю, он настаивает, в отличие от платоновско-августиновской традиции, на более тесной связи души и тела, и большем значении последнего для человека. Разлученная смертью с телом, душа, с его точки зрения не «освобождается», но, напротив переходит в ущербное, не соответствующее ее природе состояние. В этом стремлении души вновь соединиться с телом заложена предпосылка телесного воскресения



15.АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ И РЕФОРМАЦИЯ

1. Понятие Возрождения.

 

В культурологии термином возрождение обозначаются эпохи обновления в культуре. В результате такого обновления происходит переход от традиционной статичной культуры, которая ориентирована на повторение и воспроизведение культурных ценностей к творческому динамическому типу культуры, где традиция не удовлетворяет и возникает потребность в своем собственном личном осмыслении привычных ценностей. Обновление культуры базируется на обновлении человеческого духа, на возрождении человеческой личности – творческой и свободной. Для Западной Европы периодом обновления культуры считаются XV-XVI в.

 

В этот период обновление культуры шло двумя путями:

1. Гуманизм.

 

Зародился в Италии в конце XIV в., затем распространился по всей Европе. С Гуманизмом соотносится термин Возрождение, понятый в узком смысле, т. е. как возрождение античности в Италии. Именно в этом смысле впервые этот термин встречается у Я. Бургхарда в XIX в.

 

2. Реформация.

С 1516 г охватывает «северные страны» - Германию, Голландию, Швейцарию, Англию.

 

2. Характерные черты Гуманизма.

 

Гуманизм - направление европейской культуры XV-XVI в., ориентированное на изучение гуманитарных дисциплин, непревзойденными образцами которых считались произведения античных авторов, а также ориентированное на всестороннее развитие человеческой личности и утверждение человеческого достоинства.

 

Позже этот термин стал употребляться в более широком смысле - для обозначения мировоззрения, утверждающего ценность человеческой личности и необходимость уважения к ней. Не следует путать гуманизм и гуманность. Гуманность-это человеколюбие,сердечность,доброта,сострадание,т.е.человеческая черта.Гуманизм-этоубеждение в том, что человек является свободным, самоценным существом.

 

Слово «гуманист» впервые появляется в XV в. Так называют себя люди, занимающиеся поэзией, риторикой, историей, философией, то есть теми дисциплинами, которые Цицерон называл гуманитарными, т. к. они наиболее пригодны для формирования человека, его духовной природы. Непревзойденными образцами гуманитарного знания, считались произведения античных писателей, поэтов, философов. Гуманисты активно искали и популяризировали их труды. Большая часть античных текстов, которыми располагает современная наука, были найдены и введены в научный оборот именно гуманистами.

 

Гуманизм зарождается в литературной среде. Начало гуманистического периода связано с творчеством великого итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374г.)

 

Развитие личности, к которому стремились гуманисты, включало в себя совершенствование «человеческих» качеств преимущественно эстетического характера. Высоко ценились в гуманистической среде такие качества, как изысканность вкуса, красота, слога, утонченное отношение к жизни, способность вызывать расположение и симпатию. Многие исследователи сходятся в том, что если в сфере эстетики, в сфере искусств, эту эпоху можно назвать Ренессансом, то в нравственной сфере это была эпоха Декаденса, т.е. упадка. Нравственность потеряла свой объективный критерий в лице Бога, и стала восприниматься субъективистски.

 

Главной чертой гуманизма можно считать антропоцентризм. В отличие от средневекового мировоззрения гуманисты на первый план выдвигали человека, а потом уже говорили о Боге. Понимание человека сближалось с пониманием Бога. Бог – творец мира природы, человек – творец мира культуры. Бог создал человека подобным самому себе, т.е. творцом и как бы передал ему свои полномочия – человек продолжает дело Бога на земле, сам Бог отодвигается на второй план.

 

С точки зрения гуманистов, сущность человека, его отличие от всех других существ, состоит в его способности творить, создавать то, чего не было в природе и создавать что-то новое в себе. Человек свободен в том смысле, что не ограничен рамками природы так жестко как животное и, совершенствуя себя, может становиться подобным Богу. Эта мысль наиболее ярко выражена в знаменитой «Речи о достоинстве человека» Пико Делла Мирандола (1462-1494), ставшей манифестом гуманистического антропоцентризма. Человеческая личность определяется не благодаря происхождению, а через личные заслуги. Главная идея гуманизма состоит в том, что человек должен самоопределиться. То, чем он может стать, зависит от него самого, а не от Бога. Человек должен осуществить себя. Высшая цель - это полная и всесторонняя реализация своих творческих способностей, не ограниченная церковными традициями.

 

Идея самоопределения человека породила универсализм гуманистов – многие из них были одновременно поэтами, художниками, философами, учеными. В этом плане наиболее показательна личность Леонардо да Винчи (1452-1564) - художника, архитектора, инженера, математика, анатома, музыканта.

 

Гуманисты создали новую систему ценностей, в которую вошли творчество, самосовершенствование, стремление к славе, наслаждение радостями земного существования. Важное место в новой системе ценностей занимает гимн красоте человеческого тела. Человек рассматривается как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное – равноправные начала в человеке. Одной из целей искусства становится изображение совершенного человеческого тела.

 

Для гуманистического движения был характерен антиклерикализм – резко критическое отношение к служителям Церкви и официальной церковно-схоластической учености. Гуманисты образовывали кружки независимые от церкви и университетов, многие из них жили на доходы от собственной профессиональной деятельности или пожертвования


влиятельных лиц. Для них было свойственно вольнодумство по отношению к Церкви. По существу, гуманистическая философия существовала на водоразделе христианства и язычества. Философы пытались объединить в единое целое христианские идеи, теории античных философов, оккультно-мистические учения (сочинения Гермеса Трисмегиста, Зороастра, «Халдейских оракулов», еврейскую Каббалу). Большое внимание уделялось магии и алхимии. Такой синтез приводил мыслителей этой эпохи к пантеизму – отождествлению природы и Бога. Природа толковалась философами Ренессанса как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами начало всех вещей.

 

3. Философские направления в рамках Гуманизма.

 

В философской мысли возрожденческого гуманизма можно условно выделить три направления, связанные с удельным весом тех или иных разделов философского знания и трактовкой структуры мира.

 

1) Собственно гуманистическое направление. Средневековому теоцентризму противопоставлялся интерес к земному предназначению человека; социально-этическая проблематика выступала здесь на передний план. Наиболее видные философы данного направления Колюччо Салютати (1331-1404), Леонардо Бруни (1374-1444), Лоренцо Вала (1407-1457), Пьетро Помпонацци (1462-1525), Эразм Роттердамский (1469-1536).

 

2) Неоплатоническое направление. Преобладала онтологическая проблематика, разыскивались новые пути синтеза аристотелизма и платонизма. К этому течению относятся философские учения Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499) и Пико делла Мирандолы (1462-1494).

 

3) Натурфилософское направление. В области онтологии характеризуется полным отождествлением Бога и природы, в области антропологии - взглядом на человека как на исключительно природное существо. Представлено трудами Николо Макиавелли (1469-1572), Джордано Бруно (1548-1600), Бернардино Телезио (1509-1588), Мишеля Монтеня

 

(1533-1592).

 

 

5. Реформация как один из путей западноевропейского возрождения.

 

Реформация–это движение,направленное против католицизма,и имеющее целью исправление христианства,еговозвращение к первоначальным идеалам.

 

Признанными лидерами реформации были Мартин Лютер (в Германии), Жан Кальвин (в Швейцарии). Началом Реформации считается 1517 г., когда М. Лютер прибил к воротам церкви 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями - отпущениями грехов, которые практиковала католическая церковь. Реформаторы считали, что в течение средних веков в католицизме появилось много бесполезного и даже вредного.

 

В результате Реформации возникла третья христианская конфессия – протестантизм.



2018-07-06 599 Обсуждений (0)
Антропология Фомы Аквинского. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антропология Фомы Аквинского.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)