Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Спонтанное преданное служение.





Существует другой вид практики преданного служения помимо регламентированного служения Господу. Он называется спонтанное преданное служение. Раннее мы говорили о том, что есть два способа удовлетворить Господа: через следование регламентирующим правилам и через влечение сердца. Необходимо различать эти два пути. Та система поклонения Господу, которая практикуется из чувства долга, называется регламентированным преданным служением. Тенденция, в основе которой лежит естественный вкус, называется влечением. Когда ум человека самопроизвольно отвлекается мыслями о каком-либо объекте и все время поглощен ими, это называется влечением сердца. Когда человек испытывает влечение к Господу, нет необходимости раздумывать, что следует делать, а что нет. Влечение – это естественная наклонность. Влечение, которое душа испытывает в обусловленном состоянии, предстает в искаженном виде вследствие ложных телесных представлений о жизни, и принимает в качестве своих желанных объектов материальные вещи. Направляя свое влечение на цветы, пищу, напитки, одурманивающие средства, одежду, дом или объект противоположного пола, живые существа погружаются в мир иллюзий.

По этой причине обусловленные души очень далеки от влечения, направленного к Господу, и преданное служение, питаемое спонтанным влечением, встречается очень редко. Поэтому необходимо тщательно учитывать, что благотворно, а что пагубно сказывается на поклонении Господу. Это приводит к возникновению регламентирующих правил. Правила направляют спонтанное влечение сердца. Они не противостоят ему. Правила можно назвать ритуалом, а влечение – спонтанной привязанностью. Хотя эти понятия различны, в своем чистом состоянии они суть одно. Правила в своем изначальном состоянии помогают влечению сердца. Чистое влечение сердца идет вслед за регламентирующими правилами, которые являются волей Господа. Для Всевышнего на первом плане стоят правила, а для живых существ – спонтанное влечение. Противоречие между спонтанным влечением и необходимостью следовать правилам, наблюдаемое в материальном мире, происходит вследствие нездорового состояния данного влечения. Когда естественное стремление сердца восстанавливает свое первоначальное состояние, правила, сыграв свою роль, отходят на второй план. Поэтому в естественном состоянии для живого существа на первом плане стоит спонтанное влечение. В той же мере, в какой влечение к материальным объектам ведет к деградации, влечение к Господу становится квинтэссенцией бытия. Спонтанное влечение подобно телу, а регламентирующие правила – лекарству. У спонтанного влечения есть множество функций, но функция регламентирующих норм одна – в том, чтобы защищать, лелеять и поддерживать влечение сердца. Когда влечение сердца становится здоровым и полноценным, оно больше уже не зависит от регламентирующих правил.



Источником чистого влечения к Господу является чистая душа – душа, свободная от материальной скверны. Это чистое стремление называется безраздельной преданностью. Ею обладают только чистые души, принимающие участие в чудесных деяниях Господа – Его вечные спутники на Голоке Вриндаване. Когда обусловленные души, услышав об этих деяниях из священных писаний, развивают в себе желание следовать примеру обитателей Вриндавана, безраздельно преданных Кришне, такое служение называют спонтанной преданностью. Источником вдохновения для такой преданности являются уже не заповеди священных писаний, а жадное стремление к желанному объекту. Регламентирующие правила с помощью различных методов стремятся пробудить в душе ее истинную природу. Когда человек начинает следовать этим рекомендациям, движимый духовной «жадностью», такое преданное служение уже следует называть не регламентированным, а спонтанным. Итак, есть два вида духовной практики: регламентированная и спонтанная. Регламентированную практику мы уже обсуждали ранее.

Человек поднимается до уровня спонтанного преданного служения, когда в нем пробуждается жажда служить Кришне с той же безраздельной любовью, что и у Его вечных спутников во Вриндаване. Спонтанное преданное служение включает в себя все те же аспекты, что и регламентированное, но преданный, находящийся на этом уровне, делает все, движимый спонтанным чувством, а не из-за необходимости следовать правилам. Обусловленная душа, живущая в материальном мире, обязательно должна заботиться о своем физическом состоянии, умственном развитии и социальном положении. Всем упомянутым выше предписаниям, регламентирующим эту деятельность с целью помочь человеку на пути становления его преданности и уберечь его от материальных соблазнов, должны также следовать и люди, стоящие на пути спонтанного служения. Практика спонтанного служения – внутренняя, поэтому каким же внешним правилам должен следовать человек? Если человек не будет следовать всем необходимым правилам регламентированного служения, имеющим целью создание условий для внутренней практики, он или раньше срока оставит тело, или вернется к материальной жизни, а его духовное влечение угаснет. Если не принять данный метод развития преданного служения во всей его полноте, то заниматься внутренней практикой будет невозможно, не говоря уже о дальнейшем духовном росте. Хотя у человека интерес к практике спонтанного служения может расти, ему не следует оставлять основные аспекты преданного служения: слушание повествований о Господе, воспевание Его святых имен и т.д. Аналогично тому, как в случае регламентированного преданного служения правила морали становятся зрелыми и изменяют свою форму, в спонтанном преданном служении регламентирующие правила несколько меняют свою эмоциональную окраску и приобретают некоторые независимые качества. В некоторых обстоятельствах эти правила преобразуются незначительно, а в других случаях – полностью. Мы сможем заметить это, просто наблюдая за поведением преданного. Эти видоизменения не установлены в священных писаниях, а являются следствием индивидуального вкуса человека, и поэтому здесь трудно привести какие-либо примеры. Их оправдано приводить только в случае регламентированного преданного служения.

Виды взаимоотношений, царящих между Кришной и Его преданными во Вриндаване, применимы также и к спонтанному преданному служению. Подробно мы рассмотрим их ниже. Здесь же мы упомянем лишь, что, как и в случае безраздельной преданности, спонтанное преданное служение бывает двух видов: имеющее форму страсти и имеющее форму взаимоотношений. Страсть означает жажду наслаждаться чем-либо. Для обусловленных душ это означает объекты чувств. Когда объектом становится Господь, это называется чистой любовью к Богу. Страсть и чистая любовь по сути неотличны, различаются лишь их объекты. Любовь пастушек Вриндавана, вечно освобожденных душ, не имеет иного объекта, кроме Кришны, и ее называют страстью, потому что в духовном мире нет разницы между страстью и любовью. Их безраздельная преданность называется имеющей форму страсти. Преданность тех, кто стремится идти по стопам таких душ, также называется имеющей форму страсти. Когда между преданным и Кришной нет иных взаимоотношений, кроме жажды желанного объекта, подобно жажде воды в пустыне, такая преданность называется имеющей форму не взаимоотношений, а страсти. В спонтанном преданном служении, имеющем форму страсти, у преданного нет иных интересов, кроме доставления наслаждения Кришне. Безраздельная преданность, имеющая форму взаимоотношений, основывается на отношениях четырех видов: господин-слуга, сын-отец, друг-друг, и муж-жена. Подобную преданность, имеющую форму взаимоотношений, можно найти у тех, кто совершенствуется в своем преданном служении, следуя по стопам соответствующих вечных спутников Кришны в духовном мире.

Человеку, который, благодаря практике и общению, развивает в себе жадное стремление служить Господу с любовью, подобной любви какого-либо конкретного обитателя Вриндавана, следует утвердиться в осознании себя слугой этой личности, и, полностью посвятив себя ей, внутренне совершать служение в соответствующем духовном теле. Внешне он должен следовать всем совместимым аспектам регламентированного преданного служения до тех пор, пока не достигнет преддверья чистой любви к Богу. Человек должен следовать правилам священных писаний, помогающим совершенствоваться в его служении Кришне. Он должен с верой служить Кришне и Его преданным. Он должен беседовать о Кришне и Его спутниках и жить в тех местах, где Господь совершал свои чудесные деяния, или мысленно жить во Вриндаване.

Стимулом регламентированного преданного служения являются священные писания и правила совершения служения. Побуждением спонтанного служения является Сам Кришна и Его качества. Поскольку регламентированное преданное служение является дистанцированной формой чистой любви, его иногда называют «официальным» путем. С другой стороны, поскольку спонтанное преданное служение лелеет и вскармливает чистую любовь, его также называют «неофициальным» путем. Регламентированное служение всегда сопровождается осознанием могущества Господа, в то время как спонтанное служение лишено этого. Однако, иногда спонтанные преданные также проявляют «регламентированное» сознание. Качества преданных, практикующих спонтанное преданное служение, будут обсуждаться в следующей главе.

Глава 5.

Часть 1.

Духовные эмоции.

Чистая любовь к Богу является результатом практики преданного служения. Чистая любовь имеет две стадии: предварительная, называемая духовными эмоциями, и собственно чистая любовь. Чистая любовь подобна солнцу, а духовные эмоции – его лучам. Духовные эмоции являются проявлением чистой благости и смягчают сердце, наполняя его трансцендентным вкусом. Когда поклонение Кришне, описанное ранее в разделе, связанном с общими характеристиками преданного служения, поднимается на уровень чистой благости и смягчает сердце, наполняя его трансцендентным вкусом, культивирование сознания Господа достигает стадии духовных эмоций. Когда в сердце проявляются духовные эмоции, они полностью овладевают умом. Фактически, духовные эмоции – это самостоятельный феномен, но, поскольку они проявляются в уме, кажется, что он является их источником. Другое название духовных эмоций – духовные чувства. Такие чувства сами являются воплощением вкуса, но кажется, что они являются причиной возникновения влечения к Кришне. Здесь следует отметить, что чувства являются духовным феноменом, не имеющим никакой связи с материальным миром. Чувства, которые обусловленные души испытывают к материальным объектам, – всего лишь искаженное материальное проявление духовных чувств. Когда человек совершенствуется в преданном служении Господу в материальном мире, то духовные чувства – частичное проявление энергии знания из духовного мира – становятся причиной вкуса ко всем объектам, имеющим отношение к Господу. Одновременно с этим частичное проявление энергии наслаждения дарует преданному подлинное блаженство. Духовные чувства являются семенем древа желаний чистой любви. Когда появляются различные другие аспекты духовных эмоций, соединясь с ними, духовные чувства порождает древо чистой любви. Конкретные примеры мы рассмотрим позже при обсуждении темы духовных взаимоотношений.

Духовные чувства – это мельчайшая неделимая частица, атом чистой любви к Богу. Все стадии, через которые проходит человек в ходе практики преданного служения: вера, вкус и привязанность - являются лишь фрагментами одного атома духовных чувств. Хотя вера и вкус, возникающие в результате общения с преданными, могут быть фрагментарными, они отражают истинные духовные элементы. Однако в людях, отвергающих какие бы то ни было нормы морали, эти фрагменты духовных чувств обладают очень искаженной формой. В людях, следующих нравственным принципам, их форма несколько упорядочена. В теистически настроенных людях, следующих нормам морали, их форма еще более упорядочена, но все еще остается искаженной. В человеке, находящемся на уровне практики преданного служения, искажений нет, но духовные чувства все еще остаются в виде раздробленных фрагментов изначального атома. С дальнейшим духовным продвижением появляется духовные чувства, первый атом чистой любви, а когда проявляются все атомы духовных чувств, душа достигает совершенства. Пока человек, достигший духовных чувств, остается в материальном теле, он все еще будет соприкасаться с материальными элементами. Причиной искажения духовных чувств является привязанность к материи. Но если душа направит свои чувства на Господа, она освобождается от всех искажений, и восстанавливается в своей истинной природе.

Духовные чувства, или духовные эмоции, бывают двух видов: приходящие в результате практики и милости. Духовные эмоции, приходящие благодаря практике, бывают двух видов: приходящие благодаря практике регламентированного и спонтанного преданного служения. Преданный, наделенный верой, вследствие прилежной практики преданного служения, постепенно развивает вкус к Господу. Благодаря дальнейшей практике, вкус преобразуется в привязанность и затем в духовные чувства, или духовные эмоции. Таковы последовательные стадии практики преданного служения. В священных писаниях мы находим примеры обретения духовных эмоций как благодаря практике регламентированного, так и спонтанного преданного служения.

Духовные эмоции, возникающие в результате милости, бывают двух видов: возникающие в результате милости Господа и милости преданного. Кришна может проявиться в виде Своих слов, облика или эмоциональных ощущений. Когда Господь доволен преданным, Он изливает на него нектар Своих слов. Или Он может оказать милость, явив Свой облик. Или же Он может создать необычайное ощущение в сердце преданного. Многие души достигли уровня духовных эмоций по милости возвышенных преданных. Духовная энергия переполняет преданных, и, будучи милосердными, они могут поделиться ею с другими душами.

В связи с этим следует упомянуть еще один момент. Духовное могущество преданного, обладающего чистой любовью к Богу, безгранично. Поэтому, если он проявит свою милость, то может оделить чистой любовью к Богу любого. Преданный уровня духовных эмоций, являя свою милость, может возвысить людей, уже занимающихся преданным служением, до своего уровня, а материалистичных людей, заслуживших это благодаря прошлым благочестивым поступкам, – до уровня духовного вкуса. Преданные, находящиеся на уровне практики регламентированного и спонтанного преданного служения, своими наставлениями и примером могут зажечь веру в сердцах материалистичных людей, заслуживших эту милость.

Обычно человек поднимается до уровня духовных эмоций благодаря практике. Случаи достижения этого уровня в результате милости Господа крайне редки. Однако благодаря этой милости подняться на уровень духовных эмоций могут даже самые недостойные люди. Причина этого кроется в том, что Господь обладает непостижимым могуществом и является творцом всех правил и законов. Не следует думать, что в этой «раздаче» милости есть что-то несправедливое, поскольку Кришна независим и имеет право делать то, что считает нужным. Что является правом? Воля Верховного Господа и является правом. Следование правилам, вытекающим из воли Бога, обычно и считается правильным поведением. Однако для личности, обладающей полной независимостью, все правила являются второстепенными и подчиненными ее воле. Кришна выше стандартов человечества, определяющих материальные «хорошо» и «плохо».

В соответствии с тем, как существуют пять типов преданных, духовные чувства влечение также могут быть пяти видов, но мы рассмотрим это в главе, посвященной взаимоотношениям с Господом.

Когда в сердце пробуждаются духовные эмоции, жизнь преданного становится безупречно чистой. Таким образом, когда совершенствующийся преданный поднимется до этого уровня, его образ жизни естественным образом изменится. Сдерживающая сила правил и наставлений ослабляется, и его поведение становится в некоторой степени непредсказуемым. Переход от жизни на уровне регламентированной практики к уровню духовных эмоций не бывает резким, но поведение такого человека кажется независимым от правил и предписаний, ибо вся его деятельность регулируется естественными духовными чувствами к Господу. Хотя преданный на уровне духовных эмоций может быть независим в своих поступках, это не становится препятствием на пути его духовного прогресса. У него нет никакого вкуса к благочестивой или греховной материальной деятельности, он не питает никакого интереса к исполнению предписанных обязанностей. У него нет склонности подражать другим. Благодаря его предшествующей практике, вся деятельность, связанная с физическим, умственным, духовным и социальным развитием, происходит сама собой, без особых усилий со стороны преданного. Не может быть и речи о том, чтобы, равнодушно относясь даже к мирскому благочестию он совершал грехи. Поглощенный духовными эмоциями, преданный порой может совершать поступки, не соответствующие стандартам регламентированного служения, но начинающие преданные не должны питать к этому никаких недобрых чувств. Он достиг подлинного успеха в жизни, поэтому осуждения в его адрес приведут к тому, что человек постепенно растеряет всю свою преданность. Поведение преданного уровня духовных эмоций очень похоже на поведение преданного уровня регламентированной практики, но в нем появляются определенные новые характеристики, которые следует отметить отдельно.

Часть 2.




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)