Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)



2018-07-06 351 Обсуждений (0)
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшегообразования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Челябинский филиал

 

Факультетуправления

Направление38.03.02Менеджмент

КафедраЭкономики и менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

на тему:

«Фискальная политика государства»

 

    Автор работы: Студент1 курса группы М-5-17 заочной формы обучения Степанко С.С. подпись________________ Руководитель работы: Канд. экон. наук, доцент, Абрамкина С.Р.   Оценка____________________ Подпись ___________________   «___» ___________20___ г.    

 

 

г. Челябинск 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА................................................................................................... 6

1.1 Фискальная политика и её виды…………………………………………. 6

1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики………………..………10

1.3 Налоги и налогообложение……………………………………….………12

2.ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ………………… 16

2.1 Проблемы проведения фискальной политики, ее сочетание с денежной и налоговой политикой…………………………………………………………. 16

2.2 Пути и методы совершенствования фискальной политики……………24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………….… 30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………...……………33

 

 

   

 

ВВЕДЕНИЕ

Фискальная политика представляет собой управление государственным бюджетом: расходами, доходами и налогообложениемдляэкономического роста, увеличения занятости, уменьшения инфляции, поддержания экономической ситуации. Она соединяет в себе такие формы финансовой политики как бюджетная, налоговая и политика доходов и расходов.

Проведение финансово-бюджетной политики государством регулирует экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов и денежного обращения.

Бюджет играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии, сокращении неравенства населения (прогрессивная шкала налогообложения) и во многих других направлениях. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит побуждает государство увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

С другой стороны бюджетный профицит позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Экономическая политика проводится государством посредством использования, прежде всего, инструментов фискальной политики, таких как налоги, государственные расходы, трансфертные платежи. С помощью них государство способно изменять размер и характер денежных потоков в соответствии с целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Фискальная политика Правительства РФ нуждается в дальнейшем реформировании как в области налогообложения, так и в сфере государственных расходов.

Так, тема, рассмотренная в курсовой работе, является актуальной. Важное значение имеет также отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа.

Целью данной работы является рассмотрение фискальной политики государства как метода государственного регулирования экономики.

Во-первых, мы раскроем понятие фискальной политики, выделю ее основные составляющие, обозначу принципы, механизмы и инструменты воздействия на хозяйственную систему общества.

Во-вторых, нами будет проведен анализ современной фискальной политики в РФ: объективные причины необходимости реформирования существующей фискальной политики, преобразования, осуществляемые правительством РФ в настоящее время, а также возможные пути дальнейших усовершенствований в области фискальной политики.

Задачи данной курсовой работы:

1) Раскрыть понятие «фискальная политика»

2) Определить теоретические основы бюджетно-налоговой политики государства;

3) Рассмотреть реализацию фискальной политики в период 1990-2018 гг.

4) Проанализировать современное состояние бюджетно-налоговой политики в России;

5) Выяснить проблемы и ошибки.

6) Предположить и описать дальнейшие перспективы развития бюджетно-налоговой политики России.

Объектом курсовой работы является бюджетно-налоговая политика.

Предметом - особенности функционирования бюджетно-налоговой политики в России.

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, классификация информации, экономические расчеты, анализ и обобщение специальной литературы.

При раскрытии предметной базы применялась учебная и периодическая литература. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых в области экономической теории и налогообложения, в частности работы Т.Ф. Юткиной и М.А. Сажиной. Также при написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Налоговый Кодекс РФ, литература экономистов-теоретиков, учебники и учебные пособия по экономической теории и налогообложению, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

Структура данной курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.

В данной курсовой работе выделяются две основные главы – в первой дается общее понятие и представления о фискальной политики, а также ее виды, инструменты и взаимосвязь с налогообложением; во второй главе рассмотрены проблемы проведения фискальной политики, пути и методы её совершенствования.

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗНАЧЕНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ВИДЫ

 

Для регулирования экономики изменением величины доходов и/или расходов государственного бюджета правительство предпринимает меры, которые называются фискальной политикой. Её также называют бюджетно-налоговой политикой.

Такая политика является важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Это инструмент правительства, который имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно, валового внутреннего продукта. Затем государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, для этого необходимо, чтобы все ресурсы в экономике были эффективно использованы. В итоге, стабилизируется и общий уровень цен. Фискальная политика влияет как на совокупный спрос, так и совокупное предложение.

Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Вспомним, что означает каждая из них: бюджетная политика определяет организацию отношений в области финансов при формировании доходов бюджетов, осуществления их расходов, проведении межбюджетных отношений. Данная политика влияет на пропорции и размеры финансовых ресурсов, централизуемых государством, определяет структуру расходов и перспективы применения бюджетных средств для развития экономики страны. [1]

Налоговая политика ориентирована на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества, и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Политика государственных расходов удовлетворяет потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей.

Политика государственных доходов основываетсяна имеющихся и потенциальных источниках поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и, в конечном счете, привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.[2]

Целями фискальной политики являются:

1) Сглаживание неустойчивости экономического цикла;

2) Стабилизация темпов экономического роста;

3) Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции;

4) Полная занятость ресурсов (прежде всего решение проблемы безработицы);

5) Стабилизация уровня цен (решение проблемы инфляции);

6) Устойчивый рост национального дохода.

Фискальная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

Сдерживающая фискальная политика проводится для сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.[3]

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются:

1) ассигнования различного рода (на содержание бюджетных учреждений;

2) непроизводительные расходы государства;

3) развитие инфраструктуры, научных исследований;

4) на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам;

5) содержание военно-промышленного комплекса и др.

Косвенные методы оказываютвлияние на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства:

а. дискреционную

б. политику автоматических стабилизаторов

Дискреционная- действующий по своему усмотрению. Государство разумно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает потребление и инвестиции. Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения.

Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Указанные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор — экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства.

1.2 ИНСТРУМЕНТЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Проведение государственной политики требует применения разных средств, мер и методов. Их можно определить одним общим термином – инструменты. Сущность инструментов заключается в сознательном воздействии государства на национальную экономику. По сути дела, это и есть экономическая политика, включающая в себя возможности воздействия власти на структуру, динамику и функционирование экономики. Среди целей этой политики следует назвать: рост экономики, экономическое равновесие, влияние на инфляционные процессы, ограничение уровня безработицы и перераспределение доходов. В рамках экономической политики особую роль играет бюджетно-налоговая политика, использующая в своем арсенале инструменты расходов и доходов.[4]

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Соответственно, рычагами фискальной политики выступают:

1) Изменение налоговых ставок;

2) Изменение объемов государственных закупок;

3) Изменение объемов трансфертов.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов.

Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Налоги являются еще одним важным инструментом фискальной политики. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с юридических организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Подробно данный инструмент фискальной политики мы рассмотрим в следующем пункте.[5]

Без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования в экономике.

Инструменты бюджетно-налоговой политики подчинены одной цели и тесно связаны между собой.

 

1.3 НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налого­обложение в финансовом регулировании макроэкономики. В свя­зи с этим фискальная политика государства должна быть направ­лена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.[6]

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги можно разделить:

1) по региональному признаку:

a. федеральные

b. региональные

c. местные

2) по объекту налогообложения:

a. налоги с доходов;

b. налоги на имущество;

c. налоги на операции с ценными бумагами.

3) по экономическому содержанию:

a. косвенные

b. прямые

4) по прогрессивности:

a. прогрессивные

b. пропорциональные

c. регрессивные

Рассмотрим в качестве примера наиболее важную разновид­ность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и прибыль фирм. Рассмотрим, как определяется вели­чина этого налога.

Сначала подсчитывается валовой доход — сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных ис­точников. По законодательству обычно разрешается из валового дохода произвести следующие вычеты:

a. производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы

b. различ­ные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов, суммы пожертвований, льготы для пенсионеров, инвалидов и др.). Зна­чит, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.[7]

Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер на­лога на единицу обложения). Различаются следующие ставки на­лога:

1) прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;

2) пропорциональные — единый процент уплаты налогов неза­висимо от размеров доходов;

3) регрессивные, которые снижаются в большей мере в сторону меньших доходов.

Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новатор­ству. Непомерное возрастание в 1960—1970-х гг. в западных стра­нах налогового бремени вызвало «налоговые бунты», широкое ук­лонение от налогов, привело к утечке капиталов и бегству получателей высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.

Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать произ­водство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база — заработная плата и прибыль.

Было теоретически доказано: ставка налога в 50% является оптимальной. В таком случае достигается максимальная сумма налогов. При ставке налога выше резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При ставке налога, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и пред­принимательству

Также, высшая ставка налогообложения (для самых вы­соких доходов) должна быть 50—70%. Американцы говорят, что при столь высокой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике.

Кстати, с самого начала экономических преобразований в Рос­сии правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно вы­сокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных, региональных (собираемых субъектами Российской Федерации) и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85—90%), что отрицательно сказалось на состоянии националь­ной экономики и перспективах ее подъема.

Не случайно ответной реакцией явилось широкое развитие теневой экономики. В итоге Правительство Российской Федерации было не в состоянии со­брать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений.

Основными качествами эффективной налоговой системы являются:

1) встроенность в общее бюджетное устройство;

2) стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

3) чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

 

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

 

2.1 ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ СОЧЕТАНИЕ С ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ

Очень трудно оценить эффективность фискальной политики. И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая не являются средством от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

При осуществлении той или иной фискальной политики возникают определенные трудности.[8]

1) Временной разрыв. В ходе проведения фискальной политики существует проблема времени. Во-первых, после начала спада или инфляции неизбежен определенный промежуток времени, необходимый для осознания самого факта вступления экономики в соответствующую фазу цикла, он может быть более или менее длительным. Во-вторых, задержка связана с процедурами принятия решений о проведении того или иного курса фискальной политики соответствующими органами. Особенно много времени уходит на обсуждение и дебаты в парламентах. Предложенные меры могут стать лишними и даже вредными, пока принимаются решения об их принятии, ситуация в экономике может измениться. В-третьих, эффект от реализации принятых мер наступает в экономике не сразу, возможно, даже тогда, когда они уже не нужны.

2) Политические обстоятельства. Экономический курс формируется на социальной арене и потому связан с политической борьбой. Поэтому цели стабилизации в фискальной политике оказываются деформированными различными социально-политическими влияниями.

3) Внутренний эффект вытеснения. Определенные меры фискальной политики основываются на таком механизме, который ограничивает их же результативность.

4) Внешний эффект вытеснения. Он может возникать в связи с взаимосвязью национальной и мировой экономики. Так, стимулирующая фискальная политика ведет к росту процентной ставки, одновременно может вызвать приток в страну иностранного капитала, что приводит к падению курса иностранной валюты, и это стимулирует импорт и ограничивает экспорт. В результате снижается совокупный спрос. В случае сдерживающей фискальной политики наблюдается противоположный результат.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

1) административные задержки;

2) стремление к сокращению налогов. [9]

Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Сущность фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего шока или просто ухудшения экономической ситуации. Замедление темпов необходимых реформ, а также ослабление финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным трудностям.

Разные темпы и пути осуществления процесса изменения в отдельных странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в современном мире.

Основной причиной неудачногомакроэкономическогорегулирования в России была незавершенность внешней и внутренней либерализации их экономик, непроведение необходимых структурных реформ (прежде всего в сельском хозяйстве, топливо-энергетическом и военно-промышленным комплексе), политическая и организационная слабость основных государственных институтов (например, налоговой и таможенной инспекции).

Некоторые страны СНГ (Туркменистан, Таджикистан, Белоруссия, Узбекистан) в конце г. по-прежнему далеки от достижения первичной стабилизации.

Причиной задержки являются попытки сохранить пережитки командной социалистической системы, отсутствие достаточной внутренней и внешней либерализации экономики, замедление процесса приватизации и популистская макроэкономическая политика.

В СНГ произошло наложение вторичного фискального кризиса (прежде всего - снижения доходов и роста социальных расходов) на непреодоленный первичный фискальный кризис. В России эти проблемы дополнительно осложняются ущербными принципами фискального федерализма. Федеральное правительство по причинам политического и административного характера не контролирует полностью фискальную политику субъектов Федерации. Результатом этого являлся отмечавшийся в 1994-1996 гг. более глубокий дефицит консолидированного бюджета (включая бюджеты субъектов Федерации) по сравнению с дефицитом федерального бюджета.[10]

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:

1) нетворческий характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

2) отсутствие стратегических разработок;

3) проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;

4) отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

5) нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

6) остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей граждан.

Все это прямо сказывается на неразвитости бюджетной системы и финансовой политики страны.

Проведение фискальной политики осложняется также и тем, что многие экономические события практически непредсказуемы, а полученным прогнозам не следует целиком и полностью доверять. Ожидания играют важнейшую роль в экономике при определении поведения потребителей, инвесторов и других экономических агентов. Данная проблема осложняется еще и своей двоякой сущностью: с одной стороны, от ожиданий зависят результаты макроэкономического регулирования; с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

Проанализировав фискальную политику Российской Федерации за 2016 – 2017 года и как правительство РФ использует выше перечисленные инструменты фискальной политики для улучшения эффективности экономики, рассмотрено ниже.[11]

Начну с государственных закупок, для этого воспользуюсь официальным сайтом государственных закупок РФ.[12]

В сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд общая сумма затрат за 2016 году достигла 6407475,2 млн. рублей на 2017 год затраты составляют лишь 2014528,2 млн. рублей, но к концу года они вырастут примерно в 2,2 раза.

В сфере закупок товаров, работ и услуг отдельными юридическими лицами затраты за 2016 год составили 25719865,4 млн. рублей. На 2017 год затраты на закупки составляют 6449455 млн. рублей к концу года, опираясь на предыдущие года, они вырастут примерно в 4 раза.

Госзакупки положительно валяют на развитие государства и на развитие бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар, работу или услугу на самых выгодных условиях, а исполнитель получает деньги.

Трансфертные платежи включают в себя: выплату пенсий, стипендий, пособий по безработице, пособий на детей и др.

Общий объем расходов ПФР в 2016 году составил 7703,9 млрд. рублей. Это составляет 9,8% ВВП Российской Федерации.

За 2016 год назначена 44771 пенсия, кроме того, установлено в беззаявительном порядке инвалидам по достижении пенсионного возраста 3 973 пенсии, из них страховых – 40195, государственных – 4576. Установлено 23775 компенсационных выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами в размере 1200 рублей, 1263 ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы в размере 5500 рублей.[13]

В 2017 году расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение россиян выросли на 327,3 млрд рублей и составили 6,9 трлн рублей. Расходы на социальные выплаты выросли на 262,3 млрд рублей и составят 1,2 трлн рублей.

Так же, одним из наиболее важных инструментов фискальной политики являются налоги.

В 2016 году за счет налогов в бюджет России поступило 14,5 трлн. рублей. Из них 582 млрд. рублей – акциз, НДС – 4409 млрд. рублей, таможенные пошлины – 3010 млрд. рублей. Свыше 3 трлн. рублей составил налог на доходы с физических лиц.

В 2017 году в бюджет РФ за 1 квартал поступило 4,2 трлн. рублей, что на 30,8% больше, чем в 2016 году за 1 квартал.

Рост поступлений отмечен по налогу на прибыль – на 210 млрд. рублей, по НДС – на 123 млрд. рублей, по НДФЛ – на 42 млрд. рублей, по акцизам – на 103 млрд. рублей.

Из выше сказанного сделали следующие заключения, что правительство Российской Федерации:

1) Снижает государственные закупки;

2) Увеличивает трансфертные платежи;

3) Увеличение госбюджета за счет роста налогов.

 

Рис.1

Структура доходов федерального бюджета в 2017 году

 

Снижение госзакупок и увеличение налогов, говорит о том, что в Российской Федерации на 2016 год и по данный момент проводится сдерживающая фискальная политика, так как она подразумевает увеличение налогов и сокращение госзакупок. Увеличение трансфертных платежей относиться к стимулирующей фискальной политике и возможно правительство РФ в 2017 году перейдет от сдерживающей фискальной политики к стимулирующей.

На основании данных о циклических дефицитах и излишках гос. бюджета нельзя оценить эффективность фискальной политики, т.к. наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов. Оно может иметь место при любой величине выпуска. Поэтому наряду со встроенными стабилизаторами экономики, как правило, применяются способы дискреционной фискальной политики, нацеленной на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит или излишек бюджета (он имеет место в условиях полной занятости экономических ресурсов).

Стоит обратить внимание на сочетание денежной и налоговой политики с фискальной. Денежнаяиспользуется тогда, когда предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их помощью свои бюджетный дефицит.

Как я уже упоминала ранее, налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. В основу государственной налоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых поборах для обеспечения расходов бюджета.

Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

На рисунке ниже представлена структура расходов федерального бюджета в 2017 году.

 

Рис.2

 

На данный момент перед Россией стоит ряд задач, которые касаются фискальной политики и требуют немедленного решения. Первым делом, это использование мер монетарной и фискальной политики для того, чтобы стабилизировать ситуацию на финансовом рынке страны.

Для этого следует принять меры денежно-кредитной политики при наличии резервов, например, средств нефтегазовых фондов. При этом нужно установить, какие должны быть оптимальные меры и объемы средств из бюджета, чтобы они оказали положительное влияние на финансовый сектор и в то же время не привели к неблагоприятным последствиям в виде инфляции или резкого роста бюджетного дефицита.

Следует учитывать мировой опыт борьбы с кризисом при разработке антикризисных программ. Нужно предоставлять помощь лишь тем банкам и компаниям, которые испытывают трудности временно, но могут сохранить свое платежеспособность.

Мировой кризис показал необходимость того, что следует осуществить совместные скоординированные действия правительства для выхода из кризиса и ввести при этом новые финансовые реформы. Благотворно на экономику Российской Федерации повлияет приватизация банков, в таком случае показатели их эффективности значительно улучшатся.

Необходимо осуществить меры, которые помогут усовершенствовать фискальную политику России. Прежде всего, нужно выработать новые правила регулирования финансовых рынков и расширить финансовые возможности МВФ. Так же следует создать единую систему для регулирования деятельности агентств по рейтингам.

Финансовые кризисы нужно использовать в качестве пересмотра приоритетов политики экономического развития России. Рассматривать меры бюджетно-налогового регулирования следует в виде возможности создания основы долгосрочного роста и модернизации экономики. Должен быть заложен фундамент для новой, после кризисной экономики. [14]

Как мы видим, мировой опыт борьбы с кризисом и классические модели налогообложения долж



2018-07-06 351 Обсуждений (0)
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (351)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)