Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРИЗ-педагогика: формальная справка



2018-07-06 387 Обсуждений (0)
ТРИЗ-педагогика: формальная справка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80‑х годов прошлого века. В её основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной, т. е. российской, а ещё точнее советской, школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование креативного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных технологий проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

 

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы, как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов Решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг, сборников статей по ТРИЗ-педагогической тематике.

 

 

Глава 5. Учим решать задачи

 

По выражению выдающегося советского физика академика Александра Львовича Минца, нашпигованный знаниями ученик иногда похож на фаршированную рыбу. Но эта рыба уже не может плавать… Качественное обучение предполагает высокую степень понимания. А высокая степень понимания приходит в творческом процессе.

Решение открытых задач – именно такой творческий процесс. Казалось бы, система образования должна с энтузиазмом перейти к технологии обучения через открытые задачи. С середины XX века об этом немало написано теоретиками проблемного обучения. Но перехода не происходит. Почему?

Здесь есть немало организационных факторов, связанных с инерционностью любой большой социальной системы. Однако есть и вполне объективная содержательная причина. Она связана с противоречием, которое требует разрешения для содержательного развития системы образования.

Противоречие: творческий процесс усвоения знаний должен быть положен в основу технологии обучения, ибо при этом получается качественное обучение; и творческий процесс усвоения знаний не может быть положен в основу технологии обучения, ибо им сложно управлять, невозможно распланировать время, слишком долго может решаться задача…

Ну что ж, дорогие читатели, есть хорошая новость: это противоречие так же разрешимо, как «узкий-широкий» корабль или «нужно показывать – нельзя показывать» шоу. Разрешению этого противоречия поможет такая современная технология, как «перевёрнутый урок», новые информационные носители и… – ТРИЗ!

Всё дело в том, что в ТРИЗ разработаны определённые алгоритмы, по которым решаются задачи. То есть решение открытой, творческой задачи происходит не «как получится», а по заданной процедуре. Это не гарантирует успешного решения задачи, но повышает вероятность решения и позволяет планировать шаги, последовательность и время решения.

Алгоритм решения изобретательской задачи (АРИЗ) – это средство для головы, а не вместо головы. Так говорил Генрих Альтшуллер, основоположник ТРИЗ.

Кроме того, уменьшение «рысканья» во время поиска идей при решении задачи по алгоритму делает более продуктивной и «настраиваемой» коллективную работу.

 

Приз

 

Алгоритмы классической ТРИЗ – это сложные и многоходовые инструменты, которые требуют особого навыка и определённых умений для работы с ними. Для подростков мы предлагаем упрощённый инструмент – ПРИЗ (процедура решения изобретательских задач).

Вот несколько отзывов московских школьников о работе с ПРИЗом.

 

• Работа с алгоритмом ПРИЗ очень помогла организовать мышление, направить мысли в нужную сторону.

• Алгоритм мне очень помог. Сразу в голове возникает много гипотез, идей.

• Мне понравилось работать с ПРИЗом, потому что он помогает разобраться в задаче тем, что всё раскладывает по полочкам.

• Сначала было сложно найти какие-то решения, а когда раздали бланки ПРИЗа, то стало намного легче сконцентрировать мысли.

• ПРИЗ оказался интересным способом решения задач, и хотелось бы позаниматься им ещё.

 

Как решать задачи по ПРИЗу? Рассмотрим пять шагов ПРИЗа и дадим к ним краткие комментарии.

 

Подготовка к работе

На этом шаге предлагается прочитать условие задачи, сформулировать его своими словами и записать в традиционной форме:

Дано: …

Найти (объяснить): …

Если школьникам кажется, что они могут дать ответ сразу, пусть запишут свою гипотезу (идею) и продолжат решение задачи по ПРИЗу – скорее всего, они смогут выдвинуть и другие гипотезы.

 

Анализ условия

Здесь школьникам предлагается проанализировать условие задачи и ответить на следующие вопросы:

Какой объект в данной задаче основной? Из каких частей или элементов он состоит?

Какие объекты находятся вокруг основного объекта? С какими объектами и как он взаимодействует?

Какие процессы протекают в самом объекте, с его участием, а также вокруг него?

Если на этом шаге возникли какие-то гипотезы, их нужно записать.

Отметим, что на этом шаге не следует спешить решать задачу, так как главная цель шага – как можно лучше осмыслить условие задачи.

 

Выдвижение гипотез

Рекомендуется подумать, как перечисленные ниже явления могли бы способствовать получению необходимого в условии задачи результата?

Список явлений:

 

• механические;

• акустические;

• тепловые;

• электрические;

• магнитные;

• электромагнитные (оптические);

• ядерные;

• химические;

• биологические;

• социальные.

 

Данный шаг – главный для выдвижения гипотез. Учитель объясняет, что на этом шаге не нужно быть слишком критичными, так как следует постараться наработать максимум гипотез. Отметим, что в процессе решения иногда возникают 1–2 идеи, а иногда и более 10.

 

Отбор гипотез

На этом шаге школьники отбирают из выдвинутых гипотез наиболее правдоподобные и расставляют их в порядке убывания правдоподобности.

Если школьникам не удалось сформулировать правдоподобные гипотезы, то можно рекомендовать глубже изучить условие задачи, а также поискать дополнительные справочные материалы. После этого стоит пройти шаги ПРИЗа ещё раз, причём постараться сделать это более внимательно.

 

Проверка гипотез

На этом заключительном шаге школьники должны предложить эксперименты, в том числе мысленные, по проверке каждой правдоподобной идеи (гипотезы) или выполнить соответствующие расчёты.

Рассмотрим условие учебной задачи, которую решали дети 14–16 лет в кружке.

 



2018-07-06 387 Обсуждений (0)
ТРИЗ-педагогика: формальная справка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРИЗ-педагогика: формальная справка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)