Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Компоненты эффективности



2018-06-29 455 Обсуждений (0)
Компоненты эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок




Предисловие

Вы когда-нибудь задавались вопросами: “Как стать умнее?” или “Что значит умный человек?” Если да, значит нам будет интересно пообщаться!

Я тогда представлюсь. Меня зовут Иван Маслюков.

На одной стене у меня дома висит одна картина со смешным медведем, а на кухне — картина с солнечными цветочками. И ни грамоты, ни сертификата, ни свидетельства: высшего образования у меня нет, да и школу-то я закончил с горем пополам.

Но у меня есть кое-что другое. Я очень люблю думать. Поэтому я постоянно что-нибудь придумываю, и по мере накопления необходимых финансов претворяю свои идеи в жизнь.

Если вы что-нибудь очень любите, то неизбежно об этом думаете. А поскольку я люблю думать, в какой-то период своей жизни, я начал часто задумываться над тем, как я думаю. По-научному это называется "двойная рефлексия", но я буду всячески избегать научные термины.

Когда мне в руки попадается книжка, с первой же страницы утыканная непонятными словами, я кладу её в мусорку. Мне кажется, большинство авторов, печатающих такие книжки, пытаются компенсировать отсутствие смысла обилием терминов. Я позволяю себе использовать понятные и простые слова, потому что верю в обилие смысла.

Первую версию этой статьи я опубликовал 10 апреля 2011 года. Сейчас вы читаете вторую версию, вышедшую ровно два года спустя. Я и в будущем с периодичностью в несколько лет буду переписывать эту статью, потому что со временем немножко умнею и набираюсь опыта, и как следствие — лучше могу формулировать свои мысли. А где-то и исправляю себя, со временем придя к заключению, что в прошлом был не прав.

В этой статье много меня, потому что мне удобнее, проще всего, наблюдать за собой, и изучать себя, как человека мыслящего. И если я где-то делаю отступления и рассказываю о себе самом, то это главным образом вытекает из какой-нибудь необходимости, а не из желания похвастаться тем, какой я особенный и хороший. На данном этапе своей жизни я точно-точно могу сказать, что ничего особенного из себя не представляю, и к моей хорошести есть много вопросов, я тоже ведь, не без скелетов в шкафу.

В чём измерять

Когда речь идёт про ум, сразу возникает много недоразумений: что это вообще такое и в чём это измерять.

Кого мы можем назвать умным? Если человек много знает? Или у него очень много денег? Власти?

Вот Вассерман очень много знает, а почему за ним не числится ни одного значимого изобретения, открытия?

Березовский со своим миллиардом — что же впал в депрессию на закате жизни? Расстроился, что мало заработал?

У Гитлера была такая власть! И нёс чушь про превосходство одной расы над другой.

Вот если человек получает Нобелевскую премию — многие наверное согласятся, что человек значит, умный. И мы допустим, что это так, только что это даёт нам, обычным людям, которым до такой премии, как до луны?

Хочется же как-нибудь оценивать свой ум, или ум знакомого, партнёра по бизнесу, или ум своей девушки. А для таких оценок критерий "есть Нобелевская премия" или "нету", не очень-то подойдёт.

Что у нас еще есть? Тест на IQ – показывает только способность человека решать тест на IQ, то есть оценивает одну из огромного множества сфер применения ума.

Человек часто по себе судит. Так рассуждает: "Если кто-то придерживается такого же мышления (мнений, суждений) как и я, значит и он умный". А если я дурак? И тот второй — тоже. В итоге, у нас два дурака получается, которые уверены, что они очень умные. Так дело не пойдёт!

Я сразу сознаюсь, что я пока не придумал объективный способ оценки ума, хотя этот вопрос не даёт мне покоя, и как бы мне хотелось!!! Но все же, мне удалось выделить множество косвенных признаков развития мышления. И как самые отдалённые, невидимые звёзды обнаруживаются по совокупности косвенных признаков, также и мы приблизимся к уму через совокупность результатов его работы.

 

Я и так умный!

Способность к мышлению есть у человека с рождения, но развивается оно только в социальной среде — если малыша изолировать от людей, но обеспечить его выживание, мышление его будет развито не больше, чем у макаки.

Мы не ставим перед собой цель научиться мыслить. У нас есть масса других, более насущных задач, которыми мы заняты с первого же дня нашего рождения. Парадокс саморазвития мышления заключается в том, что именно через решение задач мы и развиваем мышление.

У каждого из нас развиты мышцы, просто потому, что мы двигаемся. Сложно встретить здорового молодого человека, жалующегося на то, что у него недостаточно физической силы для обычных бытовых задач: ходить по улицам, носить рюкзак, подняться по лестнице, выжать сцепление и так далее. Если не брать в расчёт профессиональных спортсменов которые скажут: "— Это мой хлеб!", то что же делают обычные люди в спортзалах?

Честный ответ звучит так: — "Я хочу выглядеть более соблазнительным, больше нравиться противоположному полу." То есть человек говорит себе: "Да, у меня есть мышцы, у меня есть тело, но оно недостаточно хорошо. Я могу сделать его лучше. Я буду чувствовать себя лучше, я буду выглядеть лучше, моя жизнь станет лучше."

А если сказать себе: "Да, моё мышление развито, но я хочу стать еще умнее, чтобы добиваться больших результатов, чтобы я был способен не только позаботиться сам о себе, но и мог всячески помогать людям, которые меня окружают."

Мышление, как и мышцы, можно развивать целенаправленно, можно поставить перед собой цель поумнеть. Стать еще умнее, чем вы есть сейчас, в независимости от того, насколько ваше мышление развито на данный момент.

Если вам только двадцать, и вся жизнь еще впереди — тем проще. А подавляющему большинству людей за тридцать, задавшихся целью стать умнее, придётся существенно изменить свою жизнь, потому что развитие мышления тесно связано с тем, что человек делает, с его работой.

И поскольку развитие мышления сопряжено с определенными трудностями, сейчас самое время задаться вопросом — зачем быть умным?

Зачем быть умным?

Быть умным – значит иметь возможность эффективно, с наименьшими энергетическими и временными затратами достигать свои цели, реализовывать свои мечты.

Как на счёт того, чтобы построить свой завод? Снять свой полнометражный художественный фильм? Или может быть стать губернатором своего города? Открыть вакцину против СПИДа? Создать свою узкоспециализированную социальную сесть с миллионом пользователей?

Вам кажется, что этого никогда не будет в вашей жизни? А почему нет? Чем вы отличаетесь от людей, в жизни которых это состоялось?

Вы от них отличаетесь только тем, что они это сделали, а вы еще нет. И тут начинается: "Нужно много денег! Нужны связи! Все что можно придумать, уже придумано!". И правда. Нужны деньги, нужны связи, и очень многое уже действительно придумано. Но от этого ничего не меняется. Вы тоже можете заработать деньги, можете с кем-нибудь познакомиться, и вы можете что-нибудь изобрести.

Иногда бывает и так, что предприняв необходимые усилия, посвятив себя какой-то определенной цели, а иногда и отдав свою жизнь на достижение желаемого, человек терпит крах. И оказывается совершенно не готов к такому исходу, потому что даже не задумывался, что можно провалиться со своей затеей.

А ведь кроме своих собственных ошибок, которые допускает человек, есть еще и внешние обстоятельства. И другие люди. Они могут сопутствовать, помогать вам, а могут противостоять, мешать.

Ваше мышление также относится к внешним обстоятельствам, к воле других людей, как мотор корабля относится к течению и ветру. Имея мощный мотор вы легко преодолеете и тягу течения, и силу ветра, а если они будут сопутствовать вам — тогда мощь мотора сложится с силами ветра и течения, и тем быстрее вы пристанете к желанному берегу.

Впрочем, может и не пристанете, пробьёте по пути киль рифом — и затонете.


У меня вообще много вопросов к мирозданию о справедливости, о том, почему так бывает, что заслужившие признания и уважения остаются в безвестности, в бедности, а жулики или бездарности могут быть популярны и богаты.

Я, конечно, понимаю что понятие "справедливости" придумано людьми, в природе-то никакой справедливости не существует — у неё только причинно-следственные связи. Мы говорим "справедливо", если событие, явление, положение дел, соответствует нашему представлению о том, как должно быть.

Жизнь, конечно, сложная штука. Иногда в ней всё совершенно неожиданно переворачивается вверх тормашками. И никогда точно не знаешь, что в ней будет, а чего не будет.

Но в тоже время, я осознаю свою волю. Я знаю, что в моей жизни сейчас есть то, к чему я стремился и чего хотел — не в той форме, не так, как я себе это представлял, но всё осуществляется.

Благодаря мотору, который установлен на моём корабле. Бывает, что меня сносит штормом в сторону, и я не понимаю, где нахожусь. Куда следует держать сейчас путь. Но проходит какое-то время, и оказывается, что даже мои заблуждения имели смысл и содействовали тому, что я сейчас оказываюсь там, где мне очень нравится находиться.

Конечно, ум, как и мощный мотор, не гарантирует, что вы обязательно осуществите свою мечту, достигнете тех берегов, которые представляются сейчас в вашем воображении. Но развитое мышление принципиально увеличивает эту вероятность.

В то время как люди с ограниченным умом, как корабли без мотора — существуют бесцельно, безвольно и бессмысленно. Куда дует ветер, несет течение — туда и они.

 

Ум как инструмент

Чтобы просто выживать, то есть быть сытым, иметь место для сна, так же как и размножаться – много ума не нужно (с этим легко справляются животные).

Чтобы добиться обыденных целей: купить машину, квартиру, требуется среднестатистический ум (естественно, что всё зависит от обстоятельств, и кому-то это достаётся даром, а кому-то через десятилетия прилагаемых усилий; речь идёт о зависимости при равных исходных условиях).

А что если… принять своей религией служение людям?

В какой-то момент каждый из нас задаётся вопросами о том, зачем мы живём. Во что мы верим. Может быть это смешно и наивно. Но я принял своей религией — веру в человека. Я верю, что я живу для других людей.

Я не смог поверить в бога. Я не понимаю, как мне с ним взаимодействовать — я не вижу, каким образом я могу быть полезен ему. Но не только это.

У меня в голове отлично укладывается идея смерти, я знаю что это такое, потому что уже был мёртв до своего рождения. Насколько я себя помню в этот период, ничего страшного в моей смерти не было. Кроме того, зная, что жизнь закончится, хочется успеть что-то сделать за отпущенное время. А если бы я знал, что жизнь бесконечна, к чему спешить и что-то вообще делать? А жизнь без действий, без страсти, без стремлений… равносильна смерти. Значит смерть — условие существования самой жизни. Понимая это, я не хочу бессмертия.

Ни одна религия не даёт ответа на самый важный вопрос мироздания: если всё предопределено предыдущими событиями, если любой наш выбор основан на предыдущем опыте, предопределен всем тем, что было в нашей жизни до момента выбора, то где же место для воли человека? Что же есть человек, лишенный на самом деле всяческого выбора? А если у человека есть свобода выбора, значит у бога нет всемогущества и всеконтроля над всем. Если свободы выбора нет, то зачем все эти ады и раи, когда на самом деле от человека вообще ничего не зависит, и то, куда он попадёт предопределено еще до его рождения?

Вот сценарист сочинил такое стечение обстоятельств, которое ему очень удобно для развития сюжета. Это стечение обстоятельств совершенно не правдоподобно, он прекрасно понимает, что в жизни так быть не может. Но рассчитывает, что зритель простит и поверит. А зритель чувствует фальшь, чувствует когда реальность натягивается на необходимость. И когда мне говорят, что всё обстоит таким образом, что бог всемогущ и человек имеет свою волю одновременно, я чувствую такой же привкус, как от плохо написанного сценария для фильма.

И вот еще что — у большинства богов большие проблемы с чувством собственного достоинства. Мол, у меня всё на добровольном начале. Вы чистосердечно можете мне поклоняться и в меня верить. А можете не верить и не поклоняться, если не хотите. Правда, если не будете это делать, гореть вам в аду.

Это же обычный шантаж. Я не знаю, неужели эти все боги получают удовольствие от того, что кто-то в них верит под страхом наказания? Ну что за радость ему от такой любви?

Если есть что-то такое… что выше меня, что лучше меня, что есть пример для подражания, чем я могу восхищаться и восклицать: "— Вот оно, совершенство! Мне этого никогда не достичь!" Так вот, если что-то такое есть. Хотелось бы, по крайней мере, чтобы оно не страдало банальным — так нам хорошо знакомым! — пороком тщеславия.

Да, у нас нет ответа и даже теорий, что было до большого взрыва. Каждый, конечно, в этом случае волен верить во что угодно. И если кто-то заселяет к себе в голову бога и искренне верит в него — уже нельзя сказать, что этого бога нет. Когда он живёт у кого-то в голове, пусть даже совсем у одного человека. Быть в воображении — уже быть.

Но свой выбор я делаю в пользу человека. Потому что человек — это самое живое, из того, что мне известно в наблюдаемой части вселенной.

 

Начинаем с себя

Лев Николаевич Толстой сказал: "Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех похлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения."

И более того, я уверен, что если кто-то хочет быть полезным для других и делать их счастливее, то начать он должен именно с себя — как с человека самого доступного, с которым легче всего работать и который всегда под рукой. Потому что идут от более простого к сложному, и потому, что если кто-то кого-то чему-то хочет научить, он сперва сам должен это хорошенько уметь. То есть первая, необходимая помощь, которую один человек может оказать другому, заключается в том, что он не перекладывает на других свои собственные проблемы, задачи, затруднения. И в конечном счёте — своё "не счастье".

Вроде бы все понимают, что "похлопотать над собой" — это хорошо. Только вот лень. Зато осчастливливание других, методом раздачи им советов и рекомендаций — это пожалуйста, сколько угодно.

Знаете, бывает так, что всё и так не плохо. И ничего не хочется. И даже не хочется, чтобы чего-нибудь хотелось. Что тут поделаешь? Я не знаю, мне кажется, совсем ничего не поделаешь.

А бывает, что хочется, чтобы чего-нибудь хотелось. Тогда встаёт вопрос, как начать хотеть — если хочется, чтобы хотелось, но пока ничего не хочется? Или если понимаешь, что конкретно хочется, но лень? Что делать с ленью?

Мне очень понравилось, как ответил на этот вопрос Артемий Лебедев: "Как мотивировать себя что-то делать? — Да никак, оставайтесь в жопе!" (видел такую картинку вконтакте, действительно ли он это говорил — я не знаю, но, конечно, очень на него похоже).


Когда речь заходит о мотивации, я представляю себе человека, который находится между конфетой спереди и катком сзади. Конфета — это радость от достигнутой цели, или что-нибудь материальное, что человек может себе купить, если хорошенько поработает. Каток — это наказание, лишение чего-нибудь, если человек будет лениться, и не сделает необходимый минимум для выживания.

Большинство людей, как правило, находятся ближе к катку, чем к конфете. Они чувствуют за спиной его жаркое дыхание, вибрацию асфальта, слышат монотонное тарахтение двигателя. Они работают, потому что если не будут, им нечем будет платить за телефон, квартиру, нечего будет есть. То есть они работают под страхом лишиться чего-то. Эффективность такой работы определяется принципом "необходимый минимум усилий" (чтобы прокормиться, чтобы не уволили).

Меньшая часть людей — работает, исходя из радости получить конфету. Находясь ближе к конфете, они улавливают её запах, смотрят на красивую обёртку, фантазируют по поводу вкуса содержимого. И совершенно не вспоминают о катке, хотя знают, что где-то там сзади он плетётся. Эффективность этой работы определяется принципом "возможный максимум усилий" (чтобы радоваться результатам, чтобы много заработать, чтобы доказать бывшей половинке, что напрасно бросил(а), и т.д.).

И вот возникает интересный вопрос: если работать нужно в любом случае, почему бы не делать это с радостью, мотивируясь конфетой? Почему большинство работает, чувствуя наступающий на пятки каток?

У одних есть сила воли, а у других нет, кто-то может себя заставить, а кто-то нет? Хорошо, а как в таком случае воспитать в себе силу воли? А если для воспитания в себе силы воли нужна сила воли — не получается ли у нас замкнутый круг, из которого нет выхода? Но с другой стороны, ведь даже последний тунеядец заставляет себя предпринимать минимальные усилия для выживания — то есть всё-таки проявляет силу воли. Значит, она есть в человеке в любом случае; вопрос тогда сводится к мотивации иметь сильную волю.

Психологи объясняют прокрастинацию (привычку откладывать на потом важные дела) разного рода страхами, связанными с результатами работы (у меня может не получиться, у меня получится слишком хорошо, и я не знаю как с этим жить, и т.д.).

Но у меня на этот счёт тоже есть интересное соображение. Мне кажется, что у умных людей, всех без исключения, воля как раз сильная. Потому, что умные люди понимают, что иметь сильную волю — выгодно.

Не делая что-то важное, не напрягаясь, не думая, вы получаете известное удовольствие от ничего не делания прямо сейчас (например, человек понимает, что ему нужно делать, но переключается на скайп, читает новости, проверяет почту в социальных сетях, и т. д.).

И напротив — занимаясь важным делом и отбросив всё неважное в сторону, вы напряжены, сконцентрированы, вы испытываете мыслительное напряжение. Но удовольствие, которое вытекает из вашей работы появится только в будущем. Причём, если вы работаете над крупным, масштабным проектом, и не по найму, а над своим собственным проектом, результат (и соответственно удовольствие от достигнутой цели) появится в отдалённом будущем — через три месяца, полгода, год. А когда вы сядете писать огромный сказочный роман — то и через пять лет.

Так вот глупые люди, в общем и целом, стремятся к поверхностным, сиюминутным (не знаю как еще их назвать!) удовольствиям. Умные люди стремятся к более глубокому, содержательному удовольствию — но в будущем.

Вложение времени и усилий в дело, которым вы занимаетесь можно сравнить с финансовыми инвестициями.

Вот, скажем, получили два человека в наследство по 500,000$. Один человек — купил себе машину, начал ходить по ресторанам, клубам — в общем, кутил как только мог. И проведя год в самых разнообразных удовольствиях, он обнаруживает, что деньги закончились. Осталась только машина, которая будучи уже не новой, скинула 30% от своей цены.

Второй человек — инвестировал деньги в свой бизнес, производство блоков из ячеистого бетона. Арендовал дешевую площадь для производства, снял офис на окраине города, на всём экономил. Через полтора года производство начало окупаться, и еще через полгода — человек начал зарабатывать по 30,000$ в месяц.

Отказался от удовольствий "прямо сейчас" и обеспечил себя удовольствиями на всю жизнь. Это, конечно, грубый пример — но суть та же.

У вас есть капитал — ваше время, ваши усилия. И каждый решает — как и куда их инвестировать. Если своё время, свои усилия вы тратите на всякую фигню, то жизнь ваша превращается в фигню. И не ищите потом кругом виноватых в этом, виноватый сидит внутри вас, этот тот самый, который всё время ныл — "Хочу удовольствий, удовлетворений прямо сейчас!".

Поэтому, как мне кажется, вопрос мотивации сводится главным образом к осознанию того, что удовольствия, которые вы можете получить сиюминутно, сейчас, проигрывают по качеству, сути, тем удовольствиям, которые вы можете получить в будущем.

 

Очень важно осознавать, что "сейчас" не является каким-то самостоятельным промежутком между прошлым и будущим (они идут в стык, без зазора). "Сейчас" является прошлым и будущим одновременно.

Быть "сейчас", значит быть в прошлом, по отношению к будущему — то что вы сейчас делаете, определяет то, что будет у вас в будущем.

Быть "сейчас", значит быть в будущем, по отношению к прошлому — то, что вы сейчас делаете, определено тем, что вы делали в прошлом.

Мне кажется, что огромное количество людей воспринимает "сейчас" как нечто оторванное от прошлого и будущего, оно у них существует как бы само по себе. Они, конечно, знают, что "сейчас" вытекло из их прошлого и обернётся будущим. Но понимают это отстранённо, как если бы лично их это не касалось.

И когда они оказываются, извините, в той самой жопе, они совершенно справедливо замечают, что сейчас сделать уже ничего невозможно. Разумеется невозможно! Потому что для "сейчас" нужно было делать что-то в прошлом.

Конечно, решение простых задач происходит по принципу "сейчас для сейчас". Но когда речь идёт о большом деле, или о деле всей жизни — принцип "сейчас для сейчас" не работает. Слова Есенина "Большое видится на расстояньи" легко можно переиначить в "Большое делается годами" — большое дело, большой характер, большое событие — всё это не может образоваться за один день (если только речь не идёт о разрушении). Период созревания дела, характера, события прямо пропорционален их размеру, качеству, значимости.

Вот животные вообще не занимаются планированием будущего. И чем меньше человек планирует, тем ближе он к животному.

Да, медведь запасается на зиму жиром, а белка собирает орешки в своё дупло, но они делают это исходя из предустановленных инстинктов, а не после размышлений "Нужно хорошенько покушать, потому что я же буду дрыхнуть всю зиму, а моему организму нужна энергия для жизни…" или "Орешки такие вкусняшечные, надо их побольше насобирать, чтобы когда мне захотелось съесть орешек он всегда был под лапкой!"

Мы, люди, стали разумными, после того как осознали, что "сейчас" предопределяет "потом". И с тех пор постоянно забываем об этом.

 

Планирование будущего

Быть умным — значит быть эффективным при решении оригинальных задач. Поскольку задача — это фактическая разница между действительным и желаемым, мы приходим к тому, что любая задача состоит из того, что у нас есть сейчас и того, что бы мы хотели получить в будущем.

Причём мы выполняем множество задач одновременно — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Вот например — идёт по улице девушка. Каждый её шаг — это задача — передвигать ноги (сейчас моя нога тут, а я хочу чтобы она была тут, таким образом я буду передвигаться). Она идёт в магазин за сосисками — это среднесрочная задача (у меня в холодильнике нет сосисок, а я хочу чтобы были, потому что хочу кушать). Но вообще она учится в университете на втором курсе — это долгосрочная задача (у меня нет образования, я хочу получить образование, чтобы потом устроиться на работу).

Обратите внимание, что любая задача, сводится к планированию будущего. Мы знаем в каком состоянии (при каких обстоятельствах) находимся сейчас, и знаем, какого состояния хотим достичь. Мышление определяет последовательность действий, которые в совокупности должны привести в будущем к желаемому результату. И чем лучше развито мышление, тем длиннее можно выстраивать цепочки действий, которые приводят к достижению цели в отдалённом будущем.

Вы не поверите, но всё это еще к вопросу о лени. Умный человек понимает, что лениться не выгодно, потому что лучше может представить, предопределить результат своего труда в отдалённом будущем. Люди, с плохо развитым мышлением никогда самостоятельно не ставят перед собой долгосрочные цели.

Когда человек идёт в университет получать высшее образование, это вовсе не обязательно связано с тем, что он самостоятельно рассчитал, что последовательность действий (учёба) приведёт к желаемому результату (диплом и любимая работа). Сколько людей попались в эту ловушку, исходя из соображений что "так надо", "так хотят мои родители", "так делают все умные люди" — и решение поступать в учебное заведение было связано исключительно с решением краткосрочной задачи "лишь бы от меня отстали".

Получают эти люди любимую работу по специальности? Нет. Почему? Потому что их выбор не был связан с самостоятельным планированием будущего. В восемнадцать, двадцать лет очень сложно планировать своё будущее на пять лет вперёд! Хорошо, если человек понимает, к чему у него есть страсть. Когда он точно знает, чем хочет заниматься.

Но большинство-то идёт получать высшее образования не имея ни малейшего понятия чем они на самом деле хотят заниматься. Выход прост — не спешить. Когда вы найдёте такое занятие, погрузившись в которое, вы забудете про всё на свете и оторвавшись от которого — вы будете чувствовать себя словно в другой реальности — вот тогда вы сможете сделать правильный выбор.

Мы вернёмся к теме образования и выбора любимого дела еще чуть позже, а здесь нужно закрыть тему лени.

Как перестать лениться? Первое — понять, что это не выгодно. Второе — делать то, что любишь. Третье — помнить о смерти.

 

Помнить о смерти

Стив Джобс в своём выступлении перед выпускниками Стэнфорда говорит: — "Помнить, что я скоро умру, — великолепный инструмент, который помог мне принять все самые важные решения в жизни. Мысль о скорой смерти — лучший способ избавиться от иллюзии, что тебе есть что терять. Ты уже будто голенький, и нет причины не следовать за своим сердцем. Смерть — это лучшее изобретение жизни".

В своём стиле поется об этом в песне "Сдохнуть" группы "Кровосток": "Можно сдохнуть короче как и когда угодно, так что чувствуй, чувствуй, скорее себя свободно! Не хочу никого пугать и ничего вроде того, рекомендую просто насрать на всё только то и всего." Это замечательная песня, в которой красочно рассказывается о большом разнообразии способов неожиданно умереть.

У Земфиры: "Я так боюсь не успеть, хотя бы что-то успеть."

Идея одна: сейчас есть, а “потом” может уже не быть. Это значит, что если будешь лениться, ты просто можешь не успеть сделать то, что чувствуешь, что должен. Это значит, что выбирая между любимым и не любимым делом нужно выбирать любимое — без страха провалиться, не справиться, опозориться, потому что перед лицом смерти эти страхи теряют свою власть.

Потому что придёт день, когда сделанным останется только, то что ты сделал. Не то, что собирался, а то, что успел.

Бояться смерти, потому что не успеешь сделать что-то новое, а что-то останется недоделанным. Вот именно это значит заниматься тем делом, к которому испытываешь страсть. Вот именно это для человека значит жить.

Для меня лично. Именно боязнь "не успеть, хотя бы что-то успеть" означает счастье. Все остальные варианты — через приоритеты "максимум денег", "удовольствия за деньги", через тщеславие и власть — ведут в тупик.

Компоненты эффективности

Способность прогнозировать отдалённое будущее и выстраивать в воображении длинные цепочки из действий — это один из компонентов эффективности.

Но также, чем вы умнее, тем больше факторов вы можете учесть при решении задачи (грубо говоря, тем шире диапазон возможных действий вы можете себе представить).

Чем вы умнее, тем точнее вы можете определить приоритет каждого из возможных действий (не имеет значения > влияет незначительно > оказывает влияние > принципиально важно) и таким образом вы можете выстраивать цепочки из более важных действий, а менее важные — отбрасывать в сторону ;

Чем вы умнее, тем точнее вы можете определить степень вероятности последствий (результатов) от ваших действий (невозможно > маловероятно > вполне может быть > скорее всего > неизбежно).

Эта закономерность справедлива и для конкретного размышления над отдельно взятой задачей (загрузка мышления) и для мышления в целом (максимально возможный уровень мышления).

Становиться умнее

Мы уже пришли к тому, что мышление развивается вместе с увеличением нагрузки на мышление. А сейчас нам очень важно понять, при каких обстоятельствах мышление загружается, а при каких — нет.

Представим, например, начало обычного рабочего дня. Вы проснулись. Вы задумываетесь, что делать? Нет. Умыться, позавтракать, выйти из дома. Вы задумываетесь, как умыться? Нет. Зная, что делать, как делать, мышление работает с минимальной нагрузкой.

Включенный компьютер, сразу после того как загрузился, использует только 1-2% от процессорной мощности, заведённый автомобиль держит холостые обороты, используя 10-12% от полной мощности.

И человек, находясь в сознании, не может ни о чём вообще не думать (иначе – человек засыпает, как автомобиль ниже предельно низких оборотов - глохнет). Даже мысль о том, что вы ни о чём не думаете – это уже работа мышления. Поэтому можно утверждать, что человек, находящийся в сознании, постоянно о чём-то думает, вопрос только в степени загрузки мышления.

Какие-то задачи загружают мышление больше, какие-то меньше. Чем сложнее задача, тем большее мыслительное напряжение требуется, чтобы эффективно разрешить эту задачу. А сложная задача – это прежде всего оригинальная задача, то есть такая, с которой вы раньше не сталкивались, не похожая на все предыдущие ваши задачи.

Одеться, умыться, позавтракать – это простые задачи. Если ваше утро прошло по обычной программе, то есть у вас ни разу не возникло в голове ясного вопроса "Что мне нужно сделать в этой ситуации?" который бы вызвал у вас затруднение, можно сказать, что за всё утро вы ни разу не загрузили мышление.

Как же вы умудрились одеться, умыться и позавтракать, не загружая мышление? С помощью подсознания.

 

Шаблоны поведения

А чем же руководствуется подсознание, решая задачи? Мне нравится слово "шаблон", хотя можно было использовать его синонимы —"стереотип", "паттерн", "штамп", "приём" и так далее.

Я условно разделяю шаблоны, исходя из их сути и времени, требуемого на их реализацию.

Самый масштабный шаблон — это шаблон жизни, который состоит из шаблонов поведения. Вот, например, есть такой шаблон: школа, институт, работа по найму, дети, пенсия, внуки, могила. Очень популярный шаблон, так как опробован многими поколениями.

Шаблон поведения — это совокупность шаблонов действий. Как и все остальные шаблоны, он был когда-то опробован на практике и оказался достаточно эффективным для решения определённой задачи.

Шаблон действия в свою очередь состоит из совокупности шаблонов движения. Например, краткосрочная задача "поставить чайник" состоит из множества шаблонов движений — каждое движение пальца, руки, ноги осуществляется через многократно испытанный шаблон.

Шаблон движения состоит из шаблонов нервных импульсных сигналов, то есть шаблонных команд, которые мозг отправляет мышцам, чтобы те сокращались.

Подсознание занимается тем, что исходя из текущей штатной задачи выстраивает цепочку из шаблонов, которые в совокупности должны привести к достижению цели.

Любой навык, которому может научиться человек, есть ни что иное, как набор шаблонов движений. Печатать десятью пальцами вслепую. Танцевать. Говорить. Управлять автомобилем. Писать ручкой. Набирать номер.

Имея огромный арсенал самых разных шаблонов, мы легко справляемся с задачами, с которыми имели дело раньше. Так же, например, соблюдение технологий производства на заводе позволяет выпускать с конвейера качественный продукт — ведь главное условие качества — точное соблюдения всех установленных процессов, программ.

У животных есть безусловные рефлексы — те, которые в них заложены при рождении, и условные — то есть приобретенные в процессе жизни. Те же шаблоны; вернее — это я рефлексы отнёс к шаблонам, поскольку по сути это одно и то же. Использование шаблонов — это условие выживаемости и размножения. Но в то же время человек стал человеком, обретя способность создавать новое, а не только использовать хорошо усвоенное старое. А это — удел мышления.


Критически важно держать в равновесии использование старого, хорошо проверенного, и нового, от части экспериментального. Нужно понять:

Дисбаланс

Большинство людей сильно злоупотребляет шаблонами поведения. Употреблять шаблоны — легко. Думать — тяжело. Большинство людей стремятся идти по пути наименьшего сопротивления. Кроме того, они уверены, что напряжение в мозгу – это плохо, и от этого нужно избавиться, как от боли в голове.

У меня такое ощущение, что из-за какого-то вселенского недоразумения, никто не объяснил людям, что мыслительное напряжение в голове, что трудность, с которой протекает процесс мышления, — это хорошо! Что развитие мышления происходит также через преодоление сопротивления, через напряжение, как рост мышц — через боль в самих мышцах.


Человека, столкнувшегося с необходимостью подумать, можно сравнить с человеком, у которого возникла необходимость подняться на десятый этаж. Подняться на лифте – быстрее и проще, чем подниматься по лестнице. Но нагрузка на мышцы ног делает ноги сильнее, а езда на лифте — нет.

Зачем тогда нужны лифты, машины, самолёты?

Они так же относятся к нашей физической энергии как шаблоны поведения относятся к мыслительной энергии — они её экономят, чтобы энергии хватало на другие дела.

Но представьте человека, совершенно не испытывающего физической нагрузки, а вместо того пользующегося огромным количеством техники. Это довольно жалкое зрелище, потому что все мышцы этого человека окажутся атрофированными. Неиспользуемый орган атрофируется — это закон.


Конечно, в жизни люди с атрофированными мышцами по причине полной обездвиженности встречаются только в больницах, зато все мы хорошо знаем, как выглядит тот, кто много ест, но пренебрегает физической нагрузкой.

Поднимайтесь на лифте, ездите в автомобилях, летайте на самолётах! Но также гуляйте пешком, бегайте, или ходите в спортзал! Употребляйте шаблоны, но и не отказывайтесь от мышления исходя только из того соображения, что использовать шаблон поведения — легко, а хорошенько задуматься о чём-то сложно!

 


Чёткая грань

Нужно понимать, где проходит грань между использованием шаблонов поведения и мышлением. Подсознание постоянно обрабатывает огромный поток информации (зрение, слух, обоняние и т.д.), и относительно каждого информационного сообщения задаётся вопросом, требуется ли реакция (действие) со стороны подсознания.

Пока совокупность всех данных указывает на то, что исполнение шаблона поведения происходит в штатном режиме, подсознание не передаёт мышлению задачи, а справляется самостоятельно используя соответствующие шаблоны. Подсознание передаёт в сознание только те задачи, для которых нет шаблонов.

Представим, например, что вы сидите в очереди на приём к врачу. Ваше сидение на диване протекает в штатном режиме (вы уже много раз сидели на диванах и знаете, как это делается).

Но вот напротив вас сел молодой человек. И вы замечаете, что из кармана его брюк торчит рукоятка пистолета. Как обрабатывает эту информацию подсознание:

— Требуется действие?

— Да (угроза для выживания).

— Есть шаблон поведения?

— Нет (впервые сталкиваемся с такой ситуацией).

— Передать задачу мышлению.

Мышление тут же пытается ответить на вытекающие из этой ситуации вопросы: "Это игрушечный пистолет или нет?", "Может ли он причинить м



2018-06-29 455 Обсуждений (0)
Компоненты эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Компоненты эффективности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (455)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)