Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Заветы Бога с человеком



2018-07-06 1054 Обсуждений (0)
Заветы Бога с человеком 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ибо завет вечный

положил Он со мною,

твердый и непреложный.

(2Цар.23:5)

 

В начале любого серьезного разговора необходимо договориться о терминах. Слово “завет” уже звучало в теме “Священное Писание”. Однако, данное понятие применяетсяне только в богословии, но и в мирской жизни. Тем, кто еще помнит советские времена, хорошо знакомо выражение “Заветы Ильича”. Его часто использовали в публичных мероприятиях, подчеркивая верность следования Ленинским принципам: “Заветам Ленина верны́!”Но то значение термина “завет”отличалось от применяемого в богословии. Оно скорее означало наставление, напутствие, но никак не договор или соглашение. Тогда власть ни с кем из своего же народа договариваться не собиралась (она вообще это делает очень неохотно). Необходимо было строго выполнять все указания партии и правительства, какие бы они ни были–относительно гуманные или совершенно безнравственные.Т.е. завет в те времена звучал как приказ.

В христианстве же всё совершенно иначе. Напомним, о чем шла речь в предыдущих главахи даже немного расширим это понятие.

Заве́т(евр. ברית[берит], греч.διαθήκη [диафики],лат. testamentum) – “союз, соглашение, договор двух сторон, в котором определены их взаимные цели и обязанности.

В Библии под Заветом понимается союз Бога и человека с целью спасения человека Богом в вечности и познание человеком Бога при условии соблюдения Божественных заповедей (Авраам, Ной, Моисей).Под Заветом также понимаются и сами книги, в которых изложено соглашение Бога и человека (книги Ветхого и Нового Завета).Библейскую историю можно рассматривать как цепь заветов или соглашений, в которые Бог вступал с патриархами, пророками, царями, избранным народом, Церковью и всем миром”.[1]

Появление термина“Завет” в аспекте взаимоотношений между Богом и человеком обусловлено тем, что вообще для человека естественным является состояние единства с Богом. Но человек обладает возможностью волеизъявления. Бог создал нас свободными. Именно данные качества позволяют человеку добровольно идти к Богу, откликаясь на Его зов. Как уже отмечалось, человек – единственное существо из всего тварного мира, с которым Бог заговорил, что отражено на страницах Священного Писания: “И благословил их Бог, и сказал им Бог” (Быт.1:28).И не просто как с одним из сотворенных существ, но как со Своим полноправным собеседником. “Сказал им Бог” не означает приказа или повеления. Это есть приглашение к длительному диалогу – продолжительностью во всю жизнь и уходящему в вечность. Человек может оправдать доверие Бога и стать не только Ему собеседником, но и соработником. Между Богом и человеком возникает синергия[2]. Но, обладая свободой, человек может и возражать Богу. Он может вообще игнорировать Бога, в том числе как своего собеседника. Однако, в любом случае Бог никогда не приказывает человеку. Он с ним договаривается. Отсюда и возникает понятие “договор” или “завет”.

Как только человек появился на земле, Бог сразу же заключил с ним Завет, т.е. были конкретно обозначены цель и смысл жизни, а также роль человека во вселенной. Снова приведем цитату известного русского богослова В.Н.Лосского: «В раю согласие человеческой свободы и Божественной благодати могло стать светозарным мостом над тем “бесконечным расстоянием”, которое, как говорит Иоанн Дамаскин, отделяет тварь от Творца. Адам был непосредственно призван кобóжению. Но после грехопадения встают два препятствия, делающие это расстояние непреодолимым: грех сам по себе, который лишает природу человека способности воспринимать благодать, и смерть – завершение падения, ввергающая человечество в состояние противоестественное, когда своеволие человека, заразив весь космос, сообщает небытию парадоксальную и трагическую реальность.

В этом состоянии человек не может больше оставаться на уровне своего призвания. Но Божественный план не изменился: Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю землю.

Конечная и всецело положительная цель человека приобретает с этого момента негативный аспект – аспект спасения. Чтобы человек мог свободно вернуться к Богу, нужно, чтобы Бог сначала освободил его от состояния повинности греху и смерти. Это состояние требует искупления, которое в целокупности Божественного плана предстает, таким образом, перед нами не как цель, а как негативное средство. Ведь спасен может быть только тот, кто является беспомощной добычей зла.

История человечества после грехопадения – это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения. Но гавань спасения – еще не цель; потерпевшему крушение она дает возможность снова отправиться в путь к единственной – все той же – цели: единению с Богом.

Итак, после утраты райского состояния человек уже объективно не может достигнуть своей конечной цели. В новом состоянии небытия и смерти он находится в положении мучительной пассивности; сначала это ничем не истребимая, щемящая тоска по раю, а затем – все более сознательное ожидание спасения. Движение падения продолжается, отчего, во-первых, ожидание становится все более горестным, а, во-вторых, рождаются или бесчисленные способы забыть (попытаться забыть) о смерти, то есть о разлуке с Богом, или люциферианское устремление воли к тому, чтобы спасти себя самостоятельно и самообóжиться. Но и “ангелизм”, и “вавилонизм” терпят поражение, и люди не перестают ждать Кого-то, Кто пришел бы их спасти. Итак, вся история человечества – это история спасения, в которой мы можем различить три периода.

Первый период – длительноепредуготовление к пришествию Спасителя: он продолжается от грехопадения до благовещения: “Днесь спасения нашего главизна”, – поет в этот праздник Церковь. В течение всего этого периода Провидение непрестанно учитывает волю людей и в соответствии с этим избирает Себе орудия.

Второй период, от благовещения до Пятидесятницы, соответствует земной жизни и вознесению Христа. Здесь человек не может ничего: один Христос Своей жизнью, воскресением и вознесением совершает дело спасения. В Его Личности соединяются человечество и Божество, вечность вступает во время, время проникает в вечность, обóженнаяантропокосмическая природа вводится в жизнь Божественную, в само лоно Пресвятой Троицы.

И вот с Пятидесятницы начинается новый период, когда человеческие личности, содействием Духа Святого, должны свободно стяжать то обóжение, которое их природа раз и навсегда обрела во Христе. В Церкви свобода и благодать сотрудничают. По уважению к свободе человека Бог допускает, чтобы продолжалось время греха и смерти: Он не хочет насильственно навязывать Себя человеку, а хочет от него ответа веры и любви. Наше положение, однако, несравненно превосходит райское состояние: мы действительно больше не подвержены риску утратить благодать, мы всегда можем участвовать в Богочеловеческой полноте Церкви. Сами условия нашей немощи, которые целиком принял на Себя Христос, покаянием и верой раскрываются навстречу тайне любви. Итак, история Церкви – это свободное осознание людьми единства, совершенного во Христе и всегда присутствующего в Церкви, где уже даровано вечное сияние Царства. Так мы соработаем полному уничтожению смерти и преображению космоса, иначе говоря – второму пришествию Господа».[3]

Историю человечества также можно условно разделить и на этапы жизни согласно определенному Завету с Богом. Причем, это будет не только история спасения человечества, но и жизнь человека в раю. Интересно, что первый – предуготовительный период – полностью включает в себя четыре Завета Бога с человеком: Ноем, Авраамом (Исааком, Иаковом), Моисеем и Давидом. А последний – Новый Завет – в свою очередьохватывает собой второй и третий периоды истории спасения. Но самым первым Заветом, еще до грехопадения, а, значит, до истории спасения, был Доисторический Завет.

Итак, начнем по порядку.

 

1. Доисторический Завет

 

Время заключения Завета:

по разным оценкам – от 3761 г. до Р.Х. до десятков тысяч лет до Р.Х.

С кем заключен Завет:

Адам

Знамение Завета:

не было

Завет в Библии:

Быт.1:28, Быт 2:16-17

 

Этот Завет был заключен Богом с человеком сразу же после его появления в тварном мире. Если бы человек соблюдал все заповеди, которые даны были ему Богом при заключении Завета, не было бы необходимости впоследствии заключать следующий Завет. Т.е. все последующие Заветы появились как результат нарушения человеком первого – Доисторического Завета, попросту говоря – грехопадения.

После заключения Доисторического Завета в жизни человека и всей вселенной произошла катастрофа – человек отпал от Бога. И, не смотря на свое раскаяние, своими силами человек уже не в состоянии вернуться обратно в райскую обитель, он становится неспособным воплотить свое призвание – стать богоподобным. Только помощь Божия возвращает человеку возможность обрести Царство Небесное. Притом, это происходит не сразу. Так как человек наделен колоссальными духовными возможностями и имеет полную свободу действий, Бог никак не ограничивает человеческий потенциал, но ждет его реализации. В результате происходит взаимодействие двух личностей: Бога и человека. Бог ждет, пока грехопадший человек постепенно сформирует свой духовно-нравственный фундамент. Но Бог не просто ждет, Он воспитывает человека, выводя его на нужный уровень духовной чистоты. Только тогда станет возможным появление среди людей Единственной, Кто окончательно даст возможность Богу спасти человека, - Пресвятой Богородицы. Этот период мы обобщенно называем Ветхим Заветом[4] (так же называется и раздел Библии, охватывающий данный период). В.Н.Лосский назвал его предуготовительным: «Период предуготовления – это обетования: медленное продвижение ко Христу, в течение которого Божественная “педагогика” хочет сделать возможным исполнение обетования, данного в самый момент наказания.

Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения, и все же он знал святость, потому что благодать, действуя извне, вызывала ее в душе как некий плод этого воздействия. Человек, по вере пребывающий в послушании Богу и живущий праведно, мог стать орудием Его воли. Как свидетельствует призвание пророков, это не было согласием двух воль, но властным использованием волей Божественной воли человеческой: Дух Божий обрушивался на умевшего видеть, Бог извне овладевал человеком, налагая Свои требования на его личность. Бог невидимый – говорил, слуга Его – слушал. Синайский мрак противополагался Фаворскому свету, как тайна сокрытая – тайне раскрытой. Человек послушанием и чистотой готовился во мраке веры к служению. Послушание и чистота – понятия негативные: они предполагают проявление Бога извне и подчинение человека, становящегося Его орудием, человека, который, даже будучи праведным, не может освободиться от своего состояния греховности и смертности. Святость как активное освящение всего существа и свободное уподобление природы человеческой природе Божией сможет проявиться только после подвига Христа – в сознании этого подвига. Поэтому главное в Ветхом Завете – закон; отношения между Богом и человеком здесь – не единство, а союз, порукой которому является верность закону.

История Ветхого Завета – это история избраний, связанных с последующими падениями. На протяжении этой истории Бог спасает некий “остаток”, ожидание которого достигает все большей чистоты: в самой диалектике разочарований ожидание Мессии победоносного превращается в ожидание страждущего слуги Иеговы, ожидание политического освобождения одного народа – в ожидание духовного освобождения всего человечества. Чем более удаляется Бог, тем углубленнее становится молитва человека; чем ограниченнее избранничество, тем обширнее цель – вплоть до всепревосходящей чистоты Девы, способной родить Спасителя всего человечества.

Первым падением после утраты рая было убийство Авеля Каином. Бог говорил Каину: “Не лежит ли грех у дверей твоих? Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним”. Но Каин убил своего брата. Этому первому падению соответствует и первое избрание: избрание Сифа и его потомства. Сыновья Сифа – это “сыны Божии”, они призывают имя Иеговы и один из них, Енох, “ходил пред Богом” и был; может быть, с телом взят Богом в рай. Потомки же Каина, напротив – только сыновья человеческие, трагически обреченные на смерть (“Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне”, – говорит Ламех). Проклятые возделанной землей, впитавшей в себя кровь Авеля, они становятся первыми горожанами, изобретателями техники и искусства. С ними появляется и цивилизация – эта огромная попытка восполнить отсутствие Бога…

Приходит потоп, и кажется, что Бог возвращает первобытным водам свое искаженное падением творение. Может быть, это новое падение следует связывать с таинственным общением между ангелами и людьми, в результате чего появляются “исполины” (Быт.6:1-4). Не было ли это какой-то люциферианскойгнозой, из которой человек черпал необычную для себя власть? Но как бы то ни было, некий “остаток” – один человек и его близкие – обрели милость в очах Божиих, потому что “Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом” (Быт.6:9). Ной спасает человечество и все земное творение, не возродив их, как Христос – он только Его прообраз, – но обеспечив продолжение их существования. После потопа Бог заключает с человечеством космический союз, который стабилизирует земную вселенную; знамением этого завета становится радуга, таинственный, светозарный мост, соединяющий небо и землю».[5]

Интересно проследить развитие событий, начиная с 6-й главы книги Бытие. После первых семи стихов, в которых говорится о нечестии людей на земле (“И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле” (Быт.6:5)), 7-й стих повествует о праведнике – Ное. Именно через него Бог решает спасти человечество от дальнейшего сползания в духовную пропасть. Когда Ной стал делать по велению Бога ковчег, другие люди откровенно удивлялись ему. Однако, потоп, как воздаяние за грехи, поглотил практически всех. Спаслось только семейство Ноя и животные, бывшие в ковчеге. Не напоминает ли нам то давнее событие день сегодняшний, когда многие светские люди посмеиваются над верующими, в т.ч. православными христианами, не подозревая, что, может быть, как раз по молитвам этих верующих мир вообще пока еще существует…

Наступает потоп. В древнееврейском оригинальном тексте Писания используются такие слова и обороты, которые подчеркивают весь ужас происходящего –мир не просто почти лишился всего живого, но вовремя потопа происходил процесс, противоположный акту творения мира (Быт.1). Мир скатывался обратно в пучину хаоса и небытия. В современных переводах этот акцент не так заметен.Прот. Александр Сорокин пишет: «Именно эта бездна вновь вступает в силу, когда Бог наводит потоп (Быт. 7:11; 8:2) и молчит (Его Слово умолкает). Потоп — противоположный творению акт, когда мир из космоса вновь возвращается, точнее, падает в бездну, в бесформенное, гибельное состояние».[6]

Наводнение на Земле продолжалось “сорок дней и сорок ночей” (Быт.7:17). Затем происходит постепенное убывание воды. Наконец, Ной с семейством и животные вышли из ковчега на землю.

В Быт.8:20-22 говорится еще об очень важном событии в жизни человечества. Ной устроил жертвенник и принес Богу всесожжение[7], т.е. возблагодарил Бога за спасение. Это – первое упоминание в Библии о принесенной жертве Богу (в дальнейшем мы подробнее поговорим о явлении жертвоприношения). Здесь Ной выступает в качестве священника, который от лица всех людей приносит жертву и входит в общение с Богом. И, хотя Ной здесь не называется первосвященником, однако, в данном случае именно таковым он и выступает.После чего Бог заключает с человечеством в лице Ноя следующий Завет:

 

2. Завет с Ноем (Радужный Завет или Завет Божией милости)

 

Время заключения Завета:

около 2400 г. до Р.Х.

С кем заключен Завет:

Ной

Знамение Завета:

радуга (Быт.9:12-13)

Завет в Библии:

Быт.9:1-17

 

Необходимо отметить один важный момент.Первые слова благословения Бога в Завете с Ноем (Быт.9:1-7) практически дословно совпадают с началом благословения Бога в Доисторическом Завете (Быт.1:28), но, начиная с Быт.9:2, следует совсем другой текст. Речь уже не идет о владычестве любовью над миром. Звери будут теперь страшиться человека. Это может быть не только следствием Божьего повеления, но и предсказуемой реакцией животных на то, что человек с этого момента стал плотоядным.Среди животных также появляются хищники. Плюс ко всемуГосподь предупреждает человека об опасности греха убийства. И всё это – результат умножившегося греха на Земле.

Еще раз подчеркнем. Бог не заставил человека питаться животными,а животных – друг другом. Всё это уродливое состояние тварного мира является неизбежным следствием греха. И человек не должен никогда забывать об этом. Одно из свойств греха чем-то похоже на свойство ядовитого вещества – оно распространяется вокруг, заражая собой все окружающее пространство: и живое, и даже неживое, другими словами – вводит его в уродливое, противоестественное состояние. Бог Своим в своем благословении и обетованиях, образно говоря, констатирует свершившийся факт. И обязательно предлагает путь спасения из создавшегося положения. Т.е. в каждом Завете есть заповеди, исполняя которые человек будет исправлять ситуацию (или наоборот – усугублять ее, если заповеди не будут соблюдаться).

Впервые, начиная с этого Завета, мы встречаем такое явления, как знамение Завета. В данном случае это – радуга, из-за чего Завет с Ноем еще называют Радужным Заветом.

Завет с Ноем называют еще и Заветом милости Божией, т.к. Бог обещал больше не “поражать всё живущее” на Земле. Хотя, греха после этого в мире не уменьшилось…

Шло время. В 11 главе книги Бытие описано знаковое событие для человечества – построение Вавилонской башни. Показательна цель, ради которой люди решили построить этот символ самоуверенности и антирелигиозности: “И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.” (Быт.11:4).Но Господь не дал этим людям погрязнуть в идолопоклонстве – Он сделал так, что вместо одного языка стало много наречий, и люди перестали понимать друг друга, а затем рассеял этих людей по всей земле.В.Н.Лосский отмечает: «Новое падение совершается с построением Вавилонской башни. Вавилонская башня – это узурпаторский порыв безбожной цивилизации, единство только человеческое в своем чисто земном вожделении завоевывать небо. Так восточные сакральные цивилизации воздвигали свои зиккураты, эти храмы, этажи которых символизировали, по-видимому, те внутренние ступени, по которым должен был методически восходить посвященный. Вавилонская башня типичная для этих архаических примеров, но и превосходит их; она актуальна и по сей день.»[8]Важная мысль прослеживается в комментарии Брюссельского издания Библии: «“Рассеял их Господь” — рассеяние произошло вследствие неверности человечества. С этим событием ставится в связь призвание Авраама и его переселение в землю ханаанскую[9]. Объясняется, почему именно Авраам и еврейский народ будут избраны Богом и почему им будет поручено хранение древних заветов Божиих. Начало преодоления этого разъединения положит Христос Своим искупительным делом и ниспосланием Духа Святого от Отца (Ин.15:26) в день Пятидесятницы (Деян.2)».[10]

Итак, после рассеяния народов Господь избирает один из них, чтобы в первую очередь через него совершалось домостроительство спасения человечества. Это – потомки Сима – одного из сыновей Ноя. Поэтому их и называют “семитами”. «Единство без Бога влечет за собой справедливую кару: рассеяние вдали от Бога. Тогда рождается разноязычие, хаос “наций”. Но Бог использует даже само зло, отвечая на падение избранием, и из этих народов, формирующихся среди разделений и смешений, Он избирает Своим орудием один народ, народ еврейский, получивший свое имя от Евера, одного из потомков Сима. Это избрание достигает своей кульминационной точки в союзе с Авраамом; избрании на этот раз историческом, в котором возвещается слава потомства более многочисленного, чем звезды небесные».[11]

В начале 12-й главы описывается призвание Авраама: “И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; 2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; 3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. 4И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. 5И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

Сразу обращает на себя внимание безграничное доверие Аврама к Богу, его готовность в первую очередь к действию, а не анализу слов, сказанных Богом. “И пошел Аврам, как сказал ему Господь” – эти слова свидетельствуют еще и о смелости Аврама. Можно себе представить, какой серьезной должна была быть причина, из-за которой нужно было сняться с благоустроенного, привычного места (а в то время сделать это было куда труднее, чем сейчас), где всё связано с именем отца Аврама – Фарры, да еще и пойти туда, не знаю куда: “пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе…”, т.е. буквально: “сначала встань и пойди, а потом узнаешь – куда”. И Аврам пошел! И не только он, но и все близкие его: “И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую”. Такое искреннее отношение Аврамак Богу, удивительно трепетное доверие Ему явились для всех поколений образцом веры. “Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность” (Быт.15:6). Еще говорят, что Авраам – отец всех верующих. Его именем также называется группа религий, в которых Авраам почитается как признанный патриарх и образчик веры, –авраамические религии[12]: христианство, ислам и иудаизм.

После призвания Аврама произошло немало событий, описанных в книге Бытие, прежде чем Бог заключил Свой Завет с ним: освобождение Лота, обетование наследника, рождение Измаила от служанки –египтянки Агари. Наступает момент заключения завета Бога с Аврамом.

 

3. Завет с Авраамом (Завет с Праотцами)

 

Время заключения Завета:

около 1850 г. до Р.Х.

С кем заключен Завет:

Авраам

Знамение Завета:

обрезание (Быт.17:10-14)

Завет в Библии:

Быт.17:1-21

 

Отметим самые важные идеи Завета.

не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов”. Имя Аврамозначает “отец высок”, а Авраамтак и переводится –“отец множества”.

“6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; 7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; 8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом”. Земля Ханаанская, как уже говорилось, есть прообраз Царства Небесного. А эти слова Бога следует воспринимать также и в эсхатологической[13] перспективе.

“10Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.”По поводу обрезания обратимся за комментарием к Брюссельскому изданию Библии:«Обрезание было вначале обрядом, подготавливающим к браку и к посвящению в члены данной общины. Пролитие крови свидетельствовало о прочности заключенного между людьми союза. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в Союз-Завет Авраама и избранного народа с Богом, принадлежность к общине, исповедующей одну веру. В евр. понимании кровь священна, ибо в ней жизнь: “душа тела в крови” (Лев.17:11;17:14), “кровь есть душа” (Втор.12:23). Кровь, текущая из органа, передающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. Обрезание стало “знаком”, напоминающим Богу (как и радуга: 9:16-17) о Его Завете, а человеку — о егопринадлежности к избранному народу и вытекающих из этого обязательствах. В НЗ обрезание заменено крещением (Деян.15)».

Следует также отметить один интересный момент. Членом избранного народа может быть не только потомок, родственник Авраама, но и вообще любой человек: “рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени”. “Обетования завета распространялись на всех людей, имеющих духовную общность с Авраамом”.[14]Это служит своего рода ответом тем, кто твердо убежден, что Земля Обетованная была уготована исключительно прямым потомкам Сима (и Евера). А в новозаветное время вопрос о “родовой гарантии” обретения Царствия Небесного разрешает Иоанн Креститель: «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» (Мф.3:7-9). «Игра арамейских слов – “банайя” (сыновья) и “абнайя” (камни) - доносит до нас подлинную речь Иоанна. Он обличает людей, считавших принадлежность к народу Божию гарантией небесного благоволения.»[15]

Сара также получает новое имя – Сарра.«Согласно народному пониманию Сара и Сарра — две формы имени, означающего “княгиня”. Сарра будет матерью царей».[16]

Но после обещания Бога, относящегося к Сарре:“Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее”, Авраам не мог поверить в услышанное: “И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?”«Смех Авраама и Сарры (18:12; ср. 21:6) происходит от удивления этим, казалось бы, невероятным, обетованием. В ответ Бог исполняет предреченное Им и велит Аврааму дать сыну имя Исаак, сокращенную форму слов “Бог улыбнулся” или “Да улыбнется Бог” (несов. форма), т.е. — “Да будет благосклонен”».[17]Этот стих говорит о том, что иногда даже патриархи веры не могли до концапредставитьнеизреченную степень могущества Бога.

Нечто похожее мы видим, например, при Благовещении, когда Архангел Гавриил “был послан от Бога” возвестить Приснодеве МарииБлагую Весть: “… и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его” (Лк.1:31-32). В ответ Мария спрашивает: “как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк.1:34). На что Архангел Гавриил отвечает: “Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.” (Лк.1:35-37). И тогда Мария смиренно произносит: “се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.” (Лк.1:38) В этих словах Марии звучит бесконечное доверие Богу и полное послушание Ему. Это для Нее гораздо важнее, чем наша потребность сначала всёдля себя уяснить ограниченным после грехопадения умом, а потом уже, возможно, действовать.

Авраам тоже сразу после обетования наследника – Исаака (Быт.17:16), не смотря на свое удивление и внутренний смех, вверяет свою жизнь Богу и действует без промедления: “И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.”(Быт.17:23-27)

Среди современных богословов (например, у митрополита Сурожского Антония) есть мнение, что колебания в вере могли быть даже у Иоанна Крестителя.Когда он был схвачен и посажен в темницу, его посетили сомнения:“Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?”(Мф.11:2,3). Спаситель на это отвечает: “и блажен, кто не соблазнится о Мне” (Мф.11:6). Казалось бы, как такое может произойти с величайшим из пророков?Ведь именно об Иоанне Предтече Спаситель сказал: “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя” (Мф.11:11). Дело в том, что мы не должны видеть даже в таких избранниках Божиих неких медиумов или людей, с момента рождения “запрограммированных” на святость. Несмотря на то, что каждому из нас Господь уготовал свой путь, в т.ч. кому-то пророческий, это не снимает с нас ответственности за собственный жизненный выбор, который может совпасть с Божественным промыслом о нас, а может, и нет. Но и на пути пророческого служения обязательно возникнут искушения и препятствия. Скорее всего, их будет даже больше, чем у другого человека. Потому что они тем сильнее, чем больше Бог замыслил о нас. И когда мы читаем житие человека, причисленного к лику святых, этот рассказ не должен восприниматься нашим сознанием каким-то рафинированным и отстраненным от реальной жизни. Наоборот, святости этот человек достиг в результате грандиозного духовного подъема после возможного падения, которые в жизни возникают не одну тысячу раз. И именно последующие за искушениями взлеты устремленной к Богу души, упование во всем на Господа и крайнее напряжение своих духовных сил мы, в конце концов,и называем духовным подвигом, приводящим к святости. Библия в этом смысле как раз показывает реальность человеческой жизни, не пытаясь сгладить углы и приуменьшить остроту духовной борьбы.

Итак, у Авраама рождается наследник – Исаак. “И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.” (Быт.21:1-5). У Авраама появляется сын – в самом прямом смысле – долгожданный. Но Бог хочет испытать веру даже такого праведника, как Авраам. Полностью это событие отражено в Библии в Быт.22:1-19. Мы процитируем лишь некоторые стихи.

Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.”(Быт.22:1-2). Поставим себя на место человека, всю жизнь ожидавшего появления на свет родного сына. И, вот, наконец, свершилось чудо, и престарелые родители увидели своего малыша. Не нужно обладать слишком большой фантазией, чтобы представить себе – как в этом случае дорожат своим сыном… Но в случае с Авраамом и Саррой Бог предлагает … пожертвовать им самым дорогим, любимым и единственным своим ребенком.Однако, в этом состоит таинственный промысел Божий. Он никогда и никому не дает испытания сверх силы, какими бы они для нас тяжелыми не казались. Авраам знает это и, как и прежде, полностью доверяя Богу и не задумываясь ни на секунду, исполняет Божественную волю.По пути на гору Мориа, не доходя до места, где должна была быть принесена жертва, он говорит отрокам своим, которых тоже взял с собой: “останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.” (Быт.22:5). Этим Авраам дал понять, что он ничуть не сомневался в том, что Бог не даст погибнуть его сыну. Затем они с Исааком двинулись дальше: “И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.” (Быт.22:6)и у них между собой происходит очень интересный разговор: “И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе” (Быт.22:7-8). Снова мы видим потрясающую веру Авраама. И не только Авраама! Исаак, конечно же, догадывался – куда и зачем они идут, а также о своей роли в этом процессе. Тем более, что к тому времени уже во многих языческих народах практиковалось принесение в жертву “богам”не только животных, но и людей. И даже младенцев. Но Исаак был уже не младенец. И если бы он не захотел идти, наверное, не пошел бы. Однако, Исаак с таким же смирением доверяет себя своему отцу и Богу. Они оба – отец и сын – осознавали, что каким-то образом Бог разрешит эту ситуацию. Что, собственно, и произошло: “И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. 10И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. 13И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. 14И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.” (Быт.22:9-14).

И далее Бог повторяет Аврааму Свое благословение: “И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. 19И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии” (Быт.22:15-19).

В Эрмитаже есть прекрасная картина “Жертвоприношение Авраама” великого Рембрандта. От нее невозможно оторвать взгляд – настолько сильно она передает всю гамму переживаемых эмоций и торжество человеческого духа, подчиненного воле Божией. Примерно такие же впечатления оставляют и другие картины этого мастера на Библейские сюжеты. Например, истинный шедевр – “Возвращение блудного сына”.

В.Н.Лосский подводит итог этому отрывку Библии: «Авраам должен быть испытан в самом своем уповании для того, чтобы оно могло совершенно исполниться. Поведенная ему жертва – наследник обетования Исаак – требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: “Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой”. И когда в последний момент Бог действитель



2018-07-06 1054 Обсуждений (0)
Заветы Бога с человеком 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Заветы Бога с человеком

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1054)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)