Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Транспортные обязательства и их правовое регулирование



2018-07-06 522 Обсуждений (0)
Транспортные обязательства и их правовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

Оглавление. 1

Глава 38. Транспортные обязательства. 4

§ 1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование. 4

§ 2. Обязательства по перевозке грузов. 9

§ 3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза. 24

§ 4. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке. 34

§ 5. Договор перевозки пассажира и багажа. 44

§ 6. Договор буксировки. 51

§ 7. Договор транспортной экспедиции. 55

Глава 39. Кредитные и расчетные обязательства. 65

§ 1. Понятие кредитных и расчетных отношений. 65

§ 2. Договоры займа и кредита. 74

§ 3. Договор финансирования под уступку денежного требования. 90

§ 4. Договор банковского вклада. 99

§ 5. Договор банковского счета. 110

§ 6. Расчетные обязательства. 121

§ 7. Вексель. 145

Глава 40. Страхование. 161

§ 1. Общие положения о страховании. 161

§ 2. Виды и формы страхования. 194

Глава 41. Обязательства по оказанию услуг. 212

§ 1. Понятие и виды обязательств по оказанию услуг. 212

§ 2. Договор возмездного оказания услуг. 219

Глава 42. Поручение. 225

§ 1. Понятие и элементы договора поручения. 225

§ 2. Содержание договора поручения. 233

Глава 43. Комиссия. 239

§ 1. Понятие и элементы договора комиссии. 239

§ 2. Содержание договора комиссии. 247

Глава 44. Агентирование. 254

§ 1. Понятие и элементы агентского договора. 254

§ 2. Содержание агентского договора. 260

Глава 45. Доверительное управление имуществом. 262

§ 1. Общие положения о доверительном управлении имуществом.. 262

§ 2. Элементы договора доверительного управления имуществом.. 272

§ 3. Содержание договора доверительного управления имуществом.. 280

§ 4. Ответственность за нарушение договора доверительного управления имуществом 287

Глава 46. Хранение. 291

§ 1. Понятие, виды и элементы договора хранения. 291

§ 2. Содержание договора хранения. 302

§ 3. Ответственность по договору хранения. 310

§ 4. Договор складского хранения. 313

§ 5. Иные специальные виды хранения. 319

Глава 47. Договор коммерческой концессии. 325

§ 1. Понятие и элементы договора коммерческой концессии. 325

§ 2. Содержание договора коммерческой концессии. 335

§ 3. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение. 348

Глава 48. Простое товарищество. 354

§ 1. Понятие и элементы договора простого товарищества. 354

§2. Содержание договора простого товарищества. 363

Глава 49. Обязательства из односторонних действий. 375

§ 1. Общие положения. 375

§ 2. Действия в чужом интересе без поручения. 378

§ 3. Публичное обещание награды.. 387

§ 4. Публичный конкурс. 393

§ 5. Проведение игр и пари. 403

Глава 50. Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. 407

§ 1. Значение и понятие обязательств из причинения вреда. 407

§ 2. Условия возникновения обязательств из причинения вреда. 414

§ 3. Источники правового регулирования и система обязательств из причинения вреда 426

§ 4. Ответственность за вред, причиненный актами власти. 430

§ 5. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами 438

§ 6. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности 444

§ 7. Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина. 452

§ 8. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг 465

Глава 51. Обязательства вследствие неосновательного обогащения. 470

§ 1. Понятие, элементы и основания возникновения обязательств из неосновательного обогащения. 470

§ 2. Соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав. 477

§ 3. Содержание обязательства из неосновательного обогащения. 482

 


 

Глава 38. Транспортные обязательства

Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств.Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт)[1].

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется (стр. 373) доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут рассмотрены в дальнейшем[2]. Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Виды транспорта.В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт[3]. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта – трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транспорт» имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 ГК). (стр. 374)

Источники правового регулирования.ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, оченьвысок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее последней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов[4]. Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов (постановлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались постановлениями Правительств СССР и РСФСР. (375)

К их числу относятся: 1) Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный 15 октября 1955 г. (далее — УВВТ)[5]; 2) Устав железных дорог Союза ССР, утвержденный 6 апреля 1964 г. (далее — УЖД)[6]; 3) Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный 17 сентября 1968 г. (далее — КТМ)[7]; 4) Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный 8 января 1969 г. (далее — УАТ)[8]; 5) Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный 11 мая 1983 г.[9] На смену последнему пришел Воздушный кодекс Российской Федерации (далее — ВК), принятый Государственной Думой 19 февраля 1997 г. и введенный в действие с 1 апреля 1997 г.[10]

Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ «О защите прав потребителей».

Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами (министерством транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ[11].

С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое (стр. 376) сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права[12].



2018-07-06 522 Обсуждений (0)
Транспортные обязательства и их правовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Транспортные обязательства и их правовое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (522)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)