Классификация речевых нарушений
Содержание Введение……………………………………………………………………………...3 1. Классификация речевых нарушений........................….........................................4 2.Методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи...............................8 Заключение.................................................................................................................10 Список использованных источников и литературы...............................................11
Введение
Дети с нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Проблемами изучения нарушений речи и психических особенностей человека, имеющего речевые нарушения первичного характера, разработкой методов предупреждения, выявления и устранения этих нарушений средствами специального обучения и воспитания занимается логопедия с логопсихологией (от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение). Теоретические истоки логопедии с логопсихологией находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, в принципах взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития и ее ведущей роли в опосредовании психических процессов, выдвинутых М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия и др.М.Е. Хватцев выделяет среди причин нарушений речи: - органические (центральные или периферические отделы речевого анализатора, неправильное строение зубов, короткий язык…); - функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики); - социально-психологические. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов, психическое и соматическое здоровье ребенка, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение.Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий вызывает ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания;снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи; трудности в общении с другими людьми, нарушение его социальных связей с окружающим миром. Классификация речевых нарушений В современной логопедии и логопсихологии используют две основные классификации нарушений речи: клинико-педагогическую и психолого -педагогическую.Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными, или полиморфными нарушениями речи. I. Расстройства фонационного оформления высказываниямогут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:1) голосообразования; 2) темпоритмической организации высказывания; 3) интонационно-мелодической организации; 4) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины. 1. Дисфония(афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. 2. Брадилалия— патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикулятор-ной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. 3. Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. 4. Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка. 5. Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. 6. Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Проявляется в гатологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. 7. Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии. II. Нарушения структурно-семантического(внутреннего) оформления высказыванияпредставлены двумя видами: алалией и афазией. 1. Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). 2. Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи. III. Нарушения письменной речи.Эти нарушения подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения. 1. Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. 2. Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями развития речи. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на 2 группы. Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи). 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2. Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа— нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |