Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация речевых нарушений



2018-07-06 579 Обсуждений (0)
Классификация речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Классификация речевых нарушений........................….........................................4

2.Методы обучения и воспитания детей с нарушениями речи...............................8

Заключение.................................................................................................................10

Список использованных источников и литературы...............................................11

 

Введение

 

Дети с нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Проблемами изучения нарушений речи и психических особенностей человека, имеющего речевые нарушения первичного характера, разработкой методов предупреждения, выявления и устранения этих нарушений средствами специального обучения и воспитания занимается логопедия с логопсихологией (от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение). Теоретические истоки логопедии с логопсихологией находятся в исследованиях Л.С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, в принципах взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития и ее ведущей роли в опосредовании психических процессов, выдвинутых М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия и др.М.Е. Хватцев выделяет среди причин нарушений речи:

- органические (центральные или периферические отделы речевого анализатора, неправильное строение зубов, короткий язык…);

- функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);

- социально-психологические.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов, психическое и соматическое здоровье ребенка, потребность в речевом общении, полноценное речевое окружение.Первичный дефект, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий вызывает ряд вторичных и третичных отклонений: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания;снижение уровня обобщений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи; трудности в общении с другими людьми, нарушение его социальных связей с окружающим миром.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии и логопсихологии используют две основ­ные классификации нарушений речи: клинико-педагогическую и пси­холого -педагогическую.Все виды нарушений, рассматриваемые в клинико-педагогической классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказы­вания, которые в логопедии называют системными, или полиморфны­ми нарушениями речи.

I. Расстройства фонационного оформления высказываниямогут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:1) голосообразования; 2) темпоритмической организации высказывания; 3) интонационно-мелодической организации; 4) звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следу­ющие виды нарушений, для обозначения которых существуют тради­ционно закрепившиеся термины.

1. Дисфония(афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синони­мы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афо­ния), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными рас­стройствами голосообразующего механизма центральной или пери­ферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия— патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикулятор-ной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

3. Тахилалия— патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органиче­ской или функциональной.

4. Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties. Является центрально обус­ловленным, имеет органическую или функциональную природу, воз­никает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

6. Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Проявляется в гатологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.

7. Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного меха­низма фонационного оформления высказывания, следствием чего яв­ляются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявля­ющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимуществен­но в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

II. Нарушения структурно-семантического(внутреннего) оформ­ления высказыванияпредставлены двумя видами: алалией и афазией.

1. Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внутриут­робном или раннем периоде развития ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).

2. Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная ло­кальными поражениями головного мозга. Синонимы: распад, утрата речи.

III. Нарушения письменной речи.Эти нарушения подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нару­шении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нару­шении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.

1. Дислексия— частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; затрудне­ниях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непра­вильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия— частичное специфическое нарушение процесса пись­ма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алек­сии и аграфии.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых наруше­ний, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письмен­ной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопе­дическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с наруше­ниями развития речи.

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на 2 груп­пы. Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи— нарушение про­цессов формирования произносительной системы родного языка у де­тей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов вос­приятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые рас­стройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Вторая группа— нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при кото­ром заикание сочетается с общим недоразвитием речи.



2018-07-06 579 Обсуждений (0)
Классификация речевых нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация речевых нарушений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (579)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)