История делопроизводства в дореволюционной России
М. П. Илюшенко
Учебное пособие
Москва 1993
ВВЕДЕНИЕ Одной из составных частей управления является его документационное обеспечение. Документы фиксируют факты, события, управленческие действия с тем, чтобы их сохранить и с их помощью доказывать или свидетельствовать, передавать информацию. Созданные в процессе управления документы нуждаются в организации и обработке для того, чтобы стать информационной базой принятия решения, упорядоченным информационно-справочным массивом. До последнего времени существовали различные толкования термина "документ-". Это различие исходит из самой природы документа как многофункционального объекта. Понимание документа как поучения, примера, образца, свидетельства, доказательства (в переводе с латинского) означает, что он выполняет главным образом функцию передачи знания, свидетельства, доказательства. Определение документа, интегрирующее все его аспекты, дал советский документовед К.Г. Митяев. Основным критерием толкования термина "документ" является наличие информации, способность к ее сохранению. ГОСТ "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" трактует документ как "материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве"[1]. Документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке, называется официальным (управленческим) [2]. Каждый документ состоит из ряда элементов (реквизитов): текста, названия вида или разновидности, автора, адресата, даты, подписи, отметок и т.д. Основным реквизитом документа является его текст — "речевая информация, зафиксированная любым типом письма или любой системой звукозаписи". Вид — это понятие, употребляемое для обозначения группы документов одного наименования, например: указ — один вид, грамота — другой, акт — третий. Разновидность документа детализирует понятие "вид", уточняет характер деятельности, документированный данным видом (например, грамота жалованная, тарханная, купчая). Каждый документ имеет своего автора. При этом автором служебных документов являются учреждения. Так, автором памяти или грамоты за 'прописью" дьяка является центральное учреждение — приказ, автором отношения, подписанного директором департамента, — министерство. На документах, отправляемых в другие учреждения, обозначается адресат. Составным элементом формуляра документа является его дата-дата составления. Подпись и печать, гриф утверждения определяют понятие такого реквизита как состав удостоверения. Особую роль в характеристике документа играют пометы (резолюция) и различного рода отметки (о получении документа, о времени отправления, о срочности и контроле исполнения). Совокупность реквизитов, определенное их расположение составляют формуляр документа. Формуляры различных документов складывались на протяжении веков. Процесс создания документов определяется термином "документирование". Деятельность, охватывающая документирование и организацию работы с документами, называют делопроизводством. Этот термин стал употребляться еще в XVI в. и означал письменное оформление решения какого-либо вопроса, "производство дела". По существу и в те времена делопроизводство включало: создание документов, организацию их движения при исполнении, само исполнение, регистрацию документов, контроль за их исполнением, порядок хранения. Делопроизводство в учреждениях России представляло собой довольно упорядоченную систему составления документов и их обработки. Ему уделялось должное внимание: во все периоды деятельности государственного аппарата на правительственном уровне принимались решения по вопросам документирования и обработки документов. Многие зафиксированные правила и практика работы с документами позволяют выявить этапы формирования традиционной формы русского документа, способы его унификации, становление и развитие особого слоя служилых людей — чиновничества — и службы делопроизводства. Основным источником изучения истории делопроизводства являются документы, образовавшиеся в результате деятельности учреждений различных исторических периодов, другим — законодательные акты. Среди них можно выделить, прежде всего, Русскую Правду, Судебники 1547, 1550, 1589 гг., Генеральный регламент 1720 г., "Общее учреждение министерств" 1811 г., Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве 1911г. и др. В периодических изданиях — сенатских ведомостях, журналах министерств и главных управлений содержатся правила составления "делопроизводственных бумаг" (с приложением их образцов) и их обработки. Важные сведения содержит такая группа источников, как различные инструкции и руководства по делопроизводству, "письмовники"[3]. Делопроизводство дореволюционных учреждений описано современниками, например опричником Г.Штаденом, подьячим Г.К. Котошихиным, министром внутренних дел Л. А.Валуевым[4] и др. Из дореволюционных работ по истории делопроизводства особое место занимает труд Н.В. Варадинова, в котором одним из основных вопросов делопроизводства выделяются "правила составления деловых бумаг, актов и самих дел" [5]. Классификации документов, а именно описанию опыта применения десятичной классификации для документов аппарата управления, посвящена книга И. И Рихтера[6]. В конце XIX — начале XX в. выходят работы об отдельных системах документации — коммерческой и дипломатической [7]. В послереволюционное время самой значительной работой по делопроизводству стало учебное пособие К.Г. Митяева, в котором рассматриваются вопросы работы с документами в аппарате управления с древнейших времен до 1950 г[8]. В 1974 г. кафедрой документоведения Московского государственного историко-архивного института было подготовлено учебное пособие по истории делопроизводства.[9] Ценные сведения о документах делопроизводства правительственных учреждений имеются в трудах И.Ф. Колесникова, Л.В. Черепнина, Н.М. Тихомирова, Б.Г. Литвака, СО. Шмидта[10]. В данном учебном пособии рассматриваются основные этапы делопроизводственных процессов государственных институтов с IX до начала XX в. Оно предназначено для студентов факультета управления и Историко-архивного института РГГУ, а также для архивных работников и специалистов-историков.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |