Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самарского государственного института культуры



2018-07-06 353 Обсуждений (0)
Самарского государственного института культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач воспитания, относится признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству, необходимости создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их формирования у подрастающего поколения.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития
и национальной безопасности Российской Федерации. Содержание современного воспитания может рассматриваться как основа формирования важнейших духовных, социально значимых и государственно-патриотических ценностей. Система ценностей воспитания постоянно эволюционирует, претерпевает значительные изменения, которые осуществляются в контексте развития российского общества и государства, его институтов. С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности обновленная система ценностей гражданско-патриотического воспитания условно может быть разделена на сферы:

– духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры, как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);

– нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, уважение к старшим, любовь к семье и близким);

– историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

– гражданско-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве) [1, С. 17].

Без развития у российских граждан с раннего возраста этих ценностей
не может быть созидательного общества и сильного государства. Так что задача воспитания подрастающего поколения с активной жизненной позицией, позитивными гражданскими ценностями – это не теоретический, а насущный практический вопрос, в связи с чем и был разработан Проект «Открой свой город» (далее Проект), руководителем которого является автор статьи.

Реализация Проекта осуществляется на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Парус» г.о. Самара (ЦВР «Парус») в рамках социального партнерства с Самарским государственным институтом культуры и ориентирована
на расширение поля интеграции дополнительного, общего и высшего образования.

Источником появления образовательной (социальной) инициативы является Стратегия комплексного развития городского округа Самара на период
до 2025 года. Следует отметить, что губернатор Самарской области Николай
Иванович Меркушкин одним из приоритетных направлений развития Самарской области обозначил формирование и развитие на территории региона современного туристско-рекреационного кластера, ориентированного на въездной туризм. Особое значение и понимание этой задачи прослеживается в свете приближающихся игр Чемпионата мира по футболу, проведение матчей которого будет проходить на самарской земле.

Целью Проекта является формирование единого практико-ориентированного образовательного пространства, направленного на воспитание гражданина-патриота, знающего теорию и практику основ туристско-краеведческой деятельности региона.

Именно с этих принципиальных позиций, учитывая социальные запросы современности, на базе Центра внешкольной работы «Парус» реализуется идея создания Школы юного экскурсовода, что заявлено как ожидаемый результат Проекта. Новизна Проекта заключается во включении в традиционный для учреждения дополнительного образования детей образовательный процесс самарской молодежи и взрослого населения.

Целями и задачами Школы юного экскурсовода являются:

– воспитание российской гражданственности, толерантности, национального самосознания учащихся средствами краеведения и экскурсоведения;

– формирование качеств патриота Отечества, готового взять на себя ответственность за сохранение культурного наследия своего края, заботу о старшем поколении самарцев;

– предоставление возможностей выбора вида деятельности учащимися
Школы юного экскурсовода, максимально способствующего их самореализации.

– укрепление взаимодействия Школы юного экскурсовода с образовательными учреждениями г.о. Самара, библиотеками, музеями и организациями, занимающимися оказанием и продвижением экскурсионных услуг.

Обучение в Школе юного экскурсовода осуществляется по авторской дополнительной общеобразовательной программе «Школа юного экскурсовода» (далее Программа ШЮЭ), предназначенной для дополнительного образования школьников и молодежи, направленной на создание условий для формирования теоретической, методической и практической компетентностей обучающихся в области экскурсионной деятельности.

Программа ШЮЭ рассчитана на помощь обучающимся в углубленном познании своего края, его особенностей и взаимосвязей с природой, историей и культурой страны в целом; содействие в развитии собственных способностей, привлечение к участию в практической экскурсионной деятельности. Учащиеся приобретают опыт освоения теории экскурсоведения и творческий опыт социально-значимой практической деятельности экскурсовода.

Программа ШЮЭ рассчитана на обучающихся в возрасте 14–18 лет.

Сроки реализации программы ШЮЭ — 1 год, 216 часов в год. По окончании обучения при успешной сдаче зачетной экскурсии выпускникам Школы юного экскурсовода Самарским государственным институтом культуры присваивается квалификация «Юный экскурсовод» и вручается сертификат.

Анализ исследований отечественных ученых, определяющих патриотизм как сложное нравственное качество (В. В. Белоусова, Л. Р. Болотниковой, Н. П. Егорова, Т. А. Ильиной, Т. Н. Мальковской, И. С. Марьенко, Р. А. Полуяновой,
Д. Н. Щербакова, Н. Е. Щуркова), позволил определить структурные компоненты патриотизма и эксплицировать их на воспитание обучающихся в Школе юного экскурсовода [2, С. 99].

Таким образом, процесс патриотического воспитания учащихся в Школе юного экскурсовода строится с учетом структурных компонентов патриотизма: познавательно-потребностного, эмоционально-ценностного и деятельностно-творческого.

Познавательно-потребностный компонент включает овладение учащимися объемом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края; наличие интереса к этим сведениям, а также потребности расширять свой кругозор. Следует отметить, что участие в конкурсах, викторинах, образовательных
путешествиях, историко-краеведческих исследованиях, чтение исторической
и краеведческой литературы дают подрастающему поколению хорошую почву для размышления, для выбора правильных ориентиров в жизни, настоящие примеры смелости, мужества, стойкости. Так, первый год работы по Программе ШЮЭ принес и первые результаты: в областном конкурсе творчества учащихся «Листая
истории страницы», посвященном 200-летию К. К. Грота (учредитель конкурса
Министерство образования и науки Самарской области): 2 место в номинации «Научно-исследовательская работа» занял Бизяев Кирилл (14 лет).

Екатерина Лашманова (14 лет) приняла участие в городских патриотических чтениях «Герои Отечества», которые проводятся в ознаменование памяти дважды Героя Советского Союза, дважды кавалера ордена «Победа» маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. За представленную конкурсную работу в секцию «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой
герой», Екатерина по итогам конкурса награждена в торжественной обстановке
на специальной церемонии медалью «За успехи на благо города» от Думы городского округа Самара.

Эмоционально-ценностный компонент определяет эмоциональные переживания учащихся по отношению к Родине как к ценности, включает чувство любви
к родному городу, уважения к историческому прошлому страны, гордость за успехи, восхищение народным творчеством. Прививая подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, мы укрепляем основы государственности.

Подобно любому другому чувству, патриотизм не является врожденным.
Он обретается самостоятельно и переживается индивидуально, прямо связан
с духовностью и нравственной воспитанностью человека, их глубиной, с превращением общечеловеческих ценностей в собственные. Чувства являются основой для формирования убежденности, на которой строятся патриотические взгляды. Стоит отметить, что на учебных экскурсиях ШЮЭ присутствуют все необходимые элементы, являющиеся сильными мотивирующими факторами к развитию личности, а также мотивами к патриотическому поведению. Опыт творчества, эмоционально-ценностного отношения к изучаемым объектам природы и экскурсионного показа, на наш взгляд, высокоэффективно осуществляет патриотическое воспитание подрастающего поколения. Напротив, обучение, не затрагивающее эмоциональных переживаний, не достигает цели.

Важно, чтобы в результате реализации системы гражданско-патриотического воспитания осуществлялся переход от знаний к умениям и навыкам гражданско-патриотического поведения. Навыки в большей степени формируются в активной деятельности, в созидательной практической работе.

Деятельностно-творческий компонент предусматривает наличие личного опыта патриотического поведения учащихся и проявляется в общественно-полезном труде. Участие школьников в туристско-краеведческой работе, а, следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события. Молодые люди должны понимать особенности местного сообщества, формы своего участия в его делах, свои права и обязанности.

В целях организации целостного пространства апробации и применения
на практике знаний, умений и навыков, полученных учащимися под руководством специалистов в Школе юного экскурсовода, создано Экскурсионное бюро «Волжский парус» при Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Парус». Основу деятельности бюро составляет выявление наиболее способных юных экскурсоводов, включение лучших из них в волонтерскую деятельность бюро, повышение мастерства экскурсоводов-школьников, а также содействие профессиональному самоопределению учащихся.

В целях поддержки молодых самарских экскурсоводов, обучающихся в учреждениях среднего общего, дополнительного и высшего образования разработано Положение о фестивале «Новое поколение экскурсоводов», торжественное открытие которого впервые пройдет в марте 2015 года. Задачами фестиваля являются создание
открытой городской площадки в Самаре для презентации и апробации экскурсионных продуктов, созданных молодыми экскурсоводами, а также экспертное сопровождение молодых экскурсоводов в процессе подготовки экскурсионного продукта.

Учащимися ШЮЭ к фестивалю разработан экскурсионный маршрут «Приглашаем на экскурсию друзей». Экскурсии будут проводиться в интерактивной форме, когда экскурсанты будут не просто слушателями, а еще и активными участниками экскурсионного процесса.

Хочется надеяться, что возрастная общность интересов юных экскурсоводов и обслуживаемых ими экскурсантов позволит свидетельствовать в пользу того, что это приведёт к появлению особого поля взаимопонимания, а также проявления учащимися чувства здорового патриотизма, любви к малой родине.

 

Список литературы

 

Лутовинов, В. И. Воссоздание государственно-патриотической идеологии
и института воспитания – основополагающий фактор возрождения великой России / В. И. Лутовинов // Социальные технологии и исследования. – 2014. – № 6. – С. 10–19.

Махнева О. С. Теоретические подходы к проблеме патриотического воспитания младших школьников / О.С. Махнева // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 11. – С. 96–100.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Программа научно-практической конференции,
«Героизм, самопожертвование и повседневность:
Самарский край в 1941-1945 годах»,
посвященной 70-й годовщине Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов.............................................. 3

2.Приветствие председателя Правительства Самарской области
НЕФЁДОВА Александра Петровича.................................................... 5

3.Приветствие, вступительное слово.
Председатель Самарской Губернской Думы
САЗОНОВ Виктор Федорович………………………............................... 6

4.Источники победы СССР в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов.
ШИРОКОВ Геннадий Афанасьевич..................................................... 8

5.Формирование военно-промышленного комплекса
на территории Куйбышевской области.
РЕПИНЕЦКИЙ Александр Иванович................................................... 18

6.Место производственного комплекса НКВД СССР
в индустриальном развитии Куйбышевской области.
ЗАХАРЧЕНКО Алексей Владимирович............................................... 24

7.Социальное положение городского населения
Среднего Поволжья в 1941-1945 гг.
ШМАТОВ Евгений Николаевич............................................................ 32

8.Историческая память о войне и защита ее от
фальсификаций.
ПАРАМОНОВ Вячеслав Николаевич................................................... 38

9.Эвакуированное население в Среднем Поволжье
в 1941-1945 гг.: подвиг и трагедия.
ФЕДОТОВ Виктор Владимирович....................................................... 46

10.Подвиг воинов-ставропольчан – Героев Советского Союза
в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
ГУРОВ Владимир Алексеевич.......................................................... 51

11.Куйбышевская епархия в годы Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг.
ЯКУНИН Владимир Николаевич………………………………………….67

 

 

12.Историография тоталитаризма и тенденции
деформации исторических исследований в России.
АДАЕВСКАЯ Татьяна Ивановна
ЯМАШЕВ Владимир Михайлович..................................................... 78

13.Пищевая промышленность г. Куйбышева в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
(На примере Куйбышевской кулинарной фабрики).
ЮСУПОВА Светлана Николаевна..................................................... 83

14.Из истории музыкальной жизни Куйбышева в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
ТУЗОВА Ольга Владимировна.......................................................... 86

15.Поликонфессиональное Поволжье в годы
Великой Отечественной войны:
мусульмане на защите Отечества».
ГУСЕВА Юлия Николаевна............................................................... 92

16.Фашистские концентрационные лагеря
глазами военнопленного.
ШАКУРОВА Юлия Фаритовна........................................................... 96

17.К вопросу об истории государственной военной
пропаганды в годы Великой Отечественной войны.
СОЛНЦЕВ Андрей Валерьевна......................................................... 100

18.Фронтовики и общественные настроения
послевоенного советского общества
(на примере г. Куйбышева).
ИЗМАЙЛОВА Олеся Алексеевна....................................................... 104

19.Школа юного эскурсовода в системе
гражданско-патриотического воспитания
подрастающего поколения.
БАРАБАНОВА Нина Александровна................................................ 107

 

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ



2018-07-06 353 Обсуждений (0)
Самарского государственного института культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самарского государственного института культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)