Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Демократическое направление политической мысли: Т.Джефферсон, Т.Пейн



2018-07-06 577 Обсуждений (0)
Демократическое направление политической мысли: Т.Джефферсон, Т.Пейн 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1) Томас Пейн (1737—1809) относится к числу наиболее радикаль­ных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение коло­ ний (Пейн в 1774 г., т. е накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отде­лении колоний от Англии и создании независимого государства.

 

Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном его произведении — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны обра­зовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным ав­тором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

 

Как и многие другие представители естественно-правовой тео­рии того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его суще­ствования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.

С образованием общества и государства, которые Пейн разли­чал ("общество создается нашими потребностями, а правительст­во — нашими пороками... Первое — это защитник, второе — кара­тель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие чело­веку как члену общества. Это те права, которые человек не спосо­бен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право соб­ственности — право приобретенное, а не естественное.

 

Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю — земля была "об­щей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "не­доплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности.

 

(Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выс­тупил против рабовладения и потребовал освобождения рабов)

 

Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением лю­дей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами со­хранять справедливость в отношениях между собой. Целью госу­дарства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Государство создается людьми по об­щественному договору — единственно возможному способу обра­зования государства. Поэтому верховная власть в государстве дол­жна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного сувере­нитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничто­жать любую форму правления — о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделе­ния колоний от Англии и образования собственного независимого государства.

 

Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (мо­нархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правле­ ния — наследование или выборность. Пейн резко критиковал госу­дарственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правле­ние, основанное на передаче власти по наследству, он называл "са­мым несправедливым и несовершенным из всех систем правле­ния". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей на­родный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".

 

Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правле­ние, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, изби­раемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.

 

Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонис­тов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воз­действие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке про­тив испанского колониального господства и даже пересекли Атлан­тический океан и на родине Пейна, в Англии.

 

2) Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743—1826), став­ шего после образования США их третьим президентом, были близ­ки к политическим взглядам Пейна.

 

Как и Пейн, Джефферсон вос­принял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикаль­ной и демократической трактовке. Отсюда близость его политичес­ких и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии крити­ ковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение вла­стей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президен­ту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

 

Радикальная и демократическая трактовка естественно-право­вой концепции проявилась в представлении Джефферсона об об­щественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равен­ства граждан в политических, в том числе избирательных, правах

 

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Од­нако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фер­мерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопичес­ким, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за независимость.

 

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джеффер­сон был основным автором проекта Декларации независимости — конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обо­сновывал правомерность отделения колоний от Англии и образова­ ния ими самостоятельного, независимого государства.

 

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный су­веренитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало Декларацию независимости выдающим­ся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пы­талась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

 

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следую­щие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе ко­торых жизнь, свобода и стремление к счастью".

 

Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо про­тивопоставлялось унаследованным от феодализма сословным при­вилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие коло­ нистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

 

Составляя проект Декларации, Джеффер­сон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посяга­ тельства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свобод­ны, колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-тео­ретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому сво­бода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т. е. право на собственность.

 

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимо­сти, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиновать­ся ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существо­вания (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

 

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в исто­рию Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозгла­шении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказыва­ли и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

 



2018-07-06 577 Обсуждений (0)
Демократическое направление политической мысли: Т.Джефферсон, Т.Пейн 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Демократическое направление политической мысли: Т.Джефферсон, Т.Пейн

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)